Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Разное

Публикация:
   Речной и морской транспорт

Читать далее:




Речной и морской транспорт

Исторические города развивались, как правило, на реке или морском побережье. В таких крупных городах, как Ленинград, Москва,

Киев, Одесса, Новосибирск, Таллин и другие река или морской берег служат мощным градообразующим фактором. Архитектурное решение и застройка набережных рек, сооружение мостов через них, застройка морского берега часто служат основой образной характеристики города. Средства и сооружения водного транспорта, обеспечивающего пассажирские и грузовые перевозки междугороднего и международного значения, играют большую роль в развитии городов и формировании их архитектурного’ облика. Вероятно, набережная Невы выглядела иначе, когда ее архитектура дополнялась характерными легкими силуэтами парусных, судов. Замена парусников колесными пароходами и затем кораблями на подводных крыльях и воздушной подушке существенно меняет наше восприятие ансамблей набережных города на реке или города-порта.

За годы советской власти грузооборот морского транспорта увеличился почти в 35 раз. Значительные изменения претерпел за этот период и речной транспорт. Его грузооборот возрос более чем в 6 раз. Особенно эффективными оказались суда смешанного плавания «река — море». Качественно изменились и сами суда, скорость которых достигает иногда 70— 80 км/ч. Суда на воздушной подушке могут двигаться не только по воде, но и по относительно ровной поверхности льда или суши.. Пассажирские морские лайнеры, огромные сухогрузы и танкеры, стоящие у причалов порта,, лес мощных кранов, маяки и другие сооружения и дизайнерские объекты в совокупности, создают впечатляющую картину города-порта. Но при большой плотности портовых сооружений и портовых железнодорожных путей расположение морского порта непосредственно-перед городом полностью отрезает его от моря.

История современных речных и морских; лайнеров, ледоколов с атомным двигателем,, танкеров, подводных лодок, кораблей на подводных крыльях и на воздушной подушке восходит к финикийским и античным гребным галерам, на смену которым пришли многие-поколения парусников, изящных и совершенных по форме и силуэту. Применение Фульто-ном паровой машины и гребных колес в качестве двигателя произвело качественный переворот в кораблестроении и сделало его машинным транспортным средством. Речные и морские лайнеры сочетают в себе черты машины и архитектурного сооружения благодаря своим масштабам, жилым и общественным интерьерам. Современный многоэтажный морской лайнер — это целый городок на воде со своей автономной функционально-пространственной структурой и системой жизнеобеспечения, что делает его объектом многофункционального назначения, совмещающего в себе функции транспортного средства и места для отдыха со всеми атрибутами системы обслуживания.

Прямых пространственных взаимосвязей с архитектурой и градостроительством, с системой расселения водный транспорт на первый взгляд не имеет. Хотя при организации и планировке самих причалов, безусловно, учитываются габариты судов, возможность их загрузки с помощью портовых кранов, создающих вместе с архитектурой судов характерный пейзаж набережной города-порта. Пассажирские речные и морские причалы требуют строительства соответствующих зданий речных и морских вокзалов, архитектура которых по своему образу отлична от железнодорожных или аэровокзалов.

Рис. 52. Эволюция формы кораблей насчитывает тысячелетия и оказала влияние на архитектурное формообразование. Морской лайнер — пример «архитектурного комплекса» на воде. Авиация повлияла на формы, материалы и конструкции судов на подводных крыльях и воздушной подушке

Гораздо отчетливее проявляется косвенное формообразующее влияние архитектуры кораблей на архитектуру в обычном смысле слова. С древнейших времен корабль служил объектом художественного осмысления. Его форма всегда наглядно отражала эстетические идеалы и даже национальные черты своих создателей. Помимо выразительного силуэта корабль украшался скульптурой, рельефами. Вспомним фигуры Победы на носу греческого корабля или голову коня, венчающую русскую ладыо. В архитектуре классицизма часто можно встретить среди украшающих аксессуаров различные атрибуты корабельной снасти. Даже целые носовые части корабля использовались как архитектурный элемент ростральной колонны. Сами корабли на стоянке органично воспринимаются как составные части портового пейзажа. С другой стороны, малые скорости, характерные для водного транспорта, всегда создавали благоприятные условия для восприятия береговой архитектуры, начиная от средневековых крепостей и монастырей и кончая современными комплексами.

Формы кораблей постоянно эволюционируют, приобретая характерные черты и особенности, соответствующие ступени технического прогресса в судостроении. Эти формы в какой-то мере влияли и на архитектуру. Радиусные в плане цельнолитые формы зданий периода конструктивизма 30-х годов с горизонтальными поясами окон легко ассоциируются с архитектурой корабля. Сами авторы проспекта Калинина в Москве в своей книге сравнивают построенный ими современный ансамбль с кораблем, а лепестки 30-этажных зданий — с наполненными ветром парусами. Многие здания зарубежных мастеров также вызывают ассоциации с обобщенным образом корабля Широкое распространение получает строительство катеров и яхт общественного и индивидуального пользования. Разнообразные пс форме моторные катера внешним обликом и оборудованием интерьера все больше напоминают автомобиль на воде. Кстати, можно отметить, что корабельные интерьеры по габаритам ближе к архитектурному интерьеру, чем пассажирские кабины какого-либо другого транспорта. Вместе с тем они служат для архитектуры примером компактного, рационального использования помещений, создания наибольшего комфорта при максимальной экономии площадей и объемов.

Новое поколение речного и морского транспорта — корабли на подводных крыльях — резко изменили представление о скорости на воде. На смену традиционному представлению о корабле как о корытообразном корпусе, на котором монтируется легкая надстройка салонов и рубки, пришло представление о корабле как о цельнометаллической скорлупе, подобной фюзеляжу самолета, изготовленной, как и самолет, из дюралевых сплавов. Поднятый над водой корпус «Ракеты», «Метеора» или «Спутника» имеет уже мало общего с традиционным корпусом корабля и мало напоминает своих спокойно плывущих предшественников. Одновременно и интерьер такого корабля приблизился к интерьеру самолета или поезда с самолетными креслами. Этот процесс усиливается по мере того, как подводные крылья уступают место воздушной подушке. Кораблю на воздушной подушке не страшны ни мели, ни лед, он может сходу выходить на отлогий берег. Формы таких кораблей, или, точнее, земноводных транспортных средств, окончательно расстаются с традиционной утюгообраз-ной формой корабельного корпуса.

Все большее распространение получают двухкорпусные корабельные системы (катамараны) и трехкорпусные (тримараны), испыты-ваются так называемые экранолеты, использующие эффект экранного отталкивания от воды. Художники-конструкторы, активно участвующие в создании облика и интерьера корабля, иногда бывали инициаторами создания качественно новых судов. Так, например, в 1921 г. художник П. В. Митурич запатентовал действующую модель судна, корпус которого, выполняя подобно рыбе волнообразные движения, служит движителем судна. С появлением современных эластичных материалов постройка таких судов становится реальной.

Широкое распространение получают подводные корабли и глубинные самоходные аппараты. Освоение морских глубин (современные подводные аппараты достигают глубин свыше 6000 м) ведется в научных целях, а освоение малых глубин континентального шельфа постепенно приобретает промышленное, а в некоторых малых странах и градостроительное значение. Разработка различного рода подводных аппаратов и станций для долговременного обитания, так же как и сооружение подобных станций для космоса, стимулирует разработку жилых ячеек — модульную основу для развития мобильной архитектуры. Проекты пловучих и свайных городов предполагают, что использование новых материалов и технологии строительства позволит использовать и подводные помещения, что, в свою очередь, может вызвать к жизни новые формы и новые пространственные структуры.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Речной и морской транспорт"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства