Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация кранов

Публикация:
   Смазочные материапы и смазывание кранов

Читать далее:




Смазочные материапы и смазывание кранов

Назначение смазки. Во всех механизмах, блочных узлах и шарнирных соединениях кранов вращающиеся валы и оси опираются на подшипники качения или скольжения. Во время вращения при непосредственном: Контакте между трущимися поверхностями вала н подшипника образуются силы трения, которые приводят к повышению температуры обеих деталей и их заеданию. Чтобы уменьшить трение, а следовательно, нагрев и износ, трущиеся поверхности смазывают. Масло прилипает к деталям и, разъединяя трущиеся поверхности, заменяет сухое трение металла о металл тpeнием внутри масляного слоя. При этом коэффициент трения снижается, улучшаются и облегчаются условия работы деталей.

Это явление было открыто русским ученым К. П. Петровым, разработавшим теорию гидродинамической смазки. Сущность гидродинамической смазки (рис. 150) состоит в следующем. Между вращающимся валом У и неподвижным подшипником образуется зазор, предусмотренный допусками на изготовление. В зазор попадает жидкий смазочный материал (масло). При вращении вала в клиновидный зазор затягивается масло, прилипшее к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора образуется масляный клин, в котором масло находится под большим давлением, достаточным для уравновешивания нагрузки от вала. Таким образом образуется масляная подушка, которая разделяет трущиеся поверхности слоем масла и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над поверхностью подшипника и при вращении трущиеся поверхности почти не соприкасаются. Одновременно масло, которое находится в постоянном движении, интенсивно отводит теплоту от трущихся поверхностей.

Для нормальной работы механизмов необходимо, чтобы смазочный материал своевременно поступал к трущимся поверхностям и они не работали без смазки. При работе без смазки силы трения возрастают в 10-15 раз, что приводит к повышенным нагрузкам на подшипники, форсированному износу и быстрому выходу из строя всего механизма (отказу).

Смазочный материал подбирают разработчики конструкций, исходя из особенности работа механизма и свойств смазочных материалов: вязкости (внутреннее трение), маслянистости (липкость), температуры застывания и каплепадения, водостойкости. На кранах применяют два вщта смазочных материалов: жидкие — смазочные масла и мазеподобные — пластичные смазочные материалы. Как правило, все редукторы механизмов крана смазываются жидкими маслами, подшипники, расположенные на металлоконструкциях и вне редукторов — пластичными.

Приборы н устройства для смазывания. На кране много трущихся пар, которые необходимо смазывать, причем из-за специфики конструкции крана централизованную смазку применять нельзя. Для того чтобы облегчить эту работу, трущиеся пары снабжают смазочными устройствами. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Рычажный шприц (рис. 151, о) служит для смазывания как жидкими, так и пластичными материалами, подаваемыми под давлением к трущимся поверхностям и в полости, предназначенные для запаса смазочного материала. Для заполнения шприца смазочным материалом цилиндрический корпус отворачивают и поршень опускают в нижнее положение с помощью штока. После заполнения корпуса смазочным материалом на верхнюю его часть навинчивают литую головку с плунжером, который приводится в движение рычагом. Материал перекачивается плунжером из корпуса и под давлением подается в трубку, на конце которой расположен наконечник, который прижимается илн надевается на шариковые пресс-масленки. По мере уменьшения объема смазочного материала поршень перемещается к головке шприца и по положению его ручки (штока) судят о наличии смазочного материала в корпусе. Если между смазочным материалом и плунжером попадает воздух, после заполнения шприца материал не будет подаваться в трубку. Для удаления воздуха давят на шток и одновременно открывают пробку, после чего насос заполняется полностью и может работать.

Шариковые пресс-масленки — ниппельная (рис. 151,6) и обычная (рис. 151, в) — работают как клапаны, обеспечивая пропуск смазочного материала внутрь масленки к трущимся поверхностям и удерживая его от вытекания наружу при эксплуатации смазываемого узла. Для этой цели внутри каждой масленки помещен шарик, прижимаемый пружиной к гнезду масленки. Обычные масленки удобнее в эксплуатации, но их выступающие части нужно защищать от поломок. Поэтому в местах, где возможно задевание за масленку, ставят ниппельные, не имеющие выступающей части.

Винтовой шприц (рис. 151, г) имеет то же назначение, что и рычажный, но применяют его для подачи смазки в резьбовые смазочные отверстия, откуда предварительно вывертывают пробку -болт, а на его место ввертывают штуцер (рис. 151, о). Передняя часть шприца заканчивается наконечником с внутренней резьбой, который навинчивают на штуцер. Давление в шприце создается за счет закручивания винта с поршнем в корпус. Смазочный материал продавливается под давлением через штуцер к трущимся деталям.

Штоковый шприц (рис. 151, е) предназначен также для смазывания под давлением. При работе шприц держат за рукоятку, связанную со штоком и поршнем. Нажатие на рукоятку обеспечивает продавливание смазочного материала через отверстия в диафрагме и одновременно утапливание телескопических трубок 10 и в корпус. При этом пружина сжимается, а плунжер входит внутрь трубки, проталкивая сквозь нее смазочный материал. Обратный ход плунжера происходит при снятии нажима с рукоятки шприца за счет пружины. В наконечнике шприца есть клапан, удерживающий выжатый материал от возврата при обратном ходе плунжера.

При больших объемах смазочных работ (при сезонном обслуживании) на кранах применяют заправочные шприцы большого объема, а вместо ручного -механический или пневматический привод.

Колпачковую пресс-маслен-к у (рис. 151, ж) используют обычно в тех местах, где смазочный материал подают часто и небольшими порциями. При смазывании крышку масленки, сидящую на резьбе, поворачивают на некоторый угол, уменьшая объем резервуара и выдавливая внутрь необходимое количество смазочного материала.

Контрольная пробка (рис. 151,5) представляет собой болт с прокладкой, ввернутый в стенку редуктора на высоте, соответствующей нормальному уровню масла. При заливке в редуктор пробку вывертывают и заворачивают после того, как из нее начнет вытекать масло.

Лопаточки (рис. 151, и) используют для нанесения густого смазочного материала на открытые поверхности, а также для смазывания стальных канатов.

Смазывание разбрызгиванием. Для смазывания шестерен и подшипников, находящихся в редукторах выше уровня масла, применяют метод разбрызгивания, который заключается в следующем. Шестерни, погруженные в масло, при вращении захватывают и разбрызгивают масло, создавая масляный туман, проникающий к шарикоподшипникам редуктора. В тех случаях, когда смазывание разбрызгиванием из-за сложной конфигурации или большой высоты редуктора оказывается недостаточным, масло принудительно подают наверх с помощью специальных устройств, например паразитной шестерни (рис. 152, а, б), плунжерного (рис. 152 в) или шиберного (рис. 152, г) насоса.

Специальная (паразитная) шестерня свободно сидящая на валу, нижней частью погружена в масляную ванну и приводится во вращение от зубчатого колеса. При вращении шестерен масло, увлекаемое зубьями шестерни, подается на зубья шестерни и вместе с ними попадает к быстроходной шестерне. За счет большой скорости вращения шестерни обеспечивается разбрызгивание масла и создается масляный туман. Таким образом смазывается и верхняя шестерня.

Плунжерный и шиберный насосы засасывают масло через трубки из нижней полости редуктора и подают его по трубкам 5 к верхним зубчатым передачам, где оно разбрызгивается центробежной силой при вращении быстроходных шестерен.

Для работы плунжерного насоса необходимо поступательное движение штока — плунжера, являющегося качающим поршнем. Это движение обеспечивается фасонным диском, посаженным на тихоходный вал редуктора. Диск имеет на торце либо выступы, либо клиновидную поверхность, которой и нажимает на шток насоса. Плунжерный насос работает независимо от направления вращения приводного (фасонного) диска, поэтому масло подается им при любом направлении вращения крана.

Шиберный насос может работать при вращении его ротора, в котором закреплены подпружиненные лопатки (шиберы) в одном определенном направлении. Насос приводится в действие от специальной шестерни, посаженной на вторичный вал редуктора и находящейся в зацеплении с шестерней, сидящей на валу насоса. Чтобы при реверсивной работе механизма быстроходные шестерни не оказались без смазки, в верхней части редуктора предусмотрена промежуточная емкость для смазочного материала. В качестве этой емкости использован диск шестерни, куда масло закачивается при рабочем вращении ротора насоса и откуда оно подается самотеком при холостом вращении ротора насоса. Для контроля за подачей масла служит смотровое стекло.

Рассмотренные конструкции позволяют упростить уплотнения валов редуктора и уменьшить количество заливаемого масла. Для контроля уровня масла в редукторе применяют масломерные щупы, в головке которых часто делают отверстие, связывающее полость редуктора с атмосферой, — сапун, служащий для уравнивания давления внутри редуктора. На стержне щупа наносят две риски, служащие указателем верхнего и нижнего пределов уровня масла.
Смазывание подшипников на металлоконструкциях крана. Подшипники (блоков, осей, роликов и прочих вращающихся деталей) смазывают Пластичным смазочным материалом, который заполняет свободное пространство в подшипнике между шариками (роликами), сепараторами и обоймами и на одну треть полости подшипниковых щитов. Камеры нельзя заполнять целиком, так как это вызовет повышенный нагрев подшипника и смазочный материал будет вытекать и разлагаться.

Смазываине электрооборудования. В крановых электродвигателях шариковые подшипники смазывают пластичным смазочным материалом не реже одного раза в два года. Предварительно снимают крышку, подшипник промывают для удаления старого материала. Подшипники контроллеров, командоконтроллеров, концевых выключателей промывают и смазывают при капитальном ремонте. Подшипники контакторов смазывают графитной смазкой при профилактических ремонтах крана, но не реже одного раза в два месяца.

В подшипниках некоторых контакторов сделано отверстие с резьбой, в которое ввернут винт. Отверстие это должно быть заполнено смазочным материалом, который при завинчивании винта выдавливается в подшипник. Если такого отверстия нет, то подшипник для смазывания снимают с вала. Шарнирные соединения механизмов управления автоматов смазывают приборным маслом МВП не реже одного раза в год.

Шарнирные соединения тормозных электромагнитов и конечных выключателей смазывают при периодических осмотрах; шарнирные соединения с встроенными масленками -с помощью шприца, остальные — жидким маслом. Для этого очищают шарнирное соединение от пыли и грязи и масленкой подают на него несколько капель масла, а затем вручную провертывают шарнир для равномерного распределения масла по всей поверхности.

Чтобы ножи рубильника не заедало в контактных стойках, шарнирное соединение смазывают не реже одного раза в шесть месяцев несохнугцим смазочным материалом, например техническим вазелином.

Контактные поверхности кулачковых контроллеров, контакторов и реле смазывать нельзя, так как смазка ухудшает контакт, вызывает- подгорание и быстрый износ контактов.

Смазывание канатов. Ка наты смазывают при их изготовлении на заводе, смазочный материал подают внутрь свиваемых прядей. В процессе эксплуатации смазочный материал постепенно выдавливается нз каната, стирается, окисляется и засоряется, поэтому канат периодически смазывают для продления его срока службы.

Удобнее всего это делать при перебазировании крана, когда канат -можно снять, очистить и пропустить через ванну с подогретым смазочным материалом. Для очистки каната применяют инструменты, напоминающие резьбонарезные плашки, зубья которых входят в углубления между прядями каната, и очищают их при протаскивании каната. Для смазывания каната непосредственно на кране (рис. 153, а…в) применяют воронки и масленки. Разогретый смазочный материал подают на канаг из масленки при медленном движении каната (направление показано на рисунке стрелками). Увлекаемый канатом смазочный материал попадает в воронку, в которой за счет уменьшения сечения уплотняется, сжимается и проникает частично между прядями. Смазочный материал распределяют также по поверхности каната тряпкой, кистью или рукавицами.

Карта смазывания. Краны смазывают в соответствии с картой и схемой смазывания, которые приводятся в техническом описании и Инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

Карты представляют собой таблицы, в которых указываются места смазывания, периодичность и способ смазывания.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Смазочные материапы и смазывание кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства