Строительные машины и оборудование, справочник






Техника безопасности при работе с газовым топливом


Категория:
   Газобалонное оборудование


Техника безопасности при работе с газовым топливом

Широкое применение углеводородных газов в народном хозяйстве потребовало более тщательного изучения их свойств, в частности с точки зрения их безопасной эксплуатации. Следует отметить такие особенности этих газов, как относительно высокие температуры самовоспламенения, низкие нижние пределы и широкая область воспламеняемости смесей с воздухом, которые взрываются при импульсах относительно небольшой интенсивности, возможность образования кристаллогидратов при низких температурах. Минимальная энергия зажигания метана, определяемая по методике Всесоюзного научно-исследовательского института пожарной охраны (ВНИИПО) («Методика определения критического зазора при зажигании аэровзвесей горючих пылей и минимальных значений тока, мощности и энергии зажигания горючих газов и паров с воздухом»), 0,15 мДж, что в 3 раза меньше, чем у легковоспламеняющихся жидкостей.

Если природный газ очищен в соответствии с требованиями ОСТ 51.81—82 «Газы горючие природные, подаваемые в магистральные газопроводы», его свойства мало отличаются от свойств метана. Примеси тяжелых углеводородов изменяют свойства природного газа: повышают его плотность, снижают температуру воспламенения (НК.ПВ) 1, следовательно, и допустимые объемные содержания газа в воздухе рабочей зоны (если их содержание в газе значительно, они придают газу запах бензина); снижают минимальную энергию зажигания.

Эксплуатацию природных и сжиженных углеводородных газов (про-пан-бутан) также осложняет их повышенная способность электризоваться. Углеводороды предельного ряда имеют высокое удельное электрическое сопротивление (Ю10—1018 Ом-см), что значительно выше предельного (10е Ом -см), при котором возможны искровые разряды вследствие электризации. Минимальная энергия зажигания (наименьшая энергия искры электрического разряда), которой достаточно для воспламенения метановоздушной смеси, выше, чем у других углеводородов, т. е. она воспламеняется хуже. Температура воспламенения метана 540 °С.



Максимальное давление при взрыве [наибольшее давление при взрыве газовоздушной смеси в замкнутом объеме (в здании)] при начальном давлении метана 0,1 МПа (1 кгс/см2) составляет 0,7 МПа (7 кгс/см2).

Строительные конструкции не выдерживают такого давления, так как они разрушаются при давлении ударной волны, равной 0,35 кгс/см2 и выше. Сначала разрушаются окна и двери, а затем, если газы не успевают выйти в образовавшиеся отверстия, перекрытия и даже стены. При взрыве

газовоздушной смеси скорость распространения пламени обычно достигает несколько сотен метров в секунду.

Перечисленные выше свойства природных газов определяют специальные требования к эксплуатации зданий, где ведутся работы с использованием природного газа в качестве моторного топлива ГБА. Наибольшие сложности представляет обеспечение взрывной и взрывопожарной безопасности. Помещения, в которых осуществляются процессы, связанные с применением углеводородных газов, должны относиться согласно СНиП II—90—81 к категориям А и Е (взрыво- и пожароопасным или взрывоопасным), если объем взрывоопасной смеси, которая может образоваться в помещении вследствие аварии одного из сосудов (баллона), будет превышать 5% от общего объема помещения. Следует обратить внимание и на такое важное требование: при расчете надо учитывать аварию только одного, но самого вместимого сосуда (баллона). Это значит, например, что при оценке опасности размещения в помещении автомобиля ЗИЛ-1Э8А с восемью баллонами расчет надо производить лишь на четыре баллона, так как четыре других образуют отдельную секцию, которую в случае возникновения взрыво- или пожароопасной ситуации есть возможность перекрыть расходным вентилем.

При сооружении помещений категорий А и Е необходимо помнить о различии требований к строительным решениям. В помещениях категории Е должны применяться только несгораемые строительные и газонепроницаемые ограждения конструкции. Эти помещения должны иметь достаточной площади проемы и легкосбрасываемые перекрытия, позволяющие обеспечить сохранность основного здания при взрыве. В помещениях категории А нужно обеспечить еще и огнестойкость несущих конструкций, перегородок, дверей и ворот. Это означает, что в помещениях категории Е могут применяться стальные конструкции, в том числе облегченные, а перегородки — из профильного стекла или гипсобетона с надежным уплотнением и т. д. В этом случае облегчается возможность приспособить существующие помещения для выполнения работ, связанных с использованием газового топлива. Для помещений категории А такие решения недопустимы: металлические конструкции подлежат заделке в бетон и оштукатуриванию (до сообщения необходимой огнестойкости), то же относится к перегородкам, стенам и заполнению проемов.

Вокруг аппаратов, работающих на природном газе, необходимо создать зоны, подлежащие особой охране (для предотвращения возможности взрыва). Размеры этих зон и требования, которые предъявляются к размещенному в них электрооборудованию, регламентируются «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ-76). В соответствии с этими правилами класс зоны вокруг установки с природным газом, если она находится в помещении, должен быть принят В 1а, а если вне помещения — В1г.

Читать далее:

Категория: - Газобалонное оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Экономика эксплуатации газобаллонных автомобилей
Требования по технике безопасности для слесаря по ремонту газобаллонной аппаратуры
Требования по технике безопасности для водителя ГБА
Правила наполнения баллонов и отпуск СПГ
Требования техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании ГБА
Приборы для контроля за газовоздушной средой
Испытания газовой системы питания автомобиля после переоборудования
Переоборудование автомобиля для работы на СПГ
Подготовка автомобиля к переоборудованию
Переоборудование бензиновых автомобилей в газобаллонные


Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности при работе с газовым топливом"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы