Строительные машины и оборудование, справочник







Особенности технического обслуживания экскаваторов в различное время года

Категория:
   Одноковшовые экскаваторы


Особенности технического обслуживания экскаваторов в различное время года

Эксплуатация и техническое обслуживание экскаваторов в весенне-летний и осенне-зимний период имеют свои особенности. Поэтому при каждой смене времен года необходимо тщательно подготавливать машины к соответствующим условиям их эксплуатации.

Весенне-летний период. Весенне-летний период имеет ряд преимуществ по сравнению с осенне-зимним: отпадает надобность в жидкостях с низкой температурой замерзания (антифризах) для охлаждения двигателей, утеплительных средствах, подогревания масла и воды перед заправкой двигателей, улучшаются условия работы экскаваторов, облегчается труд рабочих экскаваторной бригады и т. д. В то же время запыленность воздуха, высокая температура его, способствующая перегреву двигателей и подшипников, ухудшение проходимости дорог и т. п. до некоторой степени затрудняют эксплуатацию экскаваторов весной и летом.

Экскаваторы переводятся на весенне-летний режим эксплуатации при установившейся температуре воздуха не ниже + 5°.

При подготовке экскаваторов к весне необходимо провести очередной технический уход (или текущий ремонт), а также выполнить следующие работы:
а) промыть систему охлаждения и смазки, топливные баки и трубопроводы двигателя;
б) заменить охлаждающую жидкость, топливо и масло в двигателе;
в) заменить смазку в механизмах экскаватора;
г) заменить масло в гидравлической системе управления;
д) проверить комплектность инструмента и запасных частей;
е) при необходимости окрасить экскаватор.

Все эти работы выполняются специализированными бригадами с помощью передвижных ремонтных мастерских при участии машинистов экскаватора и их помощников. Особое внимание следует обратить на очистку экскаватора от грязи и мойку его. Операции выполняются в следующей последовательности- сначала производится чистка и мойка машины, затем смена смазки и топлива. В последнюю очередь сливается антифриз и заменяется водой.

Для промывки системы охлаждения применяется раствор 1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина в 10 л воды. После спуска антифриза раствор заливают в систему охлаждения и запускают двигатель на малых оборотах Через 10—15 мин. двигатель выключают, а спустя 10—12 час. снова запускают на 5—10 мин. После этого двигатель, останавливают, сливают раствор и промывают систему чистой водой. При отсутствии указанного раствора систему можно несколько раз промыть горячей водой с запуском двигателя.

В летних условиях двигатель часто перегревается, благодаря чему вода в системе охлаждения образует накипь. Чтобы уменьшить слой накипи, рекомендуется воду менять как можно реже, а при выкипании или утечке воды доливать ее небольшими порциями во избежание трещин в блоке цилиндров и головке блока.

Для устранения перегрева двигателя необходимо также регулярно проверять натяжение ремня вентилятора, так как при ослаблении ремня степень охлаждения радиатора уменьшается, что ведет к перегреву двигателя. С этой же целью нужно периодически очищать радиатор от пыли и грязи, а попавшее на радиатор масло смывать горячей водой.

Очень важно следить за температурой воздуха. Ранней весной часто случаются неожиданные заморозки, поэтому во избежание размораживания радиаторов и головок блока цилиндров при снижении температуры двигатели нужно утеплять или сливать воду из системы охлаждения.

При замене зимнего дизельного топлива на летнее топливные баки, топливопроводы и топливные фильтры нужно промыть чистым летним дизельным топливом. При этом заливают топливо в количестве не больше 10% емкости бака. После промывки.топливо сливают и фильтруют. Отфильтрованное дизельное топливо можно применять только для промывки топливных систем других двигателей. Замену смазки лучше производить сразу после остановки экскаватора, так как при этом разогретая смазка легко сливается. Точки смазки перед заправкой нужно протереть и промыть. . Картер двигателя после спуска масла следует промыть свежим подогретым маслом. Запрещается промывать картер двигателя керосином или дизельным топливом.

Летом нужно особенно тщательно следить за состоянием масляных, топливных и воздушных фильтров, так как в воздухе много пыли, и фильтры загрязняются быстрее.

Необходимость смены фильтрующих элементов определяется по цвету масла в картере двигателя. Если масло светлое и прозрачное, значит фильтрующий элемент не загрязнен. По мере его загрязнения масло постепенно темнеет и становится черным. Для того чтобы определить степень загрязненности масла, каплю, стекающую с маслоизмерительного стержня прогретого двигателя.

наносят на промокательную бумагу. После того как масло впитается, по цвету пятна определяют степень загрязненности масла: чем темнее пятно, тем масло грязнее. Очистку воздушных фильтров летом нужно производить при всех видах технического ухода (кроме ежесменного), а в особо пыльных условиях — ежедневно.

Весной резко ухудшается состояние дорог, бродов и г. д., поэтому следует обратить особое внимание на подготовку специальных вспомогательных средств для передвижения и эксплуатации экскаваторов по плохим дорогам и по бездорожью.

Весной и летом экскаваторы быстро загрязняются, особенно ходовая часть и рабочее оборудование. В связи с этим необходимо при каждом техническом уходе (кроме ежесменного, когда производится только чистка) производить мойку экскаваторов. Наружную мойку производят с помощью насосов. Можно также пользоваться водой из водопровода, но для этого требуется больше времени и воды.

На шланг для мойки экскаватора надевается специальный наконечник или моечный пистолет, дающий либо кинжальную струю с большой ударной силой, либо веерную, распыленную струю. Кинжальной струей моют ходовую часть и рабочее оборудование, а веерной струей — кузов и кабину, чтобы не повредить окраску.

Необходимо помнить, что в летних условиях нормальную работу экскаватора могут обеспечить только систематический уход и наблюдение за системами смазки, водяного и воздушного охлаждения и топливной системой, тщательная проверка и чистка фильтров, своевременное устранение причин перегрева двигателей, чистка и мойка экскаватора.

Осенне-зимний период. Особенности эксплуатации и технического обслуживания экскаваторов в осенне-зимний период связаны в основном с низкой температурой окружающего воздуха. При низких температурах затруднен запуск дизельных двигателей, падает их мощность вследствие повышенной теплоотдачи, ухудшаются условия работы ходовой части и рабочего оборудования, затрудняется управление экскаваторами и выполнение операций технического ухода. Передвижение экскаваторов во время гололедицы также связано с большими трудностями: экскаваторы застревают в снегу, буксуют, сползают по уклону.

Гусеничные экскаваторы обладают лучшей проходимостью, чем пневмоколесные, но если они двигаются по глубокому снегу, то снег попадает на гусеничные ленты и спрессовывается под опорными и натяжными колесами. Это часто вызывает спадание, а иногда и разрыв гусеничных лент.

Экскаваторы переводятся на осенне-зимний режим эксплуатации при установившейся температуре окружающего воздуха ниже -f 50. Подготовка к осенне-зимней эксплуатации заключается в составлении плана мероприятий, подготовке материалов и приспособлений, стационарных и передвижных водомаслогреек, утеплительных капотов и чехлов на двигатели.

Самым важным мероприятием является подготовка двигателей. Наиболее экономично двигатели работают при температуре охлаждающей жидкости 85—90°. При более низких температурах увеличивается расход горючего, нарушается режим смазки, снижается мощность и повышается интенсивность износа деталей двигателя, особенно при запуске. Поэтому очень важно подогревать зимой воду и масло для заправки двигателя.

Вода, подогретая до 90—100°, заготавливается в количестве, вдвое большем чем емкость системы охлаждения. Заливку воды следует производить быстро через воронку при открытых сливных кранах. После заливки одного ведра необходимо проверить, течет ли вода из сливных кранов. Если вода не течет, то каналы кранов нужно прочистить проволокой. Как только из кранов потечет теплая вода, их следует перекрыть и долить необходимое количество воды. Затем заливают масло, подогретое до температуры 70—80°, и приступают к запуску двигателя. Перед пуском необходимо проверить, есть ли искра на свечах пускового двигателя, так как на них часто оседает вода и топливо, мешающие образованию искры. Такие свечи нужно снять, промыть и высушить.

Топливный бачок пускового двигателя заправляется бензином, подогретым до комнатной температуры. Коленчатые валы пускового двигателя и дизеля нужно несколько раз провернуть вручную для разрушения масляной пленки в подшипниках и на стенках цилиндров. Запускать пусковой двигатель можно только при выключенной муфте сцепления. Категорически запрещается запускать двигатели буксировкой, так как для проворачивания холодного двигателя необходимы очень большие усилия, и это может привести к аварии.

Нижние патрубки и трубопроводы системы охлаждения нужно обязательно утеплить тонким войлоком и асбестом. Очень важно также внимательно следить за температурой воды в двигателе, чтобы предупредить размораживание блока цилиндров, головки блока или радиатора.

Замерзание воды в радиаторе может произойти и при заправке, и при работе двигателя. Если при работающем двигателе из-под пробки радиатора и из пароотводной трубки выбивается пар, а нижняя часть радиатора остается холодной, значит вода в нем замерзла. В этом случае нужно остановить двигатель, снять ремень вентилятора и отогреть радиатор тряпками, смоченными в горячей воде. После этого двигатель следует запустить (не надевая ремень вентилятора) и оставить включенным до тех пор, пока нижняя часть радиатора не прогреется. Категорически запрещается отогревать радиатор открытым пламенем, чтобы не распаять его.

Кипение воды в радиаторе может быть также следствием перегрева двигателя, но в этом случае нижняя часть радиатора будет теплой. Для устранения перегрева двигателя следует подтянуть ремень вентилятора, открыть чехол или клапан на шторке, закрывающей радиатор, увеличив тем самым доступ к нему холодного воздуха, или долить в систему охлаждения холодную воду. Доливать холодную воду в работающий двигатель разрешается только небольшими порциями, чтобы не образовались трещины в блоке цилиндров или головке блока.

Отогревание замерзшего радиатора при неработающем двигателе также производится с помощью тряпок и горячей воды, но при открытых спускных кранах.

Для предохранения системы охлаждения двигателя от замерзания в нее может быть залита специальная жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз). Антифриз очень дорог, ядовит, обращаться с ним нужно осторожно и хранить в закрытой посуде. Кроме того, антифриз вызывает повышенную коррозию трубок радиатора, поэтому его применяют сравнительно редко.

Описанный выше метод разогрева двигателя горячей водой также вредно отражается на двигателях, так как большая разница температур холодного двигателя (в условиях Урала и Сибири эта температура часто достигает минус 40—60°) и горячей воды создает условия для образования трещин в блоке цилиндров, головке блока, радиаторе и других деталях.

Практикуемая иногда заводка дизельных двигателей при помощи пусковых устройств без заправки воды в систему охлаждения выводит пусковые и дизельные двигатели из строя из-за резкого перегрева отдельных частей двигателей, в первую очередь, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Перегрев ведет к ускоренному износу деталей двигателя, задиру цилиндров и поршней и даже к полному выводу из строя цилиндров и головки блока двигателя.

Один из авторов настоящей книги, инж. А. И. Казак, в течение многих лет применял метод эксплуатации дизельных двигателей с заправкой системы охлаждения в холодный период зимним дизельным топливом без примеси керосина. При этом ни разу не было случаев размораживания или перегрева дизельных двигателей. Работа термостата при этом также не ухудшается.

Дизельное топливо, слитое весной из системы охлаждения, после отстоя в течение двух-трех дней может употребляться как топливо для дизельных двигателей. Таким образом, расход дизельного топлива, залитого в систему охлаждения, очень незначителен. За сезон эксплуатации он составляет (с учетом отстоя) не более 25—30 кг на один двигатель. Заправка системы охлаждения двигателей дизельным топливом имеет еще одно достоинство — при • этом_способе рубашка блока цилиндров в радиаторе полностью очищается от накипи, образовавшейся от употребления воды плохого качества, применяемой для системы охлаждения в весенне-летний период.

Недостатком описанного выше способа является преждевременный износ соединительных прорезиненных шлангов верхнего и нижнего патрубков радиатора за счет разъедания резиновой оболочки шлангов дизельным топливом. Однако срок эксплуатации этих шлангов все же составляет не менее 1600—1800 часов, т. е. практически они могут работать до среднего ремонта экскаватора или от среднего до капитального ремонта.

Для улучшения условий труда обслуживающего персонала в период зимней эксплуатации экскаватора необходимо утеплить его кабину специальными утеплительными прокладками из войлока или дермантина или ватными капотами. Для предупреждения обледенения стекол при сильных морозах на стекла кабины изнутри наносится тонкий слой смеси, состоящей из 30-процен-тов насыщенного раствора поваренной соли и 70-процентов прозрачного вазелина. Смазывание стекол нужно возобновлять через каждые два-три часа.

Перед началом работы экскаватор следует тщательно осмотреть, осторожно опробовать работу механизмов на холостом ходу, проверить, не примерзли ли отдельные детали, особенно фрикционные и тормозные ленты. Примерзшие детали нужно отогреть, а лед и грязь с них удалить. При работе экскаватора трапы и подножки необходимо периодически очищать от снега и льда. Ковш экскаватора нужно очищать от грунта даже при небольших перерывах в работе, чтобы остатки грунта не примерзали к ковшу, так как при этом уменьшается его полезная емкость.

Смазка двигателя и механизмов экскаватора производится зимними сортами масел в строгом соответствии с картой смазки и обя-зательно сразу же после остановки экскаватора, когда механизмы еще теплые.


Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Противопожарные меры при хранении горюче-смазочных материалов
Требования техники безопасности при техническом обслуживании экскаваторов
Требования техники безопасности при транспортировке экскаваторов
Техника безопасности при работе силовых установок
Требования безопасности, предъявляемые к состоянию забоя
Требования к персоналу, обслуживающему экскаваторы
Техника безопасности при эксплуатации экскаваторов
Передвижение экскаваторов в зимнее время
Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности
Буксировка экскаваторов


Остались вопросы по теме:
"Особенности технического обслуживания экскаваторов в различное время года"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы