На автомобилях ВАЗ установлена аккумуляторная батарея 6СТ55, состоящая из шести свинцовых элементов, соединенных последовательно.
Аккумуляторная батарея установлена под капотом в гнезде, закрепленном на брызговике правого колеса.
Батарея состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке и состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами.
Малая толщина и большая пористость сепараторов обеспечивают малое внутреннее сопротивление батареи и тем самым позволяют получить большую силу разрядного тока при низких температурах.
Каждый отсек закрыт крышкой с отверстиями по краям для прохода полюсных выводов и с центральным резьбовым отверстием для заливки электролита и контроля его уровня. Центральное отверстие закрыто пробкой 3 (рис. 209) с отверстиями, через которые выходят газы, образующиеся в батарее.
Элементы батареи соединены между собой мостиками. Крышки отсеков и соединительные мостики залиты мастикой, которая хорошо герметизирует отсеки батареи и предохраняет соединительные мостики от повреждений.
Крайние элементы батареи имеют конусообразные полюсные выводы для подсоединения наконечников проводов. На положительном полюсном выводе имеется знак « + ».
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние
В запасные части батареи поступают без электролита. Приводить батареи в рабочее состояние необходимо в следующем порядке.
Отвернуть пробки и в зависимости от конструкции батареи удалить их уплотнения или срезать с пробок вентиляционные выступы.
Залить в батарею электролит с температурой от + 15 до + 25 °С.
Плотность заливаемого в батарею электролита, приведенная к 25 °С, должна быть: для районов с умеренным климатом — 1,27—1,29, а для районов с тропическим климатом—1,22— 1,24 г/см3.
Выдержать батарею 2 ч, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом, затем проверить плотность электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/см3, то батарею после проверки уровня электролита следует досуха протереть и можно устанавливать на автомобиль. Если плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/см3, то батарею необходимо подзаряжать током 5 А в течение примерно 5 ч при температуре электролита в начале зарядки не выше 27° С. Если температура электролита выше, то батарею следует охладить. Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних 2—3 часов зарядки будут оставаться постоянными.
Устройство
Рис. 1. Поперечный разрез аккумуляторной батареи по наливному отверстию: I — корпус аккумуляторной батареи; 2— уплотни-тельная мастика; 3 — пробка с вентиляционными отверстиями; 4 — горловина наливного отверстия; 5 —полюсный вывод; 6 — нормальный уровень электролита
При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее увеличения выше 40 °С. Если температура достигнет 40 °С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27 °С.
Если в конце зарядки плотность электролита отличается от нормальной (1,28 г/см3 — для районов с умеренным климатом и 1,22 г/см3 — для тропиков), то ее необходимо довести до нормы, как указано ниже.
Зарядку батареи после заливки электролита следует выполнять обязательно, если:
— батарея не использовалась в течение 24 ч после заливки в нее электролита;
— первоначальная эксплуатация батареи будет происходить при тяжелых условиях — в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т. д.;
— батарея хранилась больше 6 месяцев с даты выпуска.
Если батарея будет эксплуатироваться при температуре ниже 0 °С, то после заливки электролита ее рекомендуется подзаряжать силой тока 15А в течение 15 мин.
Техническое обслуживание
Батарея (особенно ее верхняя часть) должна быть всегда чистой и сухой. Очищать батарею следует щеткой с жесткой щетиной, не допуская попадания внутрь элементов грязи и пыли. Если на поверхность батареи пролит электролит, то его следует вытирать чистой ветощью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или соды.
Следует не допускать попадания электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к коррозии. Такие места следует зачищать и окрашивать кислотостойкой краской.
Полюсные выводы (особенно положительный), наконечники и зажимы следует периодически (не реже, чем через 10 000 км пробега) очищать щеткой, обмывать теплой водой и смазывать техническим вазелином.
Необходимо следить за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи, проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита; проверять и прочищать вентиляционные отверстия в пробках.
Гайки крепления наконечников проводов необходимо затягивать или отвертывать только гаечным ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя. Не допускается ударять по наконечнику провода, чтобы снять или надеть его на вывод, или дергать за провод. Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.
Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней (если автомобиль не находится в эксплуатации) необходимо проверять уровень электролита.
Не реже одного раза в 3 месяца или при участившихся отказах в пуске двигателя следует проверять степень заряженности батареи замером плотности электролита.
Если автомобиль длительное время не эксплуатируется, то батарею ежемесячно следует подзаряжать.
Проверка уровня электролита. При эксплуатации аккумуляторных батарей уровень электролита постепенно понижается, так как вода испаряется.
Не следует допускать чрезмерного понижения уровня электролита вследствие того, что верхние кромки пластин при этом оголяются и под воздействием воздуха подвергаются сульфатации, а это приводит к преждевременному отказу в работу аккумуляторной батареи. Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду.
Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание электролита, то доливать необходимо электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.
Нормальный уровень электролита для батареи, имеющей заливную горловину (тубус), должен доходить до нижнего края отверстия в тубусе, как показано на рис. 209. Для батарей, не имеющих тубуса, уровень электролита следует определять стеклянной трубкой. При этом уровень должен быть на 5—10 мм выше предохранительного щитка.
Уровень не должен быть больше нормального, так как электролит будет выплескиваться из элементов при выделении газов, попадать на наконечники, выводы, металлические части автомобиля и вызывать их коррозию.
Проверять степень разряженности батареи следует только измерением плотности электролита. Проверка состояния батареи нагрузочной вилкой категорически запрещается, так как это приводит к повреждению заливочной мастики и нарушению герметичности батареи.
Если температура электролита отличается от 25 °С, то к показаниям ареометра следует прибавить (при температуре выше 25 °С) или отнять (при температуре ниже 25 °С) температурную поправку, которая равна 0,01 на каждые 15 С, а именно:
Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем па 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и подзарядить.
Чтобы не получить ошибочных результатов, не следует замерять плотность электролита в следующих случаях:
— при ненормальном уровне электролита;
— если электролит слишком горячий или слишком холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15—25 °С;
— после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого потребуется даже несколько часов;
— после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита;
— при «кипящем» электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в колбу денсиметра, поднимутся на поверхность.
Доведение плотности электролита до нормы. В конце зарядки батареи устанавливается постоянная в течение нескольких часов плотность электролита, иногда отличающаяся от нормальной. В этом случае следует довести плотность электролита до нормы.
Если плотность электролита больше нормальной, то из элемента следует отобрать часть электролита, долить взамен дистиллированной воды, выждать, пока электролит перемешается, и снова замерить плотность. Если плотность электролита низкая, то следует доливать электролит плотностью 1,40 г/см3.
Хранение батареи. Новая, сухозаряженная и не залитая электролитом батарея должна храниться в сухом проветриваемом помещении при температуре не ниже + 15° С в защищенном от прямых солнечных лучей месте. Перед установкой батареи на хранение следует плотно закрыть пробками отверстия элементов. Срок хранения сухозаряженной батареи не более 12 месяцев. Если батарею необходимо хранить дольше, то ее надо залить электролитом и зарядить.
Если автомобиль длительное время будет бездействовать, то батарею следует снять с автомобиля, зарядить и поставить на хранение в сухое проветриваемое помещение с температурой по возможности от минус 20 °С до 0.
Ежемесячно необходимо проверять уровень электролита и при его понижении доливать дистиллированную воду, а также подзаряжать батарею силой тока 5 А в течение 2—3 ч, а каждый третий месяц — разряжать до 10,5 В разрядной силой тока 2,75 А с последующей зарядкой.
Хранить батарею в разряженном состоянии категорически запрещается, так как это приводит к сульфатации пластин и полной потере работоспособности батареи.
Причины ненормального разряда. Если происходит разряд батареи во время эксплуатации (кроме длительных стоянок автомобиля, когда батарея подвергается саморазряду), значит, существуют ненормальные условия работы.
Основные причины разряда следующие:
— неисправность системы зарядки (генератора и регулятора напряжения);
— утечка тока из-за повреждений изоляции электрооборудования, которые часто возникают при подключении новых потребителей (специальные звуковые сигналы, противотуманные фары и т. д.), так как при выполнении этих операций нетрудно повредить изоляцию. Утечку тока можно проверить с помощью миллиамперметра, для этого его следует последовательно соединить с наконечником положительного провода аккумуляторной батареи с одной стороны и положительным выводом аккумуляторной батареи с другой стороны; проверить при всех отключенных потребителях силу тока, которая не должна превышать 1 мА;
— подключение новых потребителей владельцем автомобиля. Имеется определенный запас в балансе электроэнергии, поэтому подключение некоторых потребителей может быть допустимым, но в определенных пределах;
— короткие пробеги автомобиля с частыми остановками или продолжительное движение на четвертой передаче на низких скоростях. В этом случае аккумуляторная батарея разряжается очень быстро ввиду частого использования стартера и того, что генератор развивает только часть мощности, на которую он рассчитан, так как коленчатый вал двигателя, а следовательно, и ротор генератора вращается на пониженной скорости. Для предотвращения этого необходимо включать низшие передачи при низких скоростях движения, чтобы поддерживать генератор на нормальном режиме;
— сульфатированная батарея с короткозамкнутыми или разряженными элементами.
Примечание. Отсоединение и присоединение наконечника провода положительного вывода батареи следует выполнять при предварительно отсоединенном отрицательном проводе (массы) от батареи.
Зарядка с помощью внешних средств. Учитывая вышеуказанное, операция зарядки внешними средствами (выпрямителями постоянного тока) является необходимой только в случае длительных простоев автомобиля или ненормальных условий работы. Рекомендуется придерживаться следующих правил: сняв батарею с автомобиля, очистить ее (особенно верхнюю часть) и проверить уровень электролита;
— включить батарею в цепь зарядки;
— во время зарядки рекомендуется систематически контролировать степень заряженности батареи с помощью автомобильного денсиметра;
— после зарядки батареи снова очистить ее, протереть от попавшего на ее поверхность электролита и смазать выводы техническим вазелином.
—
Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания током приборов электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала и при неработающем двигателе. Она состоит из шести свинцово-кислотных двухвольтовых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, что обеспечивает получение в цепи рабочего напряжения в 12В. Бак батареи изготовляется из кислотоупорной пластмассы и разделяется перегородками на шесть отделений, в каждом из которых помещаются элементы аккумуляторов.
Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных пластин, изолированных друг от друга сепараторами, изготовленными из пористых пластмасс. Пластины отливаются в виде решеток из свинца с добавлением 7—8% сурьмы для механической прочности. В решетку пластин впрессовывают активную массу, приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца — свинцового сурика и свинцового глета для положительных пластин и свинцового порошка — для отрицательных пластин. В целях увеличения емкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления в аккумуляторе имеются несколько одноименных пластин, соединяемых вместе в полублоки, заканчивающиеся выводными полюсными штырями.
Полублоки с положительными и отрицательными пластинами собираются в блок, образуя аккумуляторный элемент. При этом положительные пластины располагаются между отрицательными, поэтому последних всегда на одну больше, что, в частности, предохраняет крайние положительные пластины от коробления и разрушения. Для предупреждения короткого замыкания между положительными и отрицательными пластинами устанавливаются сепараторы из микропористой пластмассы. Ребристой стороной сепараторы ставятся к поверхности положительных пластин. Сверху пластины покрываются перфорированным пластмассовым предохранительным щитком. Собранный аккумуляторный элемент помещают в отдельный процесс соединения будет происходить на поверхности, вызывая разбрызгивание кислоты, что может причинить ожоги тела и испортить одежду. При приготовлении электролита необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук. В случае попадания серной кислоты на кожу нужно до оказания медицинской помощи осторожно ватой снять кислоту и промыть пораженное место воды, а затем 5%-ным раствором соды.
Действие аккумуляторной батареи заключается в следующем. При пропускании через батарею постоянного тока (заряд) в аккумуляторах происходит химический процесс преобразования электрической энергии в химическую, что выражается в изменении состава активной массы (на положительных пластинах образуется перекись свинца, а на отрицательных — губчатый свинец) и увеличении плотности электролита. При разряде происходит обратный химический процесс, сопровождающийся понижением плотности электролита. При этом активная масса на тех и других пластинах превращается в сернокислый свинец.
Рис. 2. Аккумуляторная батарея:
Каждый аккумулятор закрывается крышкой, имеющей два отверстия для выхода полюсных штырей и отверстие для заливки электролита, которое закрывается резьбовой пробкой. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее внутреннюю полость аккумулятора с атмосферой. Зазоры между крышками и стенками бака заполняются битумной мастикой. Аккумуляторы соединяются между собой при помощи свинцовых перемычек. Полюсные штыри крайних аккумуляторов (плюсовой и минусовой) предназначены для присоединения в цепь электрооборудования автомобиля.
В аккумуляторы заливается электролит, состоящий из химически чистой серной кислоты (H2S04) и дистиллированной воды. Приготовление электролита осуществляется в кислотоупорной посуде (свинцовой, керамической, пластмассовой) путем вливания кислоты в воду. Вливание воды в кислоту недопустимо, так как аккумулятор при 20-часовом режиме разряда, температуре электролита 30°С и начальной плотности электролита 1,285 г/см3, до напряжения 1,7 В. Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (А • ч) и зависит от количества и размера параллельно соединенных пластин, силы разрядного тока, а также от температуры электролита. Чем больше размер и количество пластин, меньше сила разрядного тока и выше температура электролита, тем больше емкость аккумулятора. При понижении температуры электролита емкость уменьшается на 1% на каждый градус. Например, если номинальная емкость батареи при 30 °С равна 55 А • ч, то при 0° С она уменьшается на 30% и составит 38 А • ч, а при минус 20 °С уменьшится на 50% и будет только 27 А • ч. Емкость одного аккумулятора и батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, одинакова.
Аккумуляторные батареи имеют на перемычках обозначения, определяющие их характеристику. На вс?} изучаемых автомобилях устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-55ЭР. В маркировке первая цифра обозначает число аккумуляторов в батарее, буквы СТ — батарея стартерного типа, число после букв — номинальную емкость батареи в А • ч при 20-часовом режиме разряда. Последние буквы обозначают материал бака (Э — эбонит, материал сепараторов Р — мипор).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторная батарея автомобиля ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы