В процессе эксплуатации автомобилей БелАЗ для поддержания их высокой надежности рекомендуется применять только те марки топлив, масел и смазок, которые приведены в заводских инструкциях.
Для двигателей ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н применяются топлива марок ДЛ, ДС, ДЗ и ДА (дизельное летнее, специальное, зимнее и арктическое) по ГОСТ 4749—73 — топливо для быстроходных дизелей и марок Л, С, 3 и А (летнее, специальное, зимнее и арктическое) по ГОСТ 305—73 — топливо дизельное автотракторное. Топливо ДЛ, ДС, Л и С применяется при температуре выше 0 °С, ДЗ и 3 — при температуре от 0 до —30° С и ДА и А — при температуре ниже —30 °С.
Основным отличием этих топлив является содержание, в них серы. Так, в топливе по ГОСТ 4749—73 количество серы не превышает 0,2%, а в топливе по ГОСТ 305—73 0,4% серы в марке А, 0,6% в марке 3 и 1,0% в марках Л л С.
В связи с частым применением топлив с большим содержанием серы завод-изготовитель двигателей рекомендует применять специальные масла, содержащие эффективные моющие присадки. Для двигателей ЯМЗ-240 при летней эксплуатации используют масло МЮВ по ТУ 38—1—210—68, при зимней (до —30° С) масло ДС-8 Ш8В) по ГОСТ 8581—63 с присадками и при температуре ниже 1_30°С—масло ДСЗп-8 (М8БЗ) по ТУ 38—1—165—68 с присадками.
Для двигателей ЯМЗ-240Н при летней эксплуатации применяется масло М10Г по ТУ 38—1—211—68 и при зимней те же масла, что и для двигателя ЯМЗ-240.
Смену масла необходимо производить не реже чем через 200 ч работы двигателя, при этом следует слить его из картера двигателя, промыть систему смазки и масляный фильтр, заменить фильтрующие элементы и заправить свежее масло. При загорании па прогретом двигателе лампочки аварийного давления масла в фильтре фильтрующие элементы меняют ранее указанного срока. При переходе на осенне-зимнюю или весенне-летнюю эксплуатацию следует снять и промыть поддон двигателя, а также сетку заборника масляного насоса, удалить смолистые отложения со стенок картерной части блока.
В топливный насос высокого давления и в воздушные фильтры двигателя (срок смены при ТО-1), в картер рулевого механизма (срок смены один раз в полугодие) и в подшипники стартера (срок смены через 1000 ч) заливается то же масло, что и для двигателя ЯМЗ-240.
Для гидромеханической передачи (заливается в поддон ГМП 70 л), объединенной гидравлической системы опрокидывающего механизма и гидравлического усилителя руля (заливается в масляный бак 115 л для автомобиля БелАЗ-540А и 175 л для автомобиля БелАЗ-548А) применяется масло типа А по ТУ 38—1—101— 179—71. Масло заменяется через 2000 ч работы автомобиля. При замене масла в гидромеханической передаче необходимо слить масло, заменить или проточить фильтрующие элементы через 500 ч (проточенные фильтрующие элементы меняют через каждые 200 ч работы), снять поддон и маслопрмемник, промыть их, вновь установить и залить свежее масло. После заливки масла запустить двигатель, дать ему немного поработать до полного заполнения узлов гидравлической системы ГМП, остановить двигатель и через 15 мин после остановки двигателя дозаправить гидромеханическую передачу до верхней метки маслоизмерительного щупа. При замене масла в масляном баке гидравлической системы опрокидывающего механизма и гидравлического усилителя руля необходимо слить масло из бака, промыть бак и масляный фильтр (фильтр промывать через 500 ч работы) и залить свежее масло
При эксплуатации автомобилей в условиях Крайнего Севера в масляный бак опрокидывающего механизма и гидроусилителя руля необходимо заливать гидрожидкость АМГ-10 по ГОСТ 6794—63, имеющую температуру застывания —70 °С.
Для редуктора главной передачи и бортовых редукторов ведущего моста применяется масло при летней и зимней до —20° С эксплуатации ТАп-15, ТЭп-15 с присадками ЭФО по ВТУ 38—1—90—67 (срок замены 1000 ч работы автомобиля) и ТАп-15В по МРТУ 38—1—185—65 (срок замены 2000 ч работы автомобиля); при зимней эксплуатации до —30 °С масло ТАп-10 и при температуре ниже —30° С масло ТС-10 с присадкой ОТГГ по ВТУ 38—1—149—68 (срок замены в обоих случаях 1000 ч работы автомобиля). Емкость главной передачи 18 л и колесной передачи 24 л (12×2) автомобиля БелАЗ-540А, а автомобиля БелАЗ-548А соответственно 28 и 32 л (16X2).
Для цилиндров лтневмогидравлической подвески применяется масло веретенное АУ по ГОСТ 1642—50 для летней и зимней (до —30° С) эксплуатации и масло приборное МВП по ГОСТ 1805—51 или минеральное АМГ-10 по ГОСТ 6794—53 — при зимней эксплуатации при температуре ниже —30° С. Емкость цилиндров подвески автомобиля БелАЗ-540А 16 л (4X4) и автомобиля БелАЗ-548А 24 л (4X6).
Карданные подшипники и подшипники генератора смазываются одноразовой смазкой Л3158, по МРТУ 12Н № 139—64. Срок смены смазки в карданных подшипниках — 16 тыс. км, а в подшипниках генератора — 700 ч работы двигателя.
Подшипники ступиц передних колес смазываются всесезонно смазкой 1—13. жировой по ГОСТ 1631—61, а в условиях Крайнего Севера смазкой ЦИАТИМ-203 по ГОСТ 8773—73.
Шарнирные подшипники реактивных штанг и цилиндров подвески, шарниры вилки подвески, пальцы крепления платформы, верхние головки крепления цилиндров опрокидывания платформы (смазывать через 100 ч работы автомобиля), шлицы карданных валов (смазывать через 500 ч работы автомобиля), шарниры рулевых тяг и гидроусилителя рулевого управления и подшипники шарнира вала руля (смазывать через 40 тыс. км пробега, но не реже одного раза в год) смазываются всесезонно смазкой ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—74. В качестве заменителя. можно применять смазку ЦИАТИМ-203.
Шкворни поворотных кулаков передней оси, втулки разжимных кулаков, оси тормозных колодок (автомобиля БелАЗ-548А), шарниры привода управления гидромеханической передачи, шарниры привода тормозов, зажимы аккумуляторных батарей, наконечники проводов, замки и стеклоподъемник двери кабины смазываются через 100 ч работы автомобиля смазкой УС-2 (л) по ГОСТ 1033—73 летом и зимой до —30° С и смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-203 зимой при температуре ниже —30 °С.
В системе охлаждения следует применять чистую дистиллированную или дождевую воду. При ее отсутствии, особенно в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля, для охлаждения двигателя рекомендуется использовать низкозамерзающую жидкость—антифриз 40 и 65 по ГОСТ 159—52. Антифриз представляет собой раствор этиленгликоля с незначительными примесями пропиленгликолей с добавкой антикоррозийной присадки, исключающей коррозию .металлических деталей системы охлаждения и двигателя. Антифриз 40 применяется зимой при окружающей температуре до —30° С, а антифриз 65 при окружающей температуре ниже —30° С. Температура их замерзания соответственно —40° С и —65° С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатационные материалы большегрузного транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы