Строительные машины и оборудование, справочник






Кабина лифта


Категория:
   Электромеханика лифтов


Кабина лифта

Кабина лифта и ее устройство.

Часть лифта, расположенная в шахте, где перемещаются пассажиры или грузы, называется кабиной. Кабины должны быть прочными и обладать достаточной жесткостью против ударов и толчков во время погрузки и выгрузки, а также при посадке на ловители.

На рис. 1, а — представлена кабина пассажирского лифта, на рис. 1, б — грузового. Кабины лифта состоят из следующих основных частей: каркаса, ограждения (купе), башмаков, ловителей и дверей.



Устройство ограждения кабины.

Ограждение кабины — стены, пол и потолок должны обеспечивать безопасность пребывания в ней людей. Для этого стены делают сплошными из стали, дерева или металлической сетки с толщиной проволоки не менее 1,2 мм и ячейкой со стороной не более 20 мм или из стекла, толщиной не менее 4 мм; в последних двух случаях от пола кабины на высоту не менее 1 м производится обшивка металлическими листами толщиной не менее 1,4 мм.

Рис. 1. Кабины лифтов.

Кабины всех лифтов, за исключением грузовых без проводника и малой грузоподъемности, должны иметь двери, открывающиеся внутрь кабины или раздвижные. Высота кабины, если в нее разрешен доступ людей, должна быть не менее 2 м.

Пол кабины устраивается в металлической раме каркаса, изготовленной из уголковой стали. Рама укрепляется на нижних поперечных балках и, кроме того, привертывается болтами к вертикальным стоякам посредством косынок.

Расчет всей нижней части кабины ведется на удвоенную номинальную нагрузку лифта.

Полы кабин грузовых лифтов изготовляются из толстых шпунтованных досок, скрепленных с нижней рамой каркаса концевыми стальными полосами.

Полы кабин пассажирских лифтов выполняются тоже деревянными в виде щита, который вставляется в обвязку, закрепленную в раме каркаса.

Назначение и устройство подвижного пола кабин.

Для пассажирских лифтов с кнопочным управлением и с вызовом на этажи полы кабин делаются подвижными (рис. 2) с обязательным условием, чтобы подвижная часть пола перекрывала порог двери кабины и поднималась не более чем на 10—15 мм в зависимости от величины пола.

Рис. 2. Подвижной пол кабины пассажирского лифта.

Во время пребывания на подвижном полу пассажиров происходит выключение подпольного вызывного контакта, что не дает возможности вызвать кабину. При отсутствии пассажиров в кабине пол поднимается, контакт вызова включается и тем самым позволяет вызвать кабину нажатием кнопки вызывного аппарата. Подвижной пол должен быть выполнен из одного целого щита; опускается от веса груза, равного 15 кг, располс-женного в любой его точке. По периметру подвижного пола, за исключением части пола у двери, разрешается устройство рамы шириной стороны не более 50 мм.

На рис. 2 показаны две системы устройства подвижных контактных полов. Слева — пол с диваном для пассажиров. Ножки дивана опираются на подвижной пол, скрепляемый с обвязкой петлями. Справа изображена рычажная конструкция подвижного пола. Под полом на раме устанавливаются два валика с двумя рычагами на каждом конце валика. Концы рычагов попарно соединены тягами и, отклоняясь под действием пружин, отжимают пол вверх.

Подъем пола вверх ограничивается лапками.

Потолочное перекрытие кабины.

Кабины должны иметь прочное потолочное перекрытие, рассчитанное на сосредоточенную нагрузку не менее 100 кг. В потолочных перекрытиях кабин всех лифтов, за исключением лифтов малой грузоподъемности, устраиваются люки размером 400X500 мм, которые используют в качестве запасных выходов в случае аварии. Дверцы этих люков должны открываться наружу, или быть раздвижными. Люки не разрешается устраивать над аппаратами управления лифтом. Во время эксплуатации лифта дверца люка должна с внутренней стороны кабины запираться на замок или привертываться шурупами.

Как устроен каркас кабины?

Нижняя рама, на которую опирается купе кабины, прочно скрепляется с основным1 каркасом, образуя общую жесткую конструкцию, подвешиваемую на канаты. Наиболее ответственной частью каркаса, воспринимающей всю нагрузку, является ее верхняя часть, изготовляемая из двух швеллеров. Боковые вертикальные стержни каркаса выполняются из уголков или швеллеров, эти стержни, помимо вертикальной нагрузки, подвержены действию ряда усилий от груза, несимметрично расположенного в кабине. Для уменьшения этих усилий у кабин лифтов большой грузоподъемности ставят тяги, идущие от верхних швеллеров к краям обвязки нижней рамы.

Назначение направляющих башмаков кабин.

Для обеспечения правильного вертикального перемещения кабины и противовеса они снабжаются четырьмя башмаками, прочно закрепленными на каркасах и двигающимися по направляющим. Направляющие башмаки бывают скользящего типа и роликовые. Зазор между башмаком скользящего типа и направляющей, выполненной из обычного проката или из дерева, с боков должен быть не более 2,2 мм на сторону, а по ширине шахты между направляющими и башмаками двусторонний зазор не более 8 мм. На рис. 3 показаны конструкции башмаков скользящего типа.

Для смягчения толчков от неровностей направляющих и уменьшения шума башмаки кабин у пассажирских лифтов

снабжаются пружинами. Благодаря этим пружинам башмаки постоянно находятся в соприкосновении с направляющими.

Для скоростных лифтов большое распространение получили роликовые башмаки, в которых трение скольжения заменяется.

Рис. 3. Скользящие направляющие башмаки; а — пружинный с вращающимся вкладышем, б — для деревянных направляющих.

Эти башмаки имеют некоторые преимущества перед скользящими, так как не требуют смазки направляющих, что облегчает уход за ними, уменьшает трение и увеличивает коэффициент полезного действия всего лифта.

Обязательным условием устройства роликовых башмаков является постоянное соприкосновение их с направляющими; в противном случае на поверхности роликов образуются лыски, которые являются причиной толчков и шума.

При больших нагрузках на роликовые башмаки с каждой из трех сторон направляющей помещают по два ролика, соединенных между собой балансиром.

Рис. 4. Роликовые направляющие башмаки: а — пружинный, б — жесъкий, в — двойной.

Как производится смазка направляющих?

Смазка направляющих производится: вручную, полуавтоматически и автоматически.

Смазывание направляющих вручную обычно производится с крыши кабины; это грязная и трудоемкая работа, при которой значительно загрязняется крыша кабины и стены шахты. Кроме того, находясь на крыше кабины, электромеханик вынужден передвигаться по шахте, что для него небезопасно.

Полуавтоматическая смазка производится посредством закладки смазывающего материала в специальный бачок, имеющий вырез по форме головки направляющей, и закрытый тяжелым диском. После заполнения бачка густым маслом (масло с солидолом или тавотом) кабина прогоняется вверх и вниз несколько раз, после чего бачок снимают.

Рис. 5. Фитильный аппарат.

Автоматическая смазка производится постоянно действующими устройствами, устанавливаемыми на крыше кабины.

Наиболее простым автоматически смазывающим устройством является фитильное. В бачке 2 с маслом, охватывающем головку направляющей, в вырезе помещены фетровые подушки 1, прижатые к корпусу бачка стальными планками. Под фетровые подушки подложены одни концы этих фитилей, другие концы опущены в бачок, и масло при движении кабины или противовеса по фитилям подается из бачка к подушкам.

Назначение и устройство ловителей.

Кабины всех лифтов снабжаются ловителями, которые могут удержать кабину с грузом на направляющих в аварийных случаях: при обрыве канатов, увеличении скорости до опасных пределов вследствие механических или электрических неисправностей. В последнем случае ловители приводятся в действие от специального центробежного устройства, называемого ограничителем скорости.

Кабина посредством специального рычага ловителей соединена с канатом, который вверху перекинут через ролик ограничителя скорости, а внизу огибает ролик, помещенный в массивной раме, одновременно служащий натяжным устройством.

Рис. 6. Ограничитель скорости.

При движении кабины происходит вращение обоих роликоз, причем скорость вращения их зависит от скорости движения кабины.

Если лифт работает нормально, то скорость движения кабины, а следовательно, и каната ограничителя скорости на ловителях не сказывается.

Если скорость движения кабины у лифтов с номинальной скоростью до 1 м/сек возрастает на 40% против нормальной, ролик ограничителя скорости перестает вращаться вследствие воздействия центробежного механизма, канат натягивается и приводит в действие ловители, которые останавливают кабину.

При посадке кабины на ловители электродвигатель автоматически выключается специальным контактом посредством ролика.

К ловителям мгновенного действия относятся ловители клиновые и эксцентриковые. На рис. 7, а показаны клиновые ловители. Они действуют следующим образом. При обрыве канатов пружина, сжатая до этого весом кабины, разжимается. Под ее воздействием стержень с площадкой опускается и нажимает на горизонтальное плечо коленообразного рычага 3, который поворачивается вправо и при помощи тяги воздействует на двуплечный рычаг. Этот рычаг закреплен вместе с поводком 8 на вале и, поворачиваясь влево, поднимает при помощи поводка тягу вместе с клином. Клинья с правой стороны приводятся в действие тягой, рычагом и поводком.

Кроме того, конструкция этой подвески предусматривает действие ловителей и при обрыве одного из канатов, на которых подвешена кабина.

В этом случае балансир нажимает на специальное устройство (фонарь), которое, воздействуя на рычаг, поднимает клинья ловителей.

У грузовых лифтов небольшой грузоподъемности часто устраивают ловители эксцентрикового типа. В боковых конструкциях каркаса кабины помещен вал, на обоих концах которого насажено по эксцентрику. На середине вала закреплен рычаг, соединенный свободным концом посредством тросика с канатами, на которых подвешена кабина. На вал надеты спиральные пружины, которые при ослаблении канатов поворачивают его вместе с эксцентриками. Эксцентрики захватывают направляющие, и кабина останавливается.

Действие ловителей клещевого типа.

Эти ловители вступают в действие тогда, когда кабина достигнет опасной скорости. В этот момент ограничитель скорости остановит канат, кабина же, продолжая двигаться вниз, заставит тем самым вращаться барабан. При этом, штоки, ввинчиваясь в барабан, начнут посредством клиньев раздвигать ролики, и губки клещей зажмут направляющие с силой, достаточной для остановки кабины.

Для того чтобы в момент посадки кабины на ловители не получалось толчков от неровностей на направляющих, к одному из рычагов клещей на длинном плече его шарнирно крепится рычаг, прижатый одним концом к основному рычагу мощной пружиной.

Кабины снимают с ловителей вручную через люк в ее полу путем вращения ключом валика с конической шестерней.

Получили также большое распространение эксцентриковые ловители скользящего типа, изготовленные заводом им. С. М. Кирова в Лейпциге.

Действие этих ловителей заключается в следующем: эксцентрики закреплены на концах вала, которые во время посадки поворачиваются с помощью канатика ограничителя скорости. После того как эксцентрики своими зубьями коснутся направляющих, начинается самоповорачивание их. Против эксцентриков, с другой стороны направляющих, находятся специальные устройства, состоящие из корпуса ловителей, сильно сжатых дисковых пружин и колодок, отстоящих от направляющих на выбранный зазор.

Рис. 7. Клещевой ловитель.

Рис. 8. Ловитель скользящего типа.

Посадка кабины на ловители происходит так: эксцентрики при повороте до отказа упираются в направляющие, а пружины дополнительно несколько сжимаются, после чего начинается торможение при постоянном усилии, обеспечиваемом сжатыми пружинами.

Ограничители скорости устанавливаются у всех лифтов с канатоведущим шкивом, кроме лифтов малой мощности и в кабинах которых перемещаются люди.

В грузовых лифтах барабанного типа, работающих без проводников, при действии ловителей от пружинного устройства, ограничитель скорости можно не устанавливать.

Для испытания действия ограничителя скорости в нем предусматривается, помимо рабочего ролика, также другой ролик меньшего диаметра, на который при испытании перекидывается канат, поднимающий рычаг ловителей.

Читать далее:

Категория: - Электромеханика лифтов


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины