Боковые зажимы являются одним из широко распространенных типов навесных грузозахватных устройств к погрузчикам общего назначения. Они предназначены для перегрузки способом двустороннего сжатия значительной номенклатуры тарно-штучных грузов, имеющих пневматические или цилиндрические формы и допускающие сжатие без ущерба для качества и товарного вида. К таким грузам относятся: киповые (хлопок, шерсть, джут, целлюлоза и др.), бочковые (с достаточной прочностью тары, транспортируемые вертикально), бумага в рулонах, некоторые виды ящиков. Перегрузка этих грузов с помощью боковых зажимов позволяет комплексно механизировать все звенья технологического процесса и исключить использование поддонов или прокладок.
Боковые зажимы состоят из трех (иногда из двух) основных узлов: специальной каретки с гидравлическим приводом перемещения рабочих органов, с набором сменных коромысел и колодок, механизма поперечного перемещения каретки относительно продольной оси погрузчика.
Применяемые в настоящее время боковые захваты по конструктивному исполнению можно подразделить на два типа: с параллельным перемещением лап; с перемещением лап по дуге.
По конструкции механизма привода боковые захваты с параллельным перемещением лап могут быть подразделены на следующие подгруппы:
— с двумя расположенными в раме гидроцилиндрами, перемещающими ползуны, к которым присоединены лапы (ползуны перемещаются по направляющим рамы);
— с двумя гидроцилиндрами, перемещающими на выдвижных цилиндрических салазках ползуны, к которым присоединяются лапы;
— с двумя гидроцилиндрами, помещенными внутри коробчатых ползунов, к которым присоединяются лапы.
Прототипом, относящимся к первой подгруппе, является боковой захват к автопогрузчикам 4045 грузоподъемностью 5 тс. Захват состоит из неподвижной рамы, навешенной на грузовую каретку погрузчика. В ней имеется подвижная рама, перемещаемая на роликах в поперечном направлении по отношению к продольной оси погрузчика. Перемещение производится гидроцилиндром, закрепленным корпусом шарнирно к неподвижной раме и штоком к раме смещения. На раме смещения параллельно расположены два гидроцилиндра, перемещающих ползуны. К ползунам крепятся в нескольких положениях лапы. На лапы надеваются рабочие органы в виде коромысел с шарнирными колодками в зависимости от рода перегружаемого груза. Посредине рамы закреплен металлический лист, который предотвращает соприкосновение перегружаемых грузов с гидроцилиндрами.
Для одного из рабочих движений захвата используется свободный золотник гидрораопределителя, предназначенный для работы ковшом, для другого необходим дополнительный золотник. Захват используется для перегрузки бумаги в рулонах, кип хлопка и целлюлозы без поддонов.
Из-за недостаточного сцепления между соприкасаемыми кипами целлюлозы при сжатии посредине подвижной рамы захвата установлен коробчатый клинообразный штырь. При работе боковым захватом со средним штырем между внутренними гранями кип в пакете оставляется зазор. После ввода в зазор среднего штыря пакет сжимается и транспортируется к месту укладки, где сначала раздвигаются лапы с коромыслами, а затем ходом погрузчика назад выводится штырь. Подобный захват, но без поперечного перемещения каретки выполнен в модификации к электропогрузчикам КВЗ грузоподъемностью 1,5 тс.
Несмотря на широкое распространение, боковые захваты данной конструкции имеют следующие недостатки:
— выступающие направляющие мешают взятию груза у стенок склада или вагона и укладке его в плотный штабель;
— ступенчатая установка рабочих органов на ползунах; непригодность для создания однотипных захватов ко всем типам погрузчиков, поскольку уменьшение типового ряда по грузоподъемности и обеспечение необходимого раздвижения приведет к значительным габаритам и весу навесного оборудования;
— наличие специальной рамы для поперечного перемещения отдаляет центр тяжести груза и снижает грузоподъемность.
Боковые захваты второй подгруппы широко известны в основном в зарубежной практике, а также имеются в отечественной. Они применяются в Ленинградском морском порту на электропогрузчиках 4004 и КВЗ для перегрузки бумаги и бочек.
Основа бокового захвата, его каретка (рис. 3), представляет собой раму с цилиндрическими направляющими, по которым перемещаются цилиндрические салазки с закрепленными на концах ползунами. Движение ползунов обеспечивается двумя параллельно расположенными гидроцилиндрами. Лапы со сменными колодками для грузов крепятся болтами к ползунам.
На рис. 73 показан боковой гидравлической захват подобной конструкции к электропогрузчикам 4004 для перегрузки бочек. Посредине каретки установлен плоский штырь с вогнутой поверхностью внутренних граней, что позволяет более надежно удерживать бочки при транспортировании. Рабочие органы имеют незначительную толщину для возможности ввода в зазоры между плотно стоящими бочками. Аналогичной конструкции рабочие органы применяются на боковых захватах фирмы «Esslin-gen» (ФРГ). Лапы у них выполнены из высокопрочной стали с 100 шарнирными колодками, причем имеется набор рабочих органов и для перегрузки четырех бочек (два ряда в плане) со средним прямым штырем. Фирма «Hyster» (США) изготавливает захват для четырех бочек без среднего штыря.
Боковые захваты фирмы «Steinbock» (ФРГ) имеют набор сменных рабочих органов, навеска которых осуществляется с помощью специальных быстросъемных кронштейнов.
Оригинальны сменные рабочие органы специальной конструкции у бокового захвата фирмы «Esslingen» (ФРГ) для перегрузки без поддонов картонных коробок. Перегрузка без повреждения тары обеспечивается за счет равномерного распределения усилия сжатия и небольшого удельного давления за счет обхвата большой площади. При максимальной грузоподъемности 910 кГ усилие сжатия равно 1200 кГ, при 1475 кГ— 1530 кГ, при 2050 кГ — 2180 кГ. Внутренняя поверхность шарнирных плоскостей облицована резиной с большим коэффициентом трения. Для предотвращения повреждения соседних коробок в штабеле при заезде на концах лап с тыльной стороны имеются специальные направляющие.
Аналогичный захват для перегрузки картонных коробок без поддона изготавливается фирмой «Hyster» (США).
Несмотря на большое разнообразие сменных рабочих органов, обеспечивающих перегрузку нескольких видов груза, конструкция такого типа каретки имеет следующие недостатки:
— наличие выступающих направляющих за пределами рабочих органов при взятии наименьших габаритов грузов, препятствующих захвату или укладке грузов у стенок вагона или склада;
— при создании однотипных захватов с большим раздвижением лап величина выступающих направляющих будет значительной; ступенчатая навеска рабочих органов; отсутствие поперечного перемещения захвата. Боковые захваты третьей подгруппы известны только в отечественной практике. Они созданы Балтийским ЦПКБ и с успехом применяются в морских портах на электропогрузчиках 4004М грузоподъемностью 0,75 тс.
Захват состоит из основания, подвижной каретки с направляющими и ползунов с лапами. Основанием захват навешивается на грузовую каретку погрузчика, а по направляющим перемещаются ползуны с лапами. Перемещение ползунов обеспечивается гидроцилиндрами, помещенными внутри их, в результате чего и достигается значительная величина раздвижения лап при малых габаритах каретки. При таком конструктивном исполнении шдроцилиндры соединены последовательно, причем для обеспечения возмещения утечки рабочей жидкости (перетекание жидкости из одной полости гидроцилиндра в другую) в конструкции их предусмотрено компенсирующее устройство. Перемещаемые ползуны с лапами обеспечивают перегрузку различных грузов способом токового сжатия. Непосредственно соприкасающиеся с грузами рабочие органы представляют собой съемные шарнирные колодки, конструктивно различающиеся в зависимости от рода груза. Поперечное перемещение подвижной каретки на 165 мм осуществляется гидроцилиндром, закрепленным одним концом к основанию захвата, другим — к подвижной каретке.
Этот боковой захват, выполненный к электропогрузчику 4004М, предназначен для работ в крытых вагонах. Для эффективного использования в условиях плотной укладки грузов лапы выполнены из высокопрочной легированной стали и имеют на конце толщину 28 мм. Такие лапы позволяют перегружать, например, кипы целлюлозы, хлопка и штапельного волокна, а при замене колодок и бумагу в рулонах в вертикальном положении. При замене лап захват может использоваться и на перегрузке металлических бочек с гофрами. К преимуществам такого захвата относятся:
— значительное раздвижение ори малых габаритах каретки, причем лимитирующими являются ширина погрузчика и наименьшая величина раздвижения лап, определяемая габаритами груза;
— наличие поперечного перемещения захвата относительно продольной оси погрузчика, способствующего значительному сокращению маневрирования при работе;
— компактность благодаря размещению гидроцилиндров в ползунах;
— отсутствие выступающих частей по обе стороны каретки при захвате наименьшего по габаритам груза в пределах ширины погрузчика, благодаря чему обеспечивается плотная укладка или взятие у стенки вагона или штабеля груза;
— способность производить укладку грузов в плотных штабелях за счёт малой толщины лап.
Боковые захваты с перемещением лап по дуге известны в отечественной и зарубежной практике. Свердловским заводом им. М. И. Калинина выпускается боковой захват к электропогрузчику модели 4004.
Захват состоит из рамы, навешиваемой на грузовую каретку погрузчика. На концах рамы шарнирно присоединены два рычага, приводимые в действие гидроцилиндром. Рабочие органы выполнены в виде кронштейнов с шарнирными сменными колодками. Кронштейны посажены на цапфы, свободно вращающиеся в ступицах рычагов и фиксируемые стопорными болтами.
Захваты широко применяются на перегрузочных работах со штучными грузами (кипы, бумага в рулонах) в крытых вагонах.
Аналогичный боковой захват выпускается фирмой «Hans Still» (ФРГ) к погрузчикам модели «Muli». Захват имеет набор сменных рабочих органов для кип и ящиков, бочек и других грузов цилиндрической формы.
К основным недостаткам этих захватов относятся:
— малая величина раздви-жения, ограничиваемая шириной рамы;
— относительно большой вес по сравнению с захватами с параллельным перемещением лап;
— отсутствие поперечного перемещения;
— относительно малая грузоподъемность в сравнении с захватами с параллельным перемещением лап;
— значительная толщина кронштейнов (лап) и сложность соединения их с рычагами.
К преимуществам относится плавающее положение рабочих органов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Боковые зажимы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы