Создание первого в мире реактивного пассажирского самолета (Ту-104, 1956 г.) открыло новую эру гражданской авиации. На смену первому поколению реактивных пассажирских самолетов пришло второе (Ил-62, Ту-154, Як-40 с двигателями в хвостовой части фюзеляжа). Наряду с совершенствованием и пополнением парка самолетов была создана сеть аэровокзалов с системой автоматизации управления. Реактивные самолеты решающим образом повлияли на развитие пассажирских перевозок. Но по мере увеличения веса и скорости самолетов растет и длина необходимых для них взлетно-посадочных полос и соответственно растут размеры аэродромов. Размещение таких аэродромов вблизи городов становится все более затруднительным. А отнесение их на большие расстояния от города (40—50 км) резко обесценивает авиацию как скоростной вид транспорта. Выход из этого положения многие видят в разработке самолетов вертикального взлета и посадки. Кроме того, реактивные самолеты создают большой шумовой фон, загрязняют атмосферу, зависят от метеорологических условий. Каждый полет связан с трудными и небезопасными маневрами взлета и особенно посадки, требуют дорогостоящих аэропортов со сложной системой обеспечения полета. Основную часть пути самолет находится за облаками, и пассажиры не могут наблюдать панораму местности.
Самолетостроение и ее детище — космическое машиностроение оказали влияние на строительство и архитектуру. Имеет ли отношение строгая мраморная колоннада Парфенона к гудящим за облаками самолетам или совсем невидимым космическим станциям? На первый взгляд, не имеет. Тем не менее архитектура, древнейшая область человеческой деятельности, многими нитями связана с одной из самых молодых отраслей машиностроения. Более того, авиация и космическое машиностроение, как это ни парадоксально, оказывает все возрастающее влияние на современную архитектуру во многих аспектах. Жемчужину архитектурной классики Парфенон строили с помощью подъемных блоков и других несложных приспособлений. За прошедшие две с половиной тысячи лет строительная техника развивалась сравнительно медленно, иногда веками сохраняя традиционные материалы и приемы индивидуального проектирования. Родившаяся в начале XX в. авиация развивалась стремительно, не имея традиций, от матерчатых бипланов до современных гигантов, берущих на борт по 500 человек и многотонный груз.
Авиация подготовила почву для качественно новой техники — космической, позволившей человеку осваивать пространства, на сотни-и тысячи километров удаленные от земной поверхности, достичь поверхности Луны и ездить по ней на электромобиле. Возможно^ недалеко время, когда человек ступит на поверхность ближайших планет солнечной системы. Прогрессивная область машиностроения-, ее высокая культура веса, конструкции, технологии, расчетов, сложность функциональных задач подготовили почву и стимулировали развитие дизайна и эргономики. Создали предпосылки для нового формопонимания и восприятия. Все это оказало влияние на архитектурное мышление, зарождение новых идей в архитектуре и дизайне, на методы проектирования и индустриализации строительства, на конструкции и материалы в архитектуре.
Рис. 53. Развитие авиации стимулировало развитие архитектуры аэропортов и аэровокзалов и создало новые условия восприятия застройки с «птичьего полетаСтремительные формы сверхзвуковых самолетов оказывают определенное воздействие на архитектурное мышление
С первых своих шагов легкие расчалочные конструкции матерчатых и фанерных самолетов привлекли внимание прогрессивных архитекторов, которые работали в русле идей конструктивизма и функционализма, пришедших на смену эклектичному копированию архитектурных форм прошлых столетий. Форма этих самолетов в силу самой специфики и назначения машин выражала легкость, возможность преодоления силы тяжести и парения в воздухе. Растянутая тросами конструкция самолета представляла собой самостоятельный организм, не связанный с основанием или фундаментом. Все это наводило на мысль о возможности достижения красоты и выразительности целесообразных, функционально необходимых форм без применения декоративных аксессуаров традиционных архитектурных фасадов, о возможности преодоления привычной неподвижной тяжеловесности традиционных архитектурных форм и материалов, о возможности сделать архитектурные элементы и сооружения не только конструктивно самостоятельными, но и мобильными.
Как уже говорилось, в 20-х годах появился проект мобильного пространственного города, жители которого перемещаются в индивидуальных капсулах-квартирах и одновременно транспортных средствах. Утопичный в условиях голода и разрухи, этот проект и сегодня поражает смелостью и логикой мышления.
Но и для обычных, немаксималистских проектов архитектуры 20-х годов были характерны легкость, функциональная и конструктивная ясность и оправданность форм. В большинстве проектов общественных зданий конструктивистов (И. Леонидов, И. Голосов, братья Веснины, А. Буров, Г. Вегман, В. Владимиров, И. Татлин, М. Гинзбург) широко применялись тросовые растяжки, легкие антенны, прямо ассоциирующиеся с самолетными растяжками тех лет. Натяжные тросовые конструкции получили затем дальнейшее развитие в виде так называемых вантовых конструкций легких безопорных крыш, позволяющих перекрывать большие площади стадионов, спортивных комплексов и т. п.
Спустя десять лет другой прогрессивный архитектор-новатор Ле Корбюзье углубленно изучал конструкции современных ему металлических самолетов с целью использования принципов их конструкций и компоновки в архитектуре, а также новые условия восприятия застройки городов с воздуха.
Предшественниками и современниками первых самолетов были дирижабли и еще раньше монгольфьеры. Характерные формы надувных летательных аппаратов легче воздуха, пластика их объема, сам принцип создания жесткой конструкции путем наполнения воздухом емкости из эластичной пленки сегодня получает свое развитие в виде надувной архитектуры. Эти мобильные, чрезвычайно легкие здания могут широко использоваться и уже используются для быстрого возведения временных ангаров, зерновых складов, выставочных залов и даже производственных помещений. Надувные формы не имеют ничего общего с традиционными архитектурными классическими канонами красоты, но зато обладают собственной выразительностью больших мягких по пластике объемов при восприятии такого крупногабаритного светло-серебристого или яркого цветного здания в природном окружении или же при восприятии своеобразной пластики их внутреннего пространства. Причем характер этой пластики меняется в зависимости от того, создан ли единый объем за счет избыточного внутреннего давления или посредством надувных арок жесткости. Воздух как конструкционный материал используется не только при возведении зданий, но и в весьма перспективной надувной мебели.
Развитие авиации вызвало появление нового типа архитектурных общественных комплексов — аэропорты и аэровокзалы. Характер этих сооружений, их пластика во многом сложились под влиянием форм современных самолетов. Разумеется, речь идет не о прямом копировании формы, хотя такие примеры в истории архитектуры бывали. (Например, французский архитектор Лекё в прошлом веке запроектировал хлев в виде коровы.) Плавные кривые обводы самолетов и их оперения оказали несомненное влияние на формообразование легких и выразительных зданий аэровокзалов. Достаточно вспомнить парящие и стремительные формы крыльев здания аэропорта архит. Сааринена. Выразительная, почти скульптурная пластика наружной формы и внутренних пространств интерьеров конденсирует в себе наше представление об авиации с ее легкостью, стремительностью. Сложные кривые, образующие силуэт этого здания, не имеют ничего общего с классической ордерной системой построения архитектурных фасадов, но тем не менее создают впечатляющее зрелище огромной скульптуры из бетона и стекла. Тяжелый бетон в руках талантливого архитектора легко вздымается в пространстве, так же как легко взмывает в небо многотонный воздушный лайнер, так же как и формы стоящего на земле самолета выражают стремление вперед и ввысь.
Это влияние авиационных форм не ограничено только зданиями аэровокзалов. В сложных параболах многих современных общественных зданий нетрудно угадать влияние авиации, преодолевшей представление о незыблемости разделения формы на несущие и несомые элементы. Дело, конечно, не в перенесении выразительных силуэтов самолета на здание, но в усвоении характера летательного аппарата как самостоятельного конструктивного организма. Впрочем, на проекте комплексного аэровокзала американской фирмы «Отис» не трудно заметить прямое влияние формы носовой части пассажирского гиганта «Боинг-747».
За последние три десятилетия резко выросли габариты, абсолютные размеры самолетов, превратившихся в массовый вид общественного транспорта. Их салоны приобретают внушительные размеры, которые все меньше напоминают тесную и неуютную кабину или вытянутую трубу фюзеляжа и все больше похожи на интерьеры общественных зданий. В салонах крупнейших лайнеров расположено до полутысячи комфортабельных кресел по девять в ряд, установлены большие телевизионные экраны, имеются просторные холлы и лестницы, ведущие на второй служебный этаж. С другой стороны, характерные формы кресел и элементов интерьера пассажирского салона влияют на формообразование мебели в общественных зданиях, на ее удобство и рациональность форм. Маленькие круглые окна-иллюминаторы пассажирского салона постепенно сменяются другой формой, напоминающей телевизионный экран и все чаще переносятся на оконные проемы общественных зданий. Так, в Брюсселе построено здание (архит. Бродский), в котором окна сильно напоминают самолетные иллюминаторы. И это не случайная фантазия архитектора, но, скорее, закономерное следствие влияния передовой отрасли машиностроения на архитектурное мышление в условиях индустриализации строительства.
В связи с потребностью авиации в легких и прочных материалах получило развитие производство дюраля и других алюминиевых сплавов. Эти материалы все глубже проникают в сферу строительства, позволяя архитектуре отказываться от традиционных природных материалов (камня, дерева). Это не только легкие профили оконных переплетов и конструкционные балки, но и штампованные облицовочные алюминиевые панели, придающие зданию совершенно иной характер нежели традиционный камень или штукатурка. Упомянутые формы оконных проемов не только воспроизводят авиационный характер формы, но и во многом обусловлены технологией штамповки такой панели. В недалекой перспективе, по мере перехода от индустриального изготовления блоков или панелей зданий к заводскому изготовлению готовых квартир — первичных строительных объемных модульных элементов, алюминий найдет еще большее применение как легкий материал для изготовления пластических форм мобильной ячейки-квартиры. Алюминиевые сплавы позволят резко снизить вес мобильной квартиры-ячейки, из которых, как отмечалось, можно собирать дома-башни, пространственные системы и использовать как самостоятельные дома дачного поселка, поселка геологов и т. п.
Применение алюминия при изготовлении фюзеляжа и оперения самолета как самостоятельного объема, не связанного с фундаментом или колоннами, невольно повлияло на архитектуру, позволив ей перейти от традиционной стоечно-балочной конструкции, арок и куполов к изготовлению легких оболочек сложной двоякой кривизны и самостоятельных объемов, имеющих свой конструктивный скелет. Примером может служить «Атомиум» — здание-символ всемирной выставки в Брюсселе в виде молекулы железа. Полированные залы-шары и соединяющие • их трубы-эскалаторы сконструированы по самолетному принципу жесткой самонесущей оболочки. Каждому, кому приходилось бывать в чреве самолета в процессе его сборки, запомнился его каркас-скелет, образованный шпангоутами (рамами) и продольными стрингерами. При проектировании объемных легких квартир — мобильных ячеек этот конструктивный принцип, возможно, получит свое развитие. Панцирь-оболочка позволит совер1 шенно по-иному решать композицию и оборудование внутреннего жилого пространства. Этот конструктивный принцип во многом нашел применение при проектировании зданий-куполов, позволяющих изолировать и перекрывать большие пространства, в которых можно, отбросив сковывающую сетку колонн, свободно размещать любое комплексное промышленное производство, спортивно-зрелищный комплекс, ангар для хранения и обслуживания самолетов и т. п.
Жесткие требования к качеству конструкций самолетов и других летательных аппаратов, высокая степень точности размеров и взаимозаменяемость деталей, культура веса и другие требования, продиктовали и обусловили высокий уровень технологии проектирования и изготовления этих машин. Переход массового строительства на индустриальный способ позволит взять уроки у авиации для преодоления весьма характерной для индивидуального строительства небрежности в размерах, безразличия к весу конструкции, привычки «подгонять» по месту, Перенесение технологической культуры проектирования и производства из авиационной промышленности в сферу строительства жилых, общественных и промышленных зданий позволит значительно повысить качество строительства, скорость монтажа и взаимозаменяемость отдельных элементов архитектурного комплекса.
Современный аэропорт, особенно с воздуха, представляет собой целостную архитектурно-транспортную систему. Здание аэропорта с поднятой башней диспетчерской службы с помощью распределительных коридоров связано непосредственно с воздушными лайнерами, и пассажиры попадают в самолет по телескопическим коридорам. Такие конструктивные сочетания машин с архитектурными объектами предъявляют почти авиационные требования к культуре размеров последних, к безотказности трансформируемых конструкций. Архитекторы, как правило, анализируют форму,,достоинства и недостатки отдельно взятого здания аэропорта. Но в действительности оно лишь составная часть сложного архитектурно-машинного комплекса современного аэропорта.
Как уже отмечалось, именно в авиации и космонавтике родилась новая наука эргономика. Именно здесь взаимодействие между человеком и технической системой должно быть безотказным и нарушение его приводит, как правило, к катастрофе. Поэтому при. проектировании технических систем в центре внимания ставится человек. Распространяя этот гуманный принцип на архитектурное проектирование отдельного сооружения, функционалы ный комплекс или весь город, необходимо сделать вывод, что и эти компоненты окружающей нас искусственной среды можно и нужно проектировать, исходя из тщательного анализа деятельности человека, трудовых, общественных и семейных коллективов, а не из привычных традиций и сложившихся обстоятельств.. Применять этот принцип первичности анализа функций в процессе формообразования, можно, начиная с рациональной компоновки комплекса оборудования интерьера и кончая структурой города и системой расселения.
Следует вспомнить и еще об одном аспекте взаимодействия архитектуры и авиации’ По мере увеличения грузоподъемности самолетов, отработки конструкций летательных аппаратов, способных подниматься вертикально и зависать неподвижно в воздухе, у них появляется новая «профессия» строительного крана. Уже сегодня грузоподъемные вертолеты вагон^ ного типа нередко участвуют в строительном монтаже. Так, с помощью вертолета проводи^ лась реконструкция разрушенного во время войны Петродворца. Вертолеты нередко, в труднодоступных условиях местности устанавли-. вают опоры линий электропередач и другие строительные конструкции. В перспективе при освоении лесных массивов тайги грузоподъем-.
ные вертолеты могут найти применение при скоростной доставке и монтаже поселков геологов и строителей-первопроходцев из мобильных квартир-ячеек. В центральной печати все чаще появляются статьи, указывающие на целесообразность возрождения на основе новых материалов грузоподъемных дирижаблей, способных доставлять в труднодоступные районы и монтировать конструкции мостов, легкие здания-купола и т. п.
Рис. 54. Современный аэропорт — пример пространственной связи и интеграции машин и архитектуры как единой системы. Архитектура аэровокзалов часто ассоциируется со сложными кривыми и динамикой формы самолетов. Перспективный проект комплексного вокзала.
Все больший процент населения пользуется самолетами для поездок на большие расстояния. Это дает возможность учитывать восприятие архитектуры города сверху, с «птичьего полета». Так, город Бразилиа, столица-новостройка явно рассчитана на восприятие с самолета, и сама планировка города напоминает большой самолет в плане. Этот аспект восприятия города зависит не только от рисунка генплана, но и от величины и пластической четкости отдельных крупных общественных зданий. В этом смысле крупная пластика зда-ний-куполов, большепролетных перекрытий, зданий-шаров различного диаметра создаст выразительные ориентиры на фоне измельченной старой застройки, не рассчитанной на восприятие сверху. Но если с самолета мы воспринимаем город только на коротком отрезке выхода лайнера из-за облачности при посадке, то применение надземного электроэкспресса как скоростного пригородно-городского транспорта даст возможность постоянно видеть в пути архитектурную панораму города с оптимальной высоты. Такой гибрид самолета, поезда и автомобиля, выразительные формы вагонов-фюзеляжей и легкие эстакады-направляющие станут неотъемлемым элементом архитектурного пейзажа, характерным атрибутом города XXI в., отказавшегося от половодья индивидуальных автомобилей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Авиация, космонавтика и архитектура"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы