Строительные машины и оборудование, справочник





Зачерпывающие захваты

Категория:
   Грузозахватные устройства


Зачерпывающие захваты

Погрузчики общего назначения применяются для перегрузки навалочных, сыпучих, неслеживающихся мелкокусковых (уголь, зерно, калийная соль, жмых и др.), а также лесных грузов. Они оборудуются специальными захватами автоматического действия, обеспечивающими взятие груза путем одностороннего или двустороннего зачерпывания. К ним относятся захваты ковшовые, грейферного и бульдозерно-грейфер-ного типа.

Ковшовые захваты. К ним относятся навесные грузозахватные устройства, обеспечивающие взятие груза путем одностороннего зачерпывания. Наиболее широко распространены в отечественной и зарубежной практике ковшовые захваты напорного действия с гидравлическим приводом. Известны ковшовые захваты с нижним и верхним центром поворота ковша, с различными способами зачерпывания (однократным и многократным) в зависимости от рода перегружаемого груза.

Ковшовый захват с нижним центром поворота получил широкое распространение. В СССР такие захваты изготавливаются заводами к погрузчикам 4043, 4045 и 4004.



Рис. 1. Ковшовый захват с нижним центром поворота к автопогрузчикам 4043 и 4045: 1 — ковш; 2 — кронштейн; 3 — палец; 4 — гидроцилиндр; 5 — каретка погрузчика; 6 — палец; 7 — кронштейн; 8 — болт; 9 — опорный кронштейн

Ковшовый захват к автопогрузчику 4043 (рис. 1) состоит из ковша формы трехгранной призмы, размеры которого ограничены тяговым усилием на ведущих колесах погрузчика порожнем. Ковш не имеет специальной рамы и шарнирно крепится на выносных кронштейнах на нижней балке грузовой каретки погрузчика. Поворот ковша, осуществляемый в основном для удержания груза при транспортировании и опрокидывании при разгрузке, производится с помощью гидроцилиндра двустороннего действия, шарнирно связанного с ковшом и кареткой. Зачерпывание независимо от кратности выполнения операции осуществляется за счет глубокого горизонтального внедрения режущей кромки в отвал штабеля ходом погрузчика с последующим зачерпыванием определенной массы груза. Степень заполнения ковша зависит от условий работы погрузчика и свойств груза. Независимо от известных способов зачерпывания (рис. 2), осуществляемых различными приемами работы, процесс работы отрицательно влияет на отдельные узлы, вызывая быстрый износ и выход из строя погрузчика. Это существенный недостаток данных ковшовых захватов.

Рис. 2. Способы зачерпывания ковшовым захватом погрузчика: а — с однократным внедрением; б — ступенчатый; в — с частичным совмещением движений; г — ступенчатый с непрерывным подъемом ковша

Ковшовый захват с верхним центром поворота и боковой разгрузкой не имеет недостатков, присущих ковшовым захватам с нижним центром поворота. Кроме того, в отличие от известных с верхним центром поворота, этот захват может поворачивать ковш в обе стороны от оси погрузчика, что позволяет ему работать в стесненных условиях, в крытых вагонах.

Захват (рис. 3, а), разработанный Балтийским ЦПКБ к электропогрузчику 4004М, для механизации вагонных перегрузочных работ состоит из следующих узлов: опорной плиты с гнездами для разворота ковша и поворотной каретки с кронштейнами, шарнирно связанными с ковшом. Вынесенный на кронштейнах верхний центр поворота ковша вследствие выдвинутой вперед кривой зачерпывания обеспечивает хорошее заполнение ковша при незначительном первичном заглублении в штабель, без необходимости сильного разгона для создания напорного усилия. Зона зачерпывания при этом в 2—3,5 раза больше зоны зачерпывания ковша с нижним центром поворота. Задняя крышка ковша откидная и фиксируется простым устройством в исходном положении. Для освобождения ковша достаточно небольшого поворота его вверх. При этом натягивается цепочка, поворачивается задняя крышка, и груз свободно высыпается из ковша. Поворот ковша для зачерпывания и разгрузки осуществляется двумя гидроцилиндрами.

Рис. 3. Ковшовый захват с верхним центром поворота и боковой разгрузкой к электропогрузчику 4004М: а — захват без груза в повернутом на 90° положении; б — выгрузка захватом фосфатной муки из крытого вагона

Поворотная каретка под действием телескопического гидроцилиндра. шарнирно связанного с опорной плитой и поворотной кареткой, может разворачивать ковш в горизонтальной плоскости на 90° относительно продольной оси погрузчика. Ковш поворачивается в ту или другую сторону относительно оси гнезд опорной плиты, для чего необходимо в них предварительно вставить пальцы. Выбор стороны поворота ковша и ее

изменение при необходимости, диктуемые условиями работы, осуществляются только простой перестановкой пальцев.

На рис. 3, б показана работа ковшового захвата при выгрузке фосфатной муки из крытого вагона.

В зарубежной практике к погрузчикам общего назначения применяются ковшовые захваты напорного действия с нижним центром поворота ковша.

Грейферные захваты. Кроме захватов напорного действия, к которым относятся ковшовые, погрузчики общего назначения оборудуются грузозахватными устройствами грейферного типа, зачерпывающими груз с двух сторон. Конструкция их аналогична крановым двухчелюстным грейферам, однако привод в действие осуществлен с помощью гидроцилиндров.

Рис. 4. Грейферный захват к автопогрузчику 4008: 1 и 10 — челюсти; 2, 3 и 9 — пальцы; 4 и 7 — тяги; 5 — верхняя головка; б — гидроцилиндр; 8 — нижняя головка

Грейфер к автопогрузчику модели 4008, изготавливаемый Львовским заводом, применяется при перегрузке круглого леса на железнодорожных станциях, лесоперевалочных складах и др.

Захват состоит из верхней рамки, подвешенной на цепях к безблочной стреле автопогрузчика. Между швеллерами рамки штоками вниз установлены два гидроцилиндра. Штоки соединены с нижней рамкой, к которой шарнирно прикреплены челюсти. Тяги шарнирно соединены с верхней рамкой и челюстями. При выдвижении штоков челюсти размыкаются, а при втягивании — смыкаются.

Тот же грейферный захват может быть приспособлен для перегрузки сыпучих навалочных грузов, для чего в челюсти вставляются металлические щитки, которые закрепляются шпильками.

Несмотря на преимущество грейферных захватов (безударный режим работы и, следовательно, отсутствие динамических нагрузок на погрузчик), они не нашли широкого применения на перегрузке навалочных грузов из-за их большого веса и плохого заполнения при взятии груза на откосах штабеля.

Бульдозерно-грейферный захват. Разновидностью захватов этого типа является бульдозерно-грейферный захват к автопогрузчику, разработанный Харьковским институтом инженеров железнодорожного транспорта. Захват (рис. 5) состоит из двух челюстей, шарнирно подвешенных на кронштейне в виде безблочной стрелы, установленной на каретке погрузчика. Прилегающая к каретке бульдозерная челюсть движением погрузчика (грузоподъемник отклонен назад) внедряется на небольшую глубину в отвал груза. Верхняя—грейферная челюсть при помощи гидроцилиндра опускается и замыкается с нижней. В результате дополнительного подгребания груза грейферной челюстью осуществляется хорошее заполнение захвата, причем трансмиссии погрузчика защищена от больших нагрузок при зачерпывании груза. Испытания захвата в эксплуатационных условиях показали хорошие результаты.

Рис. 5. Бульдозерно-грейферный захват к автопогрузчику 4043

Рис. 6. Клещевой захват для круглого леса к автопогрузчику 4045Л: 1 — рама захвата; 2 — нижняя челюсть; 3 — верхняя челюсть; 4 — ось поворота челюстей; 5 — гидропилинлры захвата

Клещевой захват. Такой захват для круглого леса выпускается Львовским заводом к автопогрузчику 4045Л. Захват (рис. 98) выполнен в виде рамы из двух стоек, навешиваемых на каретку погрузчика. На стойках имеются отверстия, в которые пропущена ось. На оси шарнирно крепятся верхняя и нижняя челюсти. Верхняя прижимная челюсть имеет возможность поворачиваться на 140°, меняя тем самым площадь зева захвата от 0,5 до 1,5 м2.

Наличие перепускного клапана в гидроприводе позволяет поворачивать челюсть вверх на 140° независимо от величины раскрытия зева. Нижняя челюсть выполнена в виде сварной коробчатой рамы, внутри которой подвешены стандартные вилы автопогрузчика с установленными сегментами. Нижняя челюсть может поворачиваться вниз на 30° и вверх на 90°, что обеспечивает хорошую разгрузку и захват леса из штабеля. Привод верхней челюсти осуществляется одним гидроцилиндром, нижней — двумя. Используются гидроцилиндры ковшового захвата. При установке челюсти в крайнее верхнее положение автопогрузчик может работать нижней челюстью как вилочным подхватом.

Рис. 7. Принципиальная схема гидропривода автопогрузчика 4045Л: 1 — гидронасос; 2 — аварийный клапан; 3 — регулирующий клапан; 4 — гидроусилитель руля; 5 — упорная планка верхней челюсти; 6 — перепускной клапан; 7 — цилиндр подъема; 8 — цилиндр подъема верхней челюсти; 9 — цилиндр нижней челюсти; 10 — цилиндр наклона грузоподъемника: 11 — перепускной клапан; 12 — предохранительный клапан; 13 — гидронасос; 14 — бак рабочей жидкости; 15 — золотник управления подъемом; 16 — золотник управления нижней челюстью; 17 — золотник управления наклоном грузоподъемника; 18 — золотник управления верхней челюстью; 19 — гидрораспределитель

Преимущество этой конструкции клещевого захвата — наличие поворотной, вынесенной вверх нижней челюсти. Это позволяет зачерпывать груз в два раза больший по объему, чем при работе стандартным вилочным подхватом. Автопогрузчики выпускаются Львовским заводом с четырехсекционным гидрораспределителем (рис. 7).

Читать далее:

Категория: - Грузозахватные устройства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины