Подъем платформы осуществляется гидравлическим подъемным механизмом с дистанционным управлением из кабины водителя. Механизм поднимает, опускает и останавливает платформу в любом промежуточном положении в процессе подъема и опускания и автоматически ограничивает максимальный угол подъема платформы.
Подъемный механизм автомобиля БелАЗ-540А состоит из двух: цилиндров, двух насосов, распределительного крана, автомата переключения насоса, крана управления и масляного-бака. На автомобиле БелАЗ-548А установлен дополнительный насос и вместо распределительного крана и автомата — панель управления.
Цилиндры подъема платформы — телескопического типа; на автомобиле (БелАЗ-540А (рис. 39)—трехзвенные, на автомобиле БелАЗ-548А — четырехзвенные. Цилиндры унифицированы, у автомобиля БелАЗ-548А дополнительное звено. В каждом цилиндре установлены обратные «лапаны, обеспечивающие перетекание масла при полностью выдвинутом последнем звене, они автоматически соединяют нагнетательную магистраль со сливной.
Насосы гидравлической системы подают рабочую жидкость в гидроусилитель рулевого управления и цилиндры опрокидывания платформы. На автомобили установлены насосы правого и левого вращения. Любому насосу можно изменить направление, поменяв местами шестерни. Вкладыши и специальное уплотнение всегда следует устанавливать со стороны отверстия с надписью «Вход».
Кран управления — трехпозицнонный, золотник фиксируется в любом из трех положений (подъем, нейтраль, опускание) и служит для дистанционного управления золотником распределительного крана.
Распределительный кран (рис. 40) служит для переключения потока жидкости из нагнетательной магистрали (от насоса) в магистраль подъема или принудительного опускания платформы и для остановки платформы в любом положении. Распределительный кран — трехпозиционный.
Автомат переключения насоса (рис. 41) подключает насос гидравлического усилителя руля к нагнетательной магистрали при подъеме груженой платформы и отключает его, а также ограничивает давление масла при опускании платформы. Автомат установлен под правой продольной балкой рамы. Регулируют клапаны автомата на заводе-изготовителе и разбирать узел без особой необходимости не рекомендуется.
Рис. 39. Цилиндр опрокидывания платформы автомобиля-самосвала БелАЗ-540А:
I — канал, сообщающий подпоршневую полость с магистралью опускания платформы, II — подпоршневая полость, III — надпоршневая полость,
IV—- канал магистрали опускания платформы, V — канал магистрали подъема платформы; 1, 2, 3, 4, 8, 15, 26 и 27— уплотнительные кольца, 5 — стопорное кольцо. 6 — предохранительные кольца, 7 — защитные шайбы, 9 — наружная труба, 10 — первая выдвижная труба, 11 — вторая выдвижная труба, 12 — поршневые кольца, 13 — направляющее кольцо, 14— ограничительные кольца, 16 — крышка, 17 — крышка верхней опоры; 18 — подпятник верхней опоры, 19 — головка верхней опоры, 20 — гнездо клапана, 21 — толкатель, 22 — поршень-шток, 23 — внутренняя труба, 24 — втулка, 25 — защитный чехол, 28 — крышка нижней опоры, 29 — головка нижней опоры, 30 — подпятник нижней опоры
Регулировку производят лишь в исключительных случаях, когда точно установлена неисправность клапанов. На автомобиле БелАЗ-548А установлена панель управления; она состоит из блока, на котором смонтировано два распределительных крана, аналогично крану (см. рис. 40). Блок панели выполняет ту же роль, что автомат переключения насоса и плита распределительного крана на автомобиле БелАЗ-540А.
Масляный бак установлен на раме с левой стороны автомобиля. Для предотвращения вытекания масла в баке установлен сифон, поэтому при снятии насосов необходимо предварительно вывернуть пробку на баке, соединяющую сифонную трубку с атмосферой. Масляный бак автомобиля БелАЗ-548А снабжен двумя сифонами.
Рис. 40. Распределительный кран:
I и VII — левая и правая (по рисунку) полости крана, II — полость, сообщающаяся со всасывающей магистралью насоса гидроусилителя, III — полость, сообщающаяся с магистралью опускания платформы, IV — полость, постоянно сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса, У—канал подвода масла от магистрали управления (от крана управления), VI — полость, сообщающаяся с магистралью подъема платформы; 1 — золотник, 2 — специальная крышка, 3, 6, 10, 12 — уплотнительные кольца, 4 — корпус, 5 — прокладка, 7 — крышка, 8 — пружина, 9 — опорная шайба пружины, 11 — плита
Масляный фильтр установлен на сливном трубопроводе. Предохранительный клапан в фильтре перепускает масло при засорении фильтрующих элементов. Сетчатый сапун на крышке маслозалив-ной горловины бака соединяет внутреннюю полость бака с атмосферой.
Гидравлические системы рулевого управления и опрокидывающего механизма объединены таким образом, что при подъеме платформы масло в цилиндры подъема платформы нагнетается одновременно двумя насосами (тремя насосами на автомобиле БелАЗ-548А), т. е. в момент подъема к нагнетательной магистрали подъемного механизма подключается нагнетательная магистраль усилителя рулевого управления.
При обслуживании системы опрокидывания платформы необходимо выполнить следующие операции.
Ежедневное обслуживание. Проверить уровень масла в масляном баке объединенной системы опрокидывающего механизма и гидравлического усилителя руля и проверить герметичность соединений маслопроводов системы.
Первое техническое обслуживание. Проверить герметичность трубопроводов системы опрокидывания платформы; промыть фильтр масляного бака.
Второе техническое обслуживание. Промыть сапун масляного бака; заменить масло в масляном баке.
Проверка уровня масла в масляном баке. Ежедневно перед выездом на линию нужно проверять уровень масла в баке объединенной гидравлической системы, соединения маслопроводов и работу подъемного механизма. Следует помнить, что скорость подъема порожней платформы меньше, чем груженой, так как при подъеме порожней платформы насос гидроусилителя к магистрали не подключается.
Первоначальную заправку маслом системы следует выполнять в такой последовательности: – залить масло в бак до верхней метки и а маcлоизмерительном стержне; – пустить двигатель и повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое для заполнения маслом системы гидроусилителя, поднять и опустить платформу; – остановить двигатель и долить масло в бак до верхней метки на маcлоизмерительном стержне.
Одновременно необходимо осмотреть соединения трубопроводов, компенсационные муфты, а также подсоединения шестеренчатых насосов, фланцевые соединения трубопроводов и насосов и устранить подтекание масла.
Проверка герметичности трубопроводов системы опрокидывающего механизма. При проверке следует очистить трубопроводы и компенсационные муфты от грязи; пустить двигатель, остановить его и проверить герметичность соединений объединенной гидравлической системы на подтекание масла (особое внимание при этом нужно обратить на компенсационные муфты — если после снятия предохранительных чехлов будет замечена утечка масла или износ корпуса, обязательно заменить муфты); еще раз пустить двигатель для определения времени подъема кузова и проверки герметичности всех трубопроводов (время подъема порожней платформы 42 с).
Платформу следует поднимать при 1600—1700 об/мин двигателя. Если время подъема платформы значительно больше 42 с, следует заменить уплотнительные кольца нижней опоры цилиндров опрокидывания платформы, а также проверить на стенде подачу насосов. Если изношены уплотнительные кольца нижней опоры цилиндров опрокидывания платформы, то платформа после перехода в. м. т. (конец подъема) будет резко запрокидываться. Причиной могут быть также изношенные подпятники шаровых опор. Для компенсации износа под подпятники устанавливают пластинки.
Осмотрев все маслопроводы и шланги системы, необходимо убедиться, что нет подтекания масла. Вращая рулевое колесо, сделать два-три двойных хода гидроусилителя, поднять и опустить платформу и еще раз осмотреть все .маслопроводы — утечек масла, подтекания его в соединениях, гидравлическом усилителе и цилиндрах подъемного механизма не должно быть. Осматривать систему можно только при неработающем двигателе и зафиксированной в верхнем положении платформе.
Если автомобиль перед обслуживанием находился в работе, разрешается проверять время подъема и герметичность гидравлической системы при одном запуске двигателя.
Промывка фильтра масляного бака. При промывке нужно снять соединительный шланг с наконечника крышки, вывернуть болты и снять крышку; извлечь из бака фильтр и разобрать его, промыть фильтрующие элементы и другие детали дизельным топливом, обдуть сжатым воздухом; собрать фильтр, установить в бак; установить пружину и закрепить крышку. Элементы с поврежденной сеткой заменяют новыми.
Промывка фильтра сапуна и замена масла в масляном баке. Промывают фильтр сапуна через 500 ч работы. Для этого необходимо снять крышку заливной горловины вместе с выдвижной трубой и, не разбирая крышку, промыть ее неэтилированным бензином, продуть фильтрующие элементы сжатым воздухом.
Через 2000 ч заменяют масло: сливают старое и заливают свежее; затем следует пустить двигатель, произвести 3—4 поворота руля в крайнее положение и 2—3 подъема платформы, остановить двигатель и долить масло до верхней метки маслоизмерительного щупа. При применении смеси масел (30% авиационного и 70% веретенного марки АУ) замену необходимо проводить через 500 ч.
Рис. 41. Автомат переключения насоса (на главной проекции крышка снята):
I — канал отбора масла в магистраль гидроусилителя, II — канал подвода масла от насоса гидроусилителя рулевого управления, III — канал отвода масла к крану управления, IV — канал, сообщающий полость клапана — золотника автомата с нагнетательной магистралью Насоса опрокидывающего механизма, V — канал, сообщающийся с подпоршневыми полостями цилиндров (магистраль опускания платформы), VI — канал, сообщающий внутренние каналы и лолости магистрали опускания платформы с соответствующей полостью распределительного крана, VII — канал, сообщающий (через внутренние каналы автомата) нагнетательную магистраль насоса гидроусилителя с магистралью подъема платформы, VIII — канал, сообщающий магистраль опускания платформы через перепускной клапан со всасывающей магистралью насосог. (соединен с соответствующим каналом плиты распределительного крана), IX и XVI ~ дроссельные отверстия, X, XV и XVII — внутренние каналы XI, XII, XIII и XIV — полости клапзна-золотника; 1, 3, 5, 6, 8, 11, 16, 20 и 21 — уплотни-тельные кольца, 2, 14 — пружины, 4 — перепускной (грибковый) клапан, 7 —гнездо клапана, 9 и 10 — крышки, 12 — обратный клапан в магистрали опускания платформы, 13 — корпус, 15 и 19 — втулки, 17 — золотник, 18 — гильза, 22 — обратный клапан в магистрали
подъема платформы
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание системы опрокидывающего механизма"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы