Конструкция, оборудование и принадлежности
На всех грузовых автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 131Н и 133ГЯ установлена трехместная закрытая кабина, максимально унифицированная с кабиной базовой модификации автомобиля ЗИЛ-431410. Некоторое незначительное конструктивное отличие кабины вызвано необходимостью обеспечения специфических особенностей конкретного автомобиля.
Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию и состоит из каркаса и панелей. Все детали каркаса и панели кабины отштампованы из листовой стали и связаны между собой точечной и дуговой электросваркой. Для крепления навесного оборудования на панелях кабины приварены гайки (при необходимости через усилительные пластины).
Хорошую обзорность обеспечивает широкое закаленное, полированное панорамное ртекло переднего окна. На автомобилях ЗИЛ-131Н устанавливают стекло составное — из двух половин. Стекло заднего окна прямое, цельное, закаленное, неполированное.
Стекла закреплены в проемах кабины посредством резинового профилированного уплотнителя с запорным резиновым шнуром. Для улучшения герметичности уплотнения между металлическим корпусом кабины и уплотнителем используется водозапорная мастика. Крепление стекла переднего окна из двух половин обеспечивает дополнительная металлическая стойка.
На верхней панели кабины имеется противосолнечный козырек, крепление которого позволяет опускать его вниз и поворачивать в сторону для защиты глаз водителя от прямого воздействия солнечных лучей через переднее стекло и стекло двери.
Снаружи кабины на боковых петлях слева и справа установлены кронштейны для крепления плоских зеркал заднего бокового обзора. Конструкция кронштейнов и крепление зеркал на них позволяют перемещать и поворачивать зеркала, что обеспечивает наивыгоднейшее положение их для обзора с обеих сторон автомобиля в закрытой для водителя зоне.
Обивка кабины выполнена из отдельных формованных элементов— панелей. Для обивки применен прессованный картон. Края картона на боковых панелях окантованы искусственной тканью. Каждая панель крепится пластмассовыми и металлическими кнопками, входящими в отверстия на отбортовках каркаса кабины. Снаружи материал обивки окрашен. Гофры на обивке способствуют снижению внутреннего шума в кабине. Загрязнения с обивки удаляют увлажненной салфеткой.
Двери и их арматура
Дверь кабины собрана из двух штампованных стальных панелей (наружной и внутренней), сваренных по периметру точечной сваркой. На внутренней панели двери имеется закрываемый люк, предназначенный для установки арматуры.
Дверь прикреплена к кабине двумя навесками-петлями, обеспечивающими ее поворот. Петли прикреплены винтами к. усилительной планке передней стойки кабины.
Ограничитель хода удерживает дверь в крайнем открытом положении. Ограничитель состоит из кронштейна, рычага и буфера. Кронштейн прикреплен винтами к усилительной планке передней стойки кабины, а рычаг с резиновым буфером установлен внутри двери и закреплен в кронштейне зашплинтованной осью. Подвижная часть ограничителя свободно перемещается между пружинными губками, а в крайнем положении входит изогнутым концом в волнистый изгиб пружинного захвата, в результате чего осуществляется стопорение двери. Для закрытия двери в начальный момент вывода ограничителя из фиксатора необходимо приложить небольшое усилие.
Двери оборудованы замками, срабатывающими автоматически при закрывании (рис. 7.1). В замке имеется фиксатор, которым с помощью внутренней ручки замка можно запереть дверь изнутри кабины. Если при открывании двери случайно будет включен фиксатор, то при закрывании он автоматически отключается. В кнопке ручки имеется английский замок с ключом, которым можно запереть дверь. Замок прикреплен тремя винтами внутри двери к ее торцу. На задней стенке кабины против замка четырьмя винтами прикреплен фиксатор. При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор. На фиксаторе имеются два зуба. Дверь полностью закрыта только на втором (внутреннем) зубе.
Замок в сочетании с фиксатором одновременно удерживает и предохраняет дверь от провисания на навесках. Положение фиксатора регулируется. Этим достигается необходимое положение двери в проеме. Соблюдение заданного зазора между дверью и проемом исключает стуки двери и гарантирует хорошую работу уплотнителей, что важно при работе на дорогах с большой запыленностью воздуха и в зимнее время.
Управление замком двери — дистанционное (снаружи — упором через кнопку в наружной ручке, изнутри —тягой привода и ручкой на внутренней панели).
Уплотнение кабины в местах подвижных узлов и соединений достигается путем соблюдения в производстве заданных зазоров и установки специальных уплотнителей и заглушек отверстий для педалей, рычагов управления и других коммуникаций, имеющих выход из кабины.
Крепление уплотнителей определяется конструкцией места уплотнения. Например, резиновые уплотнители стекла переднего и заднего окон одновременно являются узлами крепления стекол, а резинометаллические уплотнители опускного стекла двери закреплены в проеме стальными скрепками. Уплотнители форточек установлены в специальной рамке и уплотняют стекло форточки и передней части оконного проема двери.
Уплотнитель двери по периметру изготовлен из губчатой резины и приклеен к панелям кабины и двери клеем 88НП, а резиновый уплотнитель порога двери закреплен на двери в специальном металлическом желобке.
Особую группу представляют уплотнители педалей и рычагов управления. Педаль управления дроссельными заслонками имеет гофрированную форму «гармошки». Один конец ее закреплен в овальном отверстии панели пола, другой — подвижный (через него проходит тяга педали). Рычаг коробки передач имеет двойное уплотнение — шаровой колпак между рычагом и крышкой коробки передач и гармошку между рычагом и крышкой люка кабины над коробкой передач.
Технологические отверстия в кабине (для слива краски при окунании кабины в окрасочную ванну в производстве) уплотнены пластмассовыми (либо резиновыми) пробками-заглушками.
Жгуты проводов уплотнены (и одновременно защищены от повреждения) в местах входа в кабину резиновыми уплотнителями.
В двери кабины установлено опускное плоское закаленное стекло и поворотная форточка.
Опускное стекло установлено в обойме с резиновым уплотнителем и перемещается в направляющих, вмонтированных в проем двери. В горизонтальный паз держателя введен ролик рычага стеклоподъемника, жестко закрепленного на зубчатом секторе. При вращении сектора рычаг перемещается вверх-вниз, что приводит в движение опускное стекло двери.
Тормозное устройство стеклоподъемника обеспечивает любое избранное положение стекла.
Стеклоподъемники в эксплуатации не требуют регулировок. Детали стеклоподъемника имеют антикоррозионное покрытие. Рычаги стеклоподъемника должны перемещаться без заклинивания. Не допускается выход сектора из зацепления с шестерней.
Правильно работающий стеклоподъемник плавно, без перекосов и задеваний перемещает стекло. При этом усилие на ручке не должно быть более 30 Н при опускании и 40 Н при подъеме.
Уплотнитель форточки установлен в рамке, обеспечивающей возможность производить подсборку форточек до монтажа их на кабину. Поворотные форточки жестко крепятся в передней части проема окна двери. Задняя рамка каркаса форточки одновременно является вертикальной направляющей опускного стекла. В каркасе форточки установлен уплотнитель из резинового профиля. В передней части каркаса, на верхней и нижней горизонтальных полках имеется отверстие для крепления оси поворотного устройства, куда входят штыри каркаса стекла. На нижней полке каркаса стекла установлен крючок с запорным механизмом — устройством для запирания форточки.
Нижняя ось форточки входит в обойму, в которой можно отрегулировать свободный ход поворота форточки. Это позволяет устанавливать форточку в необходимое положение для обеспечения наивыгоднейшего режима вентиляции воздуха в кабине.
Положением угла открытия форточки можно нагнетать воздух в кабину или создавать вакуум (в этом случае воздух из кабины будет выходить наружу). Стекло форточки установлено в металлической рамке (каркасе) через резиновый уплотнитель. Форточка должна плотно прилегать к уплотнителю. Усилие открытия (закрытия) форточки на ручке не должно превышать 20 … 30 Н.
Отопитель и вентиляция
На всех грузовых автомобилях ЗИЛ (за исключением предназначенных для работы в условиях высоких температур воздуха) в кабинах установлены отопители. Расположен отопитель справа под щитом приборов на переднем щите кабины.
Отопитель кабины предназначен для поддержания в кабине необходимого температурного баланса в любое время года. В систему отопления включены отопитель жидкостного типа, к радиатору которого подведена жидкость из системы охлаждения двигателя, центробежный вентилятор с электродвигателем и воздуховоды.
Вода поступает в радиатор отопителя из полости впускного трубопровода двигателя через кран и сливается во всасывающую полость жидкостного насоса.
Узел отопителя (радиатор и вентилятор) заключены в кожух, являющийся одновременно резервуаром для теплого воздуха.
Холодный воздух поступает к радиатору отопителя через канал в брызговике крыла оперения или из кабины — в зависимости от положения воздушной заслонки на входе воздуха в отопитель.
Теплый воздух из резервуара (кожуха) подается в воздухораспределительный канал и оттуда по шлангам к стеклу переднего окна и при открытой воздушной заклонке в канале — к ногам водителя. В кожухе имеется васлонка для управления подачей воздуха к ногам пассажира.
Электродвигатель вентилятора имеет две частоты вращения якоря. Включение электродвигателя и переключение частот осуществляется одним переключателем.
Вентилятором отопителя, как правило, пользуются на стоянке, на ходу (при движении) при низких температурах воздуха, в случае необходимости оыстрого нагрева кабины. При менее низких температурах воздуха во время движения автомобиля при средних и высоких скоростях достаточно напора встречного потока воздуха для эффективной работы отопителя.
Отопитель имеет три положения заслонки на кожухе: первое — вертикальное — заслонка закрывает вход наружного воздуха. В данном случае обогревается только воздух, находящийся в кабине. При наличии в кабине пассажиров может происходить запотевание стекол; второе — наклонное — в отопитель поступает только наружный воздух. Это наивыгоднейший режим работы отопителя (дополнительный подпор встречного воздуха создает в кабине избыточное давление, вследствие чего из кабины вытесняется влажный воздух и уменьшается интенсивность запотевания стекол); третье — горизонтальное — в отопитель направляется воздух из кабины и наружный воздух (смешанное питание воздухом). Наружный воздух попадает в кабину и отопитель. В этом случае работа отопителя менее эффективна. Такое положение рекомендуется применять при необходимости интенсивной вентиляции кабины, но нельзя применять при движении автомобиля в колонне и по дороге с большой запыленностью воздуха. Наибольшая эффективность работы отопителя достигается при температуре жидкости не ниже 75 °С и при полностью открытом кране. Включать вентилятор можно только после прогрева двигателя.
Особую осторожность необходимо соблюдать при применении в зимнее время воды в системе охлаждения и при безгаражном хранении автомобиля. При заливке воды в систему охлаждения кран отопителя должен быть закрыт до окончания прогрева двигателя. Затем можно открыть кран, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя для заполнения радиатора и шлангов отопителя, долить воду в систему охлаждения до нормы.
Двигатель отопителя можно включить, убедившись (на ощупь рукой), что трубка слива воды из отопителя в двигатель теплая.
Неисправный радиатор отопителя ремонтируют так же, как радиатор охлаждения. При этом следует проверять его после ремонта на герметичность в жидкостной ванне с избыточным давлением воздуха — до 150 кПа.
Очистку и промывку радиатора и шлангов системы отопления проводят одновременно с выполнением аналогичной работы по системе охлаждения.
Вентиляция кабины осуществляется через поворотные форточки и опускные стекла дверей. Кроме того, свежий воздух поступает в кабину через вентиляционный канал в брызговике правого крыла при наклонном или горизонтальном положении воздушной заслонки в кожухе отопителя. Это лучший способ подачи свежего воздуха, так как забор его происходит спереди автомобиля.
Эффективность вентиляции возрастает в сочетании открытых вентиляционного канала в брызговике и левой форточки. В этом случае при движении автомобиля за стеклом форточки образуется вакуум, который способствует интенсивному забору воздуха через вентиляционный канал.
На предыдущих выпусках автомобилей в крыше кабины было два вентиляционных люка, затем один. Практика эксплуатации автомобилей показала их недостаточную эффективность, водители сравнительно редко ими пользовались, а трудоемкость их изготовления достаточно высока. В связи с этим они были аннулированы в конструкции автомобилей начиная с 1987 г.
Омыватель стекла переднего окна
Для быстрой и хорошей очистки стекла переднего окна необходимо, чтобы щетки стеклоочистителя работали по мокрому стеклу. Для этого на автомобилях ЗИЛ установлен педальный омыватель с ножным приводом и двумя одноструйными форсунками. Для того чтобы производительность обеих форсунок была одна и та же, резиновые шланги к ним имеют одинаковую длину.
Резервуаром для воды служит медицинская грелка, которая в чехле подвешена внутри кабины (на переднем щите). Вместо пробки в грелку ввернут переходник для шланга к насосу.
Направление струи жидкости регулируют поворотом корпуса форсунки и жиклером с помощью стальной проволоки (иглы). Необходимо добиваться касательного к стеклу направления подачи струи жидкости, причем точка контакта жидкости со стеклом должна быть на середине длины щеток стеклоочистителя.
При нажатии левой ногой на педаль насоса вода из резервуара засасывается внутрь резинового баллона и пружина насоса сжимается. После прекращения нажатия на педаль пружина разжимается и сжимает резиновый баллон насоса, выталкивая из него воду, которая по резиновым шлангам подается к форсункам.
При эксплуатации нельзя допускать применения грязной воды — в противном случае это приводит к быстрому засорению форсунок.
В резервуаре для забора жидкости служит шланг с фильтром на конце. Длина шланга должна обеспечивать зазор 5 мм между фильтром и дном резервуара.
Жиклеры форсунок очищают от грязи сжатым воздухом.
Стеклоочиститель
Наличие на автомобилях ЗИЛ пневмокомпрессора обусловило выбор стеклоочистителя с пневмоприводом, что является традиционным для конструкции грузовых автомобилей ЗИЛ.
В двухщеточном стеклоочистителе СЛ-440 установлены золотниковый распределительный механизм, регулировочно-пусковой кран управления и механизм укладки щеток в крайнее положение (на нижнюю кромку уплотнителя стекла).
Поводки щеток стеклоочистителя шарнирно закреплены снаружи передка кабины. Внутренние рычаги поводков посредством тяг соединены с пневмодвигателем, установленным по центру кабины на переднем щите под панелью приборов. На щите приборов установлен регулировочно-пусковой кран управления, соединенный трубками с питающей магистралью пневмосистемы автомобиля и пневмодвигателем стеклоочистителя. Конфигурация щетки стеклоочистителя обеспечивает прилегание очищающего элемента щетки к поверхности стекла. При снятии — установке щеток на поводки необходимо соблюдать осторожность во избежание повреждения металлической оправки щеток. Снимать и устанавливать щетки надо за рычажок, являющийся соединительным элементом щетки со щеткодержателем.
В корпусе пневмодвигателя имеется закрытая с обеих концов крышками цилиндрическая полость, в которой перемещается поршень двустороннего действия. Обе части поршня уплотнены резиновыми кольцами и соединены рейкой, постоянно зацепленной с сектором, жестко установленным на выходном валу двигателя. На корпусе закреплен распределительный механизм, в одной цилиндрической полости которого находится золотник, а в другой — механизм укладки щеток. Полость золотника соединена клапанами как с цилиндром пневмодвигателя, так и с цилиндром механизма укладки щеток (поршень со штоком, имеющий резиновые уплотнительные кольца, и пружинный клапан, перекрывающий отверстия в днище поршня).
Золотник представляет собой четыре объединенных между собой поршня, уплотненных резиновыми кольцами, в результате чего полость золотника разделена на пять изолированных камер. Пневмодвигатедь соединен двумя трубками с краном управления пуском, регулировки числа двойных ходов и автоматической укладки щеток. В корпусе крана размещен шариковый клапан двойного действия.
Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки, при повороте ее по часовой стрелке вправо до упора — выключается. Скорость движения щеток стеклоочистителя при вращении головки крана против часовой стрелки увеличивается, при вращении по часовой стрелке — уменьшается.
Рабочее давление воздуха для стеклоочистителя должно быть 450 … 700 кПа.
Посадочные места поводков щеток имеют коническое отверстие со шлицами, что позволяет установить поводки на необходимый угол.
При неисправности уплотнительных резиновых колец поршня пневмодвигателя следует открыть крышки корпуса и вынуть из полости поршни с рейкой, заменить кольца, прочистить каналы цилиндра и продуть их сжатым воздухом. При продувке каналов следует вынуть золотник и поршень укладки щеток из корпуса распределительного механизма. После устранения неисправностей надо собрать стеклоочиститель и проверить его работу.
Для разборки крана нужно отвернуть четыре винта, скрепляющие корпус с крышкой, и вынуть золотник. Изношенные манжеты необходимо заменить. Перед сборкой следует продуть каналы и смазать внутреннюю полость корпуса тонким слоем смазки № 158. Перед установкой кран необходимо проверить на герметичность.
После устранения неисправностей надо собрать стеклоочистители и кран в обратной последовательности и проверить их работу.
Уплотнительные резиновые кольца распределительного механизма не должны пропускать сжатый воздух из одной камеры в другую. Резиновые уплотнительные кольца пневмодвигателя и золотника должны быть эластичными, без трещин, расслоения и набухания.
Стеклоочиститель должен иметь 50 … 60 двойных ходов щеток в 1 мин. Ход щетки в одну сторону по времени не должен отличаться от хода в другую сторону более чем на 30%.
Сиденья водителя и пассажиров
Кабины всех грузовых автомобилей оборудованы одинаковыми конструктивно выполненными отдельным сиденьем для водителя и одним общим сиденьем для двух пассажиров.
Сиденье пассажиров представляет собой подушку, устанавливаемую без жесткого крепления на подставе, и спинку, навешиваемую на двух петлях на заднюю стенку кабины. Подушка сиденья пассажиров прижата в задней части спинкой. В подставе сиденья пассажиров предусмотрено место для размещения комплекта инструмента водителя.
Положение сиденья пассажиров не регулируется.
Сиденье водителя представляет собой подушку и спинку, закрепленные в трубчатом металлическом каркасе. Наклон спинки регулируется для наиболее оптимального положения по выбору водителя. Подушка закреплена от смещения в каркасе жесткой охватывающей петлей в передней части и прижата к каркасу спинкой.
Для того чтобы не вызывать излишнюю усталость водителя, сиденье имеет механизм для перемещения вперед-назад, имеется возможность подъема и опускания сиденья, а также регулирования наклона спинки.
Высота сиденья устанавливается при креплении его к кронштейнам пола, в которых для этого предусмотрены специальные отверстия — три круглых впереди и три овальных сзади. Установкой сиденья в соответствующие отверстия изменяют его положение по высоте и наклону.
Каркас сиденья прикреплен к подвижным направляющим, что позволяет перемещать сиденье в горизонтальном направлении. В задней части левой подвижной направляющей имеются восемь вертикальных пазов, в которые входит стопор. Для перемещения сиденья необходимо рычагом вывести стопор из пазов. Механизм перемещения позволяет выполнять эту операцию во время движения автомобиля.
Для обеспечения необходимого комфорта водителю и пассажирам в качестве упругого наполнителя в сиденьях и спинках применена губчатая формованная резина, укладываемая на деревянном основании и закрепляемая обивкой—дерматином. Обивка позволяет проводить гигиеническую очистку сиденья от пыли, загрязнений. С помощью бытовой губчатой мочалки, смоченной в мыльном растворе, легко и быстро очищается поверхность обивки.
Необходимо обращать внимание на целостность швов на стыках обивочного материала и своевременно восстанавливать их порывы.
Подвеска кабины
На автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 131Н, 133ГЯ и их модификациях применена унифицированная подвеска кабины — в четырех точках по «ромбовидной схеме» расположения точек крепления. Такая схема крепления кабины обеспечивает необходимую долговечность кабины и ее агрегатов.
Подвеска кабины достаточно хорошо воспринимает и компенсирует перекосы рамы и вибрации, возникающие от контакта колес с дорогой при движении автомобиля, в том числе при больших скоростях движения, когда возникают дополнительные перемещения кабины вследствие инерционного, дополнительного раскачивания ее.
Кабина и оперение представляют собой единый жесткий блок, закрепленный на раме в четырех точках:
задняя точка — по оси кабины на второй поперечине рамы, крепление через приклепанный к поперечине кронштейн и серьгу с двумя резиновыми втулками на оси;
две средние точки — на прикрепленных к лонжеронам рамы (справа и слева) кронштейнах. Кабина прикреплена к кронштейнам стяжными болтами. По обе стороны горизонтальных полок кронштейнов установлены массивные резиновые подушки с при-вулканизированными к ним плоскими шайбами. В подушках размещены распорные стальные втулки, ограничивающие сжатие подушек стяжными болтами. На стяжной болт установлена корончатая гайка, зафиксированная от проворачивания шплинтом;
передняя точка — по оси автомобиля на первой поперечине рамы, крепление через рамки радиатора. Резиновые подушки аналогичны применяемым подушкам для бокового крепления кабины только меньшего размера.
Оперение жестко крепится к рамке радиатора.
Таким образом, благодаря мягкой связи кабины с рамой обеспечивается взаимное перемещение кабины и рамы в продольной и поперечной осях, проходящих через точки крепления. При перекосах боковые перемещения компенсируются деформацией резиновых подушек. Кроме того, эти подушки поглощают вибрацию и компенсируют отклонения при сборке.
Техническое обслуживание
В процессе эксплуатации необходимо проверять наличие шплинтов в болтах бокового крепления кабины и крепления рамки радиатора к поперечине, состояние резиновых подушек, не допускать попадания на них смазочных материалов (во избежание разрушения), ослабления затяжки деталей, крепящих к раме кронштейны бокового крепления кабины, проверять отсутствие трещин на кабине, в зоне точек крепления подвески.
—
Кабина автомобиля — цельнометаллическая, трехместная, с цельным панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. В крыше кабины имеется вентиляционный люк с крышкой, открывающейся наружу.
Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Стеклоподъемники имеют тормозной механизм, смонтированный в барабане на приводном валике, предохраняющий стекло от произвольного опускания. В эксплуатации стеклоподъемники не требуют регулировки. Устанавливать и снимать замки и стеклоподъемники следует через люк внутренней панели двери.
Замки дверей открываются снаружи и изнутри кабины. Замки левой и правой дверей во время движения должны быть установлены изнутри кабины на предохранитель. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом для включения зажигания.
Наружная ручка замка неподвижно закреплена на наружной панели двери. Для открывания двери необходимо нажать кнопку ручки. Для открывания двери изнутри на внутренней панели двери установлен привод с поворотной ручкой. При повороте ручки на себя дверь открывается, при повороте ручки от себя дверь запирается изнутри на предохранитель, причем ручка автоматически возвращается в нейтральное положение. Поставленный на предохранитель замок при захлопывании двери автоматически освобождается от предохранителя.
Стеклоподъемники дверей, замки и приводы замков дверей на заводе смазывают смазкой МЗ-10.
В кабине установлены одноместное сиденье для водителя и двухместное — для пассажиров. Подушку пассажирского сиденья устанавливают в подставку, а спинку навешивают на заднюю стенку кабины. Пассажирское сиденье регулировки не имеет.
Сиденье водителя регулируют в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону подушки и спинки. Для регулирования вертикального положения сиденья в нижних кронштейнах имеются три круглых и три овальных отверстия. Перестановкой сиденья в соответствующие отверстия нижнего кронштейна изменяют положение сиденья водителя по высоте.
Горизонтальное перемещение сиденья обеспечивают подвижные направляющие, на которых крепится каркас сиденья. Для передвижения сиденья необходимо поднять вверх рычаг стопора продольного перемещения; при этом стопорная часть рычага выйдет из паза, и сиденье можно переместить в требуемое положение.
В случае необходимости перемещения сиденья в заднее положение на большую величину нужно изменить наклон сиденья перестановкой болтов регулировки вертикального положения так, чтобы круглые отверстия установились ниже овальных отверстий.
Изменение углов наклона спинки сиденья осуществляется установкой кронштейна крепления спинки в соответствующие отверстия.
Кабина оборудована пневматическим стеклоочистителем ветрового стекла, имеющим привод на две щетки, и противосолнечным козырьком для водителя.
На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и правой . стороны установлены зеркала.
Стеклоочиститель ветрового стекла кабины включен в пнев« матическую систему привода тормозов.
Включается стеклоочиститель поворотом против часовой стрелки головки крана, расположенной на панели приборов. Вращая головку, можно регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя. При вращении головки против часовой стрелки интенсивность работы щеток стеклоочистителя увеличивается; при вращении по часовой стрелке — уменьшается. При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается, при этом щетки автоматически укла-1 дываются по нижней кромке стекла. Если механизм укладки щеток не сработал, надо снова включить и выключить кран.
Омыватель ветрового стекла состоит из насоса с педальным приводом, установленного слева на полу кабины, резервуара, расположенного под панелью приборов, и двух форсунок, размещенных на передней панели кабины перед ветровым стеклом.
При нажатии на педаль насоса вода из бачка через впускной клапан и трубку под действием разрежения попадает внутрь часоса; при этом
пружина мембраны сжимается. После прекращения нажатия на педаль пружина выталкивает из насоса воду, которая по трубкам через форсунки попадает на ветровое стекло в виде двух струек, направленных под щетки стеклоочистителя. Направление струи воды регулируется поворотом шарика форсунки с помощью иглы. При эксплуатации нельзя допускать засорения клапанов и форсунок. В случае необходимости их следует продувать. Для омывания стекла необходимо применять чистую воду. Неиспользованная вода не должна длительное время находиться в устройстве.
Отопитель кабины предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла в случае его замерзания.
Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая вода поступает в радиатор отопителя из головок блока через кран, расположенный на впускном трубопроводе справа, по подводящему шлангу и выходит из отопителя по трубопроводу во всасывающую полость водяного насоса. В отопитель наружный воздух поступает по правому вентиляционному каналу. Большее количество воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается вентилятором в распределительный канал, меньшее — в кабину, к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух поступает по шлангам к соплам обдува ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой, к ногам водителя.
В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку закрывают, а затем открывают полностью или частично, если необходимо подать большее количество теплого воздуха к ветровому стеклу. Управление заслонкой воздухораспределительного канала осуществляется с помощью ручки, расположенной на вертикальной площадке панели приборов. При утопленном положении ручки заслонка закрыта; в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта; в этом случае теплый воздух поступает на обдув ветрового стекла и к ногам водителя.
Поток воздуха в отопитель напранляется заслонкой, расположенной в нижней части его кожуха. Ось заслонки рычага в рукояткой выведена из кожуха отопителя слева. Положение рычага совпадает с плоскостью заслонки и фиксируется впадинами фиксатора. Рычаг заслонки имеет три фиксированных положения;
первое (вертикальное) — заслонка закрывает со стороны правого вентиляционного канала доступ свежего воздуха. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины;
второе (наклонное) — заслонка открывает вход свежего воздуха в отопитель и закрывает доступ воздуха в кабину;
третье (горизонтальное) — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.
Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева двигателя. Трехпозиционный переключатель вентилятора отопителя расположен на нижней кромке передней панели приборов. При среднем положении рычага вентилятор выключен, крайнее положение соответствует повышенной скорости электродвигателя 10 вентилятора.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С эффективность действия отопителя резко снижается. Кран отопителя зимой должен быть полностью открыт.
При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива жидкости из системы охлаждения кран 6 отопителя следует закрывать. После пуска двигателя и его прогрева надо открыть кран и на 20— 30 с повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, не включая вентилятор отопителя. Это необходимо для того, чтобы не допустить замерзания жидкости в радиаторе отопителя, так как при малой частоте вращения коленчатого вала во время нагрева двигателя водяной насос только частично заполняет радиатор отопителя водой и не создает ее циркуляции в системе отопления.
Перед зимней эксплуатацией необходимо очистить систему отопления от накипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.
Для вентиляции кабины в летнее время можно опускать стекла дверей кабины, открывать вентиляционный люк, расположенный в крыше кабины, а также пользоваться поворотными форточками в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через правый вентиляционный канал в брызговике крыла.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кабина автомобиля ЗИЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы