Отопление салона обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторе отопителя, который включен в систему охлаждения параллельно основному радиатору. Отопитель крепится в салоне под панелью приборов четырьмя гайками к болтам, приваренным к коробке воздухопритока. Эта коробка располагается в моторном отсеке на щитке передка кузова и герметизируется от попадания задымленного воздуха резиновым уплотнителем.
Наружный воздух поступает под заднюю кромку капота в коробку воздухопритока перед ветровым стеклом. Дождевая вода в коробке воздухопритока отделяется пластмассовым водоотража-тельным щитком, стекает на дно коробки, а оттуда в моторный отсек через два резиновых клапана. Эластичные клапаны не допускают подсоса воздуха из моторного отсека.
Подогретый в отопителе воздух направляется в салон через систему воздухопроводов, которые крепятся снизу к панели приборов, и по воздухопроводу внутренней вентиляции. Воздухопроводы под панелью уплотняются прокладками.
Отопитель состоит из правого и левого пластмассовых кожухов, которые по периметру соединяются между собой скобами крепления. Для уплотнения кожухов в пазы закладывается специальный жгут. В кожухах имеется ряд перегородок и заслонок. Последние обеспечивают необходимую степень подмешивания подогретого в радиаторе воздуха и направления его в нужную зону салона.
Для принудительной подачи воздуха в салон сверху отопителя двуми винтами крепится электровентилятор. Его можно снимать и со стороны моторного отсека, предварительно отсоединив провода. Электровентилятор состоит из двух пластмассовых кожухов, к которым крепится электродвигатель типа 45.3730. На его валу устанавливается рабочее колесо вентилятора. Для получения необходимой частоты вращения рабочего колеса имеется дополнительный резистор, который крепится винтом с левой стороны в отверстие кожуха отопителя. Две спирали резистора обеспечивают три частоты вращения рабочего колеса: первую — когда включены обе спирали, вторую — при включении одной спирали и третью, максимальную (до 4000 об/мин) — при включении электродвигателя без резисторов.
Радиатор подогрева воздуха устанавливается в кожухах отопителя, крепится тремя винтами к правому кожуху и уплотняется пенополиуретановой прокладкой. Радиатор отопителя состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух пластмассовых бачков. Трубки и охлаждающие пластины изготавливаются из алюминия. Для повышения теплоотдачи радиатора в трубки вставляются полипропиленовые турбулизаторы, не допускающие ламинарного движения жидкости.
Рис. 1. Детали капота и замка:
1 – втулка упора капота; 2 – петля капота; 3 – штырь; 4 – нижняя чашка; 5 – крючок; 6 – упор 7 – буферы; 8-стопорная шайба; 9 – пружина крючка: 10 — ось крючка; 11 – верхняя чашка; 12-пружина штыря: 13 – капот: 14 – болт крепления капота; 15-втулка оболочки тяги; 16- ось рукоятки; 17- рукоятка; 18 – уплотнитель тяти замка; 19 — оболочка с тягой замка; 20- держатели тяги замка; 21 — пружина замка
Рис. 2. Отопитель салона:
1 – рычаг заслонки управления отопителем; 2 – левый кожух отопителя; 3 – тяга заслонки обогрева ног; 4 – уплотни-тельиая прокладка радиатора; 5 – радиатор отопителя; «уплотнитель отопителя; 7 – электродвигатель «“кожухи вентилятора; 9 – рабочее колесо; 10 заслонка обогрева ветрового стекла; 11 воздухопровод обогрева ветрового стекла; 12 – воздухопровод бокового сопла; 13 — боковое сопло; 14 тяга заслонки обогрева ветрового стекла 15-центральные сопла; 16- заслонка обогрева ног; 17 – правый кожух отопителя; 18 – рукоятка управления отопителем тяга управления краном; 20 тяга заслонки управления отопителем; 21- рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 22- рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров; 23 — кронштейн рычагов управления 24 — скоба крепления кожухов отопителя; 25 — воздухопровод внутренней вентиляции; 26 окно в кожухе отопителя- 27 – заслонка управления отопителем; 28 – рычаг заслонки обогрева ног
Рис. 3. Детали отопителя:
1 — упругая втулка; 2 — пружинная гайка; 3 — левый кожух вентилятора; 4—электродвигатель; 5 — рабочее колесо; 6—правый кожух вентилятора; 7 — заслонка обогрева ветрового стекла; 8 — заслонка обогрева ног водителя н пассажиров; 9—заслонка управления отопителем; 10 — правый кожух отопителя; 11 — скоба крепления кожухов отопителя; 12 — прокладка радиатора; 13 — радиатор; 14 — хомут; 15 — подводящий шланг; 16 — отводящий шланг; 17 — кран отопителя; 18 — левый кожух отопителя; 19 — резистор; 20 — уплотнительная крышка; 21 — опора оси заслонки управления отопителем
Правый бачок радиатора имеет два патрубка, которые соединяются резиновыми шлангами с краном отопителя. Герметичность соединения шлангов достигается стяжными винтовыми хомутами.
Кран отопителя крепится двумя гайками на щитке передка. В месте крепления крана салон кузова герметизируется от моторного отсека специальным уплотнителем. Кран отопителя подсоединяется к системе охлаждения также резиновыми шлангами. Циркуляция жидкости через радиатор отопителя осуществляется насосом системы охлаждения. Кран состоит из пластмассового корпуса с двумя парами патрубков. В корпусе крана со стороны подводящей магистрали устанавливается на оси пластинчатый клапан крана с отверстием для пропуска охлаждающей жидкости. Рычаг клапана тягой соединяется с рычагом рукоятки управления подогревом воздуха. При повороте рычага отверстие в клапане открывает магистраль для поступления жидкости в радиатор отопителя.
Рис. 4. Схема работы отопителя:
1 — заслонка управления отопителем; 2 — шланги подсоединения радиатора отопителя; 3 — шланги подсоединения крана с системой охлаждения; 4 — кран; 5 —радиатор; 6 — уплотнитель отопителя; 7 — электровентилятор; 8 — воздухопровод обогрева ветрового стекла; 9 — заслонка обогрева ветрового стекла; 10 — заслонка обогрева ног; 11 — заслонка центрального сопла; 12 — центральные сопла; 13 — рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло; 14 — рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров; 15 — рукоятка управления отопителем; 16 — тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 17 — тяга заслонки обогрева ног; 18 — тяга рукоятки управления отопителем; 19 — тяга управления краном; 20 — окно в кожухе отопителя; 21 — воздухопровод внутренней вентиляции
Рис. 5. Кран отопителя:
1 — шланг подвбда жидкости к радйатору отопителя; 2 – клапан; 3 — корпус кранд; 4 — гайка крепления крана; 5 — оболочка с тягой управления краном; 6 — скоба крепления оболочки тяги; 7 — шланг подвода жидкости к крану отопителя; 8 — шланг отвода жидкости от крана; 9 — рычаг клапана; 10 — шланг отвода жидкости от радиатора отопителя
Управление отопителем осуществляется тремя рукоятками, рычаги которых устанавливаются на осях пластмассового кронштейна, крепящегося четырьмя винтами к панели приборов. Со стороны салона кронштейн закрывается облицовкой с соответствующими символами положений рукояток управления отопителем и вентиляцией. Во избежание самопроизвольного перемещения рукояток их рычаги на осях прижимаются фрикционными шайбами. Рукоятки ставятся на концы рычагов и фиксируются за выштамповки. Для снятия рукояток необходимо в месте соединения с рычагом предварительно отогнуть тонким острым инструментом у верхних рукояток верхнюю часть, у нижней — нижнюю часть. Рычаги рукояток тягами соединяются с рычагами привода соответствующих заслонок и с рычагом крана отопителя. Концы оболочек тяг крепятся скобами на кронштейне рычагов управления, кожухах отопителя и корпусе крана.
Рукоятка управления подогревом воздуха воздействует через тяги на рычаг крана и рычаг привода заслонки управления отопителем. При полном перемещении рукоятки вправо открывается кран и заслонка, воздух будет подаваться электровентилятором к радиатору отопителя, через который прогоняется нагретая жидкость. В среднем положении рукоятки кран и заслонка будут находиться в промежуточных положениях, при которых воздух будет проходить как через радиатор, так и минуя его. Этим более надежно обеспечивается необходимая степень подогрева воздуха. При крайнем положении рукоятки кран отопителя и заслонка управления отопителем закрыты, вследствие чего подаваемый в салон воздух подогреваться не будет.
Верхняя левая рукоятка подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров соединяется тягой с рычагом заслонки. При перемещении рукоятки влево открывается заслонка обогрева ног, воздух направляется из кожухов отопителя в окно с левой и правой сторон к ногам водителя и пассажира, находящихся на передних сиденьях, а также по воздухопроводу внутренней вентиляции к ногам пассажиров на заднем сиденье.
Рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло соединяется тягой с рычагом привода заслонки обогрева ветрового стекла, которая перекрывает или открывает путь воздуху через воздухопровод на стекло.
Для подачи воздуха непосредственно в сторону пассажиров, а также на обдув боковых стекол автомобиля отопитель имеет левое и правое боковые сопла и два центральных сопла. В корпусе каждого сопла устанавливается заслонка с уплотнителями из пенополиуретана. Изменяя положение заслонки рычагом, регулируют интенсивность вентиляции. Направление воздушного потока изменяется рычажком, который позволяет повернуть сопло с направляющими, а также лопатки в нужное положение.
Рис. 6. Центральные сопла:
1 – толкатель лопаток сопла; 2 – заслонка левого сопла; 3 — корпус; 4 – ось сопла; 5 — рычаг привода заслонки; 6 – рукоятка лопаток; 7 – ось лопатки; 8 – направляющие лопаток; 9 — лопатки сопла
Вентиляцию и отопление регулируют в зависимости от температуры наружного воздуха. В теплую погоду наружный воздух может поступать в салон следующими путями: в окна передних дверей при полностью или частично опущенных стеклах; в верхние щели воздухопровода обогрева ветрового стекла; в боковые и центральные сопла при открытых заслонках; в окна и воздухопровод внутренней вентиляции. В случае движения автомобиля с небольшой скоростью можно увеличить количество поступающего воздуха, включив электровентилятор отопителя на один из режимов.
Для предохранения ветрового стекла и стекол дверей от запотевания на них направляют Холодный воздух. Чтобы увеличить количество воздуха, подаваемого на стекла, закрывают заслонки центральных и боковых сопел. Если необходимо подогреть поступающий воздух, открывают кран отопителя и заслонку управления отопителем, перемещая вправо рукоятку. При необходимости включают электровентилятор.
При температуре наружного воздуха минус 20 °С отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне на режиме максимального обогрева 20 °С, а в зоне ног 25 °С.
На автомобилях имеется вытяжная вентиляция, отсасывающая воздух из салона кузова. На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях воздух отсасывается в зазоры под обивку крыши (в основном из задней части салона), попадает во внутренние полости центральных стоек, затем через резиновые воздухопроводы в стойках и отверстия в задних кромках облицовок выходит наружу. Отсос осуществляется за счет разрежения, возникающего при движении автомобиля – у задних кромок централь-пых стоек кузова.
На автомобилях ВАЗ-2109 и 21093 вытяжная вентиляция выполнена в задних частях проемов кузова для стекол боковин. Вентиляция осуществляется также за счет разрежения, возникающего у дефлекторов при движении автомобиля. Воздух отсасывается из задней части салона под облицовки дефлекторов, отжимает резиновые клапаны и через отверстия дефлекторов выходит наружу. Резиновые клапаны предотвращают попадание в салон наружного воздуха при боковом ветре.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отопление и вентиляция салона автомобилей ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы