Передние сиденья «анатомические», раздельные, типа кресел, с подголовниками, с бесступенчатой регулировкой наклона спинок. Каждое сиденье устанавливается на двух салазках и качающейся стойке. Стойка устанавливается шарнирно в передних кронштейнах, которые шпильками крепятся к полу кузова. Для облегчения перемещения сиденья вперед стойки имеют два торсиона, нижние концы которых вставляются в отверстия кронштейнов, верхние концы заводятся в упоры, приваренные к стойке. Сиденье может передвигаться вперед и назад на 119 мм.
Основание подушки сиденья состоит из прочных стальных рамок и поддона подушки, штампованного из листовой стали. К поддону приварен усилитель. Основание спинки делается из прочных стальных рамок, к которым крепятся проволочные пружины. Для избежания скрипа концы пружин покрываются слоем полиамидной смолы. Основание спинки нижними звеньями механизма регулирования наклона шарнирно соединяется с основанием подушки.
К основанию спинки привариваются направляющие подголовника. Каркас подголовника штампуется из листовой стали и крепится двумя стопорами в виде хомутов на круглой стойке подголовника. Концы стоек имеют по три выштампо-ванных углубления для фиксации подголовника шплинтами, каждый из которых через прорезь в направляющей прижимается в одно из углублений. Подголовник регулируется вручную как по высоте, так и по углу наклона поворотом на стойке вокруг горизонтальной оси. Снизу подголовник закрывается пластмассовой облицовкой, крепящейся двумя винтами.
Подушка, спинка и подголовник автомобилей ВАЗ-2108 и 21081 имеют набивки из пенополиуретана, подложки и обивку. Обивка изготавливается составной из трикотажного материала «Гработина» или капровелюра. Цвет ее подбирается в зависимости от цвета кузова.
Рис. 1. Переднее сиденье:
1 – основание подушки; 2 — подушка; 3 — спинка; 4 — подголовник; 5 — каркас подголовника; 6 — направляющая подголовника; 7 — шплинт; 8 — облицовка рычага откидывания спинки; 9 — ручка механизма откидывания спинки; 10 — основание спинки; 11 — облицовка механизма регулирования- наклона спинки; 12 — прокладка; 13 — держатель ручки механизма регулирования наклона спинки; 14 — болт крепления держателя; 15 — ручка механизма регулирования наклона спинки; 16 — болт крепления салазок; 17—направляющая салазок; 18 — ручка механизма передвижения; 19 — стойка основания; 20 — передний кронштейн; 21 — шпилька крепления кронштейна; 22 – торсионы
Рис. 2. Салазки переднего сиденья:
1 — фиксатор механизма передвижения внутренних салазок; 2, 10—ползуны; 3 — ось защелки внутренних салазок; 4 пружина защелки; 5 защелка; 6 рычаг защелки; 7 скобы; 8-тяга защелки; 9 кронштейны защелки; II ролик; 12 направляющая наружных салазок; 13 стержень ручки механизма передвижения; 14 — ручка механизма передвижения
На автомобилях BA3-21083, а также на ВАЗ-2109 и 21093 передние сиденья отличаются в основном отдельными элементами обивок подушки и спинки.
Каждое из передних сидений рассматриваемых автомобилей и их модификаций имеет механизмы: передвижения сиденья вперед и назад, регулирования наклона спинки, откидывания спинки вперед.
Механизм передвижения сиденья имеет салазки, состоящие из направляющих и ползунов, которые штампуются из листовой стали. Направляющие крепятся болтами к задним кронштейнам кузова. Ползуны могут перемещаться по направляющим, каждый на двух роликах. Для предохранения роликов от выпадания и ограничения их сближения предусмотрены выштамповки на нижней плоскости в средней ее части и по концам. Ползуны имеют выштамповки на задних концах. В кольцевые выточки роликов устанавливаются резиновые кольца. Смещение ползунов вверх и в стороны ограничивается закраинами ползунов и направляющих. Ползуны шарнирно соединяются с основанием подушки.
Сиденье фиксируется в нужном положении защелками, каждая из которых прижимается пружиной в один из пазов гребенчатого фиксатора механизма передвижения. Фиксаторы привариваются к направляющим. Рычаги защелок внутренних и наружных салазок соединяются между собой тягой. Защелка наружных салазок укреплена на стержне с ручкой механизма передвижения сиденья. Нажатием на ручку выводят защелки из зацепления с гребенчатыми фиксаторами и передвигают сиденье в нужное положение. При отпускании ручки сиденье фиксируется защелками под действием пружин. Согласованность действия защелок внутренних и наружных салазок достигается подгибанием тяги.
Рис. 3. Механизмы регулирования наклона спинки и откидывания спинки переднего сиденья:
1 — крючок; 2— пружина крючка; 3— нижнее звено механизма регулирования наклона спинки; 4—верхнее звено механизма регулирования наклона спинки; 5 – тяга механизма откидывания спинки; 6 — оболочки тяг; 7 — ручка рычага механизма откидывания спинки; 8 — кронштейн; 9 — синхронизатор
Механизм регулирования наклона спинки позволяет поворотом ручки механизма изменять положение спинки. Для отдыха водителя или пассажира спинка переднего сиденья может устанавливаться в наиболее удобное положение. Максимальный угол наклона спинки назад составляет 80 °С от вертикали. Механизм состоит из двух пар верхних и нижних звеньев. Верхние звенья приварены к основанию спинки. Между собой звенья соединены шарнирно с помощью двух эксцентриков и двух зубчатых пар внутреннего зацепления, выштампованных на верхних и нижних звеньях. Верхние звенья имеют по 30 зубьев, нижние — по 29. Зубчатые пары в сборе с эксцентриками — неразборные, техническому обслуживанию и ремонту не подлежат. Звенья прижимаются друг к другу пружинной шайбой. Оба эксцентрика механизма, имеющие квадратные отверстия, соединяются между собой синхронизатором трубчатого сечения с отштампованными квадратами на концах. На две лыски наружных эксцентриков устанавливается держатель, изготовленный из поликарбоната, и крепится болтом к торцу эксцентрика через прокладку. На держатель ставится пластмассовая ручка механизма регулирования наклона спинки. Сбоку механизм закрывается пластмассовыми облицовками.
При повороте ручки оба эксцентрика поворачиваются, обеспечивая отклонение верхних звеньев и в целом спинки переднего сиденья.
Механизм откидывания спинки переднего сиденья автомобилей ВАЗ-2108, 21081 и 21083 обеспечивает удобство посадки пассажиров на заднее сиденье. При этом спинка откидывается вперед, для чего нижние звенья устанавливаются шарнирно на основании подушки. В нормальном положении нижние звенья фиксируются за пальцы основания подушки крючками под действием пружин. Крючки тягами соединяются с рычагом ручки механизма откидывания. Тяги помещены в полиамидные оболочки 6, направляющие которых устанавливаются в кронштейнах, приваренных к основанию спинки. Рычаг ручки закрывается облицовкой.
На автомобилях ВАЗ-2109 и 21093 нет необходимости откидывать спинки. Поэтому на них нет рычагов с ручками и тяг с оболочками. Остальные детали механизма стоят на месте и при необходимости спинку можно откинуть, отжав вручную крючки.
На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях при перемещении ручки механизма откидывания вверх тяги отводят крючки назад и освобождают нижние звенья, после чего имеется возможность отвести спинку сиденья вперед для прохода пассажиров. При возвращении спинки сиденья в нормальное положение крючки стопорят нижние звенья и спинку в целом за пальцы основания подушки. Нормальная работа механизма откидывания спинки обеспечивается изменением длин тяг и надежным креплением их с помощью загибки концов тяг на рычаге и крючках механизма.
Заднее сиденье состоит из подушки и спинки, основания которых изготавливаются из листовой стали. На основания укладываются мягкие набивки из пенополиуретана и обтягиваются обивкой, как и у передних сидений. Крепление обивки достигается загибкой язычков, выштампованных в основаниях подушки и спинки.
На автомобилях BA3-21083, 2109, 21093 заднее сиденье может отличаться лишь формой набивки подушки и спинки.
Для увеличения площади багажного отделения всех рассматриваемых автомобилей заднее сиденье складывается, для этого подушка и спинка крепятся к кузову шарнирно на петлях. Подвижные звенья петель привариваются к основаниям подушки и спинки; каждая из неподвижных петель крепится болтом к кузову. Петли подушки закрываются пластмассовыми облицовками. Спинка сиденья дополнительно имеет сзади пластмассовую панель, которая закрывается ковром черного цвета, общим с ковром багажного отделения. Ковер выполнен из нетканого материала облегченного типа с основой из полиэтилена.
В нормальном положении подушка и спинка сиденья фиксируются замками. Замок подушки состоит из фиксатора, приваренного к полу кузова под подушкой, корпуса замка и защелки с приводом. Корпус приварен к основанию подушки, а на его корпусе на оси устанавливается подпружиненная защелка, которая входит в зацепление с фиксатором. Для подъема подушки необходимо потянуть за капроновую ленту привода замка, соединенную с защелкой, и вывести защелку из зацепления с фиксатором. При опускании подушки защелка автоматически запирается фиксатором.
Замки спинки сиденья крепятся винтами к основанию. В корпусе каждого замка находится подпружиненный язык, который прижимается в выточку фиксатора, закрепленного на каркасе кузова. Для снижения шума конец языка покрыт пластмассой. Ко второму концу языка через отверстие подсоединяется тяга с фиксирующим пластмассовым держателем. Тяги правого и левого замков подсоединяются к общему рычагу замков их привода. Рычаг устанавливается на оси корпуса, который крепится к основанию спинки двумя винтами.
При повороте рычага влево правая и левая тяги отводят языки, освобождая фиксаторы, после чего спинка сиденья может быть уложена на место подушки, увеличивая этим площадь багажного отделения. При поднятии спинки в нормальное положение она автоматически стопорится замками.
На автомобилях ВАЗ-2109 и 21093 при складывании заднего сиденья, чтобы не мешали подлокотники задних дверей, они должны быть открыты.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сиденья автомобилей ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы