На ряде тракторов (ДТ-75М, МТЗ-80 и др.) для повышения их маневренности и производительности передаточные числа трансмиссии изменяются последовательно увеличителем крутящего момента и коробкой передач.
Увеличитель крутящего момента предназначен для увеличения тяговых усилий без остановки трактора на всех передачах. Он устанавливается между сцеплением и коробкой передач и представляет собой планетарный редуктор, управляемый фрикционной муфтой сцепления и роликовой муфтой свободного хода.
Муфта сцепления увеличителя крутящего момента однодисковая, сухая, постоянно замкнутого типа. Ее работа и устройство почти такие же, как и у главной муфты сцепления, с той лишь разницей, что диск (рис. 216) с фрикционными накладками является ведущим. Он установлен на шлицах ведущего вала, а ведомый диск — на шлицах переднего конца водила планетарного редуктора. В водиле на осях закреплены три двухвенцовых сателлита, которые находятся в постоянном зацеплении с ведущей и ведомой шестернями редуктора. Ведущий вал связан непосредственно с валом главной муфты сцепления, а ведомый вал — с первичным валом коробки передач. Между водилом и корпусом муфты сцепления монтируется роликовая муфта свободного хода, которая позволяет водилу вращаться лишь в одном направлении с коленчатым валом и останавливает водило при выключении увеличителя крутящего момента.
При перемещении рычага влево отводка передает усилие на отжимные рычаги и выключает муфту сцепления. Ролики муфты свободного хода заклинивают водило и удерживают его от вращения. При неподвижном водиле вращение от ведущего вала и ведущей солнечной шестерни передается через вращающиеся сателлиты ведомой шестерне 9. Поскольку ведомая шестерня больше ведущей 10, она будет вращаться медленнее и крутящий момент на ведомом валу будет увеличен. Увеличитель крутящего момента включается на время разгона при трогании нагруженного трактора с места, а также для преодоления подъемов или при возникновений других кратковременных перегрузок.
Если переместить рычаг вправо, то отводка отойдет от нажимных рычагов и нажимный диск под действием пружин прижмет ведущий диск к ведомому, в результате чего ведущий вал и водило будут находиться в сблокированном положении. Ролики муфты свободного хода при этом не препятствуют вращению водила в одну сторону с ведущим валом. Водило в этот момент будет вращаться с одной скоростью с ведущей и ведомой солнечными шестернями. Сателлиты не будут вращаться на своих осях, и их зубья жестко соединят ведущий и ведомый валы. В этом случае трактор работает без увеличителя.
Рис. 216. Схема увеличителя крутящего момента трактора
Управление увеличителем крутящего момента сблокировано с управлением главной муфты сцепления. Выключение главной муфты сцепления вызывает автоматическое включение увеличителя, что способствует быстрой остановке пер-, вичного вала коробки передач и всего трактора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Увеличитель крутящего момента"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы