Система освещения и световой сигнализации включает фары основного света, противотуманные фары, заднюю фару, подфарники, задние фонари, фонарь номерного знака, плафон освещения кабины, подкапотную лампу, лампы освещения приборов и контрольные лампы, а также переключатели, служащие для управления указанными приборами.
Фары основного света ФГ122В установлены в гнезда переднего буфера (правая фара) и переднего капота (левая фара). Каждая фара крепится при помощи четырех винтов. Фара состоит из корпуса, полуразборного оптического элемента, устройства для регулировки и внутреннего и наружного ободков. В фаре применен полуразборный оптический элемент, который состоит из отражателя, завальцованного в отражателе стекла рассеивателя, двухните-вой лампы А24-60 + 40 и патрона, позволяющего устанавливать лампу в фаре в определенном положении.
Лампа фары имеет две нити накаливания: верхняя нить, расположенная выше горизонтальной оси отражателя, дает .слабый луч света (ближний свет), а нижняя нить, расположенная в фокусе отражателя, дает сильный луч света (дальний свет).
Для того чтобы в рабочем положении фары нить накала дальнего света была расположена внизу, при установке фары или замене оптического элемента необходимб следить, чтобы имеющаяся на рассеивателе надпись Верх была вверху.
Устройство для регулировки позволяет регулировать направление света фары в горизонтальном и в‘ертикальном положениях. Это достигается вращением двух винтов, один из которых расположен в вертикальной плоскости фары (над отражателем), а другой в горизонтальной (сбоку фары).
Фары включаются центральным переключателем света, расположенным на панели приборов; переключение с дальнего света на ближний и наоборот производится ножным переключателем, расположенным на наклонной панели пола кабины.
Противотуманные фары ФГ119В установлены в гнезда переднего буфера и прикреплены к кронштейну при помощи поворотного болта, позволяющего изменять положение фары.
Фара состоит из корпуса, полуразборного оптического элемента и ободка. Оптический элемент состоит из стального отражателя, покрытого тонким слоем алюминия, контактного устройства, закрепленного на отражающей поверхности отражателя, козырька, экранирующего прямые лучи лампы, а также рассеивателя, изготовленного из прозрачного оранжевого стекла, и лампы накаливания А24-60 + 40, в которой используется только нить дальнего света.
Регулировка направления света фары производится поворотом корпуса фары. Включаются противотуманные фары переключателем П46А, расположенным на панели прибора.
Задняя фара ФГ16К установлена на кронштейне, приваренном к задней части рамы. Фара предназначена для освещения дороги при движении автомобиля задним ходом, а также для освещения отвалов и бункеров при разгрузке автомобиля. Фара установлена на кронштейне при помощи полого поворотного болта, через который проходит подводящий провод.
Фара состоит из корпуса, оптического элемента и ободков. В оптическом элементе применен рассеиватель из прозрачного бесцветного стекла и установлена двухнитевая лампа А24-60 + 40, в которой так же, как и в противотуманных фарах, используется только нить дальнего света. В задней части корпуса фары имеется болт, служащий для поворота фары.
Задняя фара включается автоматически при включении заднего хода автомобиля, а также переключателем, расположенным на панели приборов.
Подфарники ПФ101В установлены в гнездах переднего буфера автомобиля и служат для обозначения габарита и указателей поворотов. Подфарник состоит из корпуса, рассеивателя и ободка. Внутри корпуса имеется патрон, в который вставляется двухнитевая лампа А24-32 + 4. Нить 4 св служит для обозначения габаритов автомобиля при стоянках ночью, а нить 32 св предназначена для указания поворота автомобиля. Нить 4 св включается центральным переключателем света, а нить 32 св включается переключателем указателей поворотов.
Задние фонари ФП101Г установлены на автомобилях-самосвалах в задней части платформы, а на автомобилях-тягачах — два в задней части прицепного агрегата и один на кабине и служат для обозначения заднего габарита автомобиля-самосвала или автомобиля-тягача, а также для задних указателей’ поворотов и подачи стоп-сигнала.
Задний фонарь состоит из корпуса, разделенного перегородкой на две самостоятельные части, и рассеивателя. В каждой части фонаря установлены одноконтактные патроны. В один патрон устанавливается лампа с силой света 21 св, которая служит для подачи сигнала торможения и указателя поворота. Лампа загорается при нажатии на педаль тормоза, а также при включении указателей поворотов. Во второй патрон устанавливается лампа с силой сбета 3 св, которая служит как задний указатель габаритов автомобиля. Лампа загорается при включении центрального переключателя света фар.
Фонарь номерного знака ФП200 установлен на задней поперечине рамы и служит для освещения номерного знака в ночное время. Фонарь состоит из корпуса и основания, на котором закреплен одноконтактный патрон. В нижней части корпуса закреплен рассе-иватель из бесцветной прозрачной пластмассы. В патрон фонаря устанавливается однонитевая лампа А24-3. Лампа фонаря номерного знака загорается при включении центрального переключателя света.
Плафон освещения кабины ПК201 установлен на специальном кронштейне, приваренном к крыше кабины. Плафон состоит из корпуса с установленным патроном для однонитевой лампы, рассеивателя и ободка.
В патрон плафона установлена лампа А24-3. Плафон освещения кабины включается переключателем П20А2, расположенным на панели приборов.
Подкапотная лампа ПД38 крепится к внутренней панели заднего капота автомобиля и снабжена выключателем, установленным на корпусе лампы.
Центральный переключатель света фар П38 установлен на панели приборов и служит для включения фар основного света, подфарников, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака. Ручка переключателя имеет три фиксированных положения: – положение 0 (ручка вдвинута до отказа) — освещение выключено; – положение I (ручка вытянута на половину хода) — включены задние фонари, фонарь освещения номерного знака (пользуясь ножным переключателем света, можно переключать освещение с ближнего света основных фар на подфарники); – положение II (ручка вытянута полностью) — включены задние фонари, фонарь освещения номерного знака (пользуясь ножным переключателем света, можно переключать освещение с ближнего света основных фар на дальний).
Когда ручка центрального переключателя находится в положении / или II, можно с помощью переключателя П46А включить про-тивотуманные фары или заднюю фару. На автомобилях следует избегать длительного включения задней фары, так как может отказать в работе включенный параллельно с ней электрический звуковой сигнал.
Встроенный в центральный переключатель света реостат позволяет регулировать интенсивность света ламп освещения шкал приборов путем поворота рукоятки переключателя: при повороте рукоятки по часовой стрелке яркость света увеличивается, против часовой стрелки — уменьшается. При повороте рукоятки влево до отказа цепь ламп освещения разрывается. Лампы освещения шкал приборов можно включить только в случае, когда рукоятка центрального переключателя света находится в положении / или II.
Ножной переключатель света фар П39 — двухпозиционный, установлен на полу кабины слева от педали тормоза и служит для переключения освещения с ближнего света на подфарники, когда рукоятка центрального переключателя находится в положении /, и для переключения фар с дальнего света на ближний, когда рукоятка центрального переключателя находится в положении II.
Переключатель указателей поворотов П109А установлен на рулевой колонке и служит для соединения цепи сигнальных ламп в подфарниках и задних фонарях с источником тока при повороте автомобиля в правую или левую сторону. Включается переключатель рукояткой, а выключается автоматически после выхода автомобиля из поворота. При повороте автомобиля направо рукоятку переключателя указателей поворотов перемещают вправо, при этом загораются мигающим светом лампы в правом подфарнике и в правом заднем фонаре. При повороте налево рукоятку перемещают влево, при этом загораются мигающим светом лампы в левом подфарнике и левом заднем фонаре.
Прерыватель указателей поворотов РС401Б (рис. 156) служит для получения прерывистого светового сигнала при поворотах автомобиля. Он включен в электрическую цепь указателей поворотов. При замыкании переключателем цепи сигнальных ламп ток из аккумуляторных батарей проходит через обмотку, сопротивление, струну и якорь. Сила тока в этом случае будет небольшой и накал нитей ламп слабым. Прохождение тока через струну вызывает ее нагрев и удлинение и тем самым позволяет электромагнитному сердечнику притянуть якорь. В результате замыкания контактов сопротивление и струна шунтируются, ток в цепи возрастает и накал сигнальных ламп увеличивается.
Рис. 156. Прерыватель указателей поворотов:
1 — регулировочный винт; 2 — стеклянный шарик (изолятор); 3 — струна; 4 и 10 — якоря; 5 и 6 — контакты; 7 — регулировочная пластина; 8 — бронзовая пластина; 9 — сердечник; 11 — обмотка сердечника; 12 — кронштейн; 13 — сопротивление на 38 ом-, 14 — конденсатор емкостью 10 ООО пф
Прерывание тока в струне вызывает ее остывание и сокращение длины. Струна снова натягивается и размыкает контакты, после чего процесс повторяется. Частота вибрации контактов составляет 65—120 размыканий в минуту.
Замыкание контактов контрольной лампы происходит в момент замыкания контактов, когда увеличивается сила тока в обмотке электромагнита и якорь притягивается к нему. При этом контрольная лампа включается на полный накал. Размыкание контактов уменьшает электромагнитное действие сердечника, и под действием упругой бронзовой пластины контакты размыкаются и выключают цепь контрольной лампы.
Для уменьшения износа основных контактов параллельно им подключен конденсатор 14 емкостью 10 000 пф.
При монтаже прерывателя зажим Б прибора подсоединяется к положительному полюсу аккумуляторной батареи (через предохранитель на 6 а), зажим СП — к соответствующему контактному выводу переключателя, зажим KЛ — к контрольной лампе на щитке приборов.
Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации.
Ежедневно перед выездом на линию протереть наружную поверхность рассеива-телей фар, подфарников, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака и осмотреть их. Если имеются разбитые или треснувшие рассеиватели, заменить их. Проверить исправность всех приборов системы освещения и сигнализации в различных положениях центрального и ножного переключателей света, а также переключателя указателей поворотов. Убедиться в исправности всех контрольных ламп.
Через каждые 100 ч работы проверить и, если нужно, подтянуть крепления всех приборов системы освещения и сигнализации. Очистить от пыли и грязи поверхности и зажимы ножного переключателя света и включателей сигналов торможения.
Через 500 ч работы проверить внешним осмотром состояние изоляции электропроводки и при необходимости устранить неисправности. Подтянуть винты крепления электропроводки на всех соединительных панелях и проверить надежность подсоединения ее к приборам. Проверить и при необходимости отрегулировать установку фар по положению световых пятен на специальном экране.
Проверку производят на ровной горизонтальной площадке, на автомобилях без груза, при нормальном давлении воздуха в шинах и правильно отрегулированных характеристиках цилиндров подвески.
На площадке автомобиль-самосвал или автомобиль-тягач установить таким образом, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану и проходила через вертикальную линию 0—0, а расстояние от экрана до фар было 10 м.
Рис. 157. Разметка экрана для регулировки установки фар:
Л— Л—линия центра левой фары;
О — О — продольная ось автомобиля;
Я— Я —линия центра правой фары;
Д — Д — линия центров пятен дальнего света фар;
Б — Б — линия центров пятен ближнего света фар
Метки Верх на рассеивателях фар должны находиться в верхнем положении.
Установку фар проверяют, поочередно закрывая одну из фар (правую или левую) светонепроницаемым материалом сначала при включенном дальнем свете, затем— при ближнем. Центры световых пятен дальнего света обеих фар должны располагаться на пересечении горизонтальной линии Д — Д и соответствующих вертикальных линий (Л — Л для левой фары и П — П для правой фары). Центры световых пятен ближнего света обеих фар должны располагаться на горизонтальной линии Б — Б, но правее линий Л — Л и Я — П.
Дальний свет основных фар регулируют с помощью регулировочных винтов, расположенных под наружными ободками фар, а ближний свет этих фар — изменением посадки лампы в патроне, изменением посадки патрона в оптическом элементе. Свет противотуманных фар регулируют поворотом корпуса фары при отпущенной гайке крепления фары к кронштейну.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система освещения и световой сигнализации автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы