Строительные машины и оборудование, справочник







Конструкции коробок передач тракторов

Категория:
   Автомобили и трактора


Конструкции коробок передач тракторов

На тракторе ДТ-7М устанавливается четырехходовая механическая коробка передач с подвижными шестернями. Она обеспечивает трактору семь различных скоростей движения вперед и одну назад. При включении увеличителя крутящего момента можно дополнительно получить две замедленные передачи переднего хода и одну заднюю. Механизмы коробки передач, состоящие из валов, шестерен и подшипников, размещены в переднем отсеке корпуса коробки передач и заднего моста.

Первичный вал (рис. 211) вращается на шариковом и роликовом подшипниках. Ведущая шестерня первичного вала находится в постоянном зацеплении‘с шестерней вала заднего хода, а последняя с шестерней дополнительного вала. По шлицам первичного вала могут свободно перемещаться блоки шестерен и соответственно третьей и четвертой, первой и второй передач. Вторичный вал изготовлен за одно целое с ведущей шестерней центральной передачи и вращается на шариковом и роликовом подшипниках. На валу неподвижно на шлицах закреплены шестерни, и блок шестерен. Между шестернями установлены распорные втулки. Включение передач с первой по четвертую происходит путем ввода в запепление шестерни одной из кареток первичного вала с соответствующей шестернец вторичного вала. Для получения пятой и шестой передач служит блок шестерен дополнительного вала при этом вращение передается от первичного вала через шестерни и на вал заднего хода шестерням и далее через шестерню на дополнительный вал, откуда посредством блока шестерен — на соответствующую шестерню вторичного вала коробки передач. Седьмую передачу включают, вводя в зацепление шестерню дополнительного вала с шестерней вторичного вала. Для включения заднего хода необходимо подвижную шестерню вала заднего хода ввести в зацепление с большой шестерней блока. В этом случае вращение на вторичный вал будет передаваться через две пары шестерен.

Рис. 211. Коробка передач трактора ДТ-75М:
а — разрез по первичному и вторичному валам; б — разрез по валам дополнительному и заднего хода; в — положение рукоятки рычага при включении разных передач

Рис. 212. Коробка передач трактора Т-100М

Переключение передач производят рычагом, установленным в крышке. Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, над которыми расположены два валика и блокировочного механизма. Валики соединены с рычагом главной муфты сцепления. При выключении муфты оба валика поворачиваются так, что их гнезда устанавливаются над фиксаторами.

Смазка деталей коробки передач осуществляется маслом, залитым в общий кратер коробки передач и заднего моста через маслоза-ливную горловину. В пробке маслозаливной горловины расположены щуп и сапун. Слив масла производят через отверстие, закрываемое конусной пробкой с магнитом.

На тракторе Т-100М устанавливается специальная коробка передач. Основные рабочие передачи в этой коробке получаются посредством соединения трех пар шестерен. Коробка передач-трехвальная, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и четыре назад.

Она смонтирована в отдельном картере, прикрепляемом к картеру заднего моста. В картере (рис. 212) на подшипниках качения вращаются три вала: первичный, промежуточный и вторичный, выполненный вместе с ведущей конической шестерней центральной (главной) передачи.

На шлицах первичного вала закреплены неподвижно шестерня привода передних рабочих передач, шестерня привода передач заднего хода и каретка пятой передачи, которая может передвигаться вдоль оси первичного вала. Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней, которая вращается на двух роликовых подшипниках консольной оси. К заднему концу первичного вала присоединяются механизмы отбора мощности и шестерни и привода гидронасоса системы сервоусилителя механизма управления муфтами поворота .

На промежуточном валу установлены ведомая каретка реверс-редуктора и ведущие каретки: — третьей и четвертой передач и — первой и второй передач. Все каретки промежуточного вала могут перемещаться при помощи вилок переключения вдоль оси вала по шлицам.

На шлицах вторичного вала закреплены неподвижно двойная шестерня тре-третьей и четвертой передач, шестерня второй передачи и двойная шестерня первой и пятой передач.

При движении трактора вперед на любой передаче (кроме пятой) каретка должна быть введена в зацепление с промежуточной шестерней, а для движения задним ходом — с шестерней 8. Щтая передача включается при вводе в зацепление каретки первичного вала с шестерней на вторичном валу.

Управление коробкой передач осуществляется двумя внешними рычагами, один из которых перемещает каретку реверс-редукто-ра, а второй позволяет включать нужную передачу переднего хода. Механизм управления состоит из четырех валиков и вилок, находящихся в боковой крышке. В ней же расположены фиксаторы и блокировочный валик.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Заливка масла в картер производится через горловину, закрытую пробкой с масломерной линейкой. Слив масла производится через отверстие, закрытое пробкой с магнитом.

На тракторе К-7 01 устанавливается составная коробка передач с продольными валами и шестернями постоянного зацепления, которая обеспечивает получение шестнадцати передач переднего хода и восьми передач заднего хода. Основная двухвальная четырехскорост-ная коробка передач и два двухступенчатых редуктора переключения диапазонов передач, последовательно расположенные на параллельных валах, выполнены в общем картере. Коробка передач одновременно выполняет роль раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент на передний и заднии ведущие мосты.

Основной отличительной особенностью коробки передач является применение фрикционных муфт сцепления, что позволяет в заданном диапазоне передач производить их переключение без остановки трактора. Все шестерни в коробке передач постоянного зацепления. Она имеет гидравлическое управление фрикционами сцепления и механический привод включения шестерен диапазона при помощи зубчатых муфт. Коробка передач имеет систему предварительного прогрева при запуске и систему охлаждения масла. Коробка передач, кроме своего основного назначения, осуществляет привод масляных насосов гидросистемы навесного оборудования и управления поворотом трактора, привод масляного насоса системы смазки коробки передач и пр.

В коробке передач установлены первичный (рис. 213), промежуточный, грузовой и вторичный (раздаточный) валы, а также вал привода насосов.

Первичный вал соединяется левым фланцем посредством карданного вала с фланцем комбинированного промежуточного соединения, закрепленного на маховике двигателя. Таким образом, первичный вал вращается с той же частотой, что и коленчатый вал двигателя. Правый конец первичного вала фланцем соединяется с фланцем карданного вала, в свою очередь, соединенного с фланцем фрикционного сцепления вала отбора мощности.

Рис. 213. Коробка передач трактора К-701

На первичном валу расположены четыре многодисковые муфты и сцепления (фрикционы). Ведущий барабан каждого фрикциона закреплен неподвижно на шлицах первичного вала, а ведомый соединен с шестерней, свободно вращающейся на этом же валу. Привод фрикционов гидравлический. Под давлением масла, поступающего в бустер (полость), нажимной диск перемещается, прижимая ведущие и ведомые диски, и включает фрикцион. При прекращении подачи масла нажимной диск отходит в исходное положение под действием пружин и фрикцион выключается. Длй смазки подшипников шестерен вал изготовлен полным с радиальными сверлениями, по которым масло шопадает также для смазки поверхностей трения фрикционных дисков.

На промежуточном валу неподвижно закреплены ведомые шестерни первой, второй, третьей, четвертой передач и ведущие шестерни заднего хода и первого диапазона редуктора.

На грузовом валу расположены зубчатая режимная муфта и зубчатая муфта включения заднего хода. Зубчатая муфта может входить в зацепление с внутренними зубчатыми венцами режимных шестерен, а зубчатая муфта — с шестерней. Последняя соединена с шестерней промежуточного вала через промежуточную шестерню. На левом конце грузового вала установлен барабан стояночного тормоза, а на правом закреплены ведущие шестерни и второго диапазона редуктора. Для облегчения переключения зубчатых муфт грузового вала у ведомого барабана фрикциона первой передачи имеется колодочный тормоз — Синхронизатор, который имеет гидропривод.

На раздаточном валу расположены режимная муфта и зубчатая муфта отключения заднего моста. Перемещая режимную муфту 15, соединяют раздаточный вал с его малой или большой шестернями, соответственно сцепляемыми с шестернями и грузового вала. На наружных концах вала находятся фланцы привода переднего и заднего ведущих мостов.

Вал привода насосов приводится во вращение шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней ведущей части фрикциона четвертой передачи. От вала привода насосов приводятся два насоса гидросистемы навесного оборудования, насос гидросистемы коробки передач и вал отбора мощности, а также насос гидросистемы управления поворотом.

В гидравлическую систему коробки передач и вала отбора мощности входят масляный насос, фильтр, механизм переключения передач и масляный радиатор. Управление коробкой передач состоит из механизмов гидравлического привода фрикционов первичного вала, обычной рычажной системы управления зубчатых муфт диапазонных редукторов заднего хода и приводэ заднего ведущего моста.


Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины