Асфальтобетонной смесью (ГОСТ 9128—76) называют материал, получаемый в результате смешивания в смесительных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума, взятых в определенных соотношениях.
Асфальтобетонные смеси применяют для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, городских улиц, площадей^ аэродромов, дорог промышленных предприятий, а также для изготовления бордюрных камней, труб.
Асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера зерен щебня (гравия) или песка подразделяются на крупнозернистые — размер зерен до 40 мм; среднезернистые — до 20 мм; мелкозернистые — до 15 (10) мм; песчаные — до 5 мм.
По условиям укладки смеси подразделяют на горячие, укладываемые нагретыми до температуры не ниже 100—120° С; теплые — не ниже 70—80° С; холодные — не ниже 5—10 °С.
Материалы, применяемые для асфальтобетонных смесей, должны обладать определенными свойствами. Составляющими смесей служат щебень, гравий, песок, битум, минеральный порошок, поверхностно-активные вещества. Для приготовления смеси щебень или гравий сортируют по следующим фракциям: 20—40, 10—20, 10-15, 5(3)—25, 5(3)—15, 5(3)—10 мм.
Песок является мелкой составляющей смеси. Он может быть природным или искусственным, получаемым в результате дробления горных пород. Частицы песка должны быть прочными, содержание в его составе пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3%.
Частицы щебня (гравия) и песка в смесях окружены вяжущим материалом, который состоит из битума, минерального порошка и мельчайших пузырьков воздуха. Удобоукладываемость смеси и качество дорожной одежды зависят от пластичности вяжущего материала и прежде всего от свойств битума.
Применяют нефтяные вязкие и жидкие битумы. Используют в основном вязкие битумы следующих марок: БНД200/300; БНД 130/200; БНД90/130; БНД60/90; БНД40/60. Нефтяные дорожные жидкие битумы применяют в основном следующих марок: БГ70/130; СПЗО/200; СГ70/130 и МГ70/130. При отсутствии жидкого битума его приготовляют из вязкого битума путем смешивания с растворителем.
Минеральный порошок представляет собой смесь твердых частиц преимущественно размером мельче 0,071 мм. Распространен ны искусственно измельченные известняки и доломиты. В качестве минерального порошка можно использовать металлургические шлаки и другие породы.
Минеральный порошок должен содержать определенное количество частиц заданной крупности. Через сита (для шлака и цементной пыли) с указанными размерами отверстий должно проходить по массе: 0,25 мм — 100% порошка; 0,315 мм — не менее 90%; 0,071 мм — не менее 70%.
Битум не одинаково прилипает к поверхности частиц разных горных пород. Для улучшения его прилипания в минеральный порошок при необходимости вводят активирующую смесь, которая представляет собой сочетание поверхностно-активных веществ. Эти вещества улучшают в асфальтобетонной смеси связь битума с поверхностью частиц минерального порошка, повышают производительность смесителей, удобоукладываемость, уплотняемость. В качестве поверхностно-активных веществ используют, например, карбоновые кислоты и соли тяжелых металлов.
Асфальтобетонные смеси приготовляют на асфальтобетонных заводах, основным агрегатом которых является асфальтосмеситель. Составляющие смесей на заводах строго дозируют. Качество приготовления смесей контролируют, проверяя соблюдение установленного времени перемешивания, а также определяя равномерность перемешивания как по внешним признакам, так и лабораторным путем.
Подвижность смеси при выходе из смесителя зависит от вязкости применяемого битума, определяемой температурой, которая указана в табл. 4.
Таблица 4. Температура асфальтобетонных смесей при выходе из смесителя
Горячие смеси обладают наибольшей подвижностью и удобо-укладываемостью и для их уплотнения требуется меньшая работа. Уплотнение этих смесей заканчивается тяжелыми катками. Холодные смеси уплотняются катками, а окончательная плотность достигается под воздействием движущегося транспорта. Преимущество холодных смесей — способность находиться в рыхлом, не слеживающемся длительное время состоянии перед раскладкой.
Материал, полученный в результате уплотнения асфальтобетонной смеси, называется асфальтобетоном. Асфальтобетоны, получаемые из горячих и теплых смесей, разделяются на плотные с остаточной пористостью 2,5—5% и на пористые с остаточной пористостью 5—10%.
Плотные горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от его типа, вида каменного материала и его прочности выпускают марок I, II, III и IV, а холодные — марок I и II.
Основными показателями, которые определяют при контроле качества асфальтобетона в покрытии, являются объемная масса, остаточная пористость, водонасыщение, прочность на сжатие.
Водонасыщение асфальтобетона характеризует количество воды, поглощенное образцом в вакууме. При испытании на водонасыщение используют образцы после определения объемной массы.
Прочность на сжатие определяют, изготовляя несколько образцов. Образцы в сухом состоянии испытывают при температуре 50, 20 или 0 °С, а в водонасыщенном состоянии при 20 °С.
Переформованные образцы изготовляют следующим образом. Образцы — вырубки или керны — нагревают в термостате или песчаной бане. Полученную массу укладывают в формы и уплотняют на прессе.
Пресс включает в себя кассету для одновременного приготовления трех образцов. Формы представляют собой полые стальные цилиндры, в которые входят два вкладыша.
При уплотнении смеси вкладыши перемещаются один навстречу другому. Размеры форм установлены ГОСТ 12801—77 и приведены ниже.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Асфальтобетонные смеси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы