Интерес к городу XXI в. далеко не праздный. То, что строится сегодня, будет функционировать в будущем веке. Именно поэтому важно уже сейчас найти рациональную структурную модель оптимального города, верную направленность наших представлений о городе, предметно-пространственная среда которого была бы максимально приспособлена для функций общества, составляющих его коллективов, каждого отдельного человека. В отечественной и зарубежной архитектурной и неархитектурной печати получают все большее распространение проекты городов будущего, решенных как единое пространственное сооружение, как город-здание. Характерным примером может служить проект «тотального города» французского архит. Ж. К. Бернара. Он представляет себе город будущего как единый организм, сложное объемное сооружение, в плане напоминающее спрута с разветвленными шупаль-цами. Сам объем города должен издали восприниматься как грандиозная абстрактная скульптура. Еще более наглядно эта тенденция выражена в проектах пространственных городов архит. В. Локтева. Несколько отличаются по форме, но аналогичны по замыслу и концепции проекты городов-зданий английских архитекторов Шалка и Вебера, швейцарца Вальтера Йонаса, итальянца Паоло Солери.
Спасаясь от транспортного половодья, французский архит. Э. Утуджан проектирует подземные пространственные города-метропо-лисы. Его соотечественник Иона Фридман, напротив, проектирует надземные пространственные структуры из легких каркасных конструкций и съемных объемных модулей заводского изготовления. Он предложил построить второй пространственный Париж, расположенный над старым городом, город-мост через Ла-Манш и даже города-мосты, связывающие континенты. У венгерских архитекторов имеется проект города-дома на 800 тыс. жителей. Рост населения и нехватка территории в малых странах побудили архитекторов на проектирование плавающих городов-домов в виде бетонной чаши (П. Меймон) и пространственного города-здания на сваях-опорах (Кендзо Танге). Среди проектов городов-зданий, каждого по своему интересного и оригинального в инженерном отношении (их конкретный анализ не входит в задачу этой книги. — Г. Р.), есть и такие, где увлечение техницизмом и желание поразить новизной выступает на первый план. К ним можно отнести проект шагающего города-робота «Мувинг сити» английского архит. Херрона. Стремление сделать архитектуру мобильной, преодолеть ее застылость и привязанность к определенному месту приобретает иногда такие полуфантастические, дегуманизирующие городскую среду формы. Даже если предположить, что конструкция и кинематика гигантского города-черепахи осуществима, то сама цель создания такого города-робота весьма сомнительна.
Рис. 33. Монорельсы и канатные обзорные дороги — примеры и предшественники надземного пассажирского транспорта в городах. Монорельс и канатная дорога в Осака
Рис. 34. Проект «тотального городаархит. Ж. К. Бернара. Город-здание противопоставлен природному окружению
Рис. 35. Архит. Иона Фридман СФранция) создал ряд проектов пространственных городов из легких каркасных систем и мобильных объемных элементов. Проект второго пространственного Парижа. В центре — дача-вертолет архит. Ги Ротье
Как видим, тенденция к созданию города-здания, города — единого объемного сооружения не есть случайная фантазия отдельного архитектора. Она становится как бы стратегическим направлением градостроительства. Более того, эта тенденция имеет в современном городе определенные объективные предпосылки и даже примеры в практике реального строительства. Речь идет о так называемых архитектурных комплексах многоцелевого назначения: общественных центрах, торговых центрах и т. п., решенных как единый функционально-пространственный объем. Такие сооружения с большим набором функций возникли не сразу и не сегодня. В обычном доме с магазинами на первом этаже заложены предпосылки комплекса м-ногоцелевого назначения. Единая пространственная структура отличает такие •объекты, как административный центр Ливерпуля, занимающий участок в 3 га, проект культурного центра в Питтсбурге, проект реконструкции Комсомольской площади в Москве «ак единого многоярусного сооружения, центр в районе Синдзику в Токио, проект реконструкции Маркет-стрит в Филадельфии, площадь Бунавентуро в Монреале и другие комплексы.
Рис. 36. В проектах «подвешенного города» архит. Поль Меймон использовал идею подвешенного дома» Р. Б. Фуллера (20-е годы)
Рис. 37. Плавающий го-род-дом архит. Поля Меймона и город на сваях архит. Кендзо Ганге как единые пространственные структуры.
Судя по названным проектам городов-метаструктур, городов-зданий многие современные архитекторы склонны считать, что процесс пространственной интеграции, начавшийся сегодня в центре городов, на этом не завершится. Слияние крупных многофункциональных комплексов друг с другом и с окружающей застройкой, возникновение новых объектов, опирающихся на узлы транспортных коммуникаций, повлечет за собой в конечном счете срастание всего города в единый многофункциональный объект, в единое здание. Проекты городов-зданий становятся, казалось бы, логическим завершением тенденции объединения функций города в конструктивный и пространственный организм, искусственное пространственное сооружение.
Рис. 38. Проекты города — метаструктуры с использованием мобильных жилых ячеек-квартир. Города-воронки архит. Вальтера Ионаса
Рис. 39. Проект сшагающего города» архит. Херрона как пример крайнего техницизма и гипертрофирования идеи мобильности архитектуры
И тем не менее не следует спешить с таким выводом. Наоборот, можно сделать вывод, что такие поиски структуры города обозримого будущего связаны прежде всего с поисками его формы безотносительно к анализу общественных функций населения и решению транспортной проблемы современных городов, предметная среда которых продолжает насыщаться колесными машинами. Абстрагирование от социальных задач городского населения, от психофизиологических факторов человека, от конфликтных противоречий человека и машин в городе и пороков транспортной проблемы современных больших городов, может свести отвлеченные поиски формы города будущего к опытам формалистического урбанизма, к чисто академическим упражнениям.
Рис. 40. Город как грандиозная абстрактная скульптура архитекторов Паоло Солери (Италия) и В. Локтева (внизу)
Рис. 41. Проекты городов-зданий архит. Паоло Солери и проект города-здания венгерских архитекторов
Но в этих проектах есть и положительные стороны. К ним можно отнести компактность и концентрацию общественных функций, рассредоточенных в современном городе, использование вертикального зонирования и много-ярусности. Почти все эти проекты рассчитаны (в тех случаях, когда этот вопрос вообще принимался во внимание) на какие-то новые виды горизонтального и вертикального транспорта, на отказ от традиционного колесного транспорта и многорядных автомагистралей. Правда, есть и проекты городов-домов, где машины по инерции занимают нижние ярусы этих сложных пространственных сооружений. В некоторых проектах (особенно это характерно для проектов Паоло Солери) заметны попытки функционально-территориального зонирования в соответствии с иерархией общественных функций. Связь между городами-домами, по-видимому, авторы мыслят осуществлять с использованием традиционных колесных транспортных средств. Впрочем, в проектах городов-зданий, как правило, транспортные связи не показаны (не решены).
Следует отметить и отрицательные стороны городов-зданий. Это, во-первых, концентрация больших масс людей в многоэтажном городе-«муравейнике», выбраться из которого «на природу» довольно затруднительно в смысле сил и времени. Во-вторых, город-дом — сложнейшее конструктивное сооружение. Чтобы его возвести, потребуются мощные и сложные конструкции, которые легко могут превратиться в самоцель проектирования. Кроме того, возникает проблема несоразмерности гигантского сооружения размерам человека (немасштабность). Известно, что из насыщенного небоскребами центра Нью-Йорка жители при первой же возможности выезжают в пригороды, в свои одноэтажные домики и коттеджи. Этот негативный опыт нельзя не учитывать. Огромное скопление больших масс людей в ограниченном пространстве весьма неблагоприятно сказывается на их психике, стремлении к общению, к контактам по интересам.
В проектах городов-зданий нет преемственности по отношению к существующим городам, пытающимся найти выход из транспортного половодья. Эти проекты выглядят поэтому абстрактными и надуманными пространственными построениями, которые по своей сути ближе к напряженной многоярусной транспортной эстакаде, чем к человеческому уюту Летнего сада. Однако главный недостаток этих гигантских сооружений (существующих, к счастью, только на бумаге) — отсутствие прерывистости, чередования искусственных образований и природных зон. Многие конструктивные и пространственные находки городов-зданий могут быть использованы в небольших, ограниченных пространствах, чередующихся с естественной природой, от которой надолго изолировать человека противоестественно. Правда, в крайне неблагоприятных природных условиях севера, по-видимому, возможны города-дома с искусственным микроклиматом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Футурологические абстракции"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы