Строительные машины и оборудование, справочник




Комбинированная смазочная система дизеля

Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102



Комбинированная смазочная система дизеля

В дизеле Д-245 применена комбинированная смазочная система, часть деталей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, механизм привода клапанов, а также турбокомпрессор и топливный насос смазываются под давлением от шестеренного насоса (рис. 30).

Рис. 30. Смазочная
1 — масляный радиатор; 2 — форсунки охлаждения поршня; 3 — центробежнцй масляный ный клапан; 7 — сливной клапан; 8 — предохранительный клапан; 9 — манометр; 10 — маслоприемник;




Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием. От посторонних примесей, продуктов сгорания и износа масло очищается в центробежном масляном фильтре.

При пуске непрогретое масло (вследствие большого сопротивления масляного радиатора) через редукционный клапан 6 поступает непосредственно в масляную магистраль дизеля, минуя масляный радиатор.

Редукционный клапан— нерегулируемый. Предохранительный клапан 8 (клапан центробежного фильтра) отрегулирован на давление 0,69 МПа (7,0 кгс/см2) и необходим для поддержания указанного давления перед ротором фильтра. При повышении давления масла на входе в ротор более 0,69 МПа часть неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля. Сливной клапан 7 отрегулирован на давление 0,19…0,29 МПа (2,0…3,0 кгс/см2) и нужен для поддержания необходимого давления в главной масляной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

Очищенный в центробежном масляном фильтре и охлажденный в масляном радиаторе смазывающий материал из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого вала, форсункам 2 охлаждения поршней и втулкам распределительного вала. От коренных подшипников масло по каналам в коленчатом валу поступает к шатунным.

От канала первого коренного подшипника масло по специальным каналам перетекает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от задней шейки распределительного вала по каналам в блоке и головке цилиндров к задней стойке во внутреннюю полость оси коромысел. Давление в смазочной системе контролируют по показаниям манометра, подключенного к штуцеру на корпусе центробежного масляного фильтра, а также с помощью дополнительной световой сигнализации аварийного давления, датчик которой ММ-111В установлен в бобышке на корпусе масляного фильтра. При падении давления в магистрали ниже 0,054 МПа (0,55 кгс/см2) на щитке приборов в кабине загорается сигнальная лампочка. После срабатывания датчика необходимо остановить дизель и определить причину снижения давления масла. Допускается работа дизеля при загоревшейся сигнальной лампочке на минимальной частоте вращения холостого хода.

Масляный радиатор (см. рис. 27) предназначен для отвода теплоты и состоит из двух маслосборников и охлаждающих трубок. К маслосборникам приварены патрубки, к которым через резиновые шланги присоединены маслопроводы от дизеля.

Масляный радиатор прикреплен к стойкам водяного радиатора через проушины, приваренные к маслосборникам. Перед ним на стойках водяного радиатора устанавливают масляные радиаторы гидравлической системы отбора мощности.

Масляный насос — шестеренного типа, установлен на крышке первого коренного подшипника и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Шестерня 6 (рис. 31) установлена на валу насоса и зафиксирована от осевого и радиального перемещений штифтом. На этом же валу установлена ведущая шестерня насоса, с которой зацепляется ведомая, свободно посаженная на пальце. Шестерни с торца закрыты крышкой. Смазка из картера дизеля через фильтр маслозаборника засасывается в межзубьевое пространство вращающихся шестерен насоса и под давлением вытесняется в нагнетательную магистраль.

Рис. 31. Масляный насос:
1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 1 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.

Масляный фильтр — центробежный с бессопловым гидравлическим приводом. В корпусе (рис. 32) на резьбе установлена ось, на которой вращается ротор, состоящий из остова, внутреннего стакана, нижней и верхней крышек. Крышка закреплена на остове гайкой и уплотнена резиновым кольцом в стакане. Шайба и гайка, установленные на верхнем резьбовом конце оси, ограничивают осевое перемещение ротора. Снаружи ротор закрыт колпаком, который закреплен гайкой с шайбой. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка. От насоса (см. рис. 30) по маслопроводу и каналу в блоке цилиндров, по кольцевому каналу В и отверстиям в оси ротора масло поступает в насадок (см. рис. 32), закрепленный на оси штифтом. Через щели Г в насадке масло выходит в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове попадает во внутренний стакан. Отражательный буртик крышки ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания, частицы износа деталей, разложения масла и посторонние примеси отлагаются на внутренних сгенках стакана ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальное отверстие в верхней части выбрасывается во внутреннюю проточку корпуса ротора в зоне входных радиальных отверстий Д оси ротора. Возникающая при этом реактивная сила вращает ротор. Масло через отверстия в оси ротора и трубку поступает в главную масляную магистраль.

Рис. 32. Центробежный масляный фильтр:
1 — колпак; 2 — шайба; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка; 5 — специальная гайка; 6 — кольцо; 7 — тангенциальное отверстие; 8 — остов ротора; 9 — маслоотводящая трубка; 10 — насадок (завихритель масляного потока); 11 — внутренний стакан; 12 — нижняя крышка ротора; 13 — верхняя крышка ротора; 14 — уплотнительное резиновое кольцо; 15 — ось ротора; 16 — предохранительный клапан; 17 — редукционный клапан; 18 — сливной клапан; 19 — корпус фильтра; 20 — стакан ротора; 21 — прокладка колпака.

Техническое обслуживание. В масляный картер надо заливать только рекомендованное инструкцией масло. Применение масел других сортов не допускается. Уровень масла в масляном картере поддерживают по меткам на масломере (рис. 33).

При работе дизеля с номинальной частотой вращения коленчатого вала и температурой воды 70…95°С давление масла должно быть 0,19…0,29МПа(2,0…3,0кгс/см2). Если давление масла при указанных условиях ниже 0,098 МПа (1,0 кгс/см2), дизель необходимо остановить и устранить неисправность. Давление масла в системе восстанавливают затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра.

Заменяют масло в картере дизеля через 250 моточасов. Для его слива в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.

Собирают ротор в порядке, обратном разборке. Перед установкой стакана ротора уплотнительные кольца смазывают моторным маслом, гайку крепления стакана затягивают с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.

Рис. 33. Снятие стакана ротора центробежного масляного фильтра

Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины