Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Текущее обслуживание

Публикация:
   Техническое обслуживание тормозов

Читать далее:




Техническое обслуживание тормозов

Ежедневно перед выездом на линию необходимо проверить действие рабочих тормозоз и стояночного тормоза. Для проверки рабочих тормозов следует накачать воздух в баллоны и, убедившись, что давление воздуха в системе не ниже 4,5 даН/см2, разогнать автомобиль и резко нажать на тормозную педаль. Тормозной путь при скорости 30 км/ч равен 16 м.

Стояночный тормоз надо проверять на уклоне. При уклоне 16% груженый автомобиль должен удерживаться неограниченное время. Эффективность работы стояночного тормоза на автомобиле без груза можно также проверить на горизонтальной площадке при включенной третьей передаче и максимальной частоте вращения двигателя. Частоту вращения двигателя до максимальной доводят постепенно, при этом автомобиль не должен страгиваться с места.

При каждом плановом ТО необходимо смазывать втулки валов разжимных кулаков и осей тормозных колодок (автомобиль БелАЗ-548А), а также шарнирные соединения привода стояночного тормоза.

Ежедневно перед выездом на линию следует .убедиться (без включения контрольной лампы аварийного давления воздуха в пневматическом приводе), что давление воздуха в пневматическом приводе не ниже 4,5 даН/см2. В зимнее время (при температуре ниже нуля) необходимо также проверять исправность работы предохранительного клапана, для чего потянуть за стержень, в этом случае клапан должен выпускать воздух, затем отпустить стержень, в этом случае выпуск воздуха через клапан должен прекратиться. В летнее время через 100 ч работы автомобиля проверяют исправность предохранительного клапана.

Во время движения давление воздуха в пневматическом приводе должно быть 6,8—7,7 даН/см2. Можно допускать только кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях. Повышение давления в приводе более 7,7 даН/см2 указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства компрессора. Повышение давления более 10 даН/см2 свидетельствует, кроме того, о неисправности предохранительного клапана.

Ежедневно по окончании работы необходимо открывать спускные краны воздушных баллонов и влагомаслоотделителя и сливать конденсат. Спускные краны на воздушных баллонах следует открывать, когда в них имеется сжатый воздух, а спускной кран на влагомаслоотделителе — при работающем двигателе. Наличие в конденсате большого количества масла указывает на неисправность компрессора. В зимнее время особенно тщательно нужно следить за сливом конденсата во избежание замерзания его в трубопроводах и воздушных баллонах пневматического привода.

Если конденсат все же замерзнет, нельзя подогревать баллоны открытым огнем, их отогревают горячей водой или ветошью, смоченной в горячей воде.
Проверка герметичности пневматического привода и обратных клапанов.

Проверку производят при давлении воздуха в приводе не ниже 5,6 даН/см2.

Следует соблюдать такую последовательность:
— пустить двигатель и заполнить сжатым воздухом пневматический привод рабочего тормоза, после чего остановить двигатель; при свободном положении педали тормоза при неработающем двигателе падение давления в приводе по показанию верхней стрелки манометра не должно превышать 0,3 даН/см2 в течение 30 мин;
— нажать до отказа на педали рабочего и вспомогательного тормозов — при нажатых до отказа педалях тормоза при неработающем двигателе падение давления в приводе по показанию верхней стрелки манометра не. должно превышать 0,3 даН/см2 в течение 15 мин;
— открыть на автомобиле спускной кран воздушного баллона тормозов передних колес и полностью выпустить воздух из этого баллона.

Спустя 5 мин после выпуска воздуха, выполнить несколько последовательных торможений, нажимая и отпуская педаль до полного расхода воздуха из баллона тормозов задних, колес (на автомобиле БелАЗ-540А при торможении будет расходоваться воздух также и из дополнительного баллона). Нажимать на педаль плавно до отказа, интерзал торможений 30 с. Запас воздуха в баллоне (или баллонах для автомобиля БелАЗ-540А), характеризующий герметичность обратного клапана тормозов задних колес, должен быть достаточным для семи торможений, не менее;
снова пустить двигатель и заполнить воздухом пневматический привод рабочего тормоза, после чего остановить двигатель;
открыть спускной кран воздушного баллона тормозов задних колес и полностью выпустить воздух из баллона. Через 5 мин после выпуска воздуха выполнить несколько последовательных торможений (как и для тормозов передних колес). Запас воздуха в баллоне, характеризующий герметичность обратного клапана тормозов передних колес, должен быть достаточным для выполнения семи торможений, не менее.

Если герметичность обратных клапанов не отвечает указанным требованиям, снять их и, не разбирая, прочистить и промыть дизельным топливом. После установки обратных клапанов вновь проверяют герметичность привода и клапанов. Если результат будет снова неудовлетворительным, следует разобрать блок клапанов и заменить изношенные и поврежденные детали.

Проверка хода штока тормозного цилиндра. Ход штока каждого тормоза колеса надо проверять в такой последовательности:
1) замерить расстояние от крышки тормозного цилиндра до центра пальца, соединяющего вилку штока с регулировочным рычагом (линейку при замере устанавливать параллельно штоку тормозного цилиндра);
2) установить в пневматическом приводе рабочего тормоза давление воздуха не ниже 5,6 даН/см2;
3) нажать до отказа на педаль тормоза и, не отпуская педали, снова замерить расстояние; -
4) определить ход штока тормозного цилиндра как разность размеров, определенных по п. 3 и 1. Если ход штока какого-либо цилиндра превышает 35—50 мм или разница между ходами штоков тормозных цилиндров, расположенных на одной оси или на одном мосту, превышает 5 мм, отрегулировать рабочий тормоз.

Если в процессе эксплуатации обнаружится, что эффективность -действия какого-либо отрегулированного тормоза колеса недостаточна, надо снять ступицу колеса и проверить состояние тормозных накладок. Если накладки замаслены, промыть их керосином и протереть жесткой щеткой. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, накладки заменяют. При замене накладки одного тормоза колеса следует менять все накладки тормозов колес, расположенных на одной оси. Во всех случаях, когда снимается ступица колеса, надо проверять затяжку болтов и гаек крепления тормозного барабана.

Регулировка рабочего тормоза.

Проводится регулировка в такой последовательности:
— пустив двигатель, дают ему проработать несколько, минут, пока давление воздуха в пневматическом приводе тормоза станет не ниже 5,6 даН/см2, после чего двигатель останавливают;
— для каждого регулируемого тормоза колеса наносят общую метку на шестерню и регулировочный рычаг;
— расконтрить и отвернуть на несколько оборотов гайку надо с таким расчетом, чтобы можно было перемещать регулировочный рычаг относительно шестерни, отсоединить регулировочный рычаг от вилки штока тормозного цилиндра;
— переставляя регулировочный рычаг относительно шестерни и навертывая или свертывая вилку со штока тормозного цилиндра, устанавливают ход штока для каждого тормоза колеса в пределах 35—50 мм, но с условием, чтобы разница между ходами штоков тормозных цилиндров, расположенных на одной оси или на одном мосту, не превышала 5 мм (регулируя ход штоков, нужно иметь в виду^ что перестановка регулировочного рычага относительно шестерни на один зуб изменяет ход штока на 23,5 мм, а при полном обороте вилки на 1,5 мм). При регулировке следить за тем, чтобы вилка была навернута на шток тормозного цилиндра на 20—32 мм;
— завернув гайку крепления регулировочного рычага, соединяют рычаг с вилкой штока тормозного цилиндра;
— нажимают на педаль тормоза и проверяют полученный ход штоков (при удовлетворительном результате следует застопорить вилку штока, палец, соединяющий вилку с регулировочным рычагом, гайку крепления регулировочного рычага и закрепить защитную муфту тормозного цилиндра;
— если результат окажется неудовлетворительным, повторить регулировку);
— для проверки эффективности действия рабочего тормоза необходимо плавно нажать на. педаль тормоза при скорости автомобиля 15—20 км/ч — тормоз должен обеспечивать плавное и быстрое торможение всех колес без заноса автомобиля.

Рис. 38. Привод разжимного кулака:
1 — тормозная колодка, 2 — ось ролика, 3 — оттяжная пружина, 4 и 13 — стопорные кольца, 5 — разжимной кулак, 6 — уплотнительное кольцо, 7 —втулка, 8 — вал разжимного кулака, 9 — шестерни, 10 — регулировочный рычаг, 11 — кронштейн тормозного цилиндра, 12 — гайка, 14 — стопорная шайба, 15 — картер заднего моста, 16 —масленка, 17 — суппорт, 18— палец, 19 — запорное кольцо, 20 — ролик

Если после контрольного пробега обнаружится, что барабан какого-либо тормоза колеса сильно нагрелся, то для этого тормоза следует увеличить ход штока тормозного цилиндра. При этом для тормоза, расположенного на одной оси с регулируемым, также при необходимости увеличивают ход штока так, чтобы разница между ходами штоков этих тормозов колес не превышала 5 мм.

Проверка и регулировка привода управления тормозными кранами.

Принята такая последовательность:
— пустив двигатель, надо повернуть передние колеса вправо до отказа;
— после создания в пневматическом приводе давления воздуха не менее 3 даН/см2 двигатель останавливают; отвертывают болты и снимают левый брызговик;
— отсоединив от тормозных кранов трубки к передним и задним тормозным цилиндрам, подсоединяют два манометра, затем плавно нажимают на педаль тормоза и фиксируют начало отклонения стрелок манометров (в момент начала отклонения стрелки манометра, подсоединенного к крану тормозов передних колес, манометр, подсоединенный к крану тормозов задних колес, должен показывать давление 0,6—0,8 даН/см2);
— при невыполнении этого требования отрегулировать привод тормозных кранов, для чего:
— вывернуть регулировочный болт на левом (по ходу автомобиля) тормозном кране на два-три оборота, предварительно ослабив контргайку;
— снять защитный чехол с левого тормозного крана и отвернуть на несколько оборотов контргайку вилки;
— вращая за лыски пробку пружины, отрегулировать длину тяги этого крана таким образом, чтобы получить требуемое опережение торможения задних колес (если манометр, подключенный к крану тормозов задних колес, в момент начала отклонения стрелки манометра, подключенного к крану тормозов передних колес, показывает давление менее 0,6 даН/см2, то укоротить тягу, а если более 0,8 даН/см2— удлинить тягу);
— нажать на педаль тормоза и убедиться в правильности регулировки;
— при отпущенной педали тормоза завернуть регулировочный болт крана тормозов задних колес до соприкосновения с рычагом (завернув контргайку);
— завернуть контргайку вилки и установить защитный чехол;
— отсоединить включатель сигнала торможения крана тормозов передних колес от цепи электрооборудования с таким расчетом, чтобы при нажатии на педаль сигнал торможения включался только от включателя крана тормозов задних колес;
нажать на педаль тормоза и определить холостой ход педали (от начала перемещения педали до включения стоп-сигналов), который должен быть в пределах 50—75 мм;
— при необходимости отрегулировать холостой ход педали с помощью регулировочного болта крана тормозов передних колес, после чего снова проверить и отрегулировать опережение торможения задних колес;
— при нажатой до отказа педали тормозов между педалью и ковриком пола кабины должен быть гарантированный зазор, величина которого регулируется изменением длин тяг привода;
— после регулировки подсоединить включатель сигнала торможения крана тормозов передних колес к цепи электрооборудования, снять контрольные манометры, подсоединить к кранам трубопроводы и установить левый брызговик.

Проверка затяжки гаек крепления компрессора и натяжение приводного ремня. Прогиб нормально натянутого ремня должен быть 8—14 мм при нажатии на него рукой с усилием 4 даН в средней части между шкивами. Величину прогиба замеряют линейкой.

Особенно тщательно проверяют натяжение ремня в первые 50 ч работы, так как в это время происходит наибольшая вытяжка ремня (примерно 60% от общего удлинения). Для регулировки натяжения ремня компрессора нужно: отвернуть на несколько оборотов контргайки и затем гайки крепления компрессора; вращая гайки регулировочных винтов, установить требуемое натяжение ремня привода компрессора; надежно затянуть гайки крепления компрессора и законтрить их.

Проверка работоспособности компрессора. Через каждые 2000— 2500 ч работы снять головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел, пружин, плунжеров, а также для проверки работы и герметичности клапанов и плунжеров разгрузочного устройства.

Клапаны, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также надо притереть к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску. Следует проверить состояние уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства и при необходимости заменить кольца.

Эту работу проводят в такой последовательности:
— пустив двигатель, доводят давление воздуха в пневматическом приводе рабочего тормоза до 7,5—7,7 даН/ем2;
— затем двигатель останавливают;
— снимают воздушный фильтр компрессора (при герметичном разгрузочном устройстве в его полости прослушивается характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневматического привода можно судить о падении давления);
— снижают давление воздуха в пневматическом приводе до 5,6— 6 даН/см2, при этом плунжеры разгрузочного устройства опущены;
— вынимают пружину и коромысло разгрузочного устройства. Подняв гнезда штоков вверх, снимают их вместе со штоками. Вынимают плунжеры из своих гнезд крючком из проволоки, для чего вводят его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера;
— заменяют изношенные уплотнительные резиновые кольца на плунжерах (перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами смазать маслом, применяемым для двигателя).

При установке головки цилиндров компрессора необходимо затягивать гайки шпилек в диаметрально противоположном направлении. Затяжку производят равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 1,2—1,7 даН-м.

Признаки неисправности компрессора — появление шума и стука в нем, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов. Повышение содержания масла в конденсате обычно следствие износа поршневых колец, уплотнения заднего конуса коленчатого вала и подшипников нижних головок шатунов.

Промывка воздушного фильтра. Для этого надо снять фильтр с компрессора, извлечь замковую пружину и разобрать фильтр, Пр» этом не следует отсоединять отражатель и крышку фильтра, так как могут обломаться усики крепления. Затем промывают набивку, сетки и другие детали фильтра в чистом дизельном топливе и продувают сжатым воздухом. Набивку и сетки нужно омочить в чистом горячем масле, применяемом для двигателя, после чего для удаления излишков масла не очень сильно отжать набивку. Собрать фильтр и установить его на компрессор.

Проверка работы регулятора давления воздуха. Регулятор давления должен отключать компрессор при давлении 7—7,5 даН/см2 и включать в работу при давлении 6,8—7,0 даН/см2. Причиной изменения давления в приводе может быть неисправность регулятора давления или износ уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства, поэтому предварительно надо проверить герметичность плунжеров разгрузочного устройства.

Если я после устранения негерметичности плунжеров давление не будет соответствовать норме, следует отрегулировать регулятор: изменяя усилие пружин, добиться, чтобы компрессор включался в работу при давлении 6,8—7,0 даН/см2; после регулировки зашплинтовать гайку. При такой затяжке пружин компрессор должен отключаться при давлении 7,0—7,5 даН/см2.

Проверка правильности регулировки предохранительного клапана. Для этого надо отсоединить и заглушить воздухопровод к регулятору давления, пустить двигатель и по показанию верхней стрелки манометра убедиться, что давление, при котором срабатывает предохранительный клапан, не превышает 9—9,5 даН/см2.

При необходимости предохранительный клапан регулируют регулировочным винтом, при завертывании которого давление срабатывания клапана увеличивается, а при вывертывании уменьшается.

Через каждые 100 ч работы надо с помощью мыльной пены проверить герметичность предохранительного клапана. Мыльные пузыри у выходного отверстия указывают на неплотность прилегания шарика к седлу клапана. Для устранения повышенной утечки воздуха следует разобрать клапан, тщательно промыть его детали в керосине и просушить. Рабочий поясок и шарик не должны иметь царапин или других повреждений поверхности. Шарик должен быть из нержавеющей стали.

Регулировка стояночного тормоза. Через 100 ч работы следует очистить детали тормоза от грязи, осмотреть их, при необходимости подтянуть крепления этих деталей и смазать трущиеся поверхности шарнирных соединений. Если при включении стояночного тормоза перемещение рычага управления увеличилось до семи щелчков стопорного устройства, тормоз надо отрегулировать. Стояночный тормоз регулируют для уменьшения зазора между лентой и барабаном, увеличившимся вследствие износа тормозной накладки.

Регулировку стояночного тормоза производят в следующем порядке:
— опустив рычаг привода, находящийся в кабине, вниз до отказа, отсоединяют вилку от рычага привода;
— расшплинтовав и отвернув на несколько оборотов установочный болт 23 (см. рис. 37), между барабаном и накладкой тормозной ленты помещают щуп 0.5 мм и зажимают его болтом так, чтобы его можно было передвигать усилием 2—3 даН;
— отвернув на несколько оборотов контргайки, и, вращая последовательно гайку стяжки и гайку болта, установить по всей длине ленты минимально возможный зазор между тормозной накладкой и барабаном (при необходимости можно увеличить зазор между барабаном и тормозной лентой против установочного болта до 1 мм); удерживая гайки от проворачивания, застопорить их контргайками и зашплинтовать установочный болт;
— отвернув на несколько оборотов контргайку тяги привода и, вращая регулировочную муфту, установить такую общую длину тяг, чтобы опорные поверхности нажимных кулаков по всей длине касались опоры, а направляющие пальцы перемещались в пазах направляющих назад до упора; удерживая регулировочную муфту от проворачивания, надежно затянуть контргайку;
- подсоединить вилку к рычагу привода, предварительно изменив при необходимости длину тяги.

При регулировке нужно следить за тем, чтобы концы тяг в резьбовые отверстия вилок и регулировочной муфты были завернуты не менее чем на 20 мм. После регулировки стояночный тормоз должен включаться при перемещении рычага управления вверх до отказа на три—пять щелчков стопорного устройства.

Если в процессе эксплуатации обнаружится, что эффективность действия правильно отрегулированного стояночного тормоза недостаточна, нужно снять тормозную ленту и проверить состояние накладки. Если накладка замаслена, промыть ее керосином и протереть жесткой щеткой. Если расстояние от поверхности накладки до головки заклепок менее 0,5 мм, заменить накладку. После сборки отрегулировать тормоз.

Проверка эффективности действия тормоза-замедлителя. Для этого нужно включить третью передачу, разогнать автомобиль до-скорости 40 км/ч и включить тормоз-замедлитель у контрольной отметки. После снижения скорости до 5 км/ч резко остановить автомобиль колесными тормозами и замерить тормозной путь от контрольной отметки до остановки автомобиля. При этом тормоз-замедлитель должен обеспечить снижение скорости с 40 до 5 км/ч на пути не более 180 м для автомобилей БелАЗ-540А и не более 200 м для автомобилей БелАЗ-548А. Эффективность действия тормоза-замедлителя проверяют на автомобиле без груза на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Текущее обслуживание

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание тормозов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства