Строительные машины и оборудование, справочник







Разборка строительных машин

Категория:
   Ремонтирование строительных машин


Разборка строительных машин

Машины, подлежащие ремонту, направляют в цехи ремонтного предприятия на участки разборки самоходных машин или на участки индивидуального ремонта строительного оборудования. Разборку машин производят в строго определенной последовательности, предусмотренной технологией, с применением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента.

Перед разборкой все части машины, которые могут прийти в какое-либо движение под действием силы тяжести, натяжения пружин и пр., нужно привести в положение, обеспечивающее безопасное ведение работ (опустить отвал бульдозера, положить на козлы стрелу крана или экскаватора и т.д.). Только после этого можно приступить к отсоединению тросового или гидравлического управления от рабочих органов и отсоединению этих органов от рамы машины. Затем с машины снимают кабину, капот, оградительные кожухи, цепные передачи, канаты, топливные баки, внешние сборочные единицы двигателя (радиаторы, воздухоочистители, топливную аппаратуру, приборы зажигания), разъединяют механизмы управления муфтой, лебедкой, двигателем, после этого — коробку передач, двигатель, реверсивный механизм, лебедки, ходовое устройство.

Некоторые агрегаты или сборочные единицы, например двигатели, дизельную топливную аппаратуру, карбюраторы, радиаторы, фильтры, топливные баки, сиденье, электрооборудование, гидрооборудование, контрольные приборы, направляют без разборки на специализированные участки, где выполняют полный цикл их ремонта. Детали некоторых сопряжений, которые при изготовлении обрабатывают вместе, в процессе разборки не рекомендуется обезличивать. Это относится также к деталям, которые взаимно сбалансированы: картеру сцепления и блоку цилиндров, раме и корпусу заднего моста, сопряженным зубчатым колесам. Детали, не подлежащие обезличиванию, после разборки соединяют болтами (например, крышки подшипников) или связывают проволокой (шестерни). Взаимное положение деталей фиксируют накерниванием или краской, что позволяет при сборке установить сопряженные детали в первоначальное положение, соответствующее их взаимной приработке.

Технология разборки машин на агрегаты и сборочные единицы может быть различна в зависимости от принятого метода ремонта — тупикового или поточного.

При тупиковом методе на универсальных рабочих местах машины разбирают полностью. Недостатки такой организации — длительный простой машины в ремонте, потребность в квалифицированной рабочей силе и высокая стоимость разборки, преимущества — простота организации и личная ответственность исполнителя за качество выполненных работ. На специализированных рабочих местах при поточной организации ремонта разбирают агрегаты, сборочные единицы или машины одного типа. Это повышает производительность труда, снижает требования к квалификации рабочих.

Рис. 1. Гаечные ключи
а — жесткий; б — шарнирный; в – укороченный; г — накладной и торцовый; д — колово-ротный; е — ключ-трещотка; ж — ключи с шарнирными наконечниками

Как при разборке машины на элементы, так и сборочных единиц на детали приходится разбирать подвижные и неподвижные соединения, которые бывают разъемными и неразъемными. Неподвижные разъемные соединения выполняют с помощью резьбы, шпонок, клиньев, штифтов, шлицев и посадок (глухой, тугой, плотной), неподвижные неразъемные — с помощью заклепок, сварки, пайки, склеивания, развальцовки и посадок (горячих, прессовых).

Резьбовые соединения разбирают ключами и отвертками. Конструкция ключей весьма разнообразна. Широко применяют гаечные открытые двусторонние ключи С размером зева 4…80 мм. Гаечные односторонние укороченные ключи применяются с надставкой (удлинителем), размер зева 85…225 мм.

Круговые гайки с отверстиями на цилиндрической поверхности отвинчивают ключами, показанными на рис. 1, а — в.

Широкое распространение получили торцовые ключи (рис. 1, г) и особенно ключи со сменными головками. Торцовые ключи изготовляют с наружным и внутренним квадратами и наружным шестигранником. Их можно вращать, не переставляя с грани на грань, что дает значительную экономию времени при отвинчивании болтов и гаек.

Для комплектации торцовых ключей выпускают малый и большой наборы сменных головок.

Накладные одно- и двусторонние ключи служат для отвинчивания гаек, болтов и винтов с шестигранными головками и имеют замкнутый зев, охватывающий все их грани.

Коловоротные ключи (рис. 1, д) также дают возможность ускорять отвинчивание гаек и болтов. Кроме того, при использовании переходной головки с помощью этих ключей можно притирать клапаны.

Трещоточными ключами (рис. 1, е), снабженными храповыми колесами с 12 зубьями, работают при повороте на Vi2 часть окружности. Правое или левое вращение достигается путем переворачивания храпового колеса.

Ключи с шарнирными наконечниками (рис. 1, ж) позволяют завинчивать и отвинчивать гайки и болты, расположенные в узких нишах и других труднодоступных местах.

Для завинчивания и отвинчивания винтов и шурупов с шлицевыми прорезями, расположенных в труднодоступных местах, применяют отвертки (рис. 2). На рабочем конце стержня выполнен паз, в котором заклепкой укреплены две упругие плоские пружины. Общая толщина пружины на 0,1…0,2 мм меньше толщины шлица винта. При работе пружины сжимают до плотного соприкосновения и вставляют в шлиц.

Шпильки вывертывают при помощи гайки, контргайки и обычного ключа, надеваемого на гайку.

Рис. 2. Отвертка для работы в труднодоступных местах
1 — клиновая шпонка; 2 — груз; 3 — штанга; 4 — упор

Рис. 3. Приспособление для снятия клиновых шпонок
1 — клиновая шпонка; 2 — груз; 3 — штанга; 4 — упор

Оборванные болты и шпильки извлекают из отверстия одним из следующих способов:
1) в шпильке прорубают канавку и вывертывают ее отверткой;
2) в шпильке сверлят отверстие, которое нарезают метчиком с обратной резьбой, завертывая затем в это отверстие специально изготовленный болт, и удаляют сломанную шпильку;
3) в отверстие шпильки забивают опиленный на четыре грани стальной закаленный пруток, поворотом которого удаляют шпильку;
4) если сломанный конец шпильки выступает над поверхностью детали, то на него надевают шайбу; к шайбе и шпильке приваривают стальной пруток, которым вывертывают сломанную шпильку. Для удаления из отверстия сломавшейся шпильки может быть применен метод электроискрового прошивания квадратного отверстия.

Если все средства извлечения шпильки исчерпаны, ее высверливают, а отверстие вновь нарезают метчиком большего диаметра. При этом новую шпильку делают ступенчатой, т. е. один ее конец делают диаметром больше нормального, и нарезают резьбу, соответствующую новой резьбе в детали.

Штифты при разборке соединений выбивают бородками. Диаметр рабочего конца бородка должен быть несколько меньше диаметра штифта.

Разборка шпоночных соединений с клиновой шпонкой производится путем сдвигания охватывающей детали в сторону меньше высоты шпонки или путем выбивания шпонки выколоткой с прямоугольным концом.

При извлечении клиновой шпонки с головкой применяют приспособление (рис. 3), в котором осевые усилия, вытягивающие шпонку, создаются ударами груза, перемещаемого рукой по штанге до упора.

Разборка шпоночных, шлицевых, конусных соединений и гладких поверхностей, соединенных с натягом, а также снятие шарикоподшипников, муфт, зубчатых колес и выпрессовка втулок производятся при помощи специальных приспособлений — винтовых и гидравлических съемников (рис. 4).

Рис. 4. Съемники, используемые при выпрессовке деталей двигателей
а—винтовой для шкива коленчатого вала; б — то же для переднего противовеса; е — то же для шестерни коленчатого вала; г – гидравлический для шкива коленчатого вала; 1 — гидроцилиндр; 2 — реле-болт; 3 — захват

В зависимости от назначения съемники могут быть специальными, предназначенными для снятия определенной детали, и универсальными, позволяющими снимать различные детали. Конструкция и размеры специальных съемников зависят от размеров, формы и места посадки снимаемых деталей.

Разборочно-сборочные и ремонтные работы требуют снятия и транспортировки различных агрегатов, узлов и громоздких деталей. Делают это с помощью подъемно-транспортного оборудования, которое в значительной мере повышает производительность труда и улучшает условия работы ремонтников. Разнообразие ремонтируемых строительных машин обусловливает применение различных подъемно-транспортных средств.

Ручные тали бывают двух видов: шестеренные грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3; 5 т и червячные грузоподъемностью 1; 3; 5 и 10 т. Тали имеют два крюка: один служит для подвешивания самой тали на кошке, передвигающейся по монорельсу или стреловому крану, а другой —для подвешивания груза. Высота подъема груза до 3 м.

Электрические тали выпускают грузоподъемностью 0,5…5 т. Высота подъема груза до 6 м, управляют ими только с пола цеха или из кабины. Передвижные электротали состоят из двух основных элементов: механизма подъема и опускания груза и механизма передвижения, перемещающего механизм подъема вместе с грузом вдоль однорельсового пути.

Существуют и пневматические подъемники для поднятия грузов массой до 1,5 т и для небольших их перемещений.

При выполнении отдельных операций по ремонту агрегатов и узлов возникает необходимость в использовании различных подъемных приспособлений в виде лебедок и домкратов.

Лебедки применяют для подъема, опускания и передвижения грузов на небольшое расстояние. Они подразделяются на ручные и электрические. Лебедки могут быть установлены на фундаменте, стене здания или на передвижных тележках. Лебедка состоит из станины, барабана или звездочки, стального каната или цепи, тормоза и шестеренчатых передач.

Ручные лебедки грузоподъемностью до 1 т имеют одну пару шестерен, до 3,5 т —двойную передачу и до 10 т — тройную. Электрические лебедки в зависимости от грузоподъемности бывают: реверсивными грузоподъемностью 0,5 т; фрикционными — 1 т; двухбарабанными — 1,25; монтажными — 5 т; обычными — 0,5 и 1 т и др.

Кран-балка (рис. 5) с помощью цепной звездочки, трансмиссионного вала и шестерен, сцепляющихся с зубчатыми венцами ведущих ходовых колес, перемещается по подкрановым путям вдоль цеха.

Для разгрузки стен здания подкрановые пути крепятся на специальных колоннах. Пути должны быть строго горизонтальны и параллельны между собой. Груз поднимается с помощью стандартной механической тали с червячной или зубчатой передачей, которую подвешивают к тележке, перемещающейся по нижней полке двутавровой балки.

Рис. 5. Кран-балка
1 — двутавровая балка; 2~ ходовые колеса; 3 — концевая балка; 4 — шестерни; 5 — трансмиссионный вал; 6 — звездочка

Управление краном — кнопочное (с пола), грузоподъемностью 1…2 т, пролет кран-балки 3…16 и 5…13 м соответственно грузоподъемности.

Мостовые краны имеют более сложную конструкцию, чем кран-балки, их применяют для подъема грузов массой 10…20 т. Широкое распространение на ремонтных предприятиях получили также поворотные консольные краны для обслуживания определенного рабочего места или операции.

Поворотные консольные краны выпускаются различных конструкций. В зависимости от способа установки и обслуживаемой зоны они могут быть полноповоротными подвесными (рис. 6, а), полноповоротными на отдельно стоящей колонне (рис. 6, б) и настенными с ограниченным углом поворота (рис. 6, в), не превышающим 150°.

Рис. 6. Поворотные консольные краны
а — полноповоротный подвесной; б —полноповоротный на отдельно стоящей колонне; в — настенный

Подъемный механизм крана может быть любого типа — электрический, пневматический или ручной. В зависимости от грузоподъемности рекомендуется определенный вылет крюка консольных кранов: 0,5 т до 6 м; 1…2 т до 4,5 м и 3…5 т до 3,5 м.

Для подъема грузов на открытой площадке или при складировании материалов внутри помещений применяют перекатные козловые краны грузоподъемностью 3 т.

Монорельсовые пути используют для транспортировки грузов по рабочим местам в мастерской, их подвешивают к потолку или специальным конструкциям.

При погрузоразгрузочньй работах необходимо уделять серьезное внимание строповке поднимаемых грузов. Грузозахватные приспособления должны обеспечивать

быстроту, надежность и удобство крепления и снятия с подвески элементов машины. Захваты применяют для подъема головок блоков, коленчатых валов, радиаторов, кабин и других подобных грузов. Состоят они обычно из фасонных прутковых крючков, соединяемых кольцом или прутковыми звеньями. Строп (стальной канат) с 6… 8-кратным запасом прочности всегда должен крепиться только за надежные части поднимаемых элементов; все ветви стропа должны быть равномерно натянуты и предохранены от соскальзывания; под огибаемые канатом острые углы и грани деталей необходимо устанавливать подкладки.

Внутрицеховая и межцеховая горизонтальная транспортировка грузов осуществляется с помощью ручных тележек, самоходных авто- и электротележек и узкоколейных вагонеток.

Для транспортировки и выполнения погрузочно-раз-грузочных работ часто используют автопогрузчики, которые могут работать с вилочными подхватами, ковшом и с безбалочной стрелой.


Читать далее:

Категория: - Ремонтирование строительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины