Производительность. Различают теоретическую (конструктивную), техническую и эксплуатационную производительность экскаватора.
Эксплуатационная производительность в отличие от технической учитывает использование экскаватора по времени и квалификацию машиниста, т. е. степень организации экскаваторных работ и умение машиниста владеть машиной.
Рис. 1. Приспособление для установки щитов настилов
Опыт работы передовых экскаваторных бригад показывает, что существует ряд дополняющих друг друга мероприятий, одновременное выполнение которых помогает добиваться наилучших показателей работы машины:
— повышение производительности собственно экскаватора благодаря освоению навыков работы на нем (совмещение операций цикла, сокращение угла поворота платформы, сокращение продолжительности набора грунта, увеличение наполнения ковша, применение ковша увеличенной емкости);
— мероприятия организационного характера, относящиеся ко всему комплексу механизмов, участвующих в технологическом процессе разработки и перемещений грунта, и направленные на устранение простоев экскаватора (улучшение организации подхода автомобильного транспорта к экскаватору, применение рациональных схем разработки);
— мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию экскаваторов, сокращение времени простоев экскаватора.
Опытные машинисты при работе прямой лопатой обычно совмещают поворот платформы на выгрузку и разгрузку и обратный поворот ее с подъемом и опусканием ковша, при работе драглайном — подъем ковша с поворотом платформы на выгрузку и разгрузку с обратным поворотом ее и опусканием ковша. На рис. 1 приведены данные хронометражных наблюдений за работой при совмещении операций цикла в сопоставлении с обычной схемой работы (график f). Следует отметить, что, выполняя в минуту вместо трех рабочих циклов четыре, машинисты снижают стоимость разработки 1 м3 грунта в среднем на 2,5 коп.
Уменьшение угла поворота платформы от забоя к месту разгрузки ковш$ и обратно влияет на продолжительность рабочего цикла, так как эта операция составляет (при угле поворота 90°) 60…65% продолжительности цикла. Машинисты стремятся уменьшить угол поворота платформы, например применяют схему разработки грунта драглайном с нижней погрузкой, которая дает возможность значительно сократить продолжительность цикла. По этой схеме автосамосвалы устанавливают под погрузку не на уровне стоянки экскаватора, как это принято по обычной схеме, а ниже, на отметке дна разрабатываемой выемки. При этом, как видно из рис. 2, б, угол поворота платформы к месту загрузки ковша составляет всего 10…1 2°. Кроме того, значительно сокращается время на подъем груженого ковша, что также повышает производительность. При работе по схеме с нижней погрузкой на экскаваторе ЭО-4112 выработка за смену увеличивается на 25…30%. Средняя продолжительность цикла снижается с 17…19 до 13,6 с.
Грунт целесообразно начинать разрабатывать со стороны, ближайшей к транспорту, благодаря чему ковш не задевает за грунт при повороте на выгрузку. Однако, чтобы не терять времени при смене автосамосвалов, первый ковш заполняют в дальней части забоя.
Сокращение времени набора грунта и увеличение наполнения ковша также существенно влияют на производительность экскаватора. Приемы разработки изменяются в зависимости от характера разрабатываемого грунта. При работе драглайном в легких песчаных грунтах машинист включает фрикционную муфту тягового барабана еще до того, как ковш коснется забоя, т. е. врезается в грунт с хода. При работе в тяжелых глинах ковш забрасывают таким образом, чтобы зубья его врезались в грунт, и только после этого включают тяговый барабан.
Рис. 2. Последовательность выполнения операций цикла раздельно (1) и совмещенно (2)
Рис. 3. Угол поворота платформы при работе по обычной схеме разработки (а) и рациональной (6)
При работе прямой лопатой при разработке глубоких выемок в песчаных грунтах рекомендуется заполнять ковш на коротком пути в нижней части откоса, т. е. сокращать время набора грунта. Затем, пользуясь перерывами при смене автосамосвала, обрушают грунт верхней части откоса, работая ковшом с открытым днищем.
В тяжелых глинистых грунтах (особенно влажных) ковш нельзя набивать плотно: разгрузка напрессованного в ковш грунта затруднена. Как показала практика, потери времени на стряхивание уплотненного грунта превосходят выигрыш от большого заполнения ковша.
При разработке грунтов I и II групп прямой лопатой и драглайном применение ковшей увеличенной емкости значительно повышает производительность экскаваторов. Используют ковши увеличенной емкости, поставляемые экскаваторными заводами, или приспосабливают имеющиеся. Увеличивают емкость ковша драглайна, устанавливая дополнительные щитки на боковые и заднюю стенки. Опыт работы показывает, что применение таких ковшей позволяет увеличить выработку на 25…30%.
Для планировки откосов применяют специальный ковш, который повышает производительность экскаваторов и исключает ручной труд.
Строительные универсальные экскаваторы работают в самых разнообразных условиях, поэтому в каждом отдельном случае большое значение имеет рациональная схема организации работ. Например, при планировке площади вместо ранее применявшейся схемы с двумя перекидками была предложена более рациональная схема разработки (рис. 282,6). Вначале грунт разрабатывают, подтягивая ковш к экскаватору и разгружая его здесь же, без поворота стрелы. Затем, наполняя ковш разработанным и уже разрыхленным грунтом, перекидывают его в отвал. Экскаватор в этом случае поворачивается вкруговую, что позволяет сократить продолжительность рабочего цикла.
Рис. 4. Ковш драглайна увеличенной емкости с дополнительными щитками на боковых и задней стенках
Своевременная остановка самосвала под погрузку в нужном месте. Достигается это благодаря использованию вешек-указателей при подходе автосамосвала задним ходом. Большое значение имеет состояние подъездных путей. Целесообразнее затратить 20…30 мин на расчистку путей с помощью экскаватора, чем допускать постоянные перерывы в работе. Необходимо также сокращать осыпание грунта с откоса на землевозную дорогу-
Во время разработки грунта с наружной части забоя грунт с верхней части бокового откоса осыпается и попадает на дорогу, мешая движению автомашин. Поэтому начинать разработку угла забоя следует с выборки грунта в нижней части бокового откоса, благодаря чему образуется траншея. Такой метод исключает попадание осыпающегося с откоса грунта на дорогу.
Рис. 5. Планировочный ковш
Рис. 6. Планировка площади драглайном:
а — обычная схема с двумя перекидками, б — схема, предложенная Ф. М. Шестерниным
Учет и планирование экскаваторных работ. Оперативное планирование и учет выполнения задания осуществляют производитель работ и мастер.
Производителю работ на основе данных проекта организации работ с учетом наличия механизмов дают план работ по объекту, в котором указывают объем работ, потребность в материалах, механизмах и транспортных средствах. На основе этого плана производитель работ выдает задания мастерам. Мастер, детализируя задание бригадам экскаваторов, выдает им рабочие наряды, которые представляют собой производственные задания и основной документ для учета качества и количества выполненной работы и расчета заработной платы рабочих. Перед закрытием нарядов раз в месяц производят геодезический замер выполненных работ.
Ежесменный отчет составляют после каждой смены. Для этого заполняют сменный рапорт, в который включают следующие данные: марку и номер экскаватора, дату, часы работы, наименование объекта, фамилию и инициалы машиниста и его помощника, объем выполненной работы, сведения о простоях и их причинах, неисправности механизмов и меры, принятые к их устранению, объем работы, выполненной автосамосвалами. Сменный рапорт подписывают мастер и сменный машинист.
Учет и контроль расходования горючесмазочных и других эксплуатационных и ремонтных материалов. Каждая экскаваторная бригада имеет лицевой счет, в котором в пределах установленных лимитов указано количество материалов, необходимых для выполнения работ, перечисленных в рабочем наряде. Бригадир получает их на складе.
Рис. 7. Организация ритмичной работы экскаватора и автосамосвалов:
а — установка вышек-указателей места остановки автосамосвала, б — установка отвального бруса, ограничивающего задний ход автосамосвала; 1 — вешка, 2 — ограничительный брус
При закрытии нарядов сравнивают количество фактически полученных материалов с тем количеством, которое полагается по норме. Если бригада допустила перерасход материалов на выполненный объем работ по сравнению с нормой, то в дальнейшем она получает их со склада лишь по разрешению производителя работ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Производительность экскаваторов, планирование и учет работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы