Строительные машины и оборудование, справочник




Тракторные колеса и шины трактора

Категория:
   Тракторы-2



Тракторные колеса и шины трактора

Колеса передают весовую нагрузку остова трактора непосредственно на опорную поверхность. К ведущим колесам от двигателя подводится крутящий момент. При взаимодействии этих колес с опорной поверхностью вращательное движение колес преобразуется в поступательное движение трактора. Ведомые колеса под действием толкающею усилия остова преобразовывают поступательное движение своих осей во вращательное (качение колес). Как правило, ведомые колеса являются управляемыми, они поворачиваются относительно остова.

На большинстве колесных тракторов задние веду!дие колеса большего размера, чем передние. Это вызвано большей нагрузкой на ведущие колеса (примерно 70…75% от всей массы) тракторов с колесной формулой 4 х 2. На колесных тракторах 4×4 стремятся к более равномерному распределению массы трактора по колесам, в связи с чем размеры передних и задних колес многих таких тракторов (например, Т-150К, К-701) одинаковые.

Колесо состоит из двух основных частей: внутренней жесткой и наружной упругой.




Жесткая часть колеса — это ступица, диск и обод. На обод устанавливают упругую пневматическую шину, во внутреннюю полость которой накачивают воздух.

Ступица (рис. 1, а) ведущего колеса трактора жестко крепится на выступающих из остова концах полуосей. Такое крепление предусматривает возможность сравнительно легкого изменения места крепления по длине полу-оси. Ступица (рис. 1, б) управляемого колеса устанавливается на двух конических подшипниках на невращающейся поворотной цапфе. Колесо закрепляют на цапфе гайкой. Этой же гайкой и регулируют подшипники колеса.

Рис. 1. Колеса трактора: а — ведущее; б — управляемое; 1 — ступица; 2 — диск; 3 — обод; 4 — пневматическая шина в сборе; 5 — полуось; 6 — поворотный кулак; 7 — цапфа; Ь — сальник; 9 — подшипники; 10 — гайка; 11 — колпак; 12 — легкосъемные грузы

На дисках тракторных колес могут крепиться дополнительные легкосъемные грузы (рис. 1, а).

Оболы тракторных колес глубокие. Глубокий обод имеет высокую бортовую часть, которая наделено удерживает пневматическую шину.

Пневматическая шина является упругой частью колеса. Ока состоит из камеры, ободной ленты и покрышки (рис. 2, а) или только из одной покрышки (рис. 2, б).

Камера выполняется из тонкой эластичной резины в виде кольца круглого сечения. Воздух накачивается во внутреннюю полость камеры через вентиль. При монтаже пневматической шины камера закладывается внутрь покрышки, которая предохраняет камеру от механических повреждений. Чтобы исключить механические воздействия стального обода на камеру, между ободом и камерой устанавливают изолирующую резиновую ободную ленту 8.

Покрышка (рис. 2, а) состоит из каркаса, заканчивающегося бортами с металлическими проволочными кольцами, боковин, подушечного слоя и протектора. Каркас — это основа покрышки, состоит из нескольких слоев особо прочной нордовой ткани. Боковины представляют собой сравнительно тонкий слой резины, накладываемой на каркас с боков. Прочными и достаточно жесткими бортами покрышка удерживается на ободе колеса. Металлические проволочные кольца в бортах повышают жесткость и прочность покрышки.

С опорной поверхностью шина контактирует протектором. Протектор должен быть износостойким и обеспечивать надежное сцепление колеса с опорной поверхностью. Поэтому он представляет собой толстый слой резины, внешняя поверхность которого имеет выступы. Размеры и конфигурация этих выступов бывают весьма разнообразными. На тракторах повышенной проходимости выступы крупные, высокие, чаще всего расположены в виде елочки.

Наиболее интенсивно изнашивается в шинах протектор. При ремонте шин в первую очередь восстанавливают протектор путем наращивания нового слоя резины и формовки на нем рисунка.

Давление воздуха в шинах направляющих колес тракторов составляет 0,10…0,27, ведущих — 0,08…0,20 МПа.

Рис. 2. Пневматические шины: а — камерная на плоском ободе; б — бескамерная на глубоком ободе; 1 и 6 — борта; 2 — каркас; 3 — боковина; 4 — подушечный слой; 6 — протектор; 7 — камера; 8 — ободная лента; 9 и 10 — фиксирующие кольца

Рис. 3. Основные размеры пневматической шины

При техническом обслуживании трактора проверяют состояние шин, давление воздуха в них и надежность затяжки гаек колес.

Покрышки не должны иметь повреждений и вздутий, не допускается износ протектора до полного исчезновения рисунка.

Давление воздуха в шинах следует проверять только манометром; другие методы контроля давления воздуха в шинах (вдавливанием монтажной лопатки, ударом по шине и т. п.) не допускаются. Как пониженное, так и повышенное давление воздуха в шинах снижает эффективность работы трактора и приводит к интенсивному износу шин.

Крепление колес должно быть особо надежным.

Следует помнить, что от технического состояния пневматических шин и колес зависит не только эффективность, но и безопасность эксплуатации колесных машин.

При длительной стоянке тракторы необходимо установить на подставки, чтобы разгрузить шины. Во избежание быстрого старения резины следует предохранять покрышки и камеры от попадания солнечных лучей. В помещениях для хранения покрышек и камер необходимо поддерживать температуру от минус 10° до 20° С при относительной влажности воздуха 50…80%.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины