Платформа — металлическая сварная ковшового типа с козырьком над кабиной. Днище выполнено из листа толщиной 18 мм и наклонено по всей длине.
Основание и борта платформы связаны усилителями коробчатого сечения (контрфорсами) и обогреваются отработавшими газами. В платформе предусмотрены заглушки для отключения обогрева платформы: при переходе на весенне-летнюю эксплуатацию заглушки устанавливают в задней части платформы и, наоборот, при переходе на осенне-зимнюю эксплуатацию — в передней.
К передней части платформы приварен прочный козырек, предохраняющий кабину и отсек двигателя от повреждения падающими камнями в момент загрузки автомобиля.
Для удержания платформы в поднятом положении к основанию приварены две серьги, а к раме — специальные кронштейны, в которые вставляются буксирные шкворни.
Для транспортировки автомобилей по железной дороге к основанию и бортам платформы приварены скобы. При вводе автомобилей в эксплуатацию скобы срезают.
Подъемный механизм платформы
Подъем платформы осуществляется гидравлическим подъемным механизмом с дистанционным управлением из кабины водителя. Механизм обеспечивает подъем платформы, опускание и остановку ее в любом промежуточном положении в процессе подъема и опускания и автоматическое ограничение максимального угла подъема платформы.
Подъемный механизм автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А состоит из двух цилиндров, двух насосов, распределительного крана, автомата переключения насоса, крана управления и масляного бака. На автомобиле-самосвале БелАЗ-548А установлен дополнительный насос, вместо распределительного крана и автомата — панель управления.
Цилиндры подъемного механизма — телескопического типа. На автомобилях-самосвалах БелАЗ-540 и БелАЗ-540А цилиндры трех-звенные (рис. 170), на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А четырех-звенные. В каждом цилиндре установлены обратные клапаны, обеспечивающие перетекание масла при полностью выдвинутом последнем звене, т. е. клапаны автоматически соединяют нагнетательную магистраль со сливной.
Цилиндр состоит из трех выдвижных труб и неподвижного поршня-штока. Поверхности сопряжения выдвижных звеньев уплотнены резиновыми кольцами 8 круглого сечения, которые предохранены фторопластовыми защитными шайбами от попадания абразивных частиц на поверхность колец. Перед защитными шайбами и уплотнительными кольцами в канавки установлены предохранительные кольца 6 специального профиля, снимающие с наружных поверхностей труб и штока масляную пленку при раздвижении цилиндра и защищающие цилиндр от попадания пыли и грязи извне.
Рис. 170. Цилиндр подъемного механизма автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1, 2, 3, 4, 8, 15, 26 п 27 — уплотнительные кольца; 5 — стопорное кольцо; 6 — предохранительные кольца; 7 — защитные шайбы; 9 — наружная труба; 10 — первая выдвижная труба; 11 — вторая выдвижная труба; 12 — поршневые кольца; 13 — направляющее кольцо; 14 — ограничительные кольца; 16 — крышка; 17 — крышка верхней опоры; 18 — подпятник верхней опоры; 19 —- головка верхней опоры; 20 — гнездо клапана; 21 — толкатель; 22 — поршень-шток; 23 — внутренняя труба; 24 — втулка; 25 — защитный чехол; 28 — крышка нижней опоры; 29 — головка нижней опоры; 30 — подпятник нижней опоры;
Для раздвижения цилиндра (при подъеме платформы) масло подается по внутренней трубе в надпоршневую полость III: сначала смещается вверх наружная труба, потом последовательна первая и вторая 11 выдвижные трубы. Вторая выдвижная труба перемещается вместе со втулкой 24, скользящей по штоку. В поршень вмонтированы два перепускных клапана, состоящие из толкателя и гнезда. Когда вторая труба и втулка достигнут верхнего положения, втулка переместит толкатели вверх — надпоршневая полость III сообщается с подпоршневой полостью II, раздвижение цилиндра прекращается, а жидкость, подаваемая в надпоршневую полость III через клапаны, радиальные отверстия в штоке, полость между штоком и внутренней трубой и каналы I в головке поступает в канал IV сливной магистрали.
Опоры цилиндра представляют собой шаровые шарниры. Нижний шарнир уплотнен кольцами 3, исключающими течь масла по зазорам между поверхностью подпятника, поверхностями опоры и крышки и кольцами, исключающими течь масла по сопряжению головка — крышка. Уплотнительное кольцо 2 предотвращает перетекание масла из надпоршневой полости в подпоршневую. Если это кольцо износилось, возможны рывки в конечный момент подъема платформы: между подпятником и головкой образуется зазор, масло из нагнетательной магистрали поступает в под-поршневую полость и происходит резкое торможение платформы.
От загрязнения нижняя опора защищена чехлом.
Насосы объединенной гидравлической системы подъемного механизма платформы и усилителя рулевого управления — шестеренчатые, марки НШ-46У. На автомобилях БелАЗ-540 и БелАЗ-540А установлены два насоса, на автомобиле БелАЗ-548А — три.
Нижний насос (по расположению на картере согласующего редуктора) — левого вращения, подает масло в гидроусилитель рулевого управления; верхний насос — правого вращения, подает масло в цилиндры подъемного механизма платформы (на автомобиле БелАЗ-548А оба верхних насоса правого вращения).
Для уменьшения внутренних перетечек масла в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и втулок применено автоматическое регулирование зазоров: масло из нагнетательной камеры по каналу III между корпусом и втулками поступает в полость II над втулками и стремится поджать левые (по рисунку) втулки к торцам шестерен, устраняя зазор между втулками и шестернями. В то же время на другие торцы втулок со стороны зубьев тоже давит масло. Поскольку площадь торцов втулок со стороны полости II несколько больше активной площади торцов со стороны шестерен, то результирующее усилие постоянно прижимает втулки к торцам шестерен. Это усилие невелико и не может вызвать повышенного износа втулок.
Вытекание масла из полости II предотвращается манжетой с кольцами и специальным уплотнением с вкладышем.
Поверхности сопряжения втулок с цапфами шестерен смазываются маслом, поступающим в зазоры по специальным канавкам на торцах и по винтовым канавкам на образующих отверстий. Это масло из полости / по каналам в крышке и отверстию в ведомой шестерне поступает в полости корпуса, соединенные каналами со всасывающей камерой: один канал соединяет полости между собой и с другим каналом, аналогичным каналу III, и сообщающимся со всасывающей камерой (этот канал со стороны крышки закрыт вкладышем и уплотнением). Таким образом, все утечки масла попадают во всасывающую камеру.
На заводе-изготовителе насосы собираются для правого вращения ведущего вала-шестерни (по часовой стрелке, если смотреть на торец вала) и левого вращения (против часовой стрелки). Если насос разобран, то при сборке необходимо сохранить прежнее расположение и направление разворота втулок (втулки развернуты по направлению вращения ведомой шестерни), а вкладыш и специальное уплотнение установить в канал со стороны всасывающей камеры.
Распределительный кран (рис. 172) предназначен для сообщения нагнетательной магистрали насоса либо с магистралью подъема платформы, либо с магистралью опускания платформы.
I и VII — левая и правая (по рисунку) полости крана; II—полость сообщающаяся со всасывающей магистралью насоса гидроусилителя;
III — полость, сообщающаяся с магистралью опускания платформы;
IV — полость, постоянно сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса; V — канал подвода масла от магистрали управления (от крана управления); VI — полость, сообщающаяся с магистралью подъема платформы
Рис. 171. Насос НШ-46У (на правой проекции крышка снята):
1 — ведомая шестерня; 2 — крышка; 3 — сальник; 4 — опорное кольцо; 5 — ведущая шестерня; 6 — стопорное кольцо; 7 — манжета; 8 — прижимное кольцо; 9 — втулка; 10 — корпус; 11 — специальное уплотнение; 12 — вкладыш (на рисунке не показан, находится под уплотнением);
Рис. 172. Распределительный кран:
1 — золотник; 2 — специальная крышка; 3, 6, 10, 12 — уплотнительные кольца; 4 — корпус; 5 — прокладка; 7 — крышка; 8 — пружина; 9 — опорная шайба пружины; 11 — плита;
К крышке подсоединены два маслопровода от крана управления, по которым масло из нагнетательной магистрали насоса подается в полости I и VII. При этом золотник находится в среднем, нейтральном положении: усилия обеих пружин и давление масла в обеих полостях одинаковы.
В плите выполнены каналы, через которые полости II, III, IV и VI крана (в зависимости от положения золотника) сообщаются с соответствующими магистралями системы.
Полость IV постоянно сообщается с нагнетательной магистралью насоса подъемного механизма. При среднем положении золотника эта полость через каналы в золотнике сообщается с полостью II, постоянно соединенной со всасывающей магистралью насосов, а полости III и VI разобщены с магистралями подъема и опускания платформы.
При смещении золотника вправо или влево нагнетательная полость IV сообщается либо с магистралью опускания платформы (через полость III), либо с магистралью подъма платформы (через полость VI); магистрали подъема и опускания через полость II сообщаются со всасывающей магистралью насосов — платформа опускается или поднимается.
Кран управления (рис. 173) служит для дистанционного управления золотником распределительного крана, т. е. для управления подъемным механизмом.
Масло от насоса через автомат подключения насоса по маслопроводу, через дроссель подается в полость II крана и из полости по каналам / и III поступает в полости распределительного крана, т. е. при нейтральном положении золотника, как показано на рисунке, торцовые полости распределительного крана постоянно сообщены с нагнетательной магистралью насоса. Масло, просачивающееся через зазоры между золотником и корпусом, по каналу IV отводится в бак.
Рис. 173. Кран управления:
1 — скоба; 2 — вилка; 3 — шариковый фиксатор; 4 — верхняя крышка; 5 и 7 — уплотнительные кольца; б — корпус; 8 — золотник; 9 — нижняя крышка;
I — канал для отвода масла к правой полости распределительного крана; II — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса; /// — канал для отвода! масла к левой полости распределительного крана; IV — канал для слива масла
При повороте золотника 8 по часовой стрелке (если смотреть сверху) до крайнего положения канал I остается сообщенным с полостью II через паз, показанный пунктирной линией, а канал III разобщается с полостью II и сообщается со сливным каналом IV через радиальное отверстие в золотнике: одна полость распределительного крана остается под давлением масла, а другая сообщается с каналом слива — золотник под давлением масла в одной полости смещается в сторону и вытесняет из нее масло, которое через каналы III и IV крана сливается в бак.
При повороте золотника 8 против часовой стрелки канал III остается сообщенным с полостью II, т. е. нагнетательной магистралью насоса, а канал / разобщается с полостью II и сообщается со сливным каналом IV.
Если после выполнения каких-либо ремонтных работ на автомобиле, связанных с демонтажем маслопроводов, присоединенных к крану управления, подъем и опускание платформы не соответствуют положению рукоятки крана и надписям-табличкам, поменять местами маслопроводы, присоединенные к каналам I и III крана.
Автомат переключения насоса (рис. 174) служит для автоматического подключения насоса гидроусилителя рулевого управления к нагнетательной магистрали при подъеме платформы груженого автомобиля. Кроме того, после полного выдвижения второй подвижной трубы и начала вытеснения масла из подпоршневой полости цилиндра дросселем автомата создается сопротивление выходу масла из подпоршневой полости, чем предупреждается резкое растягивание цилиндров при приближении платформы к максимальному углу ее запрокидывания.
Автомат установлен под правой продольной балкой рамы.
При принудительном опускании платформы (когда подпоршневые полости цилиндров полностью заполняются маслом) поступающее от насоса масло через перепускной «грибковый» клапан подается во всасывающую магистраль насосов. Перепускной клапан является одновременно и предохранительным как в этом случае, так и во всех случаях, когда при принудительном опускании платформы давление в подпоршневой полости цилиндра становится выше 32 кГ/см2.
Рис. 174. Корпус автомата переключения насоса (внешние каналы):
I — канал отбора масла в магистраль гидроусилителя; II — канал подвода масла от насоса гидроусилителя рулевого управления; III — канал отвода масла к крану управления; IV — канал, сообщающий полость клапана-золотника автомата с нагнетательной магистралью насоса подъемного механизма платформы; V — канал, сообщающийся с под-поршневыми полостями цилиндров (магистраль опускания платформы); VI — канал, сообщающий внутренние каналы и полости магистрали опускания платформы с соответствующей полостью распределительного крана; VII — канал сообщающий (через внутренние каналы автомата) нагнетательную магистраль насоса гидроусилителя с магистралью подъема платформы; VIII — канал, сообщающий магистраль опускания платформы через перепускной («грибковый») клапан со всасывающей магистралью насосов (соединен с соответствующим каналом плиты распределительного крана)
Рис. 175. Автомат переключения насоса (на главной проекции крышка снята):
1, 2, 5, 6, 8, 11, 16, 20 и 21 -уплотнительные кольца; 2 — пружина; 4 — перепускной («грибковый») клапан; 7 — гнездо клапана; 9 и 10 — крышки; 12 — обратный клапан в магистрали опускания платформы; 13 — корпус; 14 — пружина; 15 и 19 — втулки; /7 — золотник; 18 — гильза; 22 — обратный клапан в магистрали подъема платформы;
III, V, VI, VII и VIII —-внешние каналы (см.рис. 174); IX и XVI — дроссельные отверстия; X, XV и XVII — внутренние каналы; XI, XII, XIII и XIV — полости клапана-золотника
От насоса гидроусилителя рулевого управления масло через канал II подается в полость XIV золотниковой пары (рис. 175).
Канал II постоянно сообщается с каналом III, через который масло поступает в кран управления. Для гашения колебания давления масла в магистрали в угольник маслопровода от автомата к крану вмонтирован дроссель.
Через полость XIV золотниковой пары канал II сообщается либо с каналом / (через полость XI), по которому масло поступает в гидроусилитель (на рис. изображен этот вариант), либо с каналом VII (через полость XII и обратный клапан), по которому масло поступает в магистраль подъема платформы.
Полость XIII автомата через канал IV и внешний маслопровод сообщена с нагнетательной магистралью насоса подъ-260 емного механизма платформы: внешний маслопровод от автомата к распределительному крану соединен с соответствующим каналом крана. При подъеме груженой платформы в нагнетательной магистрали насоса повышается давление масла и золотник 17 (см. рис. 175), преодолевая сопротивление пружины 14, перемещается вниз (по рисунку) до упора никним торцом в торец втулки 15 и сообщает полость XII с каналом III — насос гидроусилителя рулевого управления подключается к магистрали подъема платформы и одновременно отключается от магистрали гидроусилителя.
В начальный момент опускания платформы из крайнего положения она опускается принудительно под давлением масла в под-поршневой полости цилиндров. В этом случае масло из распределительного крана поступает в канал VI и через кольцевую полость клапана, обратный клапан и канал V подается в подпоршне-вые полости цилиндров — платформа опускается.
Подпоршневые полости цилиндров через каналы V, XV и X сообщены с полостью пружины золотника, поэтому на торец золотника дополнительно к усилию пружины действует давление масла. Это сделано для того, чтобы уравновесить давление масла в полости XIII на торец верхнего (по рисунку) буртика, иначе при увеличении сопротивления опусканию платформы золотник автомата подключил бы насос гидроусилителя к магистрали подъема платформы.
После заполнения маслом подпоршневых полостей цилиндров давление в магистрали возрастает, клапан перемещается влево (по рисунку) и масло из канала VI через канал VIII поступает во всасывающую магистраль насосов — дальше платформа опускается под собственным весом.
На последней стадии подъема платформы автомат отключает насос гидроусилителя.
Когда в цилиндрах начинают перемещаться поршни, они вытесняют масло из подпоршневых полостей. Масло через каналы V и VI автомата и распределительный кран поступает во всасывающую магистраль насосов. Однако масло из канала V поступает в канал VI не через кольцевую полость клапана 4 (этому препятствует обратный клапан), а через каналы XV и X и дроссельные отверстия IX и XVI. При дросселировании потока масла повышается давление в подпоршневой полости цилиндров, чем предупреждается появление удара при полном растяжении цилиндров. Повышение давления в канале X, а следовательно, и в полости пружины золотника обеспечивает перемещение золотника в исходное (верхнее, как показано на рисунке) положение и исключает возможность подключения насоса гидроусилителя к магистрали подъема платформы.
Не рекомендуется разбирать автомат, если нет полной уверенности в его неисправности.
Если установлена неисправность автомата при его разборке, снимают сначала крышку, чтобы не повредить уплотни-тельное кольцо «грибкового» клапана о кромки поперечного отверстия. Сборку автомата начинают с предварительного крепления крышки, оставив зазор 1—3 мм между корпусом и крышкой. Крышку закрепляют окончательно после крепления крышки.
Рис. 176. Панель управления (внешние каналы):
I — канал подвода масла от насосов подъемного механизма платформы; II — канал для слива масла, просачивающегося через зазоры в золотниковой паре крана управления; III — канал подвода масла от насоса гидроусилителя рулевого управления; IV — отвод масла к кра-ну управления; V — нагнетательная магистраль гидроусилителя рулевого управления; VI — магистраль подъема платформы; VII и VIII — каналы подвода масла от крана управления; IX — магистраль опускания платформы; X — всасывающая магистраль среднего насоса подъемного механизма платформы и насоса гидроусилителя рулевого управления
В собранном автомате золотник и клапан должны перемещаться свободно, без заеданий, и резко возвращаться в исходное положение под усилием пружины. Перемещение золотника проверяют специальным стержнем через отверстие в крышке, а клапана — через канал VIII в крышке.
Панель управления установлена на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А и выполняет ту же роль, что и автомат переключения насоса и распределительный кран на автомобилях БелАЗ-540 и БелАЗ-540А.
Панель управления состоит из блока и двух распределительных кранов (без плиты). Клапан-золотник подключения насоса гидроусилителя рулевого управления и обратный клапан по конструкции и функции аналогичны с соответствующими элементами .автомата переключения насоса, а корпус блока выполняет функцию плиты распределительного крана.
Если панель разобрана, то при сборке, чтобы не повредить кольцо, сначала прикрепляют к блоку кронштейн, оставив между ним и корпусом зазор 1—3 мм, а после крепления крышки, окончательно закрепляют кронштейн. В собранной панели следует проверить легкость перемещения золотника. Распределительные краны установить на блоке так, чтобы этикетки, приклепанные к их корпусам, были с одной стороны, как показано на рисунке.
Масляный бак (рис. 178)—сварная конструкция прямоугольной формы. Для гашения колебаний масла при движении автомобиля бак разделен поперечной перегородкой на две сообщающиеся емкости. В маслозаливную горловину установлена выдвижная труба с фильтром-сеткой, а отверстие горловины закрыто крышкой с сапуном. Для предохранения от попадания пыли в бак сапун снабжен фильтрующими элементами.
Рис. 177. Панель управления:
1 и 3 — распределительные краны; 2 — блок; 4 — кронштейн; 5 — этикетки на распределительных кранах; 6 —> соединительные трубы; 7, 8, 9 и 13 — уплотнительные кольца; 10 — крышка; 11 — золотник; 12 — гильза; 14 — шарик обратного клапана;
1-Х—каналы; XI — канал подвода масла в магистраль подъема платформы при подключении насоса гидроусилителя рулевого управления; XII — полость подвода масла в нагнетательную магистраль гидроусилителя (в канал V); XIII — нагнетательная полость насоса гидроусилителя; XIV — полость подвода масла в магистраль подъема платформы при подключении насоса гидроусилителя; XV — канал, сообщающийся с магистралью подъема платформы
Масло поступает во всасывающую магистраль насосов через изогнутую трубу-сифон. В верхней части сифона имеется отверстие, закрытое пробкой с уплотнительной прокладкой. Если отверстие открыто, верхняя часть трубы-сифона заполнена воздухом, а в правой и левой частях масло находится на том же уровне, что и в баке, т. е. поток масла в трубе-сифоне разорван и эта верхняя часть сообщена с атмосферой. В этом случае невозможна работа насосов, а при отсоединении от бака всасывающего маслопровода масло из бака не вытекает (вытечет только то масло, которое находится в маслопроводе). Рекомендуется использовать это обстоятельство во всех случаях, когда необходимо снять насос или отсоединить всасывающий маслопровод.
Рис. 178. Масляный бак:
1 — корпус; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — корпус фильтра; 4 — фильтрующий элемент; 5 — предохранительный клапан; 6 — крышка фильтра; 7 — сифон; 8 — пробка сифона; 9 — уплотнительная прокладка; 10 — выдвижная труба; 11 — крышка горловины (с сапуном и фильтром); 12 — пробка сливного отверстия
Масло из сливной магистрали гидроусилителя поступает в бак через фильтр. При загрязнении фильтрующих элементов повышается давление в сливной магистрали, вследствие чего открывается предохранительный клапан фильтра и масло сливается в бак, минуя фильтр.
Масляный бак автомобиля-самосвала БелАЗ-548А по конструкции аналогичен описанному, но отличается только размерами и в нем установлены два сифона.
Гидравлическая система
Гидравлические системы усилителя рулевого управления и подъемного механизма платформы объединены в одну систему.
Объединенная гидравлическая система выполнена так, что при подъеме платформы масло нагнетается в цилиндры одновременно двумя насосами (тремя насосами на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А), т. е. в начальный момент подъема платформы к нагнетательной магистрали подъемного механизма автоматически подключается нагнетательная магистраль усилителя рулевого управления.
Принцип работы объединенной гидравлической системы (рис. 179) следующий.
Нейтральное положение золотника крана управления. При нейтральном положении золотника крана управления масло от насоса гидроусилителя поступает в полость клапана-золотника автомата и выходит из нее в двух направлениях: к гидроусилителю рулевого управления и к крану управления подъемным механизмом платформы. Если не осуществляется поворот управляемых колес автомобиля, масло сливается в бак. Из крана масло поступает в полости / и // распределительного крана, но поскольку давление масла и площади торцов золотника одинаковы, золотник остается в нейтральном положении.
Одновременно масло из насоса подается к распределительному крану. Поскольку золотник распределительного крана под усилием пружин с обоих торцов и под давлением масла в полостях / и II находится в нейтральном положении, то масло из нагнетательной полости крана через осевой канал в золотнике поступает в сливную полость и отводится во всасывающую магистраль насосов.
Подъем платформы. Для подъема платформы рукоятку крана управления установить в положение Подъем. В этом случае полость II распределительного крана через кран управления сообщается со сливной магистралью и масло из полости II сливается в бак.
Рис. 179. Схема объединенной гидравлической системы автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1 — масляный бак; 2 — насос подъемного механизма; 3 — насос гидроусилителя рулевого управления; 4 и 9 — дроссели; 5 — клапан-золотник автомата переключения насоса; 6 — перепускной («грибковый») клапан; 7 — обратный клапан в магистрали опускания платформы; 8 — обратный клапан в магистрали подъема платформы; 10 — цилиндры; 11 —pacпределительный кран; 12 —- кран управления; 13 — золотник распределителя гидроусилителя; 14 — обратный клапан; 15 — предохранительный клапан;
Рис. 180. Схема объединенной гидравлической системы автомобиля-самосвала БелАЗ-548А:
1 — масляный бак; 2 и 4 — насосы подъемного механизма платформы; 3 — насос гидроусилителя рулевого управления; 5 — клапан-золотник панели управления; 6 и 11 — распределительные краны; 7, 9 и 16 — дроссели; 8 — обратный клапан в магистрали подъема платформы; 10 — цилиндры; 12 — кран управления; 13 — золотник распределителя гидроусилителя; 14 — обратный клапан; 15 — предохранительный клапан; / и II — полости распределительных кранов; III и IV — полости клапана-золотника панели управления Направление потока жидкости дано при нейтральном положении золотника распределителя гидроусилителя рулевого управления и золотника крана управления подъемным механизмом платформы
Под давлением масла в полости I золотник распределительного крана перемещается в правую (по рисунку) сторону и сообщает нагнетательную магистраль насоса 2 с магистралью подъема платформы, а всасывающую магистраль насосов — с магистралью опускания: масло от насоса через распределительный кран поступает в надпоршневые полости цилиндров. Кроме того, масло от насоса поступает и в полость III клапана-золотника автомата (панели управления). При достижении в нагнетательной магистрали насоса давления 25—30 кГ/см2 усилие, действующее на торец нижнего (по рисунку) пояска золотника в полости III, становится больше усилия пружины с противоположной стороны и золотник перемещается вверх (по рисунку), разобщает магистраль насоса с магистралью гидроусилителя и подсоединяет насос (через обратный клапан) к магистрали подъема платформы. Скорость подъема платформы увеличивается.
С началом перемещения поршня в цилиндре масло из подпорш-невой полости вытесняется и по магистрали опускания — через полость клапана, дроссель (дросселирующий канал в блоке панели управления) и кольцевую полость клапана автомата и распределительный кран поступает во всасывающую магистраль насосов. Кроме того, масло из подпоршневой полости поступает и в полость пружины клапана-золотника автомата (панели управления). При дросселировании потока масла дросселем автомата (дросселем панели управления) повышается давление масла в под-поршневых полостях цилиндров, а также в полости пружины клапана-золотника, чем создается некоторое дополнительное сопротивление растяжению цилиндров в конце подъема платформы.
В это же время в конце подъема в связи со смещением центра тяжести груженой платформы относительно ее опоры уменьшается давление масла в магистрали подъема до 25—30 кГ/см2 и клапан-золотник 5 автомата (панели управления) под давлением масла в полости IV и под усилием пружины перемещается вниз (по рисунку) , отключает насос от магистрали подъема платформы и подключает его к магистрали гидроусилителя рулевого управления. В связи с этим скорость движения платформы в конце подъема уменьшается.
В момент полного растяжения цилиндров открываются перепускные клапаны, установленные в поршнях цилиндров, и масло, поступающее от насоса в надпоршневую полость, перетекает в подпоршневую полость, откуда по магистрали опускания через автомат (панель управления) и распределительный кран сливается во всасывающую магистраль насосов — подъем платформы закончен. После установки рукоятки крана управления в положение Нейтраль золотник распределительного крана устанавливается в нейтральное положение и насос перекачивает масло через распределительный кран во всасывающую магистраль.
Опускание платформы. При перемещении рукоятки управления в положение Опускание золотник распределительного крана перемещается в левую (по рисунку) сторону и сообщает нагнетательную магистраль насоса с магистралью опускания платформы и подпоршневыми полостями цилиндров, а магистраль подъема — со всасывающей магистралью насосов. На автомобиле БелАЗ-548А масло от насосов поступает в подпоршневые полости цилиндров только через распределительный кран, а распределительный кран соединяет нагнетательную магистраль насосов (через дроссель) и надпоршневые полости цилиндров со всасывающей магистралью.
Под давлением масла толкатели перепускных клапанов цилиндров перемещаются вверх и перекрывают вход масла в надпоршневые полости цилиндров, подпоршневые полости заполняются маслом, поршень перемещается в цилиндре — происходит принудительное опускание платформы.
При опускании платформы полость IV пружины клапана-золотника автомата (панели управления) сообщена с магистралью опускания платформы, а противоположная полость III — с нагнетательной магистралью насоса. Давление масла в этих магистралях одинаково, поэтому золотник автомата находится в нижнем (по рисунку) положении и постоянно сообщает нагнетательную магистраль насоса с магистралью гидроусилителя.
После заполнения маслом подпоршневых полостей цилиндров давление в магистрали опускания платформы возрастает, клапан автомата перемещается вниз (по рисунку) и масло, минуя цилиндры, поступает во всасывающую магистраль насосов — платформа опускается под собственным весом.
После заполнения маслом подпоршневых полостей цилиндров автомобиля БелАЗ-548А весь поток масла от насосов направляется через распределительный кран 6 во всасывающую магистраль насосов — платформа опускается под собственным весом. Масло, вытесняемое из надпоршневых полостей цилиндров, через оба распределительных крана сливается во всасывающую магистраль насосов.
Для установки платформы в любом промежуточном положении после достижения ею требуемого положения установить рукоятку крана управления в положение Нейтраль.
Техническое обслуживание подъемного механизма
Ежедневно перед выездом на линию проверить уровень масла в баке объединенной гидравлической системы, соединения маслопроводов и работу подъемного механизма. Следует помнить, что скорость подъема порожней платформы меньше, чем груженой, так как при подъеме порожней платформы насос гидроусилителя к магистрали не подключается. ‘Первоначальную заправку маслом системы выполнять в такой последовательности.
Залить масло в бак до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Пустить двигатель и повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое для заполнения маслом системы гидроусилителя, поднять и опустить платформу. Остановить двигатель и долить масло в бак до верхней метки на маслоизмерительном стержне.
Через 100 ч работы:
проверить герметичность соединений объединенной гидравлической системы (перед проверкой осмотреть все маслопроводы, и удалить с них следы масла). Особое внимание обратить на компенсационные муфты: если после снятия предохранительных чехлов будут замечены большие утечки масла или износ корпуса, заменить муфты;
пустить двигатель и установить скорость вращения коленчатого вала 1300— 1350 об/мин (1600—1700 об/мин — для автомобилей-самосвалов БелАЗ-540А и БелАЗ-548А. Осмотреть все маслопроводы и шланги системы и убедиться, что нет подтекания масла. Вращая рулевое колесо, сделать два-три двойных хода гидроусилителя, поднять и опустить платформу и еще раз осмотреть все маслопроводы: утечек масла, подтекания его в соединениях, гидравлическом усилителе и цилиндрах подъемного механизма не должно быть. Осматривать систему только при неработающем двигателе и зафиксированной в верхнем положении платформе;
промыть фильтр масляного бака гидравлической системы. Элементы с поврежденной сеткой заменить новыми в следующей последовательности;
снять соединительный шланг с наконечника крышки, вывернуть болты и снять крышку; извлечь из бака фильтр; разобрать фильтр, промыть фильтрующие элементы и другие детали дизельным топливом, обдуть сжатым воздухом; собрать фильтр, установить в бак; установить пружину и закрепить крышку.
Через 500 ч работы промыть фильтр сапуна. Снять крышку заливной горловины вместе с выдвижной трубой. Не разбирая крышку, промыть ее неэтилированным бензином, продуть фильтрующие элементы сжатым воздухом.
Через 2000 ч работы заменить масло в баке гидравлической системы. При использовании вместо масла марки А по ТУ 38-1-110—67 смеси масел (30% авиационного масла и 70% веретенного масла марки АУ) заменить смесь через 500 ч.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Платформа автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы