Строительные машины и оборудование, справочник







Охрана труда при обслуживании и ремонте транспортных средств, дорожных машин и оборудования

Категория:
   Охрана труда в дорожном строительстве


Охрана труда при обслуживании и ремонте транспортных средств, дорожных машин и оборудования

Транспортные средства на дорожных работах

Безопасная работа транспортных средств на дорожных работах обеспечивается комплексом мероприятий, основными из которых являются: допуск к управлению транспортными средствами разрешается лицам, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортных средств, выданное Госавтоинспекцией; содержание в постоянной исправности технического состояния транспортных средств; неукоснительное соблюдение правил дорожного движения; своевременная расстановка дорожных знаков в соответствующих местах; постоянное поддержание временных дорог в проезжем состоянии и своевременное профилирование проезжей части дорог; устройство въездов и съездов на построечные дороги с основных транспортных путей; ограничение скорости движения в местах нахождения людей и техники; запрещение проезда людей даже на самой малой скорости на подножках, крыльях, крышах кабин, на прицепах и в других недозволенных местах; проведение испытания и опробование тормозов транспортных средств должно осуществляться на ровной площадке с твердым покрытием при достаточных ее размерах, чтобы исключить возможность наезда транспортных средств на людей, технику, строения и другие препятствия.

Регулировка тормозов после их проверки проводится при остановленном транспортном средстве и выключенном двигателе. Пускать двигатель и трогать с места транспортное средство после регулировки тормозов можно только тогда, когда водитель увидит, что лица, производившие регулировку, находятся в безопасной зоне.

Движение транспортных средств в местах производства работ должно осуществляться по схематическому плану движения транспортных средств, техники и обслуживающего персонала с указанием разрешенных и запрещенных направлений, остановок, поворотов, въездов и съездов. Этот план должен доводиться до сведения всех работающих и вывешиваться в начале участка производства работ, а также в наиболее узких местах производства работ.

Перед выездом на линию лицо, отвечающее за выпуск технически исправных транспортных средств, обязано проверить готовность их к работе и сделать в путевом листе отметку о технической готовности этого транспортного средства.

Без отметки в путевом листе транспортное средство не может выезжать на линию. Водитель и механик перед выездом на линию обязаны проверить техническую исправность транспортного средства, гарантирующую безопасность работ на линии. Обычно водитель перед выездом на линию проверяет исправное действие тормозов, рулевого управления, фар, заднего сигнала, стоп сигнала, звукового сигнала, отсутствие подтекания масла, топлива и воды, заправку двигателя топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее, давление воздуха в шинах и наличие инструментов и инвентаря. Перед выездом на линию водитель должен убедиться, что при нем имеется удостоверение с талоном на право управления транспортным средством, выданное Госавтоинспекцией. Удостоверение предъявляется при получении путевого листа.

Администрация транспортного предприятия и другие организации обязаны поставить в известность водителя об условиях работы на линии, о роде перевозимого груза и при необходимости снабдить транспортное средство оборудованием, приспособлениями, подъемными средствами, а также противопожарными средствами и обучить его правильному использованию их в случае возникновения пожара в любом месте.

Для работы на линии без травм и дорожно-транспортных происшествий водитель обязан: безоговорочно выполнять правила безопасного движения транспортных средств и указаний регулировщиков дорожного движения; наблюдать за показаниями контрольных приборов, расположенных на щитке приборов, и правильностью работы всех узлов транспортного средства; поддерживать скорость транспортного средства в соответствии с требованиями правил движения на оборудованных дорогах и в зависимости от состояния дороги на построечных дорогах.

При появлении признаков неисправности, угрожающей безопасности дальнейшего движения или сохранности груза и самого транспортного средства, необходимо остановиться, устранить неисправность и только тогда можно продолжать путь.

Водители транспортных средств при переутомлении или по другим причинам нервного расстройства должны остановиться в специально отведенных местах или на обочине и отдохнуть.

Дальнейшее движение можно продолжать только после снятия нервного напряжения.

Водитель транспортных средств должен следовать по маршруту, указанному в путевом листе. Водитель не имеет права самовольно уклоняться от заданного маршрута или перевозить грузы и людей, не указанные в путевом листе.

При остановке транспортного средства на обочине и выходе из кабины на проезжую часть дороги водитель обязан убедиться в безопасности выхода, в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.

При наступлении темноты водитель транспортного средства при движении с дальним светом фар в случаях сближения с встречным транспортом обязан переключать свет на ближний и снизить скорость движения. При ослеплении светом встречного транспортного средства и потери видимости необходимо немедленно снизить скорость, затем при свободном правом пути постепенно съехать на край дороги или обочину и остановить транспортное средство. Дальнейшее движение возможно после восстановления хорошего самочувствия и достаточной видимости дороги.

При движении по освещенным местам населенных пунктов, улицам и проездам водитель транспортного средства должен пользоваться ближним светом или только подфарниками.

При движении в условиях ограниченной видимости (в туман, снегопад, сильный дождь или в пыльный буран) необходимо ехать на малой скорости, включать свет фар и периодически подавать звуковые сигналы.

Скорость движения автопоездов обычно ниже скорости одиночного автомобиля. При подаче автопоезда назад следует зафиксировать переднюю ось прицепа стопорным устройством.

Грузить транспортные средства целесообразно равномерно по всей площади, не допуская перегрузки передней оси. Порядок перевозки негабаритных грузов должен быть согласован с Госавтоинспекцией.

При перевозке сыпучих грузов автомобилями-самосвалами необходимо помнить, что подъезжать близко к обочине насыпи, оврагу, речке нельзя, так как грунт под тяжестью груженого автомобиля может не выдержать нагрузку и обрушиться, что приведет к аварии.

При случайном или аварийном ремонте транспортного средства на линии необходимо соблюдать правила охраны труда, установленные для работающих при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. При отсутствии у водителя необходимого инструмента, припособлений и запасных частей производить ремонт на линии не рекомендуется. В этом случае должен быть вызван автомобиль технической помощи, который доставит его на ремонтный пункт или исправит на месте.

Транспортное средство может быть отбуксировано и автомобилями при наличии исправных тормозов, жесткой сцепки, переднего и заднего мостов, рулевого управления и звукового сигнала. При неисправных вышеуказанных агрегатах транспортное средство может быть перевезено на трайлере или платформе.

Причины дорожно-транспортных происшествий и методы их предупреждения. Дорожно-транспортное происшествие — это происшествие, возникшее в процессе движения транспортных средств или других самоходных машин, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются: нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств, пешеходами и работающими; превышение разрешенной скорости движения; нарушение правил обгона; выезд на полосу встречного движения; отказ тормозов; неисправность рулевого управления; нарушение правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов; нарушение правил движения задним ходом; нарушение правил трогания с места; нарушение правил перевозки людей; близкий подъезд к краю недостаточно уплотненной насыпи земляного полотна; отсутствие средств информации (разметки, знаков и др.); переутомление или нервное потрясение водителя транспортного средства; ослепление светом встречного транспортного средства; ограниченная видимость; скользкая поверхность дорожного покрытия; неудовлетворительная организация работ; пересечение грузовых и людских потоков в одном уровне; недостатки в обучении водителей и работающих на линии; нарушение трудовой дисциплины и т. д.

Одно из условий успешной борьбы с дорожно-транспортными происшествиями — правильная организация их учета и анализа. Учет обеспечивает полноту и достоверность о дорожно-транспортных происшествиях, анализ — их основные причины. При этом выявляются причины возникновения происшествий, факторы, при которых произошли происшествия, группы водителей и потерпевших, наиболее часто повторяющиеся происшествия, а также их тенденция. По результатам такого многостороннего анализа разрабатываются обоснованные предложения для проведения конкретных профилактических мероприятий, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, а также для внесения изменений и дополнений в действующие нормативные документы.

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий является социальной задачей огромной важности, неразрывно связанной с постоянным совершенствованием системы учета и анализа причин возникновения дорожно-транспортных происшествий. Основу анализа составляют материалы расследования дорожно-транспортных происшествий в хозяйствах и их статистический учет. В практике расследования дорожно-транспортных происшествий имеются случаи недоброкачественного расследования, что приводит к нежелательным результатам при анализе, так как нельзя дать глубокий анализ, необходимый для разработки конкретных профилактических мероприятий предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Анализ причин должен давать объективную оценку состояния дорожно-транспортных происшествий, определять удельный вес всех причин, основных травмирующих факторов и материальных последствий от этих происшествий. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий может проводиться за любой период времени (год, полугодие, квартал, месяц)”, причем анализу подлежат все дорожно-транспортные происшествия независимо от их тяжести. Это дает основание для проведения всеобъемлющего расследования дорожно-транспортных происшествий.

Дорожные машины

Согласно нормативным документам, лица. Допускаемые к управлению агрегатами, состоящими из тягача и прицепного дорожного механизма, должны пройти специальную практическую подготовку и быть дополнительно проинструктированы по охране труда.

Для обеспечения высокопроизводительной работы машин без травм и аварий машинисты, обслуживающие машину, должны изучить инструкцию по эксплуатации машины, которая поступает вместе с ней, и знать ее технические возможности.

Приказом по дорожной организации каждая машина закрепляется за определенным водителем или машинистом. Сложные установки, состоящие из нескольких машин (асфальтобетонные и цементобетонные смесители), закрепляются за бригадой, обслуживающей эти машины.

Работа на машинах, закрепленных за другими водителями или машинистами или незакрепленных, без специального письменного приказа не разрешается.

Производительная и безаварийная работа машин достигается доброкачественной наладкой, освидетельствованием и испытанием машин, агрегатов и механизмов перед вводом в эксплуатацию после проведения ремонта. Машина, агрегат и механизмы не должны быть пущены в эксплуатацию без проведения вышеуказанных работ и санкции главного инженера или главного механика.

Сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, подконтрольное Госгортехнадзору, перед вводом в эксплуатацию должны быть проверены инспекцией Гос-гортехнадзора и получены разрешения на их эксплуатацию.

Машины и механизмы, особенно самоходные, должны находиться в технически исправном состоянии и оборудоваться световой, звуковой или комбинированной сигнализацией. Неисправные машины не могут быть пущены в работу. Машины и механизмы с электроприводом должны иметь заземление всех металлических частей, которые могут оказаться под напряжением.

Предохранение работающих от травм достигается установкой ограждений у движущихся частей машин и механизмов, цепных, ременных и других передач в местах возможного доступа к ним работающих. Ограждения следует изготавливать легкосъемными или с открывающимися дверцами, которые обеспечат удобство обслуживания и смазки движущихся частей машин и механизмов. Нельзя работать на машинах и механизмах без ограждений движущихся частей и механизмов в местах возможного допуска к ним работающих.

В зоне работы машины и на машине следует вывешивать предупредительные и запрещающие знаки, плакаты, надписи по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.4.027—76. Для безопасной и высокопроизводительной работы в темное время суток и при плохой видимости необходимо освещение рабочей зоны, рабочих органов и механизма управления машиной.

При стоянке и полевом ремонте машин и механизмов необходимо принять меры, исключающие возможность их самопроизвольного перемещения.

Заправка машин и механизмов в полевых условиях должна производиться из передвижных заправщиков при помощи раздаточного пистолета на горизонтальной площадке при достаточном освещении — естественном или искусственном. При заправке машин нельзя курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и другими источниками открытого огня.

По окончании заправки все детали машины и механизмов, на которые случайно попало топливо, необходимо насухо вытереть, чтобы предупредить возможность загорания.

Очистку, смазку и обслуживание машин и механизмов выполнить только после их полной остановки при выключенном или обесточенном силовом агрегате.

При работе машин и механизмов на площадке управления не должны находиться посторонние лица.

Перед началом работы машин и механизмов следует проверить их исправность. Особое внимание обращается на исправность силового агрегата, ходовой части рулевого или фрикционного управления, тормозной системы, сцепного устройства, звукового сигнала, приборов освещения, состояние тросов и шлангов гидросистемы. При работе в зимнее время дополнительно следует проверить эффективность работы системы отопления. Большое значение на работоспособность водителя или машиниста’ имеют: хороший обзор фронта работ; защита от атмосферных осадков и слепящего действия солнечных лучей; достаточное освещение фронта работ, рабочих органов и системы управления независимо от времени суток и состояния атмосферы; надежность работы стеклоочистителя и системы отопления, а также удобства и комфортабельности расположения рабочего места. Площадка или кабина управления, рычаги, штурвальные колеса и педали управления следует содержать сухими и чистыми, не допуская загромождения свободных площадей посторонними предметами.

Чтобы предупредить травмирование водителя при ручном пуске двигателя машины, необходимо убедиться в том, что муфта сцепления выключена, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении, сама машина заторможена, а момент зажигания смеси соответствует условиям пуска двигателя (установлено позднее зажигание). При проворачивании коленчатого вала двигателя все пальцы руки должны находиться с одной стороны заводной рукоятки.

Пуск двигателя специальным пусковым шкивом, на который наматывается шнур, производится быстрым движением деревянной рукоятки, закрепленной на конце шнура. Нельзя наматывать шнур на руку и маховик, вращая последний.

Для облегчения пуска двигателя в холодную погоду можно заливдть горячую воду в систему охлаждения и подогретое масло в картер двигателя. Не следует подогревать двигатель перед его пуском открытым огнем.

При пуске основного двигателя следует остерегаться ожога руки о выхлопную трубу пускового двигателя при включении муфты сцепления.

Для снижения скольжения обуви машиниста при заводке пускового двигателя, когда машинист находится на гусенице трактора, необходимо подкладывать на гусеницу соломенный мат или мешковину. Повторную заводку перегретого двигателя следует начинать после его остывания.

Подъезд тягача для сцепки с прицепным механизмом можно производить на самой малой скорости и самых малых оборотах. При этом машинист обязан следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, ведя машину плавно без резких рывков тягача. Сцепка тягача с прицепным механизмом должна быть прочной. Одновременно при сцепке закрепляется страховочный трос. Шкворень или болт при жесткой спепке, рассчитанный на срез при максимальном тяговом усилии, следует зашплинтовать или законтрить.

Агрегаты с гидроприводом, прицепляемые к тягачу, должны иметь страховочный трос, длина которого меньше длинЪ1 гибких шлангов гидросистемы. При разрыве сцепки между агрегатом и тягачом необходимо немедленно остановить тягач и насос гидропривода. При разрыве сцепки тормозное устройство прицепного механизма должно быстро сработать после разрыва.

Машинисты прицепного механизма и тягача должны знать и выполнять систему взаимной сигнализации. Перед троганием с места машинист тягача должен подать предупредительный сигнал машинисту прицепного механизма. При готовности прицепного механизма к движению его машинист подает ответный сигнал машинисту тягача, который плавным включением муфты спепления начинает движение. Машинист тягача во время движения обязан подавать предупредительные сигналы при изменении скорости, торможении, поворотах и остановке машины.

Для предупреждения аварий участки для работы машин и механизмов должны быть предварительно подготовлены с соблюдением требований безопасности труда для данного вида работ.

Перед началом движения следует убедиться в отсутствии помех и людей на пути следования дорожной машины, а также в зоне ее действия.

При работе и транспортировании тягача с прицепным механизмом машинист прицепного механизма должен подавать сигнал аварийной остановки в следующих ситуациях: при наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета при транспортировании, а при работе — высоту препятствий, которую невозможно преодолеть подъемом рабочего органа; при обнаружении неисправности; при аварии; при внезапном появлении человека между тягачом и прицепным механизмом.

При работе и транспортировании дорожных машин не следует: сходить с площадки управления машиной или входить на нее до полной остановки машины; находиться посторонним лицам, не участвующим в производственном процессе, в зоне действия машины; отцеплять прицепной механизм до полной остановки машины; оставлять машину или прицепной механизм на проезжей части дороги.

Во время работы в радиусе действия экскаваторов и грузоподъемных машин не следует работать или находиться дорожно-строительным машинам, не участвующим в производственном процессе.

Некоторые дорожные машины имеют ходовую часть в виде сдвоенных пневматических колес. При работе таких машин нельзя находиться сзади. Осматривать пневматические колеса или удалять предметы, застрявшие между колесами, можно только при остановленной машине.

Давление в шинах пневматических колес должно соответствовать паспортному. Запрещается работать на машинах с давлением в шинах ниже паспортного или с изношенными покрышками.

При разработке грунтов землеройными машинами в грунте могут оказаться трубы, кабели или другие подземные коммуникации. При их обнаружении необходимо немедленно прекратить работы и сообщить об этом производителю работ.

На большинстве дорожных машин используется гидравлическая система управления. Предохранительный клапан гидросистемы должен быть опломбирован механиком после проверки давления в гидросистеме контрольным манометром. Давление в гидросистеме, регулируемое предохранительным клапаном, при испытаниях устанавливается максимально допустимым для данной системы гидравлического управления.

Во время работы следует регулярно следить за давлением в гидравлической системе, исправным состоянием шлангов и их соединений. Не следует работать на машине при повышенном давлении масла в гидросистеме.

Часть дорожно-строительных машин оборудована ка-натно-блочным управлением. При работе машин с канат-но-блочным управлением следует регулярно проверять состояние канатов, предохранительных кожухов барабана лебедки, не допускать перегрева барабана и фрикциона лебедки, ленты тормоза. При отсутствии защитных кожухов или перегреве вышеперечисленных узлов, а также при обрыве каната немедленно выключается лебедка и работа на машине прекращается до устранения повреждений.

При работе машин с канатно-блочной системой управления не следует направлять рукой канат во время навивки его на барабан лебедки. Нельзя доводить полиспасты до упоров, так как в это время возникает перегрузка каната, которая может вызвать его обрыв. Нельзя работать на машине с канатно-блочной системой управления с выколотыми ребордами блоков и изношенными блоками, а также со скрещенными канатами или связанными узлами и изношенными канатами/Канат считается изношенным, если на одном шаге свивки имеется 10—15% изношенных проволочек. Шаг свивки каната определяют следующим способом: на поверхности одной из прядей каната наносят мелом метку «а» (рис. 4). Затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку «б». Расстояние между метками называется шагом свивки.

Движение и работа на спусках, подъемах и косогорах с крутизной, более допустимой для данного типа машины, не разрешается, так как возможно опрокидывание. При движении на спуске или подъеме, умеющих крутизну приближающуюся к максимально допустимой для данного типа машины, переключать передачи нельзя.

Движение на спусках возможно на первой передаче с притормаживанием рабочими органами.

Перемещение или работа машин и механизмов вблизи линий электропередачи, находящихся под напряжением, может производиться только под непосредственным руководством инженерно-технического работника, фамилия которого указывается в наряде-допуске. Без наряда-допуска работа вблизи воздушных линий электропередачи не разрешается. Необходимо выдерживать расстояние от ближайшей части машины или поднимаемого груза по воздуху до ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее указанного: при напряжении линии до 1 кВ — 1,5 м; от 1 до 20 кВ — 2 м; от 35 до 110 кВ — 4 м; от 150 до 220 кВ — 5 м; до 330 кВ — 6 м; до 500 кВ — 9 м; до 800 кВ постоянного тока — 9 м.

В наряде-допуске должны быть указаны безопасные условия производства работ. Наряд-допуск подписывает главный инженер или главный энергетик дорожной организации, которая выполняет эти работы.

При проезде по дороге под линией электропередачи, находящейся под напряжением, следует установить рабочие органы машин в транспортное положение и закрепить их. Передвижение дорожных машин под линиями электропередачи, находящимися под напряжением, вне дорог, когда это вызвано необходимостью, следует производить ближе к опоре, где наименьшее провисание проводов.

Работа стреловых кранов под неотключенными контактами проводов городского транспорта возможна только под руководством инженерно-технического работника, при заземлении корпуса крана и установке ограничителя-упора подъема стрелы, не позволяющего приблизить стрелу крана к проводам менее 1 м.

Транспортирование и остановка дорожных машин вблизи котлованов, канав, траншей и других выемок возможны не ближе указанного в табл. 4 расстояния от откоса выемки до ближайшей опоры.

Рис. 4. Шаг свивки

Перед перегоном дорожно-строительных машин и агрегатов на новое место работы следует убедиться в их полной исправности для транспортирования, провести проверочный осмотр и установить рабочие органы в транспортное положение.

Часть дорожных машин и механизмов перевозят с одного места работы на другое на прицепах-тяжеловозах. Машины должны быть установлены устойчиво, чтобы при движении они не могли смещаться по прицепу-тяжеловозу или съезжать с него, особенно при трогании с места или внезапном торможении. Для предупреждения этих нежелательных явлений спереди и сзади следует подклады-вать башмаки под колеса или гусеницы транспортируемых машин и механизмов. При этом рабочий орган машины следует опустить на прицеп-тяжеловоз, а машину прикрепить к платформе прицепа при помощи растяжек. При проезде под мостами следует предварительно убедиться в том, что габариты проезда позволяют обеспечить безопасный проезд.

Перед проездом по мосту необходимо убедиться в том, что грузоподъемность и состояние моста позволяют безопасно проехать через него.

При переезде дорожных машин через ручьи и реки вброд требуется установить глубину и состояние основания брода. Уровень воды не должен превышать высоту осей колесных машин или высоту гусеницы. Основание брода должно быть твердое, а не илистое или торфяное. При движении дорожных машин по дорогам общего пользования требуется неукоснительно соблюдать «Правила дорожного движения» и указания регулировщиков.

Проезд дорожных машин через переезды возможен при поднятых и закрепленных рабочих органах. Нельзя допусать, чтобы рабочие органы дорожных машин соприкасались с шпалами, рельсами или настилом переездов железных дорог.

Переезд дорожно-строительных машин через железнодорожные пути в неустановленных местах запрещается. При переезде железнодорожных путей нельзя выключать сцепление или переключать передачи.

При необходимости переправы дорожно-строительных машин и автотранспортных средств по льду администрация дорожной организации должна назначать ответственного из инженерно-технических работников, который обязан проверить состояние льда и наметить маршрут движения. При движении по льду дорожных машин и автотранспортных средств кабины следует держать открытыми.

Скорость движения по льду дорожных машин на базе трактора не должна превышать 10 км/ч, а на.базе автомобиля 20 км/ч. Движение через ледовые переправы следует вести равномерно, без рывков, разворотов и остановок. Нельзя обгонять идущий впереди транспорт.

Во время переправы по льду в автотранспортных средствах и дорожных машинах нельзя находиться людям, кроме водителей и машинистов. Не следует переправляться через ледовые переправы в пургу и туман.

При остановке машины в случае необходимости на проезжей части дороги необходимо ее оградить знаком аварийной остановки днем, а ночью установить красный мигающий фонарь. Знаки аварийной остановки устанавливаются сзади машины на расстоянии 25 м, чтобы водители транспортных средств могли своевременно снизить скорость своей машины и объехать остановившуюся машину.

По окончании работ дорожные машины и транспортные средства должны быть установлены в специально отведенное для стоянки место. При этом необходимо заглушить двигатель, включить муфту сцепления и поставить рычаг коробки передач е. нейтральное положение, опустить рабочие органы на землю, очистить машину от пыли, грязи и остатков грунта, щебня, бетона и других материалов, запереть дверь кабины.

Уровни шума и вибрации, а также степень запыленности и загазованности на рабочих местах дорожно-строительных машин и транспортных средств не должны превышать величин, указанных в ГОСТах.

Техническое обслуживание дорожных машин. Машины и оборудование перед проведением технического обслуживания необходимо очистить от пыли и грязи, вымыть и просушить, чтобы при обслуживании пыль и грязь не попадала на работающих, инструмент и оборудование.

При проведении обслуживания дорожных машин на рулевом колесе или пусковом двигателе необходимо вывесить таблички с надписью «Двигатель не включать. Работают люди», под гусеницы или колеса надо установить подкладки, рабочие органы опустить в крайнее нижнее положение, выключить зажигание у карбюраторных или подачу топлива у дизельных двигателей, освободить рычаг ручного тормоза, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

При необходимости работать лежа под машиной следует пользоваться подстилками, лежаками и надевать защитные очки. Машины должны быть установлены на горизонтальной площадке. Нельзя проводить работы под машиной, установленной на наклонной плоскости.

Запасовку тросов на машинах и проверку правильности их установки необходимо проводить в рукавицах. Направлять трос или прикасаться к нему руками во время работы нельзя.

К работе с аккумуляторами допускаются лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр.

При приготовлении кислотного электролита следует серную кислоту вливать в дистиллированную воду при помощи специальных приспособлений (качалок, сифонов и т. п.). Нельзя вливать воду в кислоту. Кислотный электролит готовят в специальных керамических, пластмассовых или стеклянных сосудах.

При приготовлении щелочного электролита необходимо осторожно открывать крышку флакона с щелочью, которая заливается парафином.

При случайном попадании электролита или его составляющих (кислоты, щелочи) на открытые части тела следует немедленно промыть этот участок тела нейтрализующим раствором и водой с мылом. Кислотный электролит нейтрализуется раствором питьевой соды, а щелочной — раствором борной кислоты. При промывании глаз следует-использовать 2—3%-ные нейтрализующие растворы борной кислоты.

Пролитый электролит следует засыпать опилками или песком и удалить их в специальное место, а затем смочить это место нейтрализующим раствором и протереть сухой тряпкой.

Установленные для зарядки аккумуляторные батареи необходимо соединять между собой плоскими наконечниками или плотно прилегающими зажимами, которые исключат возможность искрения. Напряжение аккумуляторной батареи следует проверять нагрузочной вилкой, а плотность электролита — ареометром.

В аккумуляторной не следует пользоваться электронагревательными приборами и применять открытый огонь.

Транспортировать вручную малогабаритные аккумуляторные батареи можно только при использовании специальных захватов и носилок. Руки работающих должны быть защищены резиновыми перчатками. Аккумуляторные батареи можно перевозить на тележках при установке батарей в гнезда. По окончании работы в аккумуляторной необходимо снять спецодежду и спецобувь и тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять горячий душ.

Ремонтные мастерские, используемые в полевых условиях, следует располагать во временных постройках или на передвижных средствах — грузовых автомобилях, автомобильных и тракторных прицепах.

Передвижные мастерские, используемые в дорожных хозяйствах, должны отвечать следующим основным требованиям. Прицеп должен иметь: надежное прицепное устройство, исключающее возможность отрыва его от тягача во время транспортирования; прочную конструкцию, обеспечивающую надежное крепление установленного в нем оборудования во время транспортирования и работы; ручной тормоз на все колеса; привод тормоза внутри прицепа. Тормоз должен надежно удерживать прицеп от перемещения при отсоединении его от тягача.

На месте работ передвижную мастерскую следует устанавливать на надежных деревянных клетках и заземлять.

Ремонт дорожных машин и оборудования. Дорожные машины и оборудование обычно ремонтируют в механических мастерских дорожных организаций. Помещения для ремонта должны обеспечивать безопасное выполнение технологических процессов при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда. Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, подъемно-транспортным, ремонтно-стендовым и другим необходимым оборудованием. На территории механических мастерских устанавливается пост для наружной мойки машин перед ремонтом.

Размеры ворот мастерских должны обеспечивать свободный въезд дорожных машин на посты ремонта. Ворота требуется плотно закрывать, а в холодное время года дополнительно утеплять. Для обеспечения нормальных условий труда в течение всего года в мастерских должно быть водяное или паровоздушное отопление. Для небольшого объема механических мастерских можно использовать и печное отопление, но с обязательным выносом топки наружу.

Рабочие места в мастерской следует обеспечивать естественным и искусственным освещением, достаточным для безопасного ведения работ согласно санитарным нормам. Расположение и подвеску электрических светильников выбирают такими, чтобы освещение рабочих мест было равномерным. При выполнении отдельных технологических операций необходимо пользоваться переносными электрическими лампами с сетками, предохраняющими от механических повреждений. Подводящий провод должен быть в резиновом шланге. Напряжение питания электроламп не должно превышать 42 В, а в наиболее опасных местах 12 В.

На территории механических мастерских, кроме производственных помещений, должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения:
– гардеробные для чистой и рабочей одежды;
– умывальники с горячей и холодной водой;
– душевые;
– комнаты для приема пищи;
– комната отдыха;
– комната для личной гигиены женщин;
– туалеты.

В комнате отдыха обычно располагается аптечка с необходимыми медикаментами.

Все места, опасные в пожарном отношении, должны быть оборудованы щитами с противопожарным инвентарем: ящики с сухим песком, лопатой, ломом, багром и огнетушителем. Территория мастерских должна быть оборудована средствами пожаротушения: резервуарами, колодцами, водоемами, рукавами с брандспойтами, насосами для подачи воды, передвижными мотопомпами. Мастерские должны иметь запасные въезды и выезды с территории. Необходимо постоянно следить за исправностью всех средств пожаротушения.

Рабочие должны быть обеспечены комплектом исправного инструмента и приспособлений, соответствующих характеру выполняемой работы.

Состояние инструмента и приспособлений необходимо проверять ежемесячно.

Сливать воду и отработанное масло из агрегатов и машин следует в специальную тару. Пролитые на пол смазочные материалы необходимо тут же засыпать опилками или сухим песком, а затем собрать в специально отведенное место.

При использовании подъемно-транспортных механизмов во время демонтажно-монтажных работ дорожно-строительных машин следует пользоваться специальными захватами, а не поднимать машины за буксирные крюки. Поднятый агрегат необходимо опускать на заранее подготовленные подкладки, а не устанавливать подкладки во время опускания агрегата. Не следует оставлять агрегаты и узлы в подвешенном состоянии во время перерывов в работе. Запрещается находиться под рабочими органами машин, поднятыми и удерживаемыми только гидравлическими или тросовыми подъемниками. Рабочие органы машин следует опускать на заранее подготовленные козелки и надежно их закреплять.

При разборке и сборке агрегатов и узлов следует применять специальные съемники и ключи. Трудноснимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Не следует отвертывать гайки зубилом и молотком. Снятые узлы и агрегаты должны быть отправлены в моечное отделение. Нельзя загромождать проходы между рабочими местами, узлами и агрегатами, а также скапливать большое количество деталей на месте разборки.

Перед разборкой двигателей, работающих на этилированном бензине, должны быть тщательно обтерты их поверхности тряпкой, смоченной в керосине. Разобранные детали двигателей необходимо погружать для очистки и обезжиривания в щелочной раствор, керосин или другие нейтрализующие жидкости, которые должны периодически заменяться. Концентрация щелочных растворов допускается до 6%.

Вымытые щелочным раствором детали необходимо промыть горячей водой.

При работе с этилированным бензином рабочие должны периодически мыть руки керосином и теплой водой с мылом во время работы, а после окончания работы принять горячий душ с мылом. Используемые при работе и загрязненные этилированным бензином ветошь, опилки необходимо собрать в металлическую емкость с плотной крышкой, а затем сжечь, принимая меры предосторожности против вдыхания паров этилированного бензина.

Если на открытые части тела попал этилированный бензин, необходимо немедленно промыть эти места сначала керосином, а затем теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза следует немедленно их промыть 2%-ным раствором питьевой соды и отправить пострадавшего в поликлинику.

При случайном попадании бензина на одежду нельзя подходить близко к открытому огню или курить.

Демонтаж и монтаж рессор следует начинать с их предварительной разгрузки, установив раму машины на козелки.

Перед снятием колес требуется убедиться в том, что машина надежно установлена. Под неснятые колеса следует подложить упоры, препятствующие их передвижению.

Шину, плотно приставшую к ободу колеса, необходимо снимать специальным съемником. Нельзя выбивать диски молотком или кувалдой. Снятую с машины шину следует накачивать после установки страхующих приспособлений или ограждений. Исправлять положение шины на диске постукиванием можно только после прекращения подачи воздуха. Нельзя осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой во время накачивания шины.

Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода. Обод, имеющий трещины, заусенцы, вмятины или ржавчину, не следует использовать для монтажа колеса.

Шины машин большой грузоподъемности можно демонтировать или монтировать, а также перемещать только механизированным способом. Нельзя перекатывать их вручную.

Продувать засорившиеся топливопроводы и жиклеры карбюратора можно только насосом или сжатым воздухом от компрессора.

Проверку совпадения отверстий в монтируемых деталях или узлах можно производить только специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. Нельзя эти работы проводить на ощупь. При выколотке деталей с помощью кувалды нельзя находиться против работающего кувалдой, а выколотку следует держать специальным захватом или клещами. При работах, во время которых могут отлетать клепка, чеканка или осколки, следует рабочее место оградить предохранительными щитами, а работающим надевать предохранительные очки.

Во избежание несчастного случая при работе вблизи крыльчатки вентилятора следует снять с него приводной ремень.

При совместной работе с электросварщиком следует надевать рукавицы и защитные очки.

Получая из кладовой электроинструмент, необходимо его тщательно осмотреть, особенно изоляцию токоведущих частей и проводов заземления.

Запрещается работать с электрифицированным инструментом во время дождя или снега на открытой площадке, а также обрабатывать мокрые или обледенелые детали. Работать с электроинструментом можно только на сухом резиновом коврике и в резиновых перчатках. При этом необходимо следить, чтобы подводящий электроэнергию провод не перекручивался и не образовывались петли. Не следует держать инструмент за провод и допускать повреждения провода.

Удалять стружку или опилки, а также касаться вращающегося режущего инструмента во время работы не разрешается. Работать электрифицированным инструментом .на высоте более 1 м можно только со специальных огражденных площадок. Не разрешается работать с приставных лестниц.

Работа с электрифицированным инструментом в емкостях возможна при открытых люках, использовании рабочим резинового коврика, диэлектрических перчаток и резинового шлема. Работающий в емкости должен надеть предохранительный пояс, к которому привязывается конец страховочного каната. Второй конец страховочного каната следует вывести из емкости и передать двум страхующим рабочим. Трансформаторы и преобразователи частоты должны находиться вне емкости.

При работе на станках надо привести в порядок спецодежду, убрать волосы под головной убор, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду, чтобы не было свисающих концов.

Передо началом работы на сверлильном станке следует надежно закрепить обрабатываемую деталь в станочных тисках или специальном приспособлении. Нельзя держать обрабатываемую деталь или касаться движущихся частей станка.

Не следует применять для крепления режущего инструмента патроны или другие приспособления, имеющие выступающие части.

При образовании во время сверления длинной стружки требуется прекратить подачу сверла и удалить стружку крюком или щеткой. Переводить ремень с одной ступени шкива на другую и убирать стружку можно только при выключенном приводе станка.

Нагревшееся сверло следует охлаждать, подавая на него воду или другие охлаждающие жидкости лейками. Нельзя охлаждать сверло мокрой тряпкой. Детали массой более 20 кг следует устанавливать при помощи подъемных приспособлений.

Зазор между подручником и вращающимся кругом заточного станка должен быть не более 3 мм. Устанавливать подручник можно на уровне центра круга или немного выше его. При работе заточного станка следует стоять сбоку наждачного круга. При наличии на диске выбоин, трещин или уступов начинать работу на таком станке запрещается.

Состояние приспособлений и инструмента следует проверять ежемесячно.

При проведении демонтажных и монтажных работ нельзя оставлять инструмент на подножках, капоте и крыльях машины, а также на краю осмотровой канавы.

Герметичность радиаторов следует проверять в ванне . с водой. На пол около ванны необходимо уложить деревянную решетку, а пролитые на пол жидкости следует немедленно засыпать опилками или песком, которые должны складироваться в определенном месте.

Пайку топливопроводов и заливку подшипников требуется выполнять под вытяжным зонтом, который устанавливается над рабочим местом.

Нельзя использовать паяльную лампу без предохранительного колпачка, имеющую утечку топлива. Заправлять паяльную лампу необходимо на 3/4 ее объема и только в остывшем состоянии. Нельзя применять в качестве топлива паяльной лампы этилированный бензин, нельзя разбирать, собирать и заправлять лампу вблизи открытого огня.

После монтажа машины перед пуском в эксплуатацию необходимо ее испытать на холостом ходу и под нагрузкой.

При этом необходимо: удалить людей, кроме обслуживающего персонала, на безопасное расстояние, предварительно убрав посторонние предметы с поверхности и изнутри машины; проверить прочность и работоспособность предохранительных приспособлений и контрольно-измерительных приборов; заправить смазкой и водой, а также отрегулировать движущиеся части.

Первый пуск отремонтированного двигателя необходимо осуществить от стартера или пускового двигателя, предварительно поставив рычаг переключения передач в нейтральное положение.


Читать далее:

Категория: - Охрана труда в дорожном строительстве





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Организация пожарной охраны и тушения пожаров
Основы пожарной безопасности при дорожгных работах
Меры защиты от вредного действия на работающих производственной пыли и вредных веществ
Производственные вредности
Молниезащита здании и сооружений
Охрана труда при работе машин и оборудования, подконтрольного органам госгортехнадзора
Охрана труда на производственных базах и заводах
Охрана труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружении
Профилактика производственного травматизма
Организация работ по охране труда


Остались вопросы по теме:
"Охрана труда при обслуживании и ремонте транспортных средств, дорожных машин и оборудования"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы