Строительные машины и оборудование, справочник






Некоторые материалы, используемые при изготовлении аккумуляторов


Категория:
   Электротележки


Некоторые материалы, используемые при изготовлении аккумуляторов

Основной частью каждого аккумулятора являются положительные и отрицательные пластины (электроды), погруженные в раствор электролита, которые для кислотных аккумуляторов выполняют из свинца и сурьмы. Кроме того, для изготовления кислотных аккумуляторов необходимы следующие материалы: глет, сурик, мипор, мипласт, эбонит, деревянный шпон и др.

Глет, или диоксид свинца, — вещество желтого цвета, получаемое окислением свинца кислородом. Расплавленный в закрытом котле свинец все время перемешивают. Благодаря этому постоянно смешивающаяся поверхность жидкого свинца активно окисляется воздухом и паром, причем частицы свинца и глета уносятся в специальную подогреваемую трубу. Глет обладает ценным свойством цементироваться при смачивании различными жидкостями, которые используют для изготовления пасты.

Свинцовый сурик — порошкообразное вещество ярко-красного или оранжевого цвета, получаемое дальнейшим окислением глета воздухом. Это окисление осуществляется обжигом глета в течение 24 ч при температуре, близкой к темно-красному калению. Окисление обычно заканчивают, когда содержание сурика достигнет требуемого процента. Способность сурика к цементации не так велика, как у глета, поэтому при изготовлении кислотной пасты к сурику добавляют глет.



Мипор и мипласт применяют для изготовления сепараторов, разделяющих и изолирующих пластины аккумуляторов. Мипор получают из смеси эбонитового и резинового порошков, серы и древесной муки. Смесь прессуют и вулканизируют, затем шлифуют и разрезают на листы необходимых размеров.

Мипор обладает хорошей пористостью (около 60—70%), химической стойкостью и выдерживает высокую (до 70 °С) температуру. Срок службы изготовленных из него сепараторов значительно больше, чем сепараторов из дерева.

Мипласт получают из полихлорвиниловой смолы. Сепараторы из мипласта в комбинации со стекловолокном по своим качествам превосходят деревянные и из мипора.

Эбонит (вулканизированный каучук) применяют для изготовления баков переносных аккумуляторов, поскольку он обладает высокой прочностью Ари растяжении (50—70 МПа), достаточной упругостью и при правильной вулканизации меньшей, чем стекло, хрупкостью. К его недостаткам относят непрозрачность и способность деформироваться. При умеренном нагреванни эбонит размягчается, вследствие чего стенки сосудов, выполненных из него, могут изменять форму; при охлаждении ниже 0 °С эбонит становится очень хрупким.

Деревянный шпон (фанера), изготовленный из древесины кедра или ольхи, представляет собой дощечки толщиной не менее 0,8 мм и служит в аккумуляторах в качестве сепаратора.

В аккумуляторах можно использовать фанеру, только предварительно подвергнутую особой обработке — выщелачиванию. Если пластины аккумулятора проложить необработанными сепараторами, то под действием серной кислоты в фанере образуется уксусная кислота, которая, выделяясь, может привести пластины в негодное состояние.

Стекловойлок получают вытягиванием нитей из расплавленного стекла и применяют в качестве сепаратора в сочетании с мипором или мипластом. По химической стойкости он является материалом, наиболее подходящим для изоляции пластин, поскольку обладает большой пористостью (до 90%). Прочность стекловойлока недостаточна, поэтому края его пропитывают битумом, каучуком или жидким стеклом. Сепараторы из стекловойлока изготовляют толщиной 0,5 мм и более.

В кислотных (свинцовых) аккумуляторах электролитом служит раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде.

Серная кислота, представляющая собой прозрачную, густую, маслянистую, тяжелую (в 1,84 раза тяжелее воды) жидкость, обугливает бумагу, дерево и растворяет большинство металлов. Она является хорошим проводником электрического тока, причем наибольшей проводимостью обладают растворы кислоты средней крепости (плотность от 1,2 до 1, 3 г/см3), применяемые чаще всего в аккумуляторах.

Для приготовления электролита используют только дистиллированную воду, поскольку в обычной воде (колодезной, речной или водопроводной) имеются вредные примеси, например, хлор, железо и др. Дистиллированную воду получают при кипячении простой воды путем выпаривания ее в каком-нибудь сосуде, из которого образующийся пар выпускают по трубе, охлаждаемой снаружи проточной водой, при этом пар снова превращается в воду и стекает в подставленный под трубу сосуд. Полученная при перегонке вода будет совершенно чистой, если ее кипятят и пар охлаждают в сосудах, на стенки которых вода не действует химически. Дистиллированная вода не имеет ни вкуса, ни запаха и может сохраняться, не портясь, длительное время.

В щелочных аккумуляторах электроды представляют собой никель-железные, никель-кадмиевые или серебряно-цинковые пакеты с активными веществами, а электролитом служит раствор в дистиллированной воде химически чистого едкого кали (гидроксида калия) плотностью 1,19—1,21 при температуре окружающей среды от +35 до —15 °С. Едкое кали в отдельных случаях может быть заменено едким натром. Для удлинения срока службы аккумулятора в раствор добавляют (20±1) г/л моногидрата гидроксида лития. Не допускается заливать щелочные аккумуляторы электролитом свинцовых аккумуляторов, поскольку даже небольшое количество серной кислоты приведет батарею в негодное состояние.

Едкое кали представляет собой белое кристаллическое вещество, которое активно соединяется с водой, выделяя при этом большое количество теплоты. Химически чистое едкое кали следует хранить в запаянных железных банках или в герметически закрытых стеклянных сосудах.

Попадая на кожу человека, едкое кали причиняет ожоги, поэтому следует обращаться с ним очень осторожно: брать его можно железными щипцами или ложкой.

Для приготовления электролита в бак сначала наливают необходимое количество дистиллированной воды, затем засыпают небольшими кусками твердый едкий натр или твердое едкое кали и железной либо стеклянной палочкой размешивают, после этого в раствор добавляют моногидрат гидроксида лития. Элементы аккумуляторной батареи заливают электролитом, остывшим до температуры окружающего воздуха, при этом плотность раствора предварительно измеряют ареометром. Если она окажется меньше 1,19—1,21, в электролит добавляют едкое кали, если больше — разбавляют водой.

Электролит свинцового аккумулятора (если он не загрязнен) может служить очень долго, а электролит щелочного элемента от воздействия на него углекислоты воздуха (проникающей внутрь сосуда) постепенно приходит в негодность. С течением времени процент содержания углекислого калия в растворе увеличивается, но одновременно возрастает и внутреннее сопротивление, поэтому электролит время от времени необходимо менять.

В летний период при температуре выше 40 °С рекомендуется применять в качестве электролита раствор едкого натра (гидроксида натрия) плотностью 1,17—1,19 с добавкой 20 г/л моногидрата гидроксида лития. Такой электролит увеличивает срок службы батареи. При отсутствии моногидрата гидроксида лития аккумуляторы заливают раствором едкого натра тоже плотностью 1,17—1,19, но в этом случае срок службы батареи уменьшается.

Твердый едкий натримоногидрат гидроксида лития необходимо хранить в герметически закрытых сосудах, при этом тара должна иметь соответствующую маркировку.

Читать далее:

Категория: - Электротележки

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины