Строительные машины и оборудование, справочник





Контрольно-измерительные приборы автомобиля ЗИЛ

Категория:
   Автомобили ЗИЛ

Контрольно-измерительные приборы автомобиля ЗИЛ

На автомобиле ЗИЛ-431410 без МТП установлен щиток приборов КП204. В центральной части щитка приборов расположена комбинация приборов КП205, которая состоит из четырех приборов: указателя температуры УК270, указателя тока аккумуляторной батареи АП251, указателя уровня топлива УБ251 и манометра давления масла МД230. Комбинация приборов освещается одной лампой. Крепление комбинации на панели щитка приборов производится с помощью скоб Г-образной формы. С левой стороны на щитке приборов установлен спидометр СП201-А, а с правой — двухстрелочный манометр МД213. На щитке приборов имеется гнездо с синим светофильтром для сигнализатора включения дальнего света фар и три отверстия для сигнализаторов перегрева двигателя, аварийного давления масла и указателя поворотов.

Щиток приборов КП204 работает в комплекте с датчиками: температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В, аварийного перегрева двигателя ТМ102 и уровня топлива БМ117-Д. Спидометр работает в комплекте с гибким валом ГВ124-Н.

Автомобиль ЗИЛ-131Н комплектуется щитками приборов КП204-А, которые отличаются от щитка КП204 указателем тока АП253 со шкалой на 50 А. В данном щитке используется дополнительно сигнализатор включения переднего моста.



Автомобиль ЗИЛ-131Н комплектуется щитками приборов КП204-А, которые отличаются от щитка КП204 указателем тока АП253 со шкалой на 50 А. В данном щитке используется дополнительно сигнализатор включения переднего моста.

На автомобиле ЗИЛ-431410 с МТП устанавливается щиток приборов 13.3805 (см. рис. 1.8), состоящий из спидометра 25.3802, комбинации приборов 16.3801 и сигнализатора состояния двигателя. Комбинация приборов включает в себя указатель температуры охлаждающей жидкости УК281; указатель давления масла УК282, указатель тока аккумуляторной батареи АП257, указатель уровня топлива УБ282, сигнализатор резервного уровня топлива и двухстрелочный воздушный манометр 11.3830.

Щиток приборов 13.3805 работает в комплекте с датчиками: температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В, уровня топлива БМ165-Д, давления масла ММ355, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, сигнализатора падения давления масла ММ111Д. Привод спидометра осуществляется гибким валом ГВ124Е.

Щиток приборов КП208Б автомобиля ЗИЛ-133ГЯ комплектуется унифицированными . приборами: спидометром 11.3802, указателем температуры охлаждающей жидкости 14.3807, указателем уровня топлива 13.3806, указателем тока аккумуляторной батареи АП171, манометром давления ; масла МД234, двумя манометрами давления воздуха 13.3830 в контуре передних и задних тормозов и двумя блоками сигнализаторов ПД511Г и ПД512Г.

С левой стороны от щитка приборов смонтирован тахометр 255.3813.

Приборы работают в комплекте с датчиками температуры охлаждающей жидкости ТМ100-А, уровня топлива. БМ165-Д, спидометра 20.3843, сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, сигнализатора аварийного давления масла ММ111Д, сигнализатора падения давления воздуха ММ124Д.

Механические сиидометры

Спидометр СП201-А магнитоиндукционного типа с приводом от гибкого вала. Спидометр имеет два объединенных в одном корпусе функциональных узла (скоростной и счетный) с общим приводом.

Скоростной узел состоит из постоянного магнита, закрепленного на приводном валике и картушки, установленной на оси. На верхнем конце оси находится стрелка, а в средней части напрессована втулка со спиральной пружиной (волоском). Внутренний конец пружины закреплен на втулке, а наружный — на пластине , служащей для регулировки натяжения пружины при регулировке скоростного узла. Экран, расположенный вокруг картушки, предназначен для увеличения магнитного потока, проходящего через картушку.

Рис. 1. Спидометр СП201-А: а — скоростной узел; б — счетный узел; 1 — приводной валик; 2 — червяк привода счетного узла; 3 — корпус; 4 — магнит; 5 — шайба термокомпенсатора; 6 — обойма; 7 — картушка; 8 — экран; 9 — возвратная пружина; 10 — пластина; 11 — стрелка; 12 — ось; 13 — шкала; 14 — начальный барабанчик; 15 — счетный барабанчик; 16 — трибка; 17 — ось; 18 — мостик

При вращении магнита 4 в теле картушки возникают вихревые токи, создающие магнитное поле картушки. При взаимодействии магнитных полей магнита и картушки создается крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Повороту оси картушки препятствует возвратная пружина, закручивающаяся при увеличении момента и создающая противодействующий момент. Таким образом картушка вместе с осью стрелки поворачивается на угол, величина которого пропорциональна частоте вращения валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля.

Изменение температуры окружающего воздуха значительно влияет на электрическое сопротивление картушки, поэтому могут возникнуть тепловые погрешности в показаниях скоростного узла. Частично эти явления компенсируются шайбой термокомпенсатора, коэффициент магнитной проницаемости которой изменяется в зависимости от температуры.

Счетный узел состоит из системы червячных передач и связанных с ним барабанчиков. Счетный барабанчик со стороны привода имеет зубцов, расположенных по периферии, а с другой стороны — два зубца и впадину между ними. Трибка имеет восемь зубцов, входящих в зацепление с барабанчиками. На той стороне трибки, которая соединяется с частью барабанчика, где имеются два зубца, четыре зубца из восьми укорочены (по ширине) через один. Барабанчики и трибки свободно посажены на осях, а крайний правый барабанчик (начальный) связан с входным валиком спидометра трехступенчатой червячной передачей с общим передаточным числом 624. Такая конструкция обеспечивает поворот каждого последующего барабанчика на Vio часть оборота после того, как предыдущий сделает один полный оборот.

Максимальное показание счетчика 99 999,9 км, после чего он снова начинает показывать с нуля.

Привод спидометра осуществляется гибким валом ГВ124-Н от коробки передач. Гибкий вал обеспечивает связь вторичного вала коробки передач с входным валиком спидометра и не влияет на погрешности измерения скорости и пройденного пути до момента разрушения и остановки прибора.

Гибкий вал неразборного типа навивают из спиральной проволоки в несколько операций. Сначала на прямую проволоку диаметром 0,5 мм навивают проволоки первого слоя, затем — проволоки второго слоя в противоположном направлении и далее два слоя с изменением направления навивки каждого последующего слоя. Конец гибкого вала представляет собой квадратный наконечник, который сопрягается с гнездами в валиках прибора и привода.

Спидометр 25.3802 имеет аналогичную конструкцию скоростного и счетного узлов, отличается пластмассовым корпусом с посадочным диаметром 140 мм и наличием сигнализатора включения дальнего света. Подсоединение к бортовой сети автомобиля осуществляется при помощи штекерной четырехклемной колодки, расположенной на печатной плате спидометра.

Спидометры относятся к перемонтируемым изделиям и при выходе из строя заменяются новыми. Неисправные спидометры могут быть отремонтированы только на специализированных заводах.

Техническое обслуживание

В процессе эксплуатации необходимо выполнять следующее:
1. Периодически проверять затяжку гаек присоединения гибкого вала к спидометру и коробке передач. Гайки должны быть завернуты до отказа, причем покачивание наконечников не должно наблюдаться.
2. Проверять правильность монтажа гибкого вала. Гибкий вал не должен иметь радиусов изгиба менее 150 мм. Наличие крутых изгибов сокращает срок службы вала. Вал должен обязательно быть закреплен скобами на переднем щите двигателя на полу кабины.
3. Правильность показания скоростного узла. Проверку можно выполнить с помощью секундомера, для чего необходимо:
а) поднять домкратом задний мост и поставить его на подставки. Под передние колеса подложить упоры;
б) пустить двигатель и включить прямую передачу. Довести скорость движения автомобиля по спидометру до одной из отметок (40, 60, 80 км/ч) и поддерживать ее во время проверки;
в) включить секундомер и через 6 мин выключить его, отметив показания счетного узла в начале (S) и в конце (S^ проверки;
г) сопоставить скорости: показанную скоростным узлом и расчетную.

Погрешность показаний правильно отрегулированного скоростного узла при температуре (20 ± 5) °С не должна превышать +4 км/ч при скорости до 60 км/ч; при скорости (80 + пх20) км/ч (где п — 0, 1, 2, 3 …) должна быть не более -f (5 -f п) км/ч.

Спидометр можно проверять и на тахометрических установках, например установке ОТХ2-60.

Неисправный спидометр надо отрегулировать в специализированной мастерской или заменить его.

Возможные неисправности

Ниже приведены основные неисправности механического спидометра, причины, их вызывающие, и способы устранения.

Не работает скоростной и счетный узлы

Возможные причины этой неисправности и способы их устранения:
1) ослабло крепление гаек в соединении гибкого вала с прибором и коробкой передач. В этом случае надо закрепить гайки;
2) обрыв гибкого вала. Следует сменить гибкий вал, убедившись в отсутствии заедания в приборе;
3) заедание приводного валика спидометра. Следует заменить спидометр.

Не работает счетный узел

Это происходит при заедании счетного узла или разрушении червячной передачи внутри спидометра. Необходимо заменить спидометр.

Не работает скоростной узел

Причина данной неисправности — заедание оси стрелки. Следует для ее устранения заменить спидометр.

Отклонение стрелки указателя скорости в больших пределах

Причины неисправности:
1) неправильный монтаж гибкого вала (гибкий вал не закреплен на переднем щите двигателя и полу кабины или имеет изгибы с радиусом менее 150 мм);
2) недостаточное количество смазочного материала внутри гибкого вала. Гибкий вал следует заменить.

Колебание стрелки, сопровождаемое стуком в приводе, особенно на малой скорости движения автомобиля

Причина этой неисправности — потеря крутильной жесткости гибкого вала. Гибкий вал в данном случае надо заменить.

Электрический спидометр

На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ установлен электрический бесконтактный спидометр 11.3802 с датчиком МЭ307 или 20.3843.

Датчик МЭ307 размещен на коробке передач и получает привод от ведомого вала посредством червячной пары и пары цилиндрических зубчатых колес. Датчик представляет собой трехфазный генератор переменного тока, частота которого пропорциональна частоте вращения постоянного магнита ротора, установленного на валу. Обмотки статора соединены в звезду и жгутом из трех проводов посредством штекерных колодок подключены к указателю.

Рис. 2. Спидометр 11.3802: а —- указатель; б — датчик; в — электросхема; 1 — крышка электродвигателя; 2 — штифт крепления магнита;3 — постоянный магнит; 4 — корпус электродвигателя; 5 — вал магнита; 6 — скоба; 7 — картушка; 8 — корпус; 9 — плата электронного блока; 10 — стрелка; 11 — шкала; 12 — ось картушки; 13 — корпус указателя; 14 — магнит; 15 — статор; 16 — обмотка возбуждения; 17 — стопорное кольцо; 18 — уплотнение; 19 — корпус датчика; 20 — обмотка статора; 21 — вал ротора; 22 — манжета; 23 — стопорное кольцо; 24 — постоянный магнит; / — датчик; II — указатель

С 1985 г. на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ устанавливается датчик 20.3843. Этот датчик имеет дополнительно выход вала для привода гибкого вала дополнительного счетчика 11.3823 пройденного пути. Длина гибкого вала ГВ166 равна 1170 мм.

Указатель спидометра представляет собой измерительный прибор магнитоиндукционного типа. В металлическом штампованном корпусе 13 размещен механизм спидометра с синхронным электродвигателем и электронным блоком на печатной плате. Трехфазная обмотка возбуждения соединена в звезду. Каждая фаза обмотки подключена к соответствующему каскаду. Якорь в виде постоянного оксидно-бариевого магнита имеет общую ось с постоянным магнитом, приводящим во вращение картушку. Стрелка спидометра насажена на ось картушки.

Принцип работы спидометра заключается в следующем. При движении автомобиля якорь датчика вращается и создает в каждой катушке импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скорости движения автомобиля. Импульсы от каждой катушки датчика подаются на один из транзисторов, работающих в режиме ключа, вследствие чего при отпирании транзисторов от бортовой сети автомобиля поступает ток к статорным обмоткам электродвигателя. Фазные токи создают в статоре приемника три пульсирующие намагничивающие силы, сдвинутые по фазе на 120° и по времени на 1/3 периода вращения якоря датчика. Вектор результирующей намагничивающей силы обмотки статора вращается синхронно с якорем. Ротор указателя, следуя за изменением направления намагничивающей силы статора, вращается синхронно с ротором датчика. Тем самым обеспечивается дистанционная связь датчика и скоростного узла спидометра. Резисторы R1 … R6 ускоряют запирание транзисторов и снижают ЭДС самоиндукции, возникающей при запирании транзисторов.

Скоростной и счетный узлы спидометра работают так же, как и аналогичные узлы спидометра СП201А. Зацепление барабанчиков счетного узла внутреннее. Спидометр имеет встроенный сигнализатор включения дальнего света.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание данного спидометра в процессе эксплуатации сводится к периодическому осмотру и проверке затяжки болтов крепления датчиков. Необходимо также проверять надежность установки штекеров в колодках и отсутствие повреждений жгутов проводов. Не допускается наличие влаги под резиновыми колпачками, защищающими штекерное соединение датчика и заднего левого жгута проводов.

Точность показаний спидометра проверяется аналогично спидометру СП201А. Допустимая погрешность та же. Колебания стрелки прибора при постоянной угловой скорости датчика не должны превышать ±2% предела измерения при скоростях движения более 20 км/ч.

Возможные неисправности

Ниже приведены основные неисправности электрического спидометра, причины, их вызывающие, и способы устранения.

Не работает скоростной и счетный узлы при движении автомобиля

Эта неисправность может быть вызвана следующим:
1) неисправностью проводки (разрушение изоляции, обрыв проводов, коррозия зажимов и т. д.);
2) износом или поломкой деталей привода датчика;
3) ослаблением крепления датчика. В этом случае надо затянуть болты Крепления датчика.

Стрелка указателя колеблется при малой частоте вращения, при большой стоит на нуле

Причины данной неисправности:
1) неисправность проводки;
2) обрыв фазного провода внутри датчика. В этом случае следует вскрыть датчик и подпаять провод;
3) обрыв фазного провода внутри указателя. Для устранения неисправности надо вскрыть прибор и припаять оборванный провод;
4) отказ транзистора. Необходимо вскрыть прибор и заменить транзистор.

Тахометр

Для контроля за частотой вращения коленчатого вала двигателя на автомобиле ЗИЛ-133ГЯ применяется тахометр 255.3813.

Тахометр состоит из двух основных узлов электронного блока и измерительного механизма — стрелочного миллиамперметра магнитоэлектрической системы с подвижной катушкой.

Тахометр имеет шкалу 0 … 3500 мин-1. На шкале прибора имеются зеленая зона (1600 ,,, 2000 мин-1) и красная зона (2800 … 3500 мин-1). Красная зона — зона опасного скоростного режима. В систему электрооборудования тахометра подключается двумя штекерами и одним винтовым зажимом.

Измерительный механизм расположен на основании. На нем расположены магнит, магнитопровод и корпус. Постоянный магнит создает в зоне между магнито-проводом и основанием магнитный поток. Подковообразный магнитопровод охватывает катушка с измерительной обмоткой, которая может поворачиваться на 250°. В основании и корпусе установлены подшипники, в которых размещена ось указателя. На оси закреплены траверса и грузик.

Противодействующий момент создается двумя спиральными пружинами (волосками) 10. На печатной плате 6 размещен электронный блок. Схема его приведена на рис. 6.46, б.

Принцип действия тахометра основан на преобразовании импульсов фазы генератора и измерении среднего значения силы тока магнитоэлектрическим прибором.

В электрической схеме тахометра имеется стабилизатор напряжения, состоящий из кремниевого стабилитрона VD5 и резистора R12. Стабилизация напряжения позволяет уменьшить дополнительную погрешность, связанную с изменением напряжения в бортовой сети автомобиля.

Блок формирования импульсов включает резисторы R1, R2, конденсатор С1, стабилитрон VD1, транзистор VT1, конденсаторы С2 и диоды VD2, VD3.

Рис. 3. Тахометр 255.3813: а — устройство; б — электросхема; 1 — основание; 2 — постоянный магнит; 3 — магнитопровод; 4 — грузик; 5 — траверса; 6 — печат ная плата; 7 — верхний регулировочный штифт; 8 — корпус; 9 — ось; 10 — спиральные пружины; 11 — измерительная катушка; 12 -нижний регулировочный штифт с подпятником

Импульсное напряжение переменной частоты / с фазы генератора через зажим «~» тахометра подается на вход электронного блока тахометра. Блок формирования импульсов преобразует положительные импульсы с фазы генератора в короткие импульсы отрицательной полярности, запускающие ждущий мультивибратор. Мультивибратор выполнен на двух транзисторах (VT2, VT3) с гибкой коллекторной обратной связью (конденсатор СЗ). В коллекторную цепь транзистора VT2 через регулировочный резистор R и термокомпенсатор (резистор R5 и терморезистор R7) включен магнитоэлектрический измерительный стрелочный прибор Р.

Ждущий мультивибратор формирует измерительные импульсы прямоугольной формы с постоянными амплитудой и длительностью. Частота измерительных импульсов равна частоте напряжения, подаваемого с фазы генератора. Следовательно, она пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Измерительный прибор показывает силу среднего эффективного тока, которая пропорциональна частоте импульсов одностабиль-ного мультивибратора. Чем выше частота импульсов, тем больше сила среднего эффективного тока.

Взаимодействие магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом 2 измерительного прибора тахометра, с полем, создаваемым эффективным током средней силы, протекающим по измерительной катушке 11, приводит к повороту подвижной системы измерительного прибора на угол, пропорциональный силе тока.

Резистором R6 регулируют при настройке тахометра амплитуду импульса, подаваемого мультивибратором.

Максимальная потребляемая мощность 1,6 Вт. Шкала прибора освещается лампой АМН 12-3.

Проверка точности показаний тахометра. Ее можно проводить непосредственно на двигателях путем сравнения тахометра с контрольным. Основная погрешность тахометра при температуре окружающей среды (20 ± 5) °С не должна превышать +100… —50 мин“1.

Точность показаний можно проверять с использованием генератора импульсов Г5-54, вольт-амперметра класса 0,5 типа М2018, источника напряжения ТЕС-14, частотомера 43-33. При этом на тахометр подают прямоугольные импульсы положительной полярности амплитудой (10,8 ± 1) В, длительностью (500 ± ± 50) мкс. Частота вращения коленчатого вала двигателя определяется по формуле, приведенной выше.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание тахометра заключается в периодической проверке (ТО-2) состояния проводов со штекерами и наконечником, с помощью которых подключается тахометр, а также в проверке надежности крепления тахометра на щитке приборов. В случае отказа тахометра необходимо проверить натяжение ремня генератора, убедиться в наличии напряжения на тахометре и сигнала от фазы генератора при работающем двигателе и только после этого направить тахометр в ремонт.

В эксплуатации тахометры ремонту не подлежат. При отказе их заменяют.

Следует отметить, что точность показаний тахометров, работающих от фазы генератора, прямо зависит от передаточного числа коленчатый вал — генератор, и неисправный тахометр должен заменяться тахометром того же типа.

Указатель тока аккумуляторной батареи

На автомобиле ЗИЛ-431410 с МТП установлен указатель тока аккумуляторной батареи АП257 магнитоэлектрической системы с неподвижным постоянным магнитом с пределом измерения 50 А.

Подвижная система прибора состоит из стрелки, оси с опорой-подпятником и якорька. Якорек выполнен из низкоуглеродистой стали и при воздействии магнитного поля стремится расположиться вдоль магнитных силовых линий. Если электрического тока в цепи прибора нет, якорек располагается вдоль оси постоянного магнита, при этом стрелка прибора устанавливается на нулевом делении. При прохождении электрического тока через зажим и основание в зоне якорька создается собственное магнитное поле, силовые линии которого перпендикулярны линиям поля постоянного магнита. Магнитное поле стремится повернуть якорек на 90° от его исходного положения, чему препятствует поле постоянного магнита. Чем большей силы ток проходит через основание, тем выше напряжение создаваемого магнитного поля и тем на больший угол повернется стрелка.

Для уменьшения дополнительной погрешности указателя тока, возникающей при изменении температуры окружающей среды, под постоянным магнитом ставят пластинку — магнитный шунт, коэффициент магнитной проницаемости которого значительно изменяется от температуры.

Рис. 4. Указатель тока аккумуляторной батареи

Ось подвижной системы вращается на заостренных концах (кернах) в регулируемых опорах-подпятниках. В опоры закладывают демпфирующий смазочный материал ПМС для сглаживания колебательных движений стрелки и резких ударов в подвижной системе прибора в момент его включения. Основание выполнено из цинкового сплава, к нему прикреплены шкала, зажимы и подвижная система.

На автомобиле ЗИЛ-431410 без МТП применен указатель тока АП251 с пределом измерения на 30 А, на автомобиле ЗИЛ-131Н — указатель АП253, на автомобиле ЗИЛ-133ГЯ — указатель АП171 с пределом измерения 50 А. Конструкция указателей аналогична, они отличаются только оформлением шкал. Указатель АП171 выполнен в самостоятельном корпусе.

Указатели тока аккумуляторных батарей следует проверять с помощью контрольного амперметра. Неисправный прибор должен быть заменен.

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Для контроля температуры охлаждающей жидкости двигателя применяется указатель логометрического типа. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов, и датчика ТМ100-В, установленного в головке блока двигателя.

На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ применяется датчик ТМ100-А.

Датчики ТМ100-В и ТМ100-А представляют собой терморезистор (рис. 6.48), сопротивление которого резко меняется в зависимости от изменения температуры, помещенный в латунный баллон. Между выводным зажимом датчика и терморезистором размещена токоведущая пружина, которая изолирована от стенки баллона втулкой.

Отличаются датчики способом подключения в схему: датчик ТМ100-А для этого имеет штекер, а датчик ТМ100-В —винт.

Приемник указателя УК281, устанавливаемый на автомобиле ЗИЛ-431410, имеет пластмассовый каркас, состоящий из двух половин. На каркасе намотаны четыре измерительные обмотки. Внутри каркаса размещен постоянный магнит, установленный на одной оси стрелки с ограничителем поворота оси. Этот магнит может поворачиваться, ориентируясь вдоль магнитных силовых линий магнитного поля катушек. Каркас с катушками и магнитом установлен в специальном металлическом экране для защиты от воздействия посторонних магнитных полей.

Рис. 5. Датчики ТМ100-А и ТМ100-В

Рис. 6. Указатель температуры охлаждающей жидкости: а — измерительный узел; б — электросхема; 1 — ось; 2,7 — соответственно половины каркаса верхняя и нижняя; 3 — обмотка; 4 — ограничитель; 5 — магнит; 6 — магнит установки нуля; LI, L2, L3, L4 — обмотки прибора; R1 — регулировочный реостат; R2 — датчик температуры

Для возврата подвижной системы в нулевое положение при выключенном приборе служит магнит 6, встроенный в нижнюю половину каркаса.

Указатель представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными измерительными катушками. Обмотки L1 и L4 расположены на каркасе перпендикулярно к обмоткам L2 и L3.

С изменением температуры охлаждающей жидкости меняется сопротивление терморезистора датчика, что в свою очередь вызывает изменение силы тока в катушках указателя. Ток проходит по двум параллельным цепям: первая — аккумуляторная батарея GB, обмотки L2, L1, реостат R1; вторая —аккумуляторная батарея GB, обмотки L3, L4 и терморезистор датчика R2. Сила тока, проходящего по первой цепи, постоянна, сила тока во второй цепи зависит от температуры датчика и значительно меняется.

Реостат R1 установлен с тыльной стороны прибора.

Сопротивление обмотки реостата 130 Ом. Она выполнена из нихромовой проволоки сечением 0,15 мм2. При перемещении ползунка изменяется сопротивление и, следовательно, изменяется

соотношение токов и напряженности магнитных полей измерительных катушек, что позволяет регулировать приемник.

На автомобилях ЗИЛ-431410 без МТП и ЗИЛ-131Н установлен указатель УК270, который имеет аналогичную конструкцию. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ применяется указатель 14.3807, который имеет самостоятельный корпус. В нем вместо реостата установлен постоянный резистор сопротивлением 100 Ом.

Техническое обслуживание

Указатели температуры охлаждающей жидкости не требуют технического обслуживания. Ремонт указателя и датчика в эксплуатационных условиях невозможен. Поэтому в случае выхода прибора из строя следует проверить только электрические соединения и исправность проводки и, если они в порядке, сменить указатель или датчик.

Возможные неисправности

Ниже приведены основные неисправности указателя температуры охлаждающей жидкости, причины, их вызывающие, и способы устранения.

При снятом наконечнике с датчика или оборванном проводе стрелка указателя будет резко отклоняться до отказа влево от крайнего левого деления шкалы. Для проверки, нет ли обрыва провода, соединяющего датчик и указатель, необходимо при включенной цепи электроснабжения отсоединить провод от датчика и подключить провод через последовательно включенную лампу мощностью 2 Вт на корпус автомобиля. Если провод оборван, то лампа гореть не будет и положение стрелки указателя не изменится.

В случае замыкания провода, соединяющего датчик и указатель на корпус автомобиля в момент включения зажигания, стрелка указателя резко отклоняется вправо за пределы шкалы. Для проверки провода, соединяющего датчик и исправно работающий указатель, на замыкание на корпус автомобиля необходимо при включенной цепи отсоединить провод от зажима датчика.

Если положение стрелки указателя не изменится, провод замкнут на корпус автомобиля. Неисправный провод заменяют или изолируют поврежденный участок.

Исправность указателя температуры охлаждающей жидкости может быть проверена сравнением его показаний с показаниями ртутного термометра. Для проверки указателя и датчика можно также использовать прибор Э204.

Точность показаний указателя составляет ±5 °С на отметках шкалы 80, 100 °С и +12… —4 °С на отметке 40 °С. При этом напряжение должно быть равно 14 В и температура окружающей среды (20 ± 5) °С.

Указатель температуры электролита

На автомобилях северных модификаций для обеспечения контроля за температурой электролита в аккумуляторной батарее применяется указатель температуры электролита 15.3807 с датчиком 11.3842. Датчик монтируют в одну из банок аккумуляторной батареи вместо пробки. Он имеет встроенный в корпус терморезистор. Провода, выходящие из корпуса, заканчиваются двухгнездной штекерной колодкой для соединения с проводом, идущим к указателю, и с корпусом автомобиля.

Указатель имеет шкалу —40 … 40 °С и представляет собой магнитоэлектрический прибор, аналогичный указателю температуры. Основная погрешность указателя составляет —10 … +5 °С на отметке —40 °С, +6 °С — на отметке 20 °С и —5 °С — на отметке 40 °С.

Сигнализаторы аварийной температуры

Применение на автомобиле дистанционного стрелочного термометра не является гарантией того, что внезапное нарушение теплового режима двигателя будет сразу замечено водителем. Поэтому в дополнение к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры.

Датчик ТМ102 сигнализатора устанавливается на автомобилях 3HJI-131H и ЗИЛ-431410 без МТГП. Датчик ввернут в верхний патрубок двигателя и автоматически включает сигнализатор, когда температура достигнет 112… 118 °С.

На свободном конце биметаллической пластины, противоположный конец которой неподвижен, но изолирован от корпуса автомобиля, имеется контакт. Второй контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом автомобиля.

Пока температура охлаждающей жидкости в радиаторе не поднимется до установленного предела, контакты остаются разомкнутыми и контрольная лампа выключена. Активный слой биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры биметаллическая пластина деформируется таким образом, что контакты сближаются. По достижении температуры, на которую отрегулирован датчик (112… 118 °С), контакты замкнутся, и сигнализатор на щитке приборов загорается.

Рис. 7. Датчики сигнализатора аварийной температуры: а — датчик ТМ102; б — датчик ТМ111; 1 — корпус датчика: 2 и 7 — биметаллические пластины; 3, 10 и 11 — контакты; 4 — винт; 5 — токоведущая пластина; 6, 9 — зажимы; 8 — изолятор; 12 — шайба

При снижении температуры происходит обратное явление, и сигнализатор гаснет.

Датчик ТМ111 сигнализатора аварийной температуры устанавливается на двигателе автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-431410 с МТП. Датчик имеет латунный корпус, в котором под прижимной шайбой находится петлеобразная биметаллическая пластина с контактом. Тарельчатый контакт может перемещаться по резьбе выводного зажима, что позволяет устанавливать необходимый температурный предел замыкания контактов (98 … 104 °С). Выводной зажим вмонтирован в изолятор.

При повышении температуры охлаждающей жидкости биметаллическая пластина, изгибаясь, замыкает контакты, включая цепь сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости, установленного в указателе 14.3807 или на щитке приборов 13.3805.

Приборы для измерения уровня топлива

Измерители уровня топлива дают возможность оценить объем топлива в баке, и, следовательно, приблизительное расстояние, которое автомобиль может проехать без дополнительной заправки.

На автомобилях ЗИЛ-131Н и ЗИЛ-431410 без МТП используют электромагнитный указатель уровня топлива, состоящий из реостатного датчика БМ117Д и электромагнитного указателя УБ251, соединенных между собой по однопроводной схеме.

Датчик имеет стальной фланец и корпус, изготовленный из цинкового сплава литьем под давлением. В корпусе на оси установлен ползунок реостата. Снаружи к той же оси посредством рычага прикреплен поплавок. Обмотка реостата общим сопротивлением 60 Ом намотана на текстолитовой пластине, вставленной в пазы корпуса. Один конец обмотки реостата закреплен под пластиной, которая соединена шиной с выводным зажимом. Ползунок реостата имеет вывод на корпус датчика в виде упругой проволочной петли, которая вместе со вторым концом обмотки реостата закреплена в приливе корпуса.

Указатель имеет две обмотки с сердечниками из мягкой стали, которые снабжены полюсными наконечниками. Полюсный наконечник соединен с наконечником. Обмотки установлены под углом 90° одна к другой на основании механизма. Стрелка закреплена на оси вместе с латунным противовесом и стальным якорем, который находится в точке пересечения осей катушек. Подвижная система установлена на кернах в двух подпятниках.

Ток от бортовой сети подводится к зажиму, и, пройдя по левой обмотке, разветвляется на зажиме на два направления: через обмотку на корпус; через реостат и ползунок датчика на корпус. Такая схема подключения реостата датчика уменьшает возможность искрения в контакте ползунка с обмоткой реостата, так как для тока всегда существует параллельная цепь по обмотке реостата.

При прохождении тока по обмоткам создаются два взаимно пересекающихся магнитных поля, которые воздействуют на якорек подвижной системы, стремясь повернуть его по направлению результирующего вектора поля.

На автомобилях ЗИЛ-431410 с МТП и ЗИЛ-133ГЯ используют логометрический указатель уровня топлива. В комплект прибора входит реостатный датчик с поплавком, который отличается от описанного выше конструкцией и полным сопротивлением реостата (90 Ом).

Рис. 8. Электромагнитный указатель уровня топлива и его датчик: а — датчик; б — указатель

Рис. 9. Магнитоэлектрический указатель уровня топлива и его датчик: а — датчик; б — электросхема указателя УБ281 с датчиком ВМ165-Б

Датчик БМ165-Д представляет собой фланец с двухгнездной штекерной колодкой. Корпус реостата установлен на стойке. В корпусе расположены реостат, намотанный на гибкую пластину, и ось рычага пластмассового поплавка с ползунком.

Обмотка реостата одним концом приклепана к корпусу, а вторым присоединена к токоведущей шине, идущей к штекеру.

Реостат датчика включен в цепь логометрического указателя УБ281. Указатель по конструкции аналогичен указателю УК281. Основное отличие в числе витков обмоток: обмотка L1—680, обмотка L2—500, обмотка L3—750 (провод ПЭВ-1 диаметром 0,1 мм). Сопротивление реостата 180 Ом.

На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ применен указатель 13.3806, который отличается наличием добавочного и термокомпенсационного резисторов, а также обмоточными данными измерительных катушек.

Изменение сопротивления реостата датчика в зависимости от положения поплавка в топливном баке влияет на перераспределение токов в катушках указателя, а следовательно, и на положение его стрелки.

Техническое обслуживание

Указатели уровня топлива не нуждаются в техническом обслуживании. В случае выхода из строя прибора следует проверить электрические соединения, исправность проводов и, если они в порядке, заменить указатель или датчик.

Возможные неисправности

Ниже приведены основные неисправности приборов для измерения уровня топлива, причины, их вызывающие, и способы устранения.

Если неисправен указатель или его цепь, то стрелка прибора при включении зажигания остается неподвижной. Если неисправен датчик или его цепь, стрелка указателя находится правее деления П шкалы, независимо от количества топлива в баке.

При ремонте электропроводов или смене приборов недопустимо замыкание зажимов указателя, так как это приведет к перегоранию обмотки реостата.

Если указатель и датчик исправны и правильно отрегулированы, то при напряжении 14 В и температуре (20 ± 5) °С точность показаний не должна превышать ±7% для отметки 1/2 или +2 … — 7% для отметки П.

Датчик и указатель можно проверить при помощи омметра, прибора Э204 или прибора 531 ГАРО.

Если погрешность указателя превышает допустимые пределы, необходимо сменить указатель или датчик.

Указатель давления масла в смазочной системе двигателя

В смазочной системе двигателя автомобиля ЗИЛ-431410 с МТП применяется для контроля давления масла указатель УК282 с датчиком ММ355.

Датчик имеет основание со штуцером, на котором закреплена гофрированная мембрана. По реостату перемещается ползунок при воздействии на него передаточного механизма. В центре мембраны установлен толкатель, на который опирается рычаг с регулировочным винтом. На верхнем конце рычага также имеется регулировочный винт, который непосредственно воздействует на ползунок, поворачивая его вокруг оси. Пружина противодействует смешению ползунка. Чтобы пульсации давления в контролируемой системе не вызывали колебаний ползунка по реостату, в канал штуцера датчика запрессована дюза со стержнем для очистки прохода. Она создает большое сопротивление протеканию масла и тем самым сглаживает влияние резких изменений давления на показание прибора.

Рис. 10. Указатель давления масла и его датчик: а — датчик; б — электросхема

При подаче масле в датчик мембрана под его давлением выгибается и через рычаг и опорную площадку 6 перемещает ползунок по реостату, уменьшая его сопротивление. При снижении давления мембрана возвращается в нормальное положение, и возвратная пружина сдвигает ползунок в исходное положение.

Реостат электрически изолирован от корпуса и имеет сопротивление 173 Ом. Ползунок соединен с корпусом датчика, и при полном ходе в рабочем диапазоне давления изменяет выходное сопротивление датчика от 173 до 200 Ом. Реостат датчика, включенный параллельно одной из катушек указателя, изменяет сопротивление в зависимости от давления и тем самым влияет на силу тока в обмотках указателя.

Указатель УК282 магнитоэлектрического типа имеет конструкцию, аналогичную описанному выше логометрическому указателю температуры охлаждающей жидкости, и отличается обмоточными Данными катушек и схемой их включения. Число витков обмоток следующее: обмотка Li—280, обмотка L2—360, обмотка L3—750 (провод ПЭВ-I диаметром 0,1 мм).

Техническое обслуживание указателя заключатеся в периодической проверке затяжки винтовых зажимов, штекерного соединения в колодке на комбинации приборов и исправности проводов.

Если при включенном выключателе зажигания и работающем двигателе стрелка указателя отклоняется влево от нулевого деления шкалы, то это свидетельствует об обрыве обмотки реостата датчика или о плохом контакте ползунка с обмоткой реостата.

В случае обрыва в цепи обмотки L1 стрелка указателя отклоняется за максимальное деление шкалы. При обрыве в цепи обмоток L2 и L3 стрелка указателя отклоняется влево от нулевого деления. Обрыв в цепи обмоток приборов происходит в результате их перегрева при повышенном напряжении генератора, а также при замыкании на корпус провода, соединяющего указатель с датчиком.

При обрыве провода, соединяющего датчик с указателем, или замыкании его на корпус, проверка производится так же, как и при неисправности указателя температуры охлаждающей жидкости.

Указатель давления газа

Указатель давления газа на газобаллонных автомобилях имеет конструкцию, аналогичную описанному указателю. Диапазон измерения указателя УК130 0,6 МПа (6 кгс/см2) тип датчика ММ358.

Проверка датчика и указателя давления. При проверке датчика измеряют омметром сопротивление его реостата при отсутствии рабочего давления. Сопротивление реостата 159 … 173 Ом. Затем датчик устанавливают в смазочную или пневматическую систему, где имеется возможность изменять давление, которое должно контролироваться контрольным манометром. При давлении в системе 0,4 МПа (4 кгс/см2) проверяют сопротивление реостата для датчика ММ358 (54… 66 Ом) и при давлении 0,6 МПа (6 кгс/см2) для датчика ММ355 (62…74 Ом). При несоответствии сопротивлений указанным значениям должен быть заменен датчик, так как- трудно правильно завальцевать защитный кожух после регулировки положения ползунка 4.

Правильность показаний указателя можно проверить контрольным манометром или путем подключения вместо датчика контрольных резисторов. При отсутствии рабочего давления подключается резистор сопротивлением 157 … 175 Ом, при давлении 0,4 МПа (4 кгс/см2) для указателя УК130 (55 … 60 Ом) и при давлении 0,6 МПа (6 кгс/см2) для указателя УК282 (63 … 73 Ом).

Основная погрешность указателей давления при работе с датчиками не должна превышать ±7% верхнего предела показаний в диапазоне рабочих давлений от 0 до 70% верхнего предела показаний и ±10% —свыше 70%.

Манометры

На автомобилях ЗИЛ для контроля давления масла и давления воздуха в пневматической системе и шинах применяются механические манометры непосредственного действия. Они имеют чувствительный элемент и указатель в виде совмещенного узла в одном приборе, а контролируемая среда подводится под давлением к чувствительному элементу по трубопроводу.

На автомобилях ЗИЛ-431410 без МТП и ЗИЛ-131Н для контроля давления масла в смазочной системе двигателя используется манометр МД230 мембранный с сигнализатором аварийного падения давления. Манометр входит в состав комбинации приборов КП205 и КП205-А.

Чувствительным элементом, воспринимающим давление, служит упругая гофрированная мембрана, изготовленная из фосфористой бронзы. Мембрана зажата между основанием и упругими кольцами при завальцовке края корпуса на основании манометра. Над мембраной установлен диск, по форме повторяющий концентрические выступы мембраны. Он установлен на таком расстоянии от мембраны, чтобы при давлении выше предела измерения манометра мембрана опиралась на этот диск во избежание ее остаточных деформаций.

В центре корпуса установлена втулка с шестигранником для регулировочного ключа. Через эксцентрично расположенный в корпусе канал проходит штифт, опирающийся на мембрану. На штифт опирается рычаг передачи к стрелке прибора.

При повышении давления под мембраной центральная часть мембраны перемещается, поднимая штифт вверх. Штифт нажимает на рычаг и поворачивает его вокруг оси. Фигурный конец рычага нажимает на стойку стрелки и поворачивает ее вокруг оси. Противодействующая пружина прижимает стойку стрелки к рычагу, обеспечивая беззазорное соприкосновение деталей передаточного механизма друг к другу и возврат стрелки в исходное положение при снижении давления. На шкале прибора закреплен изолятор, имеющий упругую токоведущую пластину с контактом и регулировочным винтом. Стрелка имеет выступ с контактом, который поворачивается вместе со стрелкой и при давлении 0,03 … 0,08 МПа (0,3 … 0,8 кгс/см2) замыкается с контактом, включая сигнализатор аварийного падения давления масла. Для того чтобы пульсация давления в смазочной системе не вызывала колебаний стрелки, в канал штуцера запрессована дюза, через которую масло проходит медленно, резко не изменяя положение мембраны.

Рис. 11. Манометр МД230: а— мембранный узел; б — вид со стороны стрелки

В механизме предусмотрены две регулировки: нулевая и масштабная. Первую осуществляют при отсутствии рабочего давления под мембраной подгибанием фигурного конца рычага до момента установки стрелки на нулевую отметку шкалы. Затем при давлении 0,4 МПа (4 кгс/см2), поворачивая втулку со штифтом за шестигранник и изменяя плечо действия штифта на рычаг, производят масштабную регулировку. Момент замыкания контактов сигнализатора регулируют поворотом винта 15.

Допускаемая погрешность на отметке 0,1 МПа (1 кгс/см2), ±0,02 МПа (0,2 кгс/см2) и на отметке 0,4 МПа (4 кгс/см2) +0,04 МПа (0,4 кгс/см2).

На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ применяется для контроля давления масла в смазочной системе двигателя манометр МД234 с трубчатой пружиной. Основной деталью манометра является упругая плоская трубка (рис. 6.55). Трубка имеет один неполный виток. Один конец трубки впаян в штуцер, через отверстие в котором масло из смазочной системы двигателя подается в трубчатую пружину, а второй конец соединен с тягой, которая через передаточный механизм приводит в движение стрелку прибора, показывающую давление на шкале

Под действием давления масла внутри трубки она разгибается, при этом стрелка прибора перемещается.

Рис. 12. Манометр М.Д234

Передача движения от трубчатой пружины к стрелке осуществляется зубчатым сектором и трибкой на оси стрелки. Пружинный волосок на оси стрелки компенсирует влияние зазоров в передаточном механизме. Предусмотрены две регулировки манометра: нулевая —подгибанием усика ограничительной пластины, масштабная — подгибанием рычага сектора.

Погрешность измерения манометра МД234 при температуре воздуха 20 °С не должна превышать ±0,04 МПа (0,4 кгс/см2) на отметках шкалы от 0 до 0,75 МПа (от 0 до 7,5 кгс/см2) и ± 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) на отметках шкалы от 0,75 до 1 МПа (от 7,5 до 10 кгс/см2).

Сигнализатор аварийного давления масла. Датчик ММ111-Д состоит из корпуса 1 (рис. 6.56) и изолятора 7, который завальцован в корпусе. Между корпусом и изолятором зажаты неподвижный контакт 3 и мембрана 2 из тонкой полиэфирной пленки с толкателем 5, установленным в центральном отверстии неподвижного контакта. Подвижный контакт 4 прижимается к неподвижному контакту 3 пружиной 6, которая выполняет роль чувствительного элемента датчика.

Под действием давления масла в смазочной системе эластичная мембрана удерживает пружину в сжатом состоянии, а следовательно, контакты разомкнуты. При снижении давления до 0,04 … 0,08 МПа (0,4 … 0,8 кгс/см2). Под давлением пружины контакты замыкаются, и лампа, встроенная в манометр МД234, загорается.

Подключение манометра в систему электрооборудования автомобиля осуществляется при помощи штекера.

Для контроля давления воздуха в тормозной системе автомобилей ЗИЛ моделей 131Н и 431410 без МТП применяется двухстре-лочный манометр МД213. Он представляет собой два заключенных в один корпус манометра, по конструкции аналогичные манометру МД234. Верхняя шкала показывает давление воздуха в пневматической системе, а нижняя —давление воздуха в тормозных камерах при торможении автомобиля.

На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ для контроля давления воздуха в контурах рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов применяются два самостоятельных однострелочных манометра 13.3830 с посадочным диаметром 60 мм. По конструкции они аналогичны манометру МД234.

Рис. 13. Датчик аварийного

Диапазон измерения воздушных манометров 0 … 1 МПа (О … 10 кгс/см2).

Погрешность измерения воздушных манометров при температуре 20 °С не должна превышать ±0,04 МПа (0,4 кгс/см2) на отметках шкалы от 0 до 0,75 МПа (от 0 до 7,5 кгс/см2) и ±0,06 МПа (0,6 кгс/см2) на отметках шкалы от 0,75 до 1 МПа (от 7,5 до 10 кгс/см2).

Для контроля давления в шинах автомобиля ЗИЛ-131Н используется манометр МД223-Б. Его конструкция аналогична конструкции манометра МД234. Шкала имеет цветные зоны, указывающие оптимальное давление в шинах при движении по различным дорогам. Погрешность измерения этого манометра при температуре воздуха 20 °С не должна превышать ±0,015 МПа (0,15 кгс/см2) на отметках шкалы от 0 до 0,45 МПа (от 0 до 4,5 кгс/см2) и ±0,024 МПа (0,24 кгс/см2) на отметках шкалы от 0,45 до 0,6 МПа (от 4,5 до 6 кгс/см2).

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание манометров в основном заключается в периодической проверке качества затяжки соединений в смазочных пневматических системах.

Точность показаний манометров следует проверять с помощью контрольного манометра. Для этой цели можно пользоваться прибором Э204 или прибором 531 ГАРО.

Электропровода

На автомобилях ЗИЛ применяются провода марки ПГВА сечением от 0,75 до 50 мм2 с полихлорвиниловой изоляцией одного цвета или комбинированных цветов.

Сечение проводов может выбираться как по допустимой плотности тока, так и по заданному падению напряжения. Поэтому при замене проводов недопустимо изменять их сечение.

Наконечники проводов должны быть обжаты на жиле и изоляции провода. Жила провода припаивается к наконечнику. На обжатые лапки наконечника надевается изоляционная трубка.

Штекерные наконечники обжаты только на жиле и изоляции провода. Конструкция их обеспечивает надежный контакт без пайки при использовании специального инструмента. Это позволяет автоматизировать процесс изготовления жгутов проводов и уменьшить трудоемкость при сборке автомобилей и их ремонте. Отдельные провода собраны в жгуты, оплетены поливинилхло-ридной лентой и хлопчатобумажной пряжей для обеспечения механической прочности и защиты от перетирания.

Возможные неисправности

Основные неисправности электропроводки — повреждение токоведущей части (жил проводов, их наконечников, контактов, зажимов) и изоляции. В первом случае возможно полное прекращение тока при обрыве или увеличение сопротивления при окислении контактов, а также при неудовлетворительной затяжке зажима или пайке соединения. Повреждения изоляции могут вызывать короткие замыкания и утечки тока.

Исправность изоляции проводов проверяется внешним осмотром. При обнаружении оголенного места на проводах низкого напряжения провод надо обмотать изоляционной лентой.

Для определения обрыва провода следует применять контрольную лампу, один контакт которой должен быть соединен с зажимом, а другой —со штырем. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к корпусу автомобиля, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее. При большом расстоянии между зажимами или при их отсутствии можно прокалывать изоляцию провода острием наконечника. Проверка ведется до тех пор, пока лампа загорится. Место обрыва провода будет находиться между точкой касания, в которой лампа загорелась, и ближайшей к ней точкой, где лампа еще не загорелась. Оборванный провод надо заменить. В качестве временной меры можно соединить концы оборванного провода и обмотать место соединения изоляционной лентой.

Место обрыва может быть выявлено также шунтированием. Для этого один конец дополнительного провода присоединяют к зажиму «+» неработающего потребителя электроэнергии, а его другим концом касаются зажимов участка цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверяют надежность соединения последнего с корпусом, а также его исправность.

Вместо лампы для проверки может быть использован вольтметр.

При замыкании провода на корпус следует проверить изоляцию провода. Так как цепь многих потребителей тока защищена предохранителями, обычно цепь, в которой произошло замыкание, немедленно отключается соответствующими предохранителями. Для устранениия замыкания необходимо внимательно осмотреть все провода этой цепи и обнаруженные участки с поврежденной изоляцией обернуть изоляционной лентой. Наиболее вероятно замыкание на «корпус» в местах крепления жгутов проводов скобами, в отверстиях металлических деталей, через которые они проходят, а также около неизолированных наконечников проводов. Изоляция провода, имеющего короткие замыкания, может быть обуглена. Короткое замыкание устраняют отведением участка провода с поврежденной изоляцией от корпуса и обматыванием провода изоляционной лентой или его заменой.

Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS