Строительные машины и оборудование, справочник





Тормозная система автогрейдера

Категория:
   Трансмиссии автогрейдеров


Тормозная система автогрейдера

Автогрейдеры оборудуются гидравлической или пневматической тормозной системой, предназначенной для торможения задних ведущих колес. Кроме того, они снабжены и стояночным тормозом с механическим приводом, установленным в трансмиссии. Гидравлическими колесными тормозами, как правило, оборудуются легкие и средние автогрейдеры, а пневматическими — тяжелые.

Гидравлическая тормозная система. Имеет много общего с тормозными системами автомобилей, срабатывает от действия педали, но для усиления этого действия в тормозной системе предусмотрен гидроусилитель. Она состоит из педали (рис. 8.9), главного тормозного цилиндра с гидроусилителем, четырех колесных колодочных тормозов, системы трубопроводов и гибких шлангов. С помощью педали, на которую нажимает машинист, поворачивается вертикальный рычаг, одно плечо которого давит на толкатель 1гидроусилителя, а к другому прикреплена возвратная пружина, возвращающая педаль в исходное положение при отсутствии нагрузки от ноги машиниста.

Гидроусилитель, подключенный к общей гидросистеме автогрейдера, изготовлен в сборе с главным тормозным цилиндром, действие которого он и усиливает. В корпусе гидроусилителя (рис. 8.10) расположен поршень, внутри которого может перемещаться золотник под действием толкателя. На толкатель через рычаг передается усилие от педали. В корпусе просверлены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости и находится перепускной предохранительный клапан. К корпусу гидроусилителя присоединен главный тормозной цилиндр, снабженный своим поршнем, клапанами и емкостью для тормозной жидкости. Золотник с поршнем гидроусилителя соосны с поршнем главного тормозного цилиндра и могут на него воздействовать при перемещении их педалью. Смысл работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра можно уяснить из рис. 8.10.



Без нажатия педали (рис. 8.10, а) рабочая жидкость, поступающая от гидронасоса в гидроусилитель по каналу в полость А перед поршнем, проходит по пазу в золотнике в полость Б за поршнем и уходит на слив. При этом поршень главного тормозного цилиндра неподвижен, а компенсационное отверстие связывает емкость В тормозного цилиндра с подпоршневой полостью. При нажатии на педаль (рис. 8.10,6) толкатель 6 перемещает золотник гидроусилителя и паз золотника, обеспечивающий слив рабочей жидкости, перекрывается поршнем.

Рис. 8.9. Гидравлическая тормозная система:
1 — педаль; 2— возвратная пружина; 3— гидроусилитель; 4 — тормозной цилиндр; 5 — шланг; 6 — трубопровод; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр; 9 — рычаг; 10 — толкатель

Рис. 8.10. Схема работы гидроусилителя и главного тормозного цилиндра: -корпус главного тормозного цилиндра; 2— корпус гидроусилителя; 14, 17, 18—пружины; 4 — перепускной клапан; 5 — золотник; толкатель; 7 — рычаг; 8 — ось; 9 — поршень гидроусилителя; 11 — тормозного цилиндра; 12, 13—клапаны; 15 — тормозная жидкость; в к компенсационное отверстие; 10 — от гидронасоса: 11—на слив; III — колесные тормозные цилиндры

В полости гидроусилителя А гидронасосом создается давление до 3 МПа, под действием которого поршень перемещается влево, приводя в движение поршень 11 главного тормозного цилиндра, который перекрывает компенсационное отверстие 16, после чего в полости Г создается давление тормозной жидкости. Под действием давления открывается клапан 13 и тормозная жидкость поступает в колесные тормозные цилиндры. При нажатии педали до упора, когда поршням уже перемещаться некуда, рабочая жидкость (рис. 8.10, г) перепускается на слив через предохранительный клапан 4, который отрегулирован на требуемое давление порядка 3 МПа. Возврат педали сопровождается обратным ходом поршней и золотника под действием пружин 17 и 18, расположенных внутри тормозного цилиндра и гидроусилителя, а тормозная жидкость возвращается в тормозной цилиндр (рис. 8.10, в). Данная тормозная система в аварийных случаях при повреждении гидросистемы может работать без участия гидроусилителя от педали, но усилие на ней большое.

Колодочные тормоза (рис. 8.11) по конструкции идентичны известным автомобильным колодочным гидравлическим тормозам. Они имеют расположенные внутри тормозного барабана две тормозные колодки с наклепанными или приклеенными снаружи фрикционными накладками, рабочий тормозной цилиндр, раздвигающий колодки при поступлении в полость цилиндра тормозной жидкости, возвратные пружины и регулировочные устройства, способствующие установлению между тормозным барабаном и колодками в расторможенном состоянии зазора в 0,2…0,5 мм.

Пневматическая тормозная система. Включает компрессор 6 (рис. 8.12) с регулятором давления, ресивер с предохранительным клапаном, тормозной кран, колесные пневмоцилиндры дисковых тормозов и трубопроводы. Эта тормозная система является частью общей пневматической системы автогрейдера, куда входят еще система централизованной подкачки шин и пневмопривод стеклоочистителя. Компрессор и ресивер предназначены для питания всей пневмосистемы автогрейдера.

Рис. 8.11. Колесный колодочный тормоз:
1, 7 – колодки; 2, 5 – возвратные пружины; 3 – тормозной цилиндр- 4, 6 — регулировочные устройства цилиндр

Рис. 8.12. Пневматическая тормозная система

Компрессор, используемый на тяжелом автогрейдере, установлен непосредственно на двигателе и приводится от него. Он двухцилиндровый, поршневого типа с одноступенчатым сжатием, снабжен воздухоочистителем и регулятором давления, который автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе за счет впуска или выпуска воздуха из разгрузочной камеры, расположенной в головке компрессора. При достижении давления 0,7…0,75 МПа регулятор отключает подачу воздуха компрессором в ресивер, а при 0,5…0,6 МПа включает вновь.

Дисковые тормоза входят в конструкцию привода колес обособленных ведущих мостов. Они состоят из пакетов тормозных дисков, включающих ведущие, ведомые и нажимные диски. Со стороны нажимных дисков располагаются пневмоцилиндры с поршнями, Действующими на пакеты через нажимные диски. Ведущие диски имеют металлокерамическую поверхность. При рас- тормаживании нажимной диск отходит под действием пружин.

Тормозной кран обеспечивает одновременное включение колесных тормозов. Приводится в действие тормозной кран тормозной педалью. Он состоит (рис. 8.13) из корпуса, подпружинного поршня, расположенного во внутренней полости корпуса, подпружинного вертикального толкателя, полого штока, в который толкатель упирается, и подпружинного клапана, расположенного под штоком, двуплечего рычага, один конец которого связан с толкателем, а другой — с педалью. Работу клапана можно проследить на рис. 8.13. В расторможенном состоянии (а) толкатель вместе с поршнем и полым штоком подняты вверх.

Рис. 8.13. Тормозной кран:
1 — корпус; 2— рычаг; 3— толкатель; 4 — шток; 5 — клапан; 6, 7, 9— пружины; 8 — поршень; 1 — от компрессора (ресивера); II— в пневмоци- линдр тормоза; III — из пневмоцилиндра тормоза; IV— в атмосферу

При этом поршень отделяет верхнюю полость А, связанную с атмосферой, от полости Б, но воздух все же имеет возможность поступать из полости Б, связанной с тормозными пневмо- цилиндрами, в полость А через нижний торец полого штока, по его каналу и наклонным отверстиям на другом конце штока. Причем полость В, связанная с ресивером (компрессором), под действием пружины перекрыта клапаном. Как только нажимается тормозная педаль (рис. 8.13,6), рычаг перемещает толкатель вниз, а с ним поршень и полый шток. Когда торец штока упирается в клапан, прерывается связь между полостями Б и Л, а при дальнейшем движении штока клапан открывается, обеспечивая доступ в полость Б сжатого воздуха из ресивера (компрессора) через полость В. Из полости Б воздух под давлением поступает в колесные пневмоцилиндры. Происходит торможение колес. При отпускании педали пружины возвращают клапан, шток и толкатель в исходное положение, а воздух из колесных цилиндров уходит через полости Б и А в атмосферу.

Стояночный механический тормоз. Применяется на автогрейдерах для торможения машин во время стоянки, на уклонах, при авариях. Используются ленточные и колодочные стояночные тормоза. Пример конструкции ленточного тормоза представлен на рис. 8.14. Он состоит из тормозного шкива, установленного на валу коробки передач, тормозной стальной ленты с фрикционными накладками, охватывающей тормозной шкив снаружи, системы рычагов, тяг и пружин управления лентой и опорного кронштейна для крепления ленты относительно вращающегося шкива. Срабатывание тормоза происходит при перемещении машинистом рукоятки с собачкой вдоль зубчатого сектора, сопровождающемся перемещением связанных с рукояткой тяг, последняя из которых поворачивает специальный кулак, воздействующий на торцы ленты, сближая их. Тем самым убирается первичный зазор (0,7… 1 мм), имеющийся между лентой и шкивом, и фрикционные накладки прижимаются к шкиву, тормозя его. При переводе рычагов в исходное положение пружины, расположенные между торцами ленты, способствуют раздвижению торцов и освобождению шкива.

Рис. 8.14. Ручной ленточный тормоз:
1 — рукоятка; 2— зубчатый сектор; 3— вал коробки передач; 4 — шкив; 5 — фрикционная накладка; 6 — лента; 7 — пружины; 8 — кулак

Колодочный стояночный тормоз отличается от ленточного тем, что для торможения используется внутренняя поверхность шкива и вместо ленты применены две тормозные колодки (наподобие колесных тормозных колодок) , раздвигаемые с помощью эксцентрика.

Читать далее:

Категория: - Трансмиссии автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины