Строительные машины и оборудование, справочник




Виды технического обслуживания трактора

Категория:
   Тракторы Кировец



Виды технического обслуживания трактора

В процессе работы трактора происходит непрерывное изменение его технического состояния из-за износа деталей, нарушения начальных регулировок, ослабления крепежных соединений и т. п. Для поддержания трактора в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации применяется планово-предупредительная система технического обслуживания.

В настоящее время установлены следующие виды технического обслуживания тракторов: ежесменное техническое обслуживание (ЕО); плановые — техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 3 (ТО-3) и сезонное. Выполнение плановых технических обслуживании контролируется по отработанным двигателем моточасам или количеству израсходованного топлива.

Общие указания по организации технического обслуживания трактора




Техническое обслуживание составляет значительную часть в общем объеме работ по поддержанию трактора в технически исправном состоянии в процессе эксплуатации. С увеличением мощности и производительности тракторов дороже становится их простой.

Выполнение операций технического обслуживания самим трактористом приводит к большим простоям машин, низкому качеству работ, а также не дает возможности механизировать труд исполнителей. Поэтому возникла необходимость перехода на новую форму организации технического обслуживания по принципу разделения труда механизаторов.

В ремонте специализация внедряется давно и в настоящее время стала основой организации ремонтного производства. В области организации технического обслуживания машинно-тракторного парка этот принцип стал внедряться сравнительно недавно, но уже доказал свои преимущества перед старым способом проведения данных работ.

При новой организации на тракториста возлагается выполнение операций ежесменного технического обслуживания. Операции плановых технических обслуживаний должны выполняться специализированными звеньями мастеров-наладчиков. Мастера-наладчики, имея в своем распоряжении необходимые контрольные приборы, приспособления и средства механизации, могут проводить техническое обслуживание быстрее и качественнее. Тракторист в это время может выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором, операции ежесменного обслуживания или отдельные операции плановых ТО под руководством мастера-наладчика.

Существующие средства механизации позволяют повысить производительность труда при выполнении технического обслуживания тракторов более чем на 20%. Распространенные в настоящее время средства механизации пригодны и для тракторов К-700.

Механизированные заправочные агрегаты M3-3904 и M3-3905T предназначены для заправки топливом, маслами, водой, а также для накачки шин и подготовки трактора к хранению. Механизированный агрегат M3-3904 смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-бЗ или ГАЗ-51А и может обслуживать 20—25 тракторов в день. Агрегат M3-3905T смонтирован на шасси двухосного тракторного прицепа, агрегатируемого с трактором класса 0,9 или 1,4 тс и может обслуживать 16—18 тракторов.

Агрегаты технических уходов (АТУ) позволяют механизировать многие операции плановых технических обслуживании ТО-1 и ТО-2 в полевых условиях, например мойку и очистку трактора и сельскохозяйственных машин, дозаправку топливом, маслом и водой, накачивание шин, удаление масла из полостей, смазку узлов консистентными смазками и т. п. Агрегаты имеют необходимые для регулировок и технической диагностики приборы, а также набор слесарного инструмента.

Для наружной очистки машин и деталей, выдачи смазочных материалов, окраски машин, привода пневматического инструмента и накачки шин используется сжатый воздух. В агрегатах технических уходов и на стационарных пунктах технического обслуживания для получения сжатого воздуха применяют компрессорную установку М-155-1.

Для наружной мойки применяются: в полевых условиях — агрегаты технических уходов, а на пунктах технического обслуживания — моечные установки 5ВСМ (модель 1112), которые развивают давление воды до 15—20 кгс/см2 (1,5—2 МПа).

Применение для смазки специального оборудования позволяет исключить потери и загрязнение нефтепродуктов и сократить продолжительность простоя машины при проведении ТО.

Маслораздаточная колонка 367М предназначена для заправки маслом с одновременным учетом количества выдаваемого масла. Производительность 8 л/мин, высота всасывания насосной установки 3 м.

Установка для централизованной смазки и заправки (модель 359) позволяет производить смазку солидолом и заправку маслами двух сортов. Приводится в действие от сети сжатого воздуха с давлением 5—8 кгс/см2 (0,5—0,8 МПа).

Маслораздаточный насос-дозатор 03-1559 служит для заправки трактора маслами из металлических бочек порциями определенного объема.

Электромеханический солидолонагнетатель 03-972 (СПЭМ-250) используют на постах технического обслуживания для механизированной смазки солидолом через пресс-масленки. В бункер солидолонаг-нетателя вмещается 21 кг солидола, производительность 250 см3/мин. Давление солидола на выходе из пистолета 210—215 кгс/см2 (21 — 21,5 МПа).

Кроме того, пригодно и другое оборудование, предназначенное для механизированной смазки и выдачи нефтепродуктов.

Ежесменное техническое обслуживание трактора проводят до начала смены на стане бригады (отделения, фермы). Допускается проведение обслуживания на месте работы.

При техническом обслуживании выявляют и устраняют неисправное ги трактора. Тракторы, не прошедшие технического обслуживания, не допускаются к дальнейшей эксплуатации.

В случае необходимости при проведении плановых технических обслуживаний выполняют отдельные ремонтные работы, как правило, не связанные с разборкой трактора. Не рекомендуется в полевых условиях вскрывать двигатель, трансмиссию, топливную аппаратуру, гидросистемы и электрооборудование. Допускается производить замену агрегата, узла новым или отремонтированным (из обменного фонда). Сложные контрольно-регулировочные операции по обслуживанию агрегатов топливной аппаратуры, гидросистем и электрооборудования должны производиться в ремонтных мастерских районных (межрайонных) отделений «Сельхозтехника» или в ремонтных мастерских хозяйств, оборудованных необходимыми стендами и измерительными приборами.

При подготовке трактора к работе необходимо: провести ежесменное техническое обслуживание; при использовании системы предпускового обогрева убедиться в отсутствии ледяных пробок в трубопроводах от котла обогрева к двигателю, а также льда и топлива в котле; произвести пуск и прогрев двигателя; проверить работу двигателя, механизмов управления трактором, тормозов, гидросистемы навески, освещения и сигнализации.

При работе на тракторе следует следить за показаниями приборов, цветом выхлопных газов, обращать внимание на ненормальный шум и стуки в двигателе, агрегатах трансмиссии и ходовой части.

После окончания смены необходимо: заглушить двигатель и проверить на слух продолжительность вращения (выбег) роторов центрифуги и турбокомпрессора; заправить трактор топливом; в зимнее время слить отстой из топливных фильтров и охлаждающую жидкость из систем охлаждения и предпускового обогрева.

При заправке топливом и маслом необходимо обращать внимание на состояние заливных фильтров горловин баков, а также на чистоту отверстия в пробке топливного бака.

Перечень операций технического обслуживания трактора

При описании операций периодических технических обслуживаний сначала изложено требование о выполнении операций предыдущего обслуживания (более низкого номера), а затем указаны остальные операции данного технического обслуживания.

Ежесменное техническое обслуживание. Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить путем внешнего осмотра комплектность и состояние наружных креплений всех узлов и агрегатов трактора, состояние шин, а также отсутствие течи охлаждающей жидкости, топлива, масла и электролита.

Проверить уровень масла и дозаправить картер двигателя, корпуса топливного насоса и регулятора. Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и при необходимости долить.

Слить конденсат из воздушных баллонов, а в зимнее время — по 0,1 л топлива из топливных фильтров грубой и тонкой очистки.

Техническое обслуживание № 1. Обмыть трактор. Выполнить операции ежесменного технического обслуживания. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней генератора, компрессора и насоса системы охлаждения.

Проверить надежность крепления стартера, воздухоочистителя, всасывающих трубопроводов двигателя, колес, герметичность соединений эжектора, давление воздуха в шинах. В зимнее время проверить работу предохранительного клапана пневматической системы.

Слить отстой из топливного бака, фильтров тонкой и грубой очистки топлива. Промыть фильтр центробежной очистки масла. Смазать подшипники насоса системы охлаждения. При использовании механизма отбора мощности проверить уровень масла и дозаправить картер односкоростного редуктора. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях, состояние клемм, вентиляционных отверстий, при необходимости долить дистиллированную воду.

Через каждые 120 моточасов, или одно ТО-1, произвести обслуживание воздухоочистителя II ступени.

В условиях сильной запыленности обслуживание воздухоочистителя следует проводить при ТО-1, а при наличии снежного покрова не производить совсем.

Техническое обслуживание № 2. Выполнить операции ТО-1. Промыть фильтр грубой очистки масла двигателя, заменить фильтрующие элементы и промыть корпуса фильтров турбокомпрессора, тонкой и грубой очистки топлива. Заменить масло в системе смазки двигателя. При уменьшении давления масла в подшипниках турбокомпрессора ниже допустимого обслуживание его фильтра произвести ранее указанного срока.

Проверить уровень масла в баке гидросистем навесного оборудования и управления поворотом, в картерах коробки передач, промежуточной опоры, главных и конечных передач ведущих мостов.

Смазать шлицы карданных валов, опоры кулаков тормозов, пальцы гидроцилиндров подъема и поворота, подшипники балки передней опоры двигателя и натяжного устройства привода компрессора.

Проверить состояние, очистить и промыть фильтр и крышку горловины топливного бака.

Подтянуть крепления фланцев карданных валов. Проверить и при необходимости отрегулировать стояночный тормоз и ход штоков тормозных камер колесных тормозов. На тракторах, используемых на транспортных работах, проверку хода штоков тормозных камер проводить при ТО-1.

Проверить состояние клемм, вентиляционных отверстий, уровень электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей, при необходимости подзарядить или заменить на заряженные. Смазать неконтактные части клемм и наконечники проводов техническим вазелином. Проверить состояние и очистить контактные кольца, щетки и щеткодержатели генератора.

Дополнительно через каждые 480 моточасов, или через одно ТО-2, надо выполнить следующие операции: проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива, подтянуть болты крепления турбокомпрессора к картеру маховика и фильтра турбокомпрессора к всасывающему коллектору двигателя. Снять с двигателя форсунки и проверить их в мастерской на давление начала впрыска и качество распыла топлива. Промыть фильтр гидравлической системы коробки передач.

Техническое обслуживание №3. Выполнить операции ТО-2. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме, снять с двигателя стартер и выполнить его техническое обслуживание.

Произвести проверку регулируемого напряжения реле-регулятора в мастерской. Проверить правильность показаний контрольных приборов по эталону.

Проверить и при необходимости отрегулировать шарниры тяг следящего устройства. Проверить регулировку свободного хода рычагов тормозного крана.

Промыть фильтры гидравлических систем навесного оборудования и управления поворотом, сапуны коробки передач и ведущих мостов. Смазать вертикальный и горизонтальный шарниры рамы, рычаги тормозов и шарниры тяг следящего устройства.

Проверить работу механизмов трактора на холостом ходу и под нагрузкой.

Дополнительно через каждые 2000 моточасов, или через одно ТО-3, снять для проверки топливный насос высокого давления и в случае необходимости подрегулировать его. На новом двигателе первую проверку и подрегулировку топливного насоса производят не раньше чем через 3000 моточасов. В этот период не разрешается нарушать заводскую пломбировку двигателя.

Дополнительно через каждые 3000 моточасов, или два ТО-3, снять головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара; если нужно, притереть клапаны. Осмотреть состояние вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала и поршневых колец, при необходимости заменить их.

Проверить легкость вращения ротора турбокомпрессора, при необходимости снять и разобрать турбокомпрессор, очистить и промыть его детали.

Сезонное техническое обслуживание. При переходе к осенне-зим-нему периоду эксплуатации выполнить операции очередного технического обслуживания. Заменить топливо и масло летних сортов на зимние. Промыть топливный бак и топливные фильтры. Проверить Уровень масла в картере редуктора рулевого управления.

Установить аккумуляторные батареи с зимней плотностью электролита, а винт сезонной регулировки реле-регулятора — в положение «3» (зима).

Разобрать воздухоочиститель I ступени и продуть циклоны сжатым воздухом.

Снять рессоры с трактора и разобрать их. Очистить листы рессор от грязи и ржавчины и смазать. Собрать рессоры. Проверить состояние резиновых подушек. Установить рессоры на трактор.

Промыть систему охлаждения двигателя и при необходимости удалить накипь, заправить систему водой или антифризом. Проверить работу: термостатов, дистанционных термометров, системы предпускового обогрева, отопителя кабины, пневматической системы тормозов. Закрепить на тракторе утеплительный чехол.

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации выполнить операции очередного технического обслуживания. Заменить топливо и масло зимних сортов на летние. Промыть систему охлаждения двигателя, удалить накипь и заправить ее водой.

Довести плотность электролита в аккумуляторных батареях до летней. Установить винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л» (лето). Проверить работу пневматической системы тормозов. Снять с трактора утеплительный чехол.

Читать далее:

Категория: - Тракторы Кировец


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины