Строительные машины и оборудование, справочник







Диагностирование лесовозных автомобилей

Категория:
   Ремонт лесозаготовительных машин


Диагностирование лесовозных автомобилей

Общее диагностирование. Общее диагностирование автомобилей, как правило, проводится с периодичностью ТО-1. Оно предназначается главным образом для определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения и топливную экономичность автомобилей. По результатам общего диагностирования выясняется пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации. В результате диагностирования выдается заключение (в форме «годен» или «не годен») о возможности дальнейшей работы автомобиля без регулировочных и ремонтных воздействий или необходимости устранения выявленных неисправностей. Общая диагностика производится на стендах диагностики технического состояния автомобилей ОИ-бО, ОИ-62, ОИ-62А.

Стенд ОИ-62 является универсальным модульным стендом и предназначен для средних и мелких предприятий. Конструкция стенда позволяет составлять несколько секций и диагностировать все марки автомобилей и колесных тракторов. Для автомобилей с одной ведущей осью используется стенд ОИ-62А, состоящий из одной секции. Для автомобилей с двумя и более ведущими осями используется стенд ОИ-62, который состоит из двух секций.

Стенд ОИ-62 (рис. 7) состоит из следующих основных частей: сварного основания, беговых барабанов, инерционного нагрузочного устройства, устройства для фиксации, отбойных роликов, расходомера топлива и контрольно-измерительной аппаратуры.

Инерционное нагрузочное устройство представляет собой маховик, соединенный с задним барабаном через редуктор. Между передними барабанами установлена электромагнитная муфта. При испытании автомобилей передние барабаны не дают правым и левым колесам вращаться с разной скоростью. Во время испытания тормозной системы электромагнитная муфта отключается, разобщая передние барабаны, что позволяет фиксировать разницу выбега колес и контролировать регулировку тормозов.

Рис. 7. Станция диагностики автомобилей ОИ-62:
1 — основание; 2 — приводной барабан; 3 — беговой барабан; 4 — отбойный ролик; 5 — муфта; 6 — электродвигатель; 7 — маховик; 8 — редуктор

В продольном направлении автомобиль фиксируется на стенде специальными упорами, в поперечном — ограничительными роликами и выступами на беговых барабанах. Для фиксации скорости диагностируемого автомобиля на стенде применяется тахогенератор ЭТ Г/110. Привод тахогенератора осуществляется от правого переднего барабана. Скорость определяется по вольтметру. Напряжение 90 В соответствует скорость 45 км/ч. На пульте управления смонтированы счетчики импульсов СИ-206 для установления выбега правых и левых колес и электронный секундомер ПВ-53И.

Для определения расхода топлива стенд оборудован расходомером, состоящим из двух стеклянных мерных сосудов, и мерной линейкой с ценой деления 5 см3. Стенд устанавливается на пункте централизованного обслуживания автомобилей. Работает на стенде мастер-диагност с водителем диагностируемого автомобиля.

Перед въездом на стенд автомобиль подключают к системе отсоса отработанных газов, при этом включается контрольная лампа на пульте управления. Автомобиль на стенде фиксируется выдвижными упорами, включается вентилятор обдува радиатора.

На стенде определяется время выбега. Автомобиль разгоняют от минимальной скорости к скорости движения на прямой передаче не менее 25 км/ч. При достижении устойчивой скорости 25 км/ч автоматически включается секундомер, а при достижении 45 км/ч автоматически отключается. Показания секундомера фиксируются в журнале. Время выбега определяется по времени снижения скорости с 40 до 8 км/ч.

Эффективность действия тормозной системы определяется по времени снижения скорости от 40 до 8 км/ч при торможении. Полученное время сравнивается с расчетным для данного типа автомобиля. Синхронность работы тормозов определяется при плавном торможении до полной остановки автомобиля, для чего в момент нажатия на педаль отключаются электромагнитные муфты и включаются счетчики частоты вращения барабанов. При разности показаний счетчиков необходимо проводить регулировку тормозной системы.

Для общей оценки состояния автомобиля проводится анализ графиков зависимости относительной мощности от времени разгона и от КПД трансмиссии, определенного по времени выбега.

Общее диагностирование карбюраторных двигателей проводится мотор-тесторами. Комплекс, разработанный СПКТБ «Союзлесреммаш», предназначен для обкатки лесовозных автомобилей под нагрузкой и диагностирования в процессе ремонта как отдельных агрегатов, так и полнокомплектных автомобилей. В комплекс вошли универсальная станция диагностики ОИ-бО и восемь стендов: для обкатки двигателей (КИ-5274 ГОСНИТИ), передних мостов автомобилей МАЗ, КрАЗ (ОИ-18М, ОИ-57М), коробки передач (ОИ-41А), средних мостов (ОИ-34М), задних мостов автомобилей МАЗ и КрАЗ (ОИ-16М), для испытания гидроусилителя руля (ОИ-Ю) и пневмосистем (ОИ-58), для обкатки раздаточной коробки автомобилей МАЗ и КрАЗ (ОИ-25МВ, ОИ-36).

Применение стендов обеспечивает возможность количественного и качественного контроля в процессе обкатки. При обкатке на стендах исключается необходимость дополнительной разборки и проверки машин при вводе их в эксплуатацию, а также снижается расход топлива, качественная регулировка позволяет снизить загазованность окружающей среды.

Комплекс оборудования для обкатки и диагностирования внедрен на Илькинском авторемонтном, Петрозаводском ремонтно-механиче- ском, Княжпогостском механическом заводах.

Диагностирование технического состояния систем узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. Для лесотранспортных машин, как и для любых транспортных средств, важнейшее значение имеет исправность систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. К таким узлам, системам и агрегатам относятся тормозная система, рулевое управление, амортизаторы, подвески, шины и колеса, системы освещения и сигнализации.

Тормозную систему проверяют на посту, оборудованном роликовым стендом ОИ-62, ОИ-бО, прибором НИИАТК-446. Автомобиль устанавливают на ролики стенда. При помощи прибора НИИАТ К-446 определяют свободный и рабочий ходы педали тормоза, а в гидравлическом приводе, кроме того, наличие воздуха. Величина свободного и рабочего ходов педалей тормоза должна соответствовать данным за- вода-изготовителя. Состояние тормозных шлангов и герметичность гидравлического привода проверяют визуально по подтеканию жидкости, а пневматического привода — на слух.

Для общей оценки технического состояния пневмосистем в условиях ПЦТО или гаража применяют универсальные стенды типа К-203, обеспечивающие проверку компрессоров, регуляторов давления, тормозных кранов, воздухораспределителей, разобщительных кранов и соединительных головок привода тормозов, тормозных кранов, предохранительных клапанов воздушных баллонов, манометров, включателей стоп-сигналов, стеклоочистителей и других пневмомеханизмов. Элементы проверяют путем их включения в воздушную цепь стенда и последующей имитацией на нем соответствующей пневматической цепи.

При диагностировании на стенде ОИ-62 о состоянии тормозной системы судят по величине тормозной силы на каждом колесе. Номинальное значение тормозной силы колеса составляет 80% от массы автомобиля, приходящегося на это колесо, а минимальное (недопустимое)— 40%. Неодновременность срабатывания тормозов должна быть не более 0,06 с, а время срабатывания тормозов при экстренном торможении не более 0,25 с.

Для определения толщины тормозных накладок используют устройство КИ-8938 ГОСНИТИ. При этом должны быть известны диаметры тормозных барабанов, значения которых регистрируют в диагностической карте при расточке барабанов.

На стендах ОИ-бО, ОИ-62 определяют тормозной путь и замедление по времени, необходимому для остановки инерционных барабанов стенда. Одновременность срабатывания тормозов всех колес регистрируют по частоте вращения беговых барабанов каждого колеса автомобиля.

Рулевое управление проверяют при помощи приборов К-402 или К-187 визуально. Для определения люфта рулевого управления передние колеса автомобиля устанавливают в положение для движения по прямой, а прибор —на автомобиле согласно инструкции. При приложении к ободу рулевого колеса усилия в 9,8 Н люфт должен быть не более 15°. Люфт в отдельных элементах сочленений рулевого механизма определяют субъективно — визуально или на ощупь.

На автомобилях с гидроусилителями рулевого управления его проверяют при помощи прибора ЦКТБ К-465 или К.-405. Давление, развиваемое усилителем, должно быть не менее 6 МПа. Силу трения в рулевом управлении, а также люфт рулевого колеса определяют переносным прибором 523.

Износ сопряженных деталей устанавливают путем измерения образующегося между ними зазора при помощи приборов типа КИ-4892 или НИИАТ-1, позволяющих проверять состояние шкворневых соединений передних мостов с неразрезной осью.

Величину зазора в подшипниках передних колес контролируют универсальным индикаторным прибором КИ-4850. Проверку шин и колес начинают с их осмотра. Определяют целостность шины, степень и характер износа рисунка протектора; остаточная глубина рисунка протектора шины должны быть не менее 1,6 мм у грузовых автомобилей. Давление в шине должно соответствовать паспортным данным, колесо должно быть надежно закреплено на ступице. Установку колес проверяют на специализированных постах, оборудованных стендом КИ-4872 ГОСНИТИ, а при его отсутствии — при помощи переносных приборов и линейки 2182 или И402. Подвески диагностируют путем осмотра и замера провисания рессор, наклона кузова, состояния амортизаторов.

При диагностировании колес проверяется их балансировка. Колеса грузовых автомобилей в эксплуатации подвергаются, как правило, статической балансировке. Динамическую балансировку колес проводят на специальных стендах.

Фары автомобиля проверяют приборами КЗОЗ и К310. При этом определяется сила света и направление светового потока. Правильность положения фар определяется направлением светового потока, которое фиксируется на экране прибора в виде светового пятна. Сила света оценивается по силе тока, полученного в результате преобразования фотоэлементом световой энергии в электрическую энергию, регистрируемую микроамперметром.

Диагностирование технического состояния двигателя и его систем. Двигатель диагностируют на посту, оборудованном одним из стендов (К-424, СД-ЗМ, КИ-56 или ОИ-бО и ОИ-62), различными приборами и инструментами. Автомобиль устанавливают ведущими колесами на барабаны стенда и прогревают двигатель до рабочей температуры.

Проверяют устойчивость работы двигателя на оборотах холостого хода, надежность работы на основных и переходных режимах, прослушивают его стетоскопом на всех режимах. Оценка технического состояния двигателя по характеру механического шума довольно широко распространена в эксплуатационных условиях, хотя она в определенной степени субъективна и требует высокой квалификации.

Общую оценку технического состояния двигателя на стендах производят по максимальной мощности или максимальному крутящему моменту, снимаемым с ведущих колес автомобиля в их контакте с барабанами. На стенде ОИ-бО, ОИ-62 максимальную мощность двигателя определяют по времени разгона от 25 до 45 км/ч. Для этого автомобиль разгоняют до 20 км/с, включают прямую передачу и нажимают до отказа педаль управления дроссельной заслонкой (у карбюраторных двигателей) или рейкой топливного насоса (у дизельных двигателей). По приборам стенда считают время разгона и по номограммам определяют мощность двигателя.

Мощность каждого цилиндра карбюраторного двигателя проверяют прибором Э-216. Общую герметичность цилиндра оценивают приближенно при помощи компрессометра модели К-181, К-183. Состояние цилиндропоршневой группы и клапанов двигателя диагностируют прибором НИИАТ К-69М и индикатором КИ-4887-1 ГОСНИТИ.

Диагностирование системы питания двигателя начинают с тщательного осмотра мест возможного подтекания топлива. Расход топлива определяют при помощи расходомера на любом стенде с беговыми барабанами, например ОИ-бО или ОИ-62. Давление, развиваемое топливным насосом карбюраторного двигателя, измеряют манометрическим прибором К-436 или 527Б. Производительность насоса может быть определена при помощи расходомера РТ-71 или К-427.

Карбюраторы диагностируют по уровню топлива в поплавковой камере, пропускной способности жиклеров, герметичности всего карбюратора, поплавка и игольчатого клапана, производительности насоса- ускорителя, работе ограничителя частоты вращения коленчатого вала и устойчивости работы двигателя на холостом ходу. Диагностирование осуществляется на установке модели 489А для проверки карбюраторов безмоторным методом.

В системе питания дизельных двигателей диагностированию подлежат топливоподкачивающие насосы, насосы высокого давления, топливные и воздушные фильтры, форсунки, топливные баки и топливопроводы. Для этого используют приборы НИИАТ-383, КИ-4818, КИ-4802, КИ-562.
Герметичность впускного тракта проверяют устройством КИ-4870.

Содержание окиси углерода в выхлопных газах определяют при помощи прибора И-СО или НИИАТК-456.

Диагностирование системы смазки двигателя производится путем контроля температуры и давления масла на холостом ходу, и при номинальной частоте вращения проверяется также состояние фильтров и насоса. Давление в системе смазки проверяют прибором КИ-4940, масляный насос на двигателе —прибором КИ-4858. Прибор К.И-4858 позволяет не только измерять давление, но и устанавливать давление открытия предохранительного, перепускного и сливного клапанов.

Перспективен и точен метод общего диагностирования технического состояния двигателя по анализу попадающих в масло продуктов износа его деталей, которое производят при помощи приборов, используя калориметрические, полярографические, магнитоиндукционные, радиоактивные и спектральные методы анализа. При установившемся процессе изнашивания количество поступающих в масло продуктов износа деталей двигателя стабилизируется и может быть количественно и качественно определено для каждого типа двигателя.

Концентрация металлических продуктов изнашивания в масле является важным обобщенным диагностическим показателем технического состояния двигателя. Одним из современных эффективных методов определения указанного параметра служит электромагнитный анализ масла при помощи малогабаритного прибора, разработанного и изготовленного в Хабаровском политехническом институте и внедренного совместно с ЦНИИМЭ для диагностирования двигателей и гидросистем лесозаготовительных машин. Прибор включает ферромагнитный первичный преобразователь с индикатором и элементами настройки. Питание прибор может получать от сети переменного тока напряжением 220 В или от встроенных батарей напряжением 9 В. Способ измерения бесконтактный, экспрессный. Индикатор регистрирует объемное содержание ферромагнитных частиц в масле сразу же при введении пробы масла в гнездо первичного преобразователя.

Диагностирование технического состояния трансмиссии. Техническое состояние трансмиссии автомобилей определяют на стендах ОИ-бО, ОИ-62, К-424, КИ-4856, СД-ЭМ. Общее техническое состояние трансмиссии оценивают по величине сопротивления прокручиванию ведущих колес (потери в трансмиссии) или по времени выбега ведущих колес автомобиля. Наиболее соответствуют этим целям инерционные станции диагностики ОИ-бО и ОИ-62, позволяющие оценить техническое состояние трансмиссии трехосных лесовозных автомобилей. КПД трансмиссии определяют по времени выбега ведущих колес с 45 до 8 км/ч. Поэлементно техническое состояние трансмиссии определяют приборами НИИАТ-К-44, КИ-4832 и визуально. Свободный ход педали сцепления можно измерить прибором НИИАТ-К-446.

Коробку передач проверяют прибором КИ-4832. Степень износа шестерен и подшипников устанавливают по величине суммарного углового перемещения ведомого вала с учетом имеющихся зазоров между зубьями шестерен, в шлицевых соединениях, подшипниках на каждой передаче. Самопроизвольное включение передач, тугое включение, чрезмерный нагрев, повышенный шум при работе определяются на стенде с беговыми барабанами при скорости 30 … 40 км/ч и включении каждой передачи.

Биение карданного вала определяют индикатором часового типа, а техническое состояние главной передачи и дифференциала — угломером, на слух и визуально.

Диагностирование состояния системы зажигания. Диагностирование системы зажигания производят или путем измерения отдельных параметров элементов системы при помощи специальных приборов, или же путем замера выходных параметров системы при работающем двигателе осциллоскопированием, стробоскопированием.

При диагностировании систем зажигания двигателей следует начинать с проверки цепей низкого напряжения, после чего переходить на цепи высокого напряжения. Техническое состояние системы зажигания определяют при помощи стенда Э-205 и комплекта инструментов И-102 электрика-карбюраторщика.

Угол опережения зажигания определяют стробоскопическим прибором Э-225 при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Этим же прибором по смещению контрольных меток определяют состояние центробежного и вакуумного автомата опережения зажигания.

Техническое состояние элементов системы зажигания можно проверить и различными переносными приборами, например Э-5, 537, Э-214, КИ-1093 и т. д. Генератор проверяют в режиме двигателя, не снимая его с машины.

При проверке реле-регулятора последовательно контролируют реле напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока.

При этом также контролируют: – окисление контактов, вызывающее снижение напряжения генераторов; – загрязнение контактов, поднимающее напряжение генератора; – обрыв основной обмотки, приводящий к повышению напряжения генератора; – обрыв в цепи резисторов, сопровождающийся снижением напряжения и мощности генератора, и обрыв ускоряющего резистора, приводящий к повышению напряжения генератора; – нарушение электрической цепи между корпусами реле-регулятора и генератора.

Аккумуляторную батарею проверяют без нагрузки и под нагрузкой. Под нагрузкой сила тока должна быть в пределах 400 … 600 А при напряжении не ниже 10,2 В. Кроме того, контролируют окисление выводов и наконечников стартерных проводов, уровень электролита, плотность электролита, степень сульфатации пластин, емкость аккумулятора.

Эффективным средством диагностирования электрооборудования и некоторых других систем карбюраторных двигателей являются мо- тортестеры КИ-4897 ГОСНИТИ и КИ-5524, которые обеспечивают проверку ЭДС (электродинамической силы): аккумуляторной батареи без нагрузки и под нагрузкой стартером; генератора без нагрузки и с нагрузкой; реле-регуляторов; первичной цепи системы зажигания; состояние свечей и проводов вторичной цепи системы зажигания; индукционной катушки; контактов прерывателя, конденсатора; угла опережения зажигания; давления топлива, развиваемого бензиновым насосом двигателя; расхода топлива двигателем; содержание окиси углерода в выхлопных газах двигателя; вакуумметрического давления во впускном трубопроводе; минимальной мощности, развиваемой двигателем; относительной мощности по цилиндрам.


Читать далее:

Категория: - Ремонт лесозаготовительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины