Строительные машины и оборудование, справочник






Аккумуляторные батареи автомобиля БелАЗ


Категория:
   Автомобили БелАЗ


Аккумуляторные батареи автомобиля БелАЗ

Аккумуляторные батареи предназначены для накопления электрической энергии во время работы генератора (заряд батарей) и отдачи этой энергии потребителям при неработающем генераторе (разряд батарей).

На автомобилях установлены четыре аккумуляторные батареи типа 6СТМ-128МС или 6СТЭ-128МС или 6ТСТ-120ЭМС. Каждые две аккумуляторные батареи соединены между собой параллельно, вследствие чего емкость каждой образованной группы увеличилась в 2 раза по сравнению с емкостью одной аккумуляторной батареи. Образованные две группы соединяются между собой последовательно, что обеспечивает увеличение их общего напряжения до 24 в.

Аккумуляторная батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, каждый из которых имеет номинальное напряжение 2 в. Эти аккумуляторы помещены в отдельный эбонитовый моноблок, а моноблок с аккумуляторами — в деревянный ящик, сбоку которого для переноски батареи имеются ручки.



Аккумуляторные батареи имеют на своих межэлементных соединениях обозначения, характеризующие тип батарей: число последовательно соединенных аккумуляторов (6), назначение («СТ>> — стартерная или «ТСТ» — тракторная стартерная), номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда в а-ч (для батареи 6ТСТ-120ЭМС номинальная емкость дана для 10-часового режима разряда) и обозначения, характеризующие различия в сборке батарей (для батареи, изготовленной в деревянном футляре с тонкостенным эбонитовым моноблоком-, ставится буква «М»; для батареи, изготовленной в деревянном футляре с эбонитовыми баками ставится буква «Э») и материал сепараторов («МС» — мипласт и стекловойлок).

На сухозаряженные батареи обычно ставится дополнительно в конце обозначения буква «3»,

Приведение батарей в рабочее состояние. В зависимости от климатического района, в котором работает автомобиль, аккумуляторные батареи, установленные на нем, заливают различными по плотности растворами аккумуляторной серной кислоты.

В аккумуляторную батарею заливают 8 л электролита.

Электролит готовят из аккумуляторной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—53), а в крайнем случае из снеговой или дождевой воды, собранной не с железных крыш и не бывшей в железных сосудах. Для приготовления электролита применяют стойкую против действия серной кислоты посуду — керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании — кислоту (табл. 4).

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже + 15 и не выше +25 °С.

До заливки электролита вывертывают пробки, предварительно сняв с них герметизирующую пленку, если они ею заклеены, или срезают выступы на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия. В батареях с пробками, не имеющими герметизирующей пленки, удаляют проложенные под ними герметизирующие диски. Герметизирующие диски и пленку после заливки электролита больше не применяют.

После этого,,используя стеклянную, эбонитовую или свинцовую воронку, небольшой струей заливают в аккумуляторы через доли-вочные отверстия электролит. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка. Проверку уровня электролита производят стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей на конце две риски на высоте 10 и 15 мм. Погрузив трубку этим концом в электролит до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем верхний ее конец, затем приподнимают трубку и по уровню электролита в ней определяют уровень электролита в аккумуляторной батарее.

На первый заряд батарею ставят после трехчасовой выдержки ее с электролитом. Положительный зажим аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к отрицательному. Величина аарядного тока равна 11,2 о для батарей 6СТМ-128МС или 6СТЭ-128МС и 12 й для батареи 6ТСТ-120ЭМС. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой ступени заряда применяют ток 16,8 о для батарей 6СТМ-128МС или 6СТЭ-128МС и 18 а для батареи 6ТСТ-120ЭМС и заряд этим током ведут до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигнет 2,4 в. После этого снижают зарядный ток до 11.2 а для батареи 6СТМ-128МС и 6СТЭ-128МС и до 12 а для батареи 6ТСТ-120ЭМС и продолжают заряд.

Батарею можно включать на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше +30 °С.

Заряд батареи ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными в течение 3 ч подряд.

Во время заряда через определенные промежутки времени проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше +45 °С. Если температура достигнет +45 °С, уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до +30 °С.

В процессе заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, указанной в табл. 3, доводят плотность электролита (обязательно в конце заряда) путем доливки дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше, и доливкой кислоты плотности 1,4 г/см3, когда она ниже нормы.

Перед доливкой воды или кислоты предварительно отбирают часть электролита из аккумулятора при помощи груши.

Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормы, то продолжают доводку. Для полного перемешивания электролита промежутки между двумя добавками воды или кислоты должны быть не менее 30 мин.

Примечание. При экстренном вводе батарей в работу разрешается устанавливать на автомобиль сухозаряженные батареи без подзаряда при условии, что плотность электролита после 3-часовой выдержки батареи с момента их заливки понизилась не более чем на 0,04 г/см3.

После приведения батарей в рабочее состояние все последующие заряды ведут двухступенчатым режимом.

После заряда закрывают батареи крышками и протирают ее поверхность 10-процентным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.

При установке батарей на автомобиль выводные зажимы батарей после подсоединения к ним наконечников проводов смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59).

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. При эксплуатации батарей на автомобиле контролируют их зарядный режим с тем, чтобы не было излишнего перезаряда, сокращающего их срок службы. Контроль зарядного режима производят по показаниям вольтамперметра.

Для исключения излишнего перезаряда аккумуляторных батарей периодически проверяют, а в случае необходимости регулируют реле-регулятор.

Через каждые 100 ч работы: очистить батареи от пыли и грязи; – проверить плотность крепления батарей и плотность контакта наконечников проводов с выводными зажимами батарей. Не допускать натяжения проводов во избежание порчи выводных зажимов и образования трещин в мастике; – проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов; – проверить уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи и при необходимости долить водой до требуемого уровня. Доливать электролит в аккумуляторы запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.

Через каждые 500 ч работы проверить степень заряженное батарей, для чего замерить плотность электролита. Одновременно замерить температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с автомобиля и ставят на подзаряд.

Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины