Кабина автомобиля — цельнометаллическая, одноместная со звуко- и шумоизоляциеи установлена на резиновых амортизаторах, что уменьшает ее вибрацию при работающем двигателе. Ветровое и боковые стекла обеспечивают хорошую обзорность из кабины.
Кабина оборудована вентиляционным люком в крыше, вентилятором, стеклоочистителем, отопителем для обдува ветрового стекла, зеркалом заднего вида, противосолнечным козырьком и вешалками для одежды.
Сиденье водителя регулируется в продольном направлении и по высоте; можно также изменять наклон подушки и спинки.
Замок двери открывается как снаружи, так и изнутри кабины. С внутренней стороны двери замок может быть установлен на предохранитель.
Платформа — металлическая сварная ковшового типа с козырьком над кабиной. Днище выполнено из листа толщиной 18 мм и наклонно по всей длине. Основание и борта платформы связаны усилителями коробчатого сечения (контрфорсами) и обогреваются отработавшими газами.
В платформе предусмотрены заглушки для отключения обогрева платформы: при переходе на весенне-летнюю эксплуатацию заглушки устанавливают в задней части платформы и, наоборот, при переходе на осенне-зимнюю эксплуатацию — в передней.
К передней части платформы приварен прочный козырек, предохраняющий кабину- и отсек двигателя от повреждения в момент загрузки автомобиля. Для удержания платформы в поднятом положении на основании приварены две серьги, а к раме — специальные кронштейны, в которые вставляются буксирные шкворни.
Для транспортировки автомобилей по железной дороге на основании и бортах платформы предусмотрены скобы. При вводе автомобилей в эксплуатацию скобы срезают.
Электрооборудование автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей рассчитано на постоянный ток напряжением 24 В. Агрегаты и приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме. Вторым проводом служат металлические детали (масса) автомобиля. С массой через специальный включатель (контактор) соединены отрицательные зажимы источников электроэнергии.
Генератор и аккумуляторные батареи соединены параллельно. Когда работает двигатель, потребители питаются от генератора. Напряжение генератора независимо от нагрузки и частоты вращения и поддерживается реле-регулятором постоянным. Когда двигатель не работает или частота вращения коленчатого вала меньше 800 об/мин, реле обратного тока реле-регулятора отключает генератор и потребители получают питание от аккумуляторных батарей.
При длительной стоянке автомобиля включатель массы следует выключать: при осмотре и ремонте электрооборудования и электропроводки, а также при замене предохранителей, при излишнем заряде (кипении) аккумуляторов и во всех других случаях правности электрооборудования.
Электродвигатель МН-1 предназначен для привода маслозакачивающего насоса двигателя; МЭ205 — для привода вентилятора кабины; МЭ233 — для привода вентилятора отопителя.
При‘обслуживании кабины, платформы и электрооборудования необходимо выполнять следующие виды обслуживания.
Ежедневное обслуживание.
При ТО нужно: – проверить техническое состояние генератора, реле-регулятора и аккумуляторных батарей по показаниям вольтамперметра, исправность стеклоочистителя кабины, аккумуляторных батарей, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворотов и звукового сигнала.
Первое техническое обслуживание.
При ТО-1 следует: – проверить и довести до нормального уровень и плотность электролита аккумуляторных батарей; – очистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторных батарей; – подтянуть крепление зажимов проводов аккумуляторных батарей, генератора и стартера, болты крепления кабины, генератора, стартера и скоб крепления аккумуляторных батарей; – проверить болты крепления крышек пальцев крепления платформы с рамой; смазать пальцы крепления платформы с рамой.
Второе техническое обслуживание.
При ТО-2 нужно проверить: – степень заряженности аккумуляторных батарей; крепление приборов освещения и световой сигнализации, правильность регулировки: света фар; – техническое состояние щеточно-коллекторного узла генератора Г731-А и заменить смазку в подшипниках (через 700 ч); – напряжение включения реле обратного тока и регулируемое напряжение реле-регулятора; – техническое состояние контакторов; – снять с двигателя стартер СТ-103, проверить техническое состояние его) и смазать подшипники (через одно ТО-2).
Проверка исправности стеклоочистителя СЛ21-Г. Частота перемещения щетки стеклоочистителя при- рабочем давлении воздуха 2—4 даН/см2 обусловлена положением головки вентиля-редуктора, а также давлением воздуха в тормозной системе и техническим со-стоянием стеклоочистителя.
Ненормальная работа стеклоочистителя может быть следствием загрязнения фетрового фильтра, скопления смолистых отложений на деталях клапанного механизма, нарушения герметичности в сопряжениях клапан — седло, срезания стопорного винта крепления сектора к валу, износа рабочей поверхности цилиндра и манжет.
Герметичность сопряжений клапан — седло проверяют шлангом диаметром 5—7 мм с ровно срезанными торцами. Шланг подсоединяют одним (концом к отверстию для подвода воздуха, а вторым — к источнику питания воздуха под давлением 2 даН/см2, причем скобу стеклоочистителя передвигают до упора. Воздух должен проходить свободно. При перемещении скобы в обратном направлении! воздух проходить не должен — клапаны герметичны.
Малое сопротивление повороту рычага щеткодержателя pyкой — признак износа или высыхания кожаных манжет. Неравномерный ход стеклоочистителя объясняется износом только одной манжеты. Новые манжеты должны иметь такую же толщину, как и заменяемые.
При обнаружении на деталях клапанного механизма смолистых отложений нужно разобрать механизм и промыть все детали в ацетоне.
Перед сборкой стеклоочистителя следует нанести тонким слоем смазку ЦИАТИМ-201 на рабочую поверхность цилиндра и манжет, на зубья рейки и сектора.
Регулировка хода стеклоочистителя. Проводится регулировка в такой последовательности: медленно повернуть рычаг щеткодержателя влево до появления щелчка в клапанном механизме и остановить рычаг в этом положении; завернуть регулировочный винт до упора в сектор (также установить и правый регулировочный винт); проверить правильность установки винтов — если при повороте рычага вправо или влево слышен щелчок, а рычаг еще можно повернуть в том же направлении, нужно регулировочные винты завернуть настолько, чтобы щелчки были слышны в момент изменения направления вращения рычага. Убедившись в правильности установки регулировочных винтов, необходимо закрепить их контргайками.
Проверка технического состояния генератора, реле-регулятора и аккумуляторных батарей по показаниям вольтамперметра. При эксплуатации автомобилей необходимо ежедневно контролировать работу генератора, реле-регулятора и аккумуляторных батарей, наблюдая за показаниями вольтамперметра. При разряженных аккумуляторных батареях при любой частоте вращения коленчатого вала двигателя вольтамперметр должен показывать величину тока, идущего на заряд батарей, равную 5—35 А. При сильно разряженных аккумуляторных батареях величина зарядного тока может доходить до 53 А, постепенно снижаясь до нормальной. Если же вольтамперметр показывает, что аккумуляторные батареи разряжаются (стрелка вольтамперметра находится на участке шкалы между знаком «минус» и нулем), следует при работающем двигателе подсоединить один провод от контрольной лампы к зажиму Я генератора, а второй к массе автомобиля. Если лампа загорится, значит неисправен реле-регулятор, если лампа не горит — неисправен генератор.
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Для приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние их заливают электролитом и заряжают. В зависимости от времени года и климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль, в аккумуляторные батареи необходимо заливать электролит различной плотности (табл. 7). В батарею заливается 8 л электролита. Приготавливают электролит из аккумуляторной серной кислоты
Таблица 7
Плотность электролита в зависимости от времени года и климатических условий
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см3.
(ГОСТ 667—73, сорт А) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72).
Для электролита используют стойкую против действия серной кислоты посуду — керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают вначале воду, а затем при непрерывном перемешивании — кислоту.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже 15 и не выше 25 °С.
До заливки электролита вывертывают пробки, предварительно сняв с них герметизирующую пленку, если они ею заклеены, или срезают выступы на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия. В батареях с пробками, не имеющими герметизирующей пленки, удаляют проложенные под ними герметизирующие диски. Герметизирующие диски и пленку после заливки электролита больше не применяют.
После этого, используя стеклянную, эбонитовую или свинцовую воронку, небольшой струей заливают в аккумуляторы через доливочные отверстия электролит. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка; проверяют уровень электролита стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей на конце две риски на высоте 10 и 15 мм. Погрузив трубку этим концом в электролит до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем верхний ее конец, затем приподнимают трубку и по уровню электролита в ней определяют уровень электролита в аккумуляторной батарее.
На первый.заряд батарею ставят после 3-часовой выдержки ее с электролитом. Положительный зажим аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к отрицательному.
Батарею можно включать на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °С. Заряд батареи ведут до тех пор пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными в течение 3 ч. Во время заряда через определенные промежутки времени проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше 45 °С. Если температура достигнет 45 °С, нужно уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30 °С.
В процессе заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, необходимую плотность (обязательно в конце заряда) получают, доливая дистиллированную воду, если плотность выше, и кислоту плотностью 1,4 г/см3, если она ниже нормы.
Перед доливкой воды или кислоты часть электролита из аккумулятора отбирают при помощи груши.
Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормы, то доводку продолжают. Для полного перемешивания электролита промежутки между двумя добавками воды или кислоты должны быть не менее 30 мин.
После приведения батарей в рабочее состояние все последующие заряды ведут двухступенчатым режимом.
После заряда батарею закрывают крышками и протирают ее поверхность 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. При установке батарей на автомобиль выводные зажимы батарей после подсоединения к ним наконечников проводов смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
Через каждые 100 ч работы нужно: очистить батареи от пыли и грязи; проверить крепление батарей и контакты наконечников проводов с выводными зажимами батарей. Не допускать натяжения проводов во избежание порчи выводных зажимов и образования трещин в мастике; проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов, уровень электролита в каждом аккумуляторе батарей и при необходимости долить водой до требуемого уровня (доливать электролит в аккумуляторы запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло вследствие выплескивания).
Проверка степени заряженности аккумуляторных батарей. Предварительно ареометром замеряют плотность электролита. Одновременно необходимо замерить температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку.
Батарею, разряженную более чем «а 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с автомобиля и ставят на подзаряд.
Проверка технического состояния щеточно-коллекторного узла генератора и замена смазки в подшипниках.
Для проведения этих операций необходимо: – через 100 ч работы проверить затяжку болтов крепления генератора; через 500 ч работы — снять генератор, очистить его от пыли и грязи, снять фланец приводной муфты и защитную ленту, продуть коллектор и щеткодержатели сухим воздухом; – осмотреть щетки и проверить легкость их хода в обоймах щеткодержателей, снять щетки, очистить их от пыли и грязи и проверить величину износа (если высота щеток менее 18 мм, щетки заменить новыми, при замене притереть их к коллектору не менее чем на 2/3 их рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски стеклянной шкурки зернистостью 320); – снять с обеих сторон генератора кожухи, вентиляторы и крышки с войлочными кольцами, закрывающие подшипники; – в случае значительного загустения смазки в подшипниках заменить ее новой, для чего чистой тряпкой, смоченной в бензине, удалить с сепаратора и снятой крышки старую смазку, затем лопаточкой заложить в подшипник новую смазку марки № 158 МРТУ 12Н 139—64: 10 г в подшипник со стороны привода и 4 г в подшипник со стороны коллектора; – собрать генератор, установить фланец приводной муфты и защитную ленту и установить генератор на место (если в генераторе была заменена одна или насколько щеток, то такой генератор должен пройти предварительную притирку щеток в течение 1 ч под на грузкой 25—30 А).
Проверка, и регулировка реле-регулятора РРТ-32. При проверке нужно очистить наружную поверхность регулятора от пыли и грязи и при необходимости подтянуть его крепления и проводов, подсоединенных к реле-регулятору.
При ненормальной работе реле-регулятора проверяют состояние его контактов. При наличии следов подгорания следует снять реле-регулятор и зачистить поверхности контактов при помощи надфилей” или мелкозернистой шкурки. После зачистки контактов необходимо реле-регулятор отрегулировать на стенде.
Регуляторы напряжения должны поддерживать напряжение в пределах 27—29 В при токе нагрузки 37 А. Регулируют их при 2700 об/мин якоря генератора, отключенных аккумуляторных батареях и заклиненных (замкнутых) контактах ограничителей тока, изменяя натяжение пружины при помощи винта (рис. 42) эксцентрикового приспособления (предварительно отвернуть стопорный винт, а после регулировки завернуть).
Каждый регулятор нужно регулировать самостоятельно; разница величин ограничиваемого ими напряжения должна быть не более 0,5 В. Перед регулировкой регуляторов напряжения (рис. 43) установить зазор между якорями и сердечниками 0,7—1,1 мм.
Ограничители тока регулируют на максимальную силу тока 43— 53 А изменением натяжения пружины при 2700 об/мин якоря генератора, отключенных аккумуляторных батареях и заклиненных контактах регуляторов напряжения. При регулировке тока зазор между якорями и сердечниками должен быть 0,7—1,1 мм.
Реле обратного тока регулируют также изменением натяжения пружин. Перед регулировкой следует установить зазор 0,6—1 мм между контактами, а между якорем и сердечником— 1,7—2,2 мм.
Проверка технического состояния стартера СТ-103 и смазка его подшипников. Для проведения этих работ необходимо снять стартер с двигателя и проверить состояние щеток и коллектора. Подгар на поверхности коллектора смывают смоченной в бензине тряпкой. При сильном подгорании или износе коллектор протачивают на станке, снимая минимальную стружку. Биение поверхности коллектора после проточки не должно быть более 0,03 мм. После проточки следует прочистить канавки между пластинами коллектора на глубину 0,8—1 мм и удалить заусенцы с краев пластин.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа (высота щеток не менее 14 мм). При замене щетки следует притереть к коллектору не менее чем на 2/3 рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски шлифовальной бумаги зернистостью 320.
Рис. 42. Регулировка натяжения пружин реле-регулятора:
1,2 — винты
Рис. 43. Регулировка зазора между контактами регуляторов напряжения и ограничителей тока реле-регулятора:
1 — винт верхнего контакта, 2 — щуп
После этого следует очистить внутреннюю поверхность коробки реле привода стартера от пыли и осмотреть рабочую поверхность контактов; подгоревшие контакты зачистить шлифовальной бумагой, не нарушая их формы. Убедиться в свободной посадке контактного диска реле на штоке якоря. Затем надо проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, подтянуть болты и продуть стартер сухим сжатым воздухом.
В масленки стартера СТ-103 заливают по 10—15 капель масла для двигателя и проверяют регулировку реле.
Проверку производят следующим образом. К зажиму реле стартера, отключив его от аккумуляторной батареи, присоединяют провод лампочки, второй провод — к плюсовому зажиму аккумуляторной батареи. Между шестерней и упорным кольцом поочередно устанавливают прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера вкчючают на номинальное напряжение 24 В, а шестерню прижимают к прокладке. С прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться и лампочка не должна гореть, с прокладкой толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться и лампочка загореться.
Если проверкой установлено несоответствие реле этому требованию, нужно подрегулировать ход подвижного сердечника винтом:
при позднем замыкании контактов реле немного вывернуть регулировочный винт .из якоря реле, при раннем (лампочка горит при прокладке толщиной 16 мм) винт завернуть. По окончании регулировки следует проводом присоединить стартер к реле.
Регулировка света фар.
Рис. 44. Разметка экрана для регулировки установки фар
Таблица 9
Параметры для разметки экрана
Проверка и регулировка света фар производится по положению световых пятен на специальном экране. Необходимые данные для разметки экрана приведены на рис. 44 и в табл. 9.
Проверку производят на ровной горизонтальной площадке, на автомобилях без груза, при нормальном давлении воздуха в шинах и правильно отрегулированных характеристиках цилиндров подвески.
На площадке автомобиль нужно установить таким образом чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану и проходила через вертикальную линию О—О, а расстояние от экрана до фар было 10 м.
Метки «Верх» на рассеивателях фар должны находиться в верхнем положении. Установку фар проверяют, поочередно закрывая одну из фар (правую или левую) светонепроницаемым материалом сначала при включенном дальнем свете, затем — при ближнем. Центры световых пятен дальнего света обеих фар должны располагаться на пересечении горизонтальной линии Д—Д и соответствующих вертикальных линий (Л—Л для левой фары и П—П для правой фары). Центры световых пятен ближнего света обеих фар должны располагаться «а горизонтальной линии Б—Б, но яравее линий Л—Л и П—П.
Дальний свет основных фар регулируют с (помощью винтов, расположенных под наружными ободками фар, а ближний свет этих фар — изменением посадки лампы в патроне и патрона в оптическом элементе. Свет противотуманных фар регулируют поворотом корпуса фары при отпущенной гайке крепления фары к кронштейну.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание кабины, платформы, электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы