Строительные машины и оборудование, справочник






Ремонт радиатора и термостата


Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей


Ремонт радиатора и термостата

Испытание и разборка радиатора. После наружной мойки радиатор в сборе поступает на рабочее место его ремонта. Перед разборкой радиатор проверяют на герметичность, чтобы установить места повреждений. Основные дефекты радиатора: загрязнение, образование накипи в трубках сердцевины и в баках, а также подтекание трубок сердцевины и баков.

Тракторные радиаторы проверяют водой на специальных стендах. Патрубки и заливное отверстие закрывают специальными заглушками и через одну из них насосом накачивают в Радиатор воду до создания давления 0,05…0,15 МПа. Течь воды Указывает места повреждения, которые отмечают мелом или чертилкой.

Автомобильные радиаторы испытывают сжатым воздухом под давлением до 0,05 МПа на поворотных стендах типа показанного на рисунке 92. Радиатор с установленными заглушками закрепляют маховиком откидной балки. Вилка с радиатором может поворачиваться на оси и вокруг штока пневматического подъемника, предназначенного для подъема и опускания радиатора. Поворот вилки вокруг оси через каждые 45° фиксируется пружинным фиксатором. В средней части ванны стенда сделана перегородка, сообщающаяся с нижней частью ванны трубкой. Сжатый воздух, подаваемый через трубку, вытесняет воду из нижней части ванны в верхнюю и заполняет ее до необходимого уровня. Одновременно через редуктор воздух подают по шлангу в радиатор.



Рис. 1. Стенд для разборки и испытания на герметичность радиаторов:
1 — ванна; 2 — нижняя часть ванны; 3 — перегородка; 4 — заглушка; 5 — маховик; 6 — откидная балка; 7 — вилка; 8 — фиксатор; 9 — ось; 10 — шток; 11 — рукоятка зажима; 12 — воздушный редуктор; 13 — педаль; 14 — трубка для воздуха; 15 — трубка для воды.

Пузырьки выходящего воздуха указывают места дефектов, которые и отмечают чертилкой. Штоком управляют через педаль. Шток в любом положении может быть зафиксирован рукояткой.

На этом же стенде разбирают и собирают радиатор.

Когда нет стендов, радиатор испытывают в ванне с водой. Заглушив отверстия, радиатор погружают в воду и через одно из отверстий нагнетают в него воздух обычным ручным шинным насосом или подводят сжатый воздух от общей магистрали под давлением не более 0,1 МПа.

Радиатор не разбирают, если имеется незначительная течь из наружных трубок, которую можно устранить запаиванием мягким припоем в пяти-шести местах площадью не более 50 см2.

Радиатор, подлежащий ремонту, разбирают. Отвертывают болты, которыми прикреплены верхний и нижний баки к пластинам сердцевины, или отпаивают баки от пластин, если они припаяны. Если есть накипь в трубках сердцевины и баках, их очищают в расплаве солей на специальной установке ОМ-4944 или ОМ-4265. g тех случаях, когда нет установок, накипь удаляют в ваннах с горячим (50…60 °С) циркулирующим раствором, состоящим из 5% фосфорной кислоты, 2% хромового ангидрида и 93% воды, с последующим прополаскиванием 1%-ным раствором каустической соды, а затем холодной водой.

Часто для удаления накипи детали радиатора вываривают в течение 1,5…2 ч в 5…6%-ном растворе каустической соды при температуре 80…90 °С.

Восстановление деталей ведется следующими способами.

Баки радиаторов, отлитые из серого чугуна или штампованные из медных сплавов, имеют обычно трещины, изломы, пробоины и в штампованных баках вмятины.

Чугунные баки восстанавливают заваркой трещин биметаллическими электродами.

Пробоины заделывают наложением стальных заплат с закреплением их электросваркой или болтами. Трещины в чугунных или стальных патрубках также заваривают электросваркой биметаллическим или стальным электродом.

Вмятины штампованных баков устраняют рихтовкой. Трещины запаивают мягким или твердым припоем. Пробоины заделывают припаиванием заплат из латуни.

Восстановленные баки испытывают на герметичность водой под давлением 0,2…0,3 МПа, иногда сварочные и паяные швы проверяют керосином. В течение 3…5 мин появление течи не допускается.

Сердцевину радиатора после промывки испытывают на герметичность трубок. Для этого сердцевину устанавливают в герметично закрывающуюся коробку специального стенда так, чтобы концы трубок оставались снаружи, и в полость коробки накачивают воду. Из трубок с трещинами начнет течь вода. Такие трубки метят, чтобы затем устранить неисправность. Перед испытанием во все трубки поочередно вставляют стержни соответствующих форм и размеров, чтобы убедиться в чистоте трубок и проверить, нет ли в них вмятин.

Сердцевину выбраковывают при повреждении более 20% трубок. Если нет специального стенда, каждую трубку проверяют сжатым воздухом под давлением 25 кПа.

Это делают так: сердцевину погружают в воду и, заглушив один конец испытываемой трубки резиновой пробкой, к другому ее концу подсоединяют воздушный шланг с резиновой пробкой и специальным наконечником. Появление пузырьков воздуха из трубки укажет место трещины.

Трубки с трещинами, а также заглушенные или с большими вмятинами отпаивают и заменяют новыми. Для отпаивания и прибивания трубок используют стержни по форме трубок, а также специальные аппараты и специальные приспособления с нагретым До температуры 500…600 °С воздухом или электрическими нагревателями.

Рис. 2. Приспособление для проверки отдельных трубок сердцевины радиатора:
1 — трубка радиатора; 2 — наконечник; 3 — пробка; 4 — воздушный шланг.

Для пайки стержень, нагретый до температуры 800…850°С, вставляют в трубку и специальными плоскогубцами вытаскивают его вместе с ней.

При небольших трещинах в наружных трубках их запаивают на месте без замены.

Смятые охлаждающие пластины радиатора выправляют стальной гребенкой.

После восстановления сердцевину радиатора снова испытывают на гидравлическом стенде под давлением воды 0,1…0,15 МПа или сжатым воздухом под давлением до 0,1 МПа в течение 3…5 мин.

В отремонтированных сердцевинах радиаторов допускается запайка не более 5% трубок и установка новых не более 20%.

Сборка и испытание. При сборке радиаторов особое внимание уделяют установке прокладок и припаиванию баков к сердцевине.

Картонные прокладки, устанавливаемые между баками и сердцевиной радиатора, резьбовые соединения спускных трубок и пробок, а также подводящих и отводящих патрубков перед постановкой на место смазывают суриком или белилами.

Перед припаиванием баков необходимо проверить прилегаемость соединяемых поверхностей. При отдельных вмятинах и больших зазорах поверхности подгоняют одна к другой.

Собранные радиаторы испытывают на герметичность точно так же, как перед разборкой.

Ремонт термостата. Возможные дефекты: коробление клапана и пластины подвески, трещины в пружинной коробке. Деформированные детали правят, трещины запаивают мягким припоем и заполняют коробку 15%-ным этиловым спиртом. Проверяют термостат в горячей воде. Начало открытия клапана при 70 °С, а полное открытие при 85 °С.

Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины