Для включения и выключения той или другой передачи служит механизм переключения передач, при помощи которого подвижные шестерни (зубчатые муфты) вводятся или выводятся из зацепления с соответствующими неподвижными шестернями. Кроме того, он обеспечивает включение только одной передачи, исключает возможность самопроизвольного выключения или включения шестерен при работе и не позволяет включать передачу, если муфта сцепления не будет полностью выключена. Устройство механизма переключения передач зависит от типа коробки.
На тракторах применяются механизмы переключения передач с качающимися рычагами. Рычаг (рис. 214) шаровой опорой крепится к крышке коробки передач. Нижний конец рычага входит в паз одного из ползунов, на которых укреплены вклки. При перемещении рычага вперед или назад ползун перемещает вилку вместе с подвижной шестерней или ‘зубчатой муфтой, вследствие чего происходит включение или выключение соответствующей передачи.
Для того чтобы обеспечить полное включение шестерен на всю длину зубьев и предотвратить самопроизвольное выключение и включение шестерен при работе трактора, в механизме управления коробкой передач имеются фиксаторы. При включении передачи фиксаторы входят в углубления ползунов и удерживаются в них пружинами. Только усилие водителя, приложенное к рычагу, может вывести ползун, а следовательно, и шестерни из фиксированного положения.
Для предупреждения одновременного включения двух передач применяют замки, которые устроены так, что при передвижении одного из ползунов замки автоматически запирают другие ползуны в нейтральном положении, не давая им возможности сдвинуться с места. На ряде современных тракторов (ДТ-75М, МТЗ-82 и др.) в качестве замков применяются пластины с прорезями, ограничивающими перемещение рычага в пределах, необходимых для включения той или иной передачи. Чтобы переключение передач при включенной или не полностью выключенной муфте сцепления было невозможным, большинство тракторных коробок передач имеют блокировочный механизм, соединенный с педалью или рычагом управления муфты сцепления. Блокировочный механизм имеет валик с углублениями, в которые могут входить фиксаторы. При нажатии на педаль тяга выключает муфту сцепления, при этом”‘посредством тяги и поводка вал поворачивается пазом к хвостовикам фиксаторов. В этом случае фиксаторы освобождают ползуны и входят в паз, что обеспечивает переключение передач. При включенной муфте сцепления хвостовики фиксаторов упираются в поверхность валика, а головки фиксаторов — в углубление ползунов. В этом положении переключение передач невозможно.
Для переключения передач при движении трактора применяется фрикцио-ная муфта, которая состоит из ведущего (рис. 215) и ведомого барабанов. На шлицах барабанов установлены ведущие и ведомые стальные или металлокерамические диски трения. Ведущий барабан закреплен на шлицах первичного вала. Ведомый барабан закреплен неподвижно на шестерне, которая свободно вращается на первичном валу. Нажимной диск вращается вместе с ведущим барабаном. На первичном валу закреплен неподвижно опорный диск.
Включение фрикционной муфты осуществляется давлением масла, которое прижимает диски друг к другу. Масло от насоса гидросистемы через каналы в первичном валу поступает в объем между опорным и нажимным дисками. Давление масла заставляет нажимной диск переместиться и сжать пакет ведущих и ведомых дисков. Крутящий момент при этом передается от первичного вала на шестерню.
При выключении подачи масла нажимный диск под действием возвратных пружин отойдет от дисков и и муфта будет выключена. В коробках передач имеется обычно несколько фрикционных муфт, управление которыми должно быть строго синхронизировано.
Рис. 214. Механизм управления коробкой передач
Гидравлическая система для переключения передач при движении трактора состоит из масляного бака, шестеренного насоса, фильтра, распределителя, радиатора охлаждения, маслопроводов и других регулирующих и контролирующих работу системы устройств. Передачи переключают рычагом, связанным с золотником или краном распределителя гидросистемы, что требует небольшого усилия. Диапазоны переключают рычагом при помощи вилок, которые перемещают зубчатые муфты.
Рис. 215. Фрикционная муфта коробки передач
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы управления и блокировки коробок передач тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы