Строительные машины и оборудование, справочник






Масла и смазки, применяемые в автомобилях


Категория:
   Устройство автомобиля


Масла и смазки, применяемые в автомобилях

Необходимость смазки трущихся деталей объясняется тем, что между перемещающимися сопряженными поверхностями любого механизма возникают силы трения, на преодоление которых затрачивается мощность.

В механизмах автомобиля различают два вида трения: трение скольжения и трение качения, например трение скольжения между шейками п подшипниками коленчатого и распределительного валов и трение качения в шариковых и роликовых подшипниках. При непосредственном контакте трущихся поверхностей происходит так называемое сухое трение. Если трущиеся поверхности разделены жидкостной пленкой, то происходит жидкостное трение. В этом случае силы трения значительно уменьшаются, а следовательно, уменьшаются износ и нагрев трущихся деталей.

Главное назначение автомобильных смазочных материалов — создавать разделительные масляные пленки между трущимися поверхностями в целях уменьшения трения, предохранения рабочих поверхностей деталей от преждевременного износа; кроме того, смазочные материалы помогают отводить тепло, уплотняют зазоры в узлах, удаляют продукты износа и предохраняют детали от коррозии.



Смазочные материалы разделяются на масла и консистентные (густые) смазки. К первым из них относятся жидкие смазочные материалы, применяемые для смазки под давлением или разбрызгиванием. Консистентные смазки применяются для узлов с недостаточно уплотненными зазорами, через которые жидкое масло вытекает.

По назначению автомобильные масла разделяют на две группы: масла для двигателей и трансмиссионные масла. Масла для двигателей применяют минерального происхождения (получаются путем переработки нефти после отгонки из нее жидких топлив). Основные требования к ним: маслянистость, вязкость, отсутствие механических примесей и кислот (чистота). Маслянистость определяет свойство масла образовывать на трущихся поверхностях прочную масляную пленку, улучшающую условия работы трущихся деталей.

Вязкость определяет густоту масла и его текучесть при определенной температуре и способность проникать в зазоры между трущимися деталями. Для улучшения качества масел к ним добавляют специальные присадки, которые повышают маслянистость, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее действие масла. Они способствуют также вымыванию смолистых отложений из зазоров, т. е. многофункциональны.

Масла, применяемые для карбюраторных двигателей и дизелей, маркируются по старой и новой классификации. В первом случае маркировка масел для карбюраторных двигателей такая: АС-8, АС-10 (ГОСТ 1054—63); АСЗп-6, АСЗп-10, где: А — обозначает автомобильное; С — селективной очистки; 3 — загущенное; п — наличие присадки. Цифры—это вязкость масла в саптистоксах (сСт) при температуре 100 °С

По новой классификации масла делятся в соответствии с вязкостью на 7 групп: 6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20 сСт, а по назначению — на 6 групп, которые обозначаются заглавными бук-вамп алфавита: А -для карбюраторных двигателей и дизелей старых моделей; Б — для форсированных карбюраторных двигателей; В – для форсированных дизелей; Г — для высокофорсированных дизелей; Д — для высокофорспрованных мощных дизелей с малым расходом масла и работающих на топливе с повышенным содержанием серы; Е – для мощных форсированных дизелей, устанавливаемых на судах и кораблях.

Группы Б, В и Г разбиты еще на подгруппы: Б,—для малофорсированных карбюраторных двигателей; Б2 — для малофор-сированпых дизелей; В; – для форсированных карбюраторных двигателей; В2 — для форсированных быстроходных дизелей; Г| —для высокофорспрованных карбюраторных двигателей; Го — для высокофорспрованных быстроходных дизелей. Например: М8Б[; МЮБь М10Б|АЗ, где: М — моторное; цифра — вязкость; буква — назначение.

В настоящее время используются пока и старая, и новая классификации: АС-8 (М8Б,); АС-10 (М10Б,); АСЗп-10 (МЮБ1АЗ).

Для двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-375 применяется всесезонное масло АС-8 (М8Б1), летом можно применять АС-10 (М10Б,).

Масла для дизелей: по старой маркировке ДС-8; ДС-11; ДСЗп-8, а по новой соответственно М8Б2; М10Б2; М8Б23 (Д — дизельное).

Качество масла, а следовательно, необходимость его замены может быть определено следующими простейшими способами:
— по цвету (прозрачности) масла на маслоизмерительном щупе; считается, что масло требует замены, если о;но имеет настолько темный цвет, что не видно рисок на щупе;
— по масляному пятну на бумаге (фильтровальной или писчей). Если пятно, оставленное каплей масла на бумаге, имеет сердцевину черного цвета, масло надо заменить;
— по запаху — масло не должно содержать топлива;
— на ощупь— взять каплю масла между пальцами, оно должно иметь определенную маслянистость, т. е. быть «липким» и тянуться.

Трансмиссионные масла применяются для смазки агрегатов трансмиссии, зубчатые механизмы и подшипники качения которых работают под большой нагрузкой. Эти масла должны быть достаточно подвижными при низкой температуре, чтобы не создавать большого сопротивления при движении автомобиля; не вызывать коррозии; способствовать хорошему отводу тепла; быть стабильными; обеспечивать хорошую смазку деталей при трогании автомобиля с места. Масло получают на базе остаточных продуктов при производстве топлив и моторных масел с добавлением противоизносных и противозадирных присадок.

Универсальными трансмиссионными маслами являются: ТАп-15В; ТАп-15; ТАп-10; ТС-10 ОТП; они применяются для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. «Урал-375», ГАЗ-66 и ГАЭ-53А.

Специальное трансмиссионное масло, применяемое в гипоидных главных передачах ведущих мостов автомобиля ГАЗ-66. ТС-14,5 с присадкой хлорэф-40.

Буквы в маркировке означают:
Т — трансмиссионное; А — автомобильное; п — присадка; цифра показывает величину вязкости в сСт при 100 °С.

Консистентные смазки представляют собой густые мазеобразные вещества, получаемые загущением минеральных масел специальными загустителями. Эти смазки подразделяются на антифрикционные, используемые для уменьшения износа деталей н потерь на трение, и предохранительные (защитные), применяемые для смазки деталей и механизмов при хранении.

Смазки, загущенные кальциевыми мылами, называются солидолами, а смазки с загустителями из натриевого мыла — консталинами. Солидолы очень влагостойки и поэтому применяются для смазки узлов, подверженных воздействию влаги. Консталины менее влагостойки, но обладают большой тугоплавкостью и поэтому применяются в узлах трения, работающих при повышенной температуре. Основными свойствами консистентных смазок являются температурная стойкость и влагостойкость.

ГОСТ устанавливает систему обозначений консистентных смазок. Смазки универсальные обозначаются буквой У; буква Н — означает низкоплавкая; С — среднеплавкая; Т — тугоплавкая; В — водостойкая и т. д. Смазки, изготовляемые на мылах из синтетических жирных кислот, обозначают буквой с. Так, консталины выпускают двух видов: жировые УТ-1, УТ-2 и синтетические УТс-1, УТс-2.

Кальциево-натриевые смазки 1-13, 1-13с и ЯНЗ-2 менее чувствительны к воде и применяютея в узлах, где возможно попадание влаги.

Солидолы выпускаются также двух видов: жировые УС-1, УС-2 и синтетические УСс-1, УСс. Для смазки деталей и узлов, работающих под большой нагрузкой и имеющих контакт с водой (листы рессор и т. д.), применяется графитная смазка УСс-А, которая содержит 90% солидола и 10% графитового порошка. Литиевые смазки ЦИАТИМ-201 и ЛЗ-158 применяются для смазки подшипников генератора, прерывателя-распределителя и других приборов электрооборудования: Смазка №158 применяется для смазки игольчатых подшипников карданных шарниров.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Масла и смазки, применяемые в автомобилях"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы