Опорно-сцепное устройство предназначено для соединения автомобиля-тягача с прицепными агрегатами и для передачи вертикальной нагрузки от полуприцепа на автомобиль-тягач.
Опорно-сцепное устройство выполнено с двумя степенями свободы: оно допускает поворот автомобиля-тягача относительно полуприцепа и качание обоих звеньев поезда — автомобиля-тягача и полуприцепа — в вертикальной плоскости, перпендикулярной его продольной оси.
Опорно-сцепное устройство состоит из корпуса, шарнирно соединенного с рамой двумя горизонтальными осями, застопоренными в проушинах корпуса клиньями. Оси опираются на сферические подшипники в опорах на поперечинах рамы.
Рис. 1. Опорно-сцепное устройство:
1 — корпус; 2 — вертикальная ось; 3 — регулировочные шайбы; 4 — опорная втулка; 5 — дистанционная шайба; 6 и 18 — распорные втулки; 7 — горизонтальная ось; 8 — корпус-опора; 9 — сферический роликовый подшипник; 10 — шайба; 11 — технологические заглушки; 12 — элементы следящей системы (показаны условно); 13 — манжета; 14 — упорный роликовый подшипник; 15 — клин; 16 — пробки-заглушки; 17 — хобот прицепа; 19 — уплотни-тельное кольцо; 20 —- стопорное кольцо; 21 — крышка
В продольном направлении корпус фиксируется втулкой и шайбой.
Хобот прицепного агрегата шарнирно соединяется с корпусом опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача вертикальной осью которая стопорится в хоботе клином. В корпусе опорно-сцепного устройства вертикальная ось установлена на двух сферических подшипниках. Вертикальная нагрузка от полуприцепа воспринимается упорным подшипником, установленным в корпусе..
Для ограничения вертикального перемещения хобота установлена распорная втулка. Осевой зазор регулируется шайбами. Вертикальное осевое перемещение хобота не должно превышать 0,6 мм.
На корпусе опорно-сцепного устройства имеются проушины, к которым шарнирно прикреплены вильчатые рычаги трехзвенного механизма поворота. Взаимное положение вильчатых рычагов регулируется шайбами, установленными на осях.
К корпусу приварены два ограничителя угла качания, к которым прикреплены буфера: при достижении предельного угла качания 20° в каждую сторону корпус через буфера опирается на поперечину рамы.
Техническое обслуживание опорно-сцепного устройства. Через 500 ч работы поезда подтянуть стопорные клинья осей.
Через 2000 ч (но не реже 1 раза в год):
- заменить смазку в подшипниках. При этом промыть все детали в дизельном топливе. Для извлечения упорного и радиального роликовых подшипников из корпуса вывернуть технологические заглушки 11 и завернуть специальные болты М24 X 2 X 300;
- отрегулировать вертикальный осевой зазор: он не должен превышать 0,6 мм.
—
Седельные тягачи, предназначенные для работы с полуприцепами, оборудованы опорно-сцепными устройствами.
Основанием опорно-сцепного устройства служит нижняя плита, установленная на раме седельного тягача. На плите закреплена ось балансира. Балансир качается в поперечной плоскости. На нем размещена ось седла. Продольное качание балансира ограничивается буферами, расположенными по обеим сторонам нижней плиты.
На полуприцепе имеется шкворень, который при сцеплении с тягачом входит между захватами сцепного механизма. Захваты шарннрно закреплены на пальцах. Когда захваты замкнут шкворень, они запираются запорным кулаком с пружиной. Чтобы расцепить тягач с полуприцепом, запорный кулак отводят вперед рукояткой, которую удерживают в этом положении защелкой.
Рис. 1. Опорно-сцепное устройство седельного тягача:
а — сцепленное положение; б — расцепленное положение; 1 — нижняя плита; 2 — ось седла; 3 — буфер балансира; 4 — балансир; 5 — ось балансира; 6 — еащелка запорного кулака; 7 — стержень запорного кулака; 8 — пружина; 9 — запорный кулак; 10 — седло; 11 — рукоятка замка; 12 и 13 — захваты; 14 _ пальцы захватов; 15 — шкворень
Для предупреждения самопроизвольной расцепки предусмотрен предохранитель, не позволяющий запорному кулаку выйти из своего гнезда. Перед расцепкой предохранитель выключают.
В расцепленном состоянии захваты остаются раскрытыми. Это облегчает последующую сцепку тягача с полуприцепом, которая происходит автоматически. Когда тягач подают назад (под полуприцеп), шкворень полуприцепа, придя в соприкосновение с захватами, раздвигает их и, заняв установленное положение, вызывает замыкание их. Стопорное кулачковое устройство надежно запирает шкворень.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Опорно-сцепное устройство автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы