Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили БелАЗ

Публикация:
   Контрольно-измерительные приборы автомобиля БелАЗ

Читать далее:




Контрольно-измерительные приборы автомобиля БелАЗ

Спидометр. Спидометр предназначен для непрерывного отсчета общего пробега в километрах и определения скорости движения автомобиля.

На автомобилях установлен электрический спидометр СП 120, работающий совместно с датчиком МЭ302-В (рис. 159).

Датчик спидометра представляет собой коллекторный преобразователь постоянного тока в трехфазный переменный ток изменяющейся частоты. В корпусе датчика установлен фильтр 5 для гашения радиопомех, выполненный в виде трех сопротивлений, включенных в цепь от датчика к измерителю. Датчик спидометра установлен на автомобилях-самосвалах на крышке тормоза-замедлителя, а на автомобилях-тягачах — на суппорте стояночного тормоза и приводится в действие от ведомого вала коробки передач или дополнительной коробки червячной передачей.

Импульсы электрического тока от датчика поступают в приемник спидометра, представляющий собой маломощный трехфазный синхронный двигатель с возбуждением от постоянного магнита. Вращение ротора приемника через эксцентриково-храповой механизм передается счетному механизму спидометра. Привод счетного узла спидометра позволяет отсчитывать пройденный путь только в сторону увеличения показания независимо от направления движения автомобиля.

Рис. 159. Схема подключения спидометра:
I — датчик; II — указатель; Л 2, 3 и 4 — зажимы датчика и указателя; 5 — фильтр гашения радиопомех; 6 — аккумуляторные батареи; 7 — контактор включения массы

Рис. 160. Схема подключения тахометра:
I — датчик; II — указатель; 1, 2, 3 — зажимы датчика и указателя; 4 — обмотки возбуждения датчика; 5 — якорь датчика; 6 — гистерезисные диски; 7 — якорь указателя; 8 — обмотки возбуждения указателя; 9 — магнитный узел (муфта); 10 — чувствительный элемент (диск); 11 — противодействующая пружина (волосок); 12 — магниты; 13 — алюминиевый демпферный диск; 14 — шкала; 15 — стрелка указателя

Указатель спидометра установлен на панели приборов. При монтаже прибора контактные выводы датчика соединить соответственно с. контактными выводами указателя спидометра, а контактный вывод датчика соединить с положительным зажимом аккумуляторных батарей.

На спидометре установлена контрольная лампа с синим светофильтром, сигнализирующая о включений дальнего света фар.

Тахометр предназначен для непрерывного измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя. Применяемый на автомобилях тахометр состоит из датчика Д1-ЗММ и указателя ТЭ1-ЗМ (рис. 160).

Датчик тахометра устанавливается на автомобиле-самосвале БелАЗ-540 на крышке головки левого блока цилиндров двигателя, а на автомобилях-самосвалах БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и на ав-томобилях-тягачах на передней крышке блока цилиндров двигателя и приводится во вращение от распределительного вала. Он представляет собой трехфазный генератор переменного тока с постоянным магнитом-якорем 5, вращающимся на двух шариковых подшипниках. Статор датчика набран из пластин трансформаторного железа толщиной 0,5 мм и имеет шесть пазов, в которых уложена трехфазная обмотка 4. Каждая фаза обмотки имеет две катушки, соединение фаз выполнено по типу «звезда».

При вращении якоря датчика магнитный поток, создаваемый постоянным магнитом, индуктирует в обмотке статора трехфазный ток, частота которого пропорциональна скорости вращения двигателя. Вырабатываемый датчиком ток поступает к обмотке 8 статора синхронного электромотора указателя.

Указатель состоит из синхронного электромотора и механизма указателя, смонтированных в одном корпусе.

Синхронный электромотор состоит из статора, представляющего собой трехфазную обмотку, помещенную в пластинчатый пакет, якоря, выполненного в виде двух крестовидных магнитов, и элемента пуска, состоящего из трех гистерезисных дисков, наличие которых способствует синхронной работе мотора указателя с генератором датчика даже при резком увеличении числа оборотов двигателя. На валу ротора, вращающегося на двух подшипниках, установлен магнитный узел, состоящий из двух пластин с впрессованными в них постоянными магнитами. В воздушном зазоре между торцами цилиндрических магнитов расположен чувствительный элемент (диск), установленный на оси. На втором конце этой оси насажена стрелка, показывающая на шкале число оборотов коленчатого вала двигателя.

При вращении магнитного узла в чувствительном элементе индуктируются вихревые токи. В результате взаимодействия этих токов с магнитным полем магнитного узла создается вращающийся момент чувствительного элемента, пропорциональный скорости вращения этого узла. Вращающему моменту чувствительного элемента противодействует момент спиральной пружины, закрепленной на оси этого элемента. Так как момент спиральной пружины пропорционален углу ее закручивания, то угол поворота чувствительного элемента, а следовательно, и стрелки пропорционален скорости вращения магнитного узла и соответственно скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Для повышения устойчивости стрелки и улучшения отсчета показаний прибора на оси чувствительного элемента установлен алюминиевый демпферный диск, который вращается в воздушном зазоре между торцами постоянных магнитов, закрепленных на неподвижных платах. При вращении диска магнитный поток магнитов наводит в нем вихревые токи, в результате взаимодействия‘которых с магнитным потоком этих магнитов подвижная система указателя получает тормозной момент, повышающий ее устойчивость.

При монтаже прибора зажимы датчика соединить соответственно с зажимами указателя, т. е. любые две фазы поменять местами.

Счетчик часов работы двигателя (моточасов) предназначен для автоматического отсчета времени работы двигателя в часах. На автомобилях установлен счетчик 563ЧП-М.

Счетчик часов работы двигателя установлен на панели приборов и представляет собой часовой механизм с электрическим подзаводом и пуском.

Пределы измерения счетчика — от нуля до 1000 ч, после чего отсчет начинается сначала. Точность отсчета — ОД ч (6 мин).

При монтаже зажим +А прибора (рис. 161) подсоединить к положительному зажиму аккумуляторных батарей, а зажим +Г — к зажиму Я генератора.

Часовой механизм счетчика автоматически включается в работу при возбуждении генератором тока напряжением 8 в. При прекращении работы генератора пусковая катушка часового механизма обесточивается и прибор автоматически выключается.

Подзавод часового механизма осуществляется электромагнитной катушкой, питаемой от аккумуляторных батареи.

Вольтамперметр предназначен для контроля за работой генератора и реле-регулятора, а также для контроля степени заряда аккумуляторных батарей. Установленный на панели приборов вольтамперметр ВА240 представляет собой магнитоэлектрический прибор и состоит из магнитной и подвижной систем.

Магнитная система состоит из постоянного магнита с полюсными наконечниками, охватывающими подвижный стальной сердечник. Подвижная система состоит из рамки, на которую намотана обмотка. Рамка установлена между полюсами магнита и сердечником.

Вольтамперметр постоянно работает в режиме амперметра, т. е. показывает силу разрядного и зарядного токов в амперах. Для переключения его на режим вольтметра необходимо нажать кнопку, расположенную в нижней части шкалы прибора. Для расширения пределов измерения амперметра зажимы « + » и А прибора соединены с шунтом ША240. При монтаже прибора (рис. 162) зажим V соединить с массой, зажим « + » — с зажимом Я генератора, зажим А — с положительным зажимом аккумуляторных батарей.

Погрешность показаний вольтамперметра проверяют при температуре окружающей среды +20 ±5 °С, сравнивая его показания с показаниями контрольного прибора класса точности 0,5. Погрешность не должна превышать величин, указанных в табл. 8.

Регулировку вольтамперметра при работе амперметром производят на стенде, сравнивая его показания с показаниями контрольного вольтамперметра. Если показания регулируемого прибора меньше действительного значения, нужно намагнитить магнит прибора на намагничивающем аппарате с последующим размагничиванием в размагничивающей катушке до получения величины тока, определяемой по контрольному вольтамперметру. Если показания прибора больше действительного значения, то регулировку производят размагничиванием магнита в размагничивающей катушке, доведя показания регулируемого вольтамперметра до значений контрольного. Вольтамперметр при работе вольтметром в случае превышения погрешности свыше допустимых величин не регулируется и подлежит замене.

Рис. 161. Схема подключения счетчика моточасов:
1 — счетчик моточасов; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор: 4 — аккумуляторные батареи; 5 — контактор включения массы; +Г, +Л, Я — зажимы счетчика моточасов, генератора, реле-регулятора

Рис. 162. Схема подключения вольтамперметра:
1 — контактор включения массы; 2 — аккумуляторные батареи; 3 — шунт вольтамперметра; 4 — вольтамперметр; 5 — генератор; 6 — реле-регулятор; А, V, «+», Б, Я — зажимы вольтамперметра, реле-регулятора, генератора

Дистанционный парожидкостный термометр ТПП082 (рис. 163) установлен на автомобиле-самосвале БелАЗ-540 и предназначен для контроля температуры масла в системе смазки двигателя. Он состоит из датчика, установленного на картере двигателя, капиллярного трубопровода и указателя, расположенного на панели приборов, которые образуют замкнутую систему, заполненную хлорметилом и его парами.

Принцип действия термометра основан на упругой деформации трубчатой пружины указателя под действием давления насыщенных паров легкоиспаряющейся жидкости, помещенной в закрытом сосуде. Давление изменяется в зависимости от температуры окружающей (измеряемой) среды. Деформация пружины через передаточный механизм передается на стрелку прибора.

Рис. 163. Дистанционный парожидкостный термометр

Рис. 164. Дистанционный парожидкостный манометр:
1 — датчик; 2 — штуцер; 3 — уплотнительные прокладки; 4 — гайка; 5 — капиллярный трубопровод; 6 — указатель

При монтаже прибора следует осторожно обращаться с капиллярным трубопроводом, не допуская его смятия, перекручивания и резких изгибов, так как повреждение трубопровода влечет за собой порчу прибора без возможности его ремонта.

Дистанционный парожидкостный манометр МТС16 предназначен для измерения главного давления в гидромеханической передаче. На автомобиле БелАЗ-540 таким же манометром измеряется давление масла в системе смазки двигателя. Манометр (рис. 164) состоит из датчика, установленного на картере гидротрансформатора, а на автомобиле БелАЗ-540 также и на картере двигателя, указателя, расположенного на панели приборов, и капиллярного трубопровода. Датчик, указатель и капиллярный трубопровод образуют замкнутую систему, заполненную лигроином.

Принцип действия манометра основан на упругой деформации трубчатой пружины под влиянием давления жидкости, заключенной в закрытом сосуде и изменяющей свое давление в зависимости от давления измеряемой среды. Деформация пружины через рычажный механизм передается на стрелку прибора.

При монтаже прибора следует оберегать капиллярный трубопровод от смятия, перекручивания и резких изгибов, так как повреждение трубопровода влечет за собой порчу прибора без возможности его ремонта.

Магнитоэлектрический термометр предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости в двигателе и температуры масла в гидротрансформаторе. Кроме того, на автомобилях-само-свалах БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах таким же термометром измеряется температура масла в системе смазки двигателя.

Каждый термометр (рис. 165) состоит из указателя УК102 или УК131, установленного на панели приборов, и датчика ТМ100, установленного на агрегате, в котором измеряется температура. Указатели УКЮ2 применены для измерения температуры охлаждающей жидкости, а указатели УК131 — для измерения температуры масла и отличаются один от другого только оформлением шкалы.

Датчик температуры выполнен в виде герметичного латунного баллона, внутри которого расположено полупроводниковое сопротивление, параметры которого при изменении температуры изменяются и соответственно вызывают изменение величины тока в обмотках указателя, включенных последовательно с сопротивлением.

Исправность указателя температуры проверяют включением в цепь вместо датчика контрольного реостата при напряжении 28 в и температуре окружающей среды +20 ± 5 °С. Перед снятием показаний указатель выдерживают во включенном положении на предельной отметке +120 °С в течение 2 мин.

Если термометр имеет значения погрешностей показаний выше допустимых величин, регулировку прибора производят только перестановкой стрелки на оси указателя. Если эта регулировка не Дает требуемого результата, прибор заменяют.

Магнитоэлектрический манометр предназначен для измерения давления масла в гидротрансформаторе, а на автомобилях-самосвалах БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах также для измерения давления масла в системе смазки двигателя. Кроме этого, на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А дополнительно установлен еще один магнитоэлектрический манометр, предназначенный для измерения давления масла в турбокомпрессоре двигателя.

Рис. 165. Схема магнитоэлектрического термометра:
1 — датчик; 2 — указатель; 3 — магнит указателя; 4 — аккумуляторные батареи; Ки Ki и Кз — катушки; RTK — сопротивление температурной компенсации; R д— дополнительное сопротивление; Д и Б — зажимы указателя

Рис. 166. Схема магнито электрического манометра:
1 — датчик; 2 — указатель; 3 — магнит указателя; 4 — аккумуляторные батареи; Ки Кг и Кз — катушки; ftTK — сопротивление температурной компенсации

Каждый прибор (рис. 166) состоит из указателя УКПО-Б, установленного на панели приборов, и датчика ММ350-В, установленного на агрегате, в котором производится измерение давления.

Магнитоэлектрические манометры устроены и работают аналогично магнитоэлектрическим термометрам. Различие заключается только в том, что вместо полупроводникового сопротивления в датчик вмонтирован реостат, который изменяет свое сопротивление, а следовательно, и величину тока в обмотках указателя в результате воздействия мембраны, прогибающейся под воздействием давления масла.

Указатель уровня топлива — магнитоэлектрический (рис. 167) состоит из указателя УБ102 логометрического типа и реостатного датчика БМ144-А, связанного с поплавковым механизмом. Указатель установлен на панели приборов, датчик — на левом топливном баке.

На автомобиле-самосвале БелАЗ-548А установлены два датчика: на левом топливном баке БМ144-А, на правом БМ113-А.

Рис. 167. Указатель уровня топлива:
I — датчик; II — указатель; 1 — поплавок; 2 — ползунок; 3 — обмотка реостата; 4 — магнит указателя; 5 — контактор включения массы; 6 — аккумуляторные батареи; К\, Кг и Кз – катушки; Нтк — сопротивление температурной компенсации; Кд — дополнительное сопротивление; Д и Б — зажимы указателя

Различие между датчиками заключается только в том, что рычаг поплавка датчика БМ113-А короче соответствующего рычага датчика БМ144-А.

Исправность указателя прибора проверяют включением в цепь вместо датчика контрольного реостата при напряжении 28 в и температуре окружающей среды +20 ± 5 °С.

Проверяемый указатель выдерживают во включенном положении на точке П в течение 2 мин и затем определяют погрешность прибора сначала в порядке понижения сопротивления контрольного реостата (опорожнение бака), затем в порядке увеличения сопротивления (наполнение бака).

Регулировку показаний указателя уровня топлива производят перестановкой стрелки на оси при включенном приборе. Других методов регулировки указателя нет, и точность показаний определяется только точностью намотки катушек по числу витков.

Исправность датчика уровня топлива определяют по контрольному мегоомметру, устанавливая рычаги датчика в положения, соответствующие различному уровню топлива в баке.

Если сопротивление рабочей части реостата датчика не соответствует указанным значениям, снять крышку датчика и, ослабив винт крепления ползунка, установить ползунок реостата в соответствующее положение по контрольному мегоомметру.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Контрольно-измерительные приборы автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства