Строительные машины и оборудование, справочник





Устройство корыта в земляном полотне и укладка основания дорожного покрытия

Категория:
   Устройство автомобильных дорог


Устройство корыта в земляном полотне и укладка основания дорожного покрытия

Устройство корыта. Материалы дорожного основания (песок, гравий, щебень) и дорожного покрытия укладывают в корыто. Оно представляет собой выемку глубиной до 0,35—0,4 м вдоль оси земляного полотна. Корыта отрывают, как правило, автогрейдерами.

В зависимости от принятой технологии сооружения земляного полотна и покрытия, а также высоты насыпи корыто устраивают в готовом земляном полотне или одновременно с возведением земляного полотна.

В готовом полотне корыто обычно устраивают (рис. 77), когда покрытие предполагают укладывать не сразу после возведения полотна.



Рис. 77. Устройство корыта в готовом земляном полотне:

Для устройства корыта грунт срезают из верхней части насыпи круговыми двухсторонними проходами автогрейдера и перемещают на обочины. При первом проходе по оси корыта грунт срезаютотвалом на 12—15 см ниже отметки. Дна корыта и вторым проходом этот грунт перемещают на обочину в виде выемки. Третьим проходом грунт вынимают при заглублении отвала на расстоянии 1 м от оси корыта и глубину на 3—5 см ниже дна корыта. Четвертым проходом оба валика разравнивают на обочине. Пятый проход самый ответственный — снимают грунт по границе края корыта и обочины. При этом угол на клона отвала должен быть не более 6°, угол захвата 40—45° и грунт, сбрасываемый концом отвала, укладывается на обочину вприжим уплотняясь в месте перехода ее в корыто. Для четкого определения границы обочины при пятом проходе целесообразно сделать разбивку борта корыта, выставив на расстоянии 15—20 м колышки. При шестом проходе окончательно отделывают стык обочины и корыта, а последующими двумя проходами отделывают и профилируют дно корыта. При этих операциях можно применять удлинитель отвала, что позволит сократить число проходов.

Когда дорожную одежду предполагают уложить вслед за возведением земляного полотна, корыто под покрытие устраивают сразу. В зависимости от высоты насыпи возможны разные способы устройства корыта.

Рис. 78. Устройство корыта с одновременным возведением насыпи:
а — отсыпка обочин, б — профилирование корыта, в — схема устройства корыта; 1—19— номера проходов автогрейдера

При невысоких насыпях до 0,3 м отсыпаемый из боковых резервов грунт не перемещают до оси полотна, а укладывают по обочинам, придавая поверхности требуемый уклон (рис. 78). Затем за-резают грунт от бортов и перемещают его отвалом к оси дороги с одновременным разравниванием и планированием до заданного профиля. Угол захвата отвала при разравнивании должен составлять 60—70°, при отделке 50—70°. В процессе отделки обочины автогрейдер должен передвигаться левыми колесами по дну корыта, а правыми — по обочине. Отвал устанавливают таким образом, чтобы излишки грунта удалялись в сторону от корыта.

В насыпях высотой более 0,3 м корыто устраивают следующим образом. Нижний слой насыпи укладывают обычным способом и уплотняют. Верхние слои от оси дороги до границ будущего корыта укладывают вполуприжим, а на обочинах — вприжим. При этом отсыпанный слой на обочинах получается выше насыпи корыта. Верхушки валов в зоне корыта срезают и перемещают к обочинам. Дальнейшую работу по устройству корыта выполняют в обычной последовательности.

Если земляное полотно сооружают в выемках, корыто устраивают на полную глубину при помощи скреперов, которые удаляют грунт за пределы выемки. Окончательная отделка и планировка корыта при этом выполняются автогрейдерами.

Укладка основания дорожного полотна. К операциям по устройству и отделке корыта можно отнести и укладку дорожного основания.

В качестве материала для основания обычно применяют щебень и гравий, которые распределяют с помощью автогрейдеров по дну корыта. Материал для основания завозят любыми транспортными средствами (самосвалами, землевозами, скреперами) и разгружают на одной из сторон проезжей части или вдоль оси корыта таким образом, чтобы не мешать проезду этих машин.

Материал по дну корыта разравнивают послойно круговыми проходами. Отвал устанавливают под углом захвата 45°, углом резания до 50° и углом наклона, равным заданному поперечному профилю. При этом отвал приподнимают на высоту разравниваемого слоя.

После этого поверхность профилируют, для чего отвал устанавливают под углом захвата 60—90°, а угол резания — 60°. Профилирование ведут круговыми проходами, начиная от бровки корыта. Длина захваток для укладки материала оснований — не менее 300 м. Для обеспечения разворотов автогрейдеров в конце участка организуют съезды с насыпи.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины