Строительные машины и оборудование, справочник






Приборы системы смазки


Категория:
   Устройство автомобиля


Приборы системы смазки

Насосы. Назначение масляного насоса — подавать масло под давлением к основным трущимся поверхностям и к приборам его очистки и охлаждения. На автомобильных двигателях распространение получили одно- и двухсекционные шестеренные масляные насосы, т. е. насосы, имеющие одну или две пары шестерен. Они отличаются простотой устройства, малым количеством деталей, надежной работой и равномерностью подачи масла.

Рис. 1. Схема работы шестеренного насоса: а — редукционный клапан закрыт; б — перепуск масла при открытом клапане; 1 — редукционный клапан; 2 — подводящий канал; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус насоса: 5 — отводящий канал; в — ведущая шестерня

Схема работы шестеренного масляного насоса показана на рис. 1. В корпусе с минимальными зазорами установлены две шестерни: ведомая и ведущая. При работе насоса шестерни вращаются в направлениях, показанных стрелками. Масло, поступающее к насосу по каналу, заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими к отводящему каналу. Во время вращения шестерен между двумя парами зубьев масло сжимается в замкнутом пространстве, в результате чего между шестернями возникают значительные распирающие силы. Для уменьшения этих сил на корпусе или крышке насоса делают разгрузочную канавку, по которой масло выходит из образовавшегося замкнутого пространства в полость нагнетания или всасыванияю



Рис. 2. Масляный насос приемник: а — конструкция; б — схема работы; в — поступление масла при чистой сетке; г — поступление масла в случае засорения сетки; 1 — корпус нижней секции; 2 — болт, соединяющий корпуса насосных секций; 3 — прокладки; 4 — ведомая шестерня верх-ней секции; 5 — вал насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 — стопорное кольцо; 9 — крышка масляного насоса; 10 — штифт; 11 — ведущая шестерня нижней секции; 12 — ведомая шестерня нижней секции; 13 и 15 — редукционные клапаны; 14 — место установки крана включения масляного радиатора; 16 — корпус; 17 — трубка; 18 — пружина; 19 — сетка; 20 — верхняя секция; 21 — нижняя секция

Шестеренные масляные насосы устанавливают в поддоне (двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга», MA3-5335, КамАЗ-5320 и др.) или снаружи блока цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-130 и др.). Насосы, смонтированные снаружи на блоке цилиндров, можно осматривать, ремонтировать или заменять, не снимая поддона. Перед установкой на двигатели в эти насосы наливают масло, чтобы они могли нормально работать.

Масляный насос (двигателя автомобиля ЗИЛ-130) приводится в движение шестерней, расположенной на заднем конце распределительного вала и входящей в зацепление с шестерней, которая установлена на промежуточном валу. Выступ промежуточного вала входит в паз вала масляного насоса, а в паз промежуточного вала на верхнем конце входит выступ валика распределителя зажигания. Масляный насос двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров. В корпусе верхней секции насоса находятся ведущая шестерня, укрепленная на валу при помощи шпонки и стопорного кольца, и ведомая шестерня, свободно вращающаяся на оси. В корпусе нижней секции также расположены две шестерни: ведущая, закрепленная шпонкой на валу, и ведомая, свободно вращающаяся на оси, запрессованной в корпус.

Крышка масляного насоса является одновременно и разъединительной пластиной, при установке которой с обеих ее сторон образуются две отдельные секции насоса. Прокладки создают плотное соединение секций с крышкой. Штифт 10 служит для правильной установки крышки и корпуса. В крышке корпуса насоса расположен редукционный клапан верхней секции насоса. Когда давление в нагнетательной полости превысит 320 кН/м2 (3,2 кгс/см2), открывается редукционный клапан, отрегулированный на это давление, и масло перетекает во всасывающую полость. В корпусе нижней секции установлен редукционный клапан, отрегулированный на давление 120 кН/м2 (1,2 кгс/см2).

Маслоприемники. Чтобы масляные насосы могли забирать масло из поддона двигателя, их снабжают неподвижными маслоприемниками (реже плавающими). От применения плавающих маслоприемников в системе смазки почти полностью отказались, так как они имеют существенные недостатки. Например, при движении автомобиля по пересеченной местности в систему смазки может попасть воздух, что вызовет прекращение подачи масла, и двигатель выйдет из строя из-за расплавления антифрикционного сплава подшипников коленчатого вала. Неподвижные маслоприемники получили широкое распространение. Они расположены в нижней части поддона, и воздух через них, как правило, не может попасть в систему смазки. Маслоприемник насоса является первичным фильтром, так как масло может попасть внутрь трубки только пройдя через фильтрующую сетку. Сетка удерживается в корпусе пружиной. На корпусе есть ребра, в которые кромкой упирается сетка, образуя щели между нею и корпусом. Если фильтрующая сетка засорена, то масло поступает в трубку через щели.

Масляные фильтры. В процессе работы двигателя свойства масла постепенно ухудшаются: понижается его вязкость и маслянистость. Масло загрязняется твердыми механическим примесями, состоящими из нагара и мельчайших металлических частиц, которые появляются в масле в результате износа деталей. Кроме того, масло загрязняется смолами и продуктами окисления. Для очистки масла и сохранения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц на современных двигателях устанавливают различные масляные фильтры (грубой и тонкой очистки), которые могут быть полнопоточными или неполно-поточными.

Фильтр называют полнопоточным, если он установлен в системе смазки последовательно и через него проходит все масло; фильтр называют неполно-поточным, если он установлен в системе смазки параллельно и через него проходит только часть (10—15%) масла. Особенно тщательно надо очищать масло в том случае, когда подшипники коленчатого вала имеют антифрикционный сплав из свинцовистой бронзы или высокооловянистого алюминиевого сплава, так как эти материалы плохо поглощают абразивные частицы. Тщательная фильтрация масла значительно повышает надежность двигателя.

Фильтр грубой очистки. Для очистки масла от крупных механических примесей и смолистых отложений служат фильтры грубой очистки. Они могут быть пластинчато-щелевого или сетчатого типа. В настоящее время фильтры грубой очистки применяют в системе смазки весьма ограниченно (двигатели некоторых моделей автомобилей УАЗ, ЗИЛ и МАЗ).

Фильтр тонкой очистки. В качестве сменных фильтрующих элементов применяют ленточно-бумажные, картонные пакеты или другие материалы, в которых масло фильтруется, просачиваясь через микропоры данного элемента (двигатели автомобилей «Жигули», «Москвич-2140», ГАЗ-24 «Волга», КамАЗ-5320 и др.).

На двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» применен фильтр, состоящий из корпуса, сливной трубки, фильтрующего элемента, пружины и крышки, которая болтом крепится к корпусу. Сливная трубка приварена к болту. Масло, нагнетаемое насосом, по маслопроводу подводится к фильтру, просачивается через микропоры картонного фильтрующего элемента, проходит через многочисленные отверстия внутрь сливной трубки и по каналу в привалочной плоскости корпуса поступает в блок цилиндров.

Рис. 3. Масляные фильтры:
а — полнопоточный; б — центрифуга; К — сила реакции; 1 — пробка сливного отверстия; 2 — сливная трубка; 3 — корпус фильтра; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — пружина перепускного клапана; б — перепускной клапан; 7 — пружина; 8 — болт сливной трубки; 9 — уплотнение фильтрующего элемента; 10 — крышка; 11 — маслопровод; 12 — фильтрующий элемент; 13 — датчик лампы аварийного давления масла; 14 — привалоиная плоскость корпуса; 15 — гайка-барашек; 16 — кожух; 17 — сетчатый фильтр; 18 — ось ротора; 19 — колпак ротора; 20 и 21 — прокладки; 22— корпус ротора; 23 — корпус центрифуги; 24 — жиклер; 25 — упорный шарикоподшипник; 26 — стальной отражатель

Сопротивление чистого фильтра соответствует снижению давления, равному примерно 10—20 кН/м2 (0,1—0,2 кгс/см2). В сливной трубке установлен перепускной клапан с пружиной. Он вступает в работу и перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении фильтрующего элемента, когда его сопротивление оценивается снижением давления, равным 70—90 кН/м2 (0,7—0,9 кгс/см2). В корпус фильтра ввернут датчик указателя давления масла в системе, а внизу корпуса датчик лампы аварийного давления масла. Пробка служит для удаления отстоя из корпуса фильтра.

Центрифуга. Центрифуги, устанавливаемые на двигателях автомобилей ГАЗ-63А, ЗИЛ-130, MA3-5335 и др., хорошо очищают масло от механических примесей и смол. Техническое обслуживание центрифуг заключается в периодической очистке их от грязи без замены каких-либо частей.

Центрифуга состоит из корпуса, в который ввернута ось ротора, корпуса ротора с колпаком и кожуха. Пластмассовый корпус, свободно установленный на оси, вместе с колпаком образует вращающийся ротор. Между корпусом и колпаком поставлена резиновая прокладка. В корпус запрессованы две бронзовые втулки. Ротор опирается на упорный шарикоподшипник, а сверху закрыт стальным кожухом, закрепленным на оси гайкой-барашком. Под фланец отражателя поставлена резиновая прокладка. В оси имеются центральное и радиальное отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен колпачок с сетчатым фильтром, а в нижнюю часть ввернуты два жиклера (сопла), выходные отверстия которых направлены в противоположные стороны.

Масло, подаваемое в центрифугу, быстро заполняет внутреннюю полость ротора, проходит через сетчатый фильтр и вытекает с большой скоростью из жиклеров, создавая реактивные силы К, направленные в противоположные стороны. Под действием этих сил ротор начинает вращаться, и его угловая скорость достигает 5000—6000 об/мин. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся в нём. Взвешенные механические примеси под действием сил инерции отбрасываются от оси вращения в сторону и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора; очищенное масло стекает в поддон двигателя.

При эксплуатации двигателя нельзя доводить центрифугу до такого состояния, при котором толщина осадка на стенках колпака ротора превышает 15 мм, так как в этом случае значительно ухудшится качество очистки масла. При смене масла в двигателе рекомендуется разобрать, очистить и промыть ротор, а затем аккуратно его собрать и проверить работу центрифуги. Для этого двигатель пускают, прогревают, дают поработать некоторое время с повышенной частотой вращения, а потом останавливают. После остановки двигателя ротор продолжает вращаться в течение 1,5—2 мин, издавая характерное гудение, что свидетельствует об исправной работе центрифуги.

Фильтры тонкой очистки и центрифуги иногда устанавливают в системе смазки параллельно, так как они имеют значительное гидравлическое сопротивление. При понижении температуры масла и повышении его вязкости ухудшается работа центрифуги, поэтому необходимо постоянно следить за температурой масла в двигателе.

Применение полнопоточных фильтров тонкой очистки, в том числе и центрифуг, позволяет хорошо очищать масло и отказаться от фильтров грубой очистки.

Получают распространение фильтры, в которых фильтрующие элементы выполнены из бумаги или картона. Эти фильтры позволяют получить наилучшую очистку масла, но имеют пока небольшую грязеемкость, что обусловливает их применение только на автомобилях с двигателями малой и средней мощности.

Масляный радиатор. Для поддержания температуры масла в требуемых пределах используют радиаторы, которые получили распространение на двигателях грузовых автомобилей, так как они часто работают в тяжелых условиях радиаторы ставят и на легковые автомобили, если они имеют форсированные двигатели или двигатели большой мощности.

Рис. 4. Масляный радиатор: а — общий вид; б — кран закрыт; в — кран открыт; 1 и 4 — шланги; 2 — масляный радиатор; 3 — бачок; 5 — кран; 6 — штуцер с предохранительным клапаном

Масляный радиатор располагают перед водяным радиатором, чтобы он при движении автомобиля интенсивно обдувался встречным потоком воздуха. Состоит масляный радиатор из нескольких плоских латунных трубок, к которым припаяны охлаждающие пластины, увеличивающие его поверхность охлаждения. Маслопроводы, по которым поступает масло к радиатору и отводится от него, можно присоединять с одной стороны или с противоположных сторон, как показано на рис. 4. С обеих сторон масляный радиатор имеет бачки, к которым присоединены резиновые шланги. По периметру радиатор охватывает каркас. По шлангу масло поступает в бачок, а затем в шесть трубок радиатора. С противоположной стороны охлажденное масло по шлангу стекает в поддон двигателя.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS