Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Разное

Публикация:
   Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры

Читать далее:




Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры

Цветовое решение промышленного интерьера — пример комплексного подхода к технологическому оборудованию и архитектурной оболочке как единому целому. Цвет позволяет четко выделить оборудование на фоне архитектурных плоскостей, что весьма необходимо, так как часто оно представляет собой сложное нагромождение разнохарактерных форм.

Ясность цветовой схемы цеха, соответствующей его технологической схеме, облегчает восприятие характера и направленности производственного процесса. При окраске самих машин следует различать рабочую зону (участок, постоянно находящийся в поле зрения рабочего) и фоновую часть оборудования. В цехе пространство между оборудованием и фермами перекрытия обычно занято изгибами вентиляционных труб, вытяжками и т. п., которые в различных цехах несут одинаковую или почти одинаковую функцию. Поэтому независимо от характера этих цехов воздуховоды окрашивают одним (как правило, голубым) цветом, давая лишь небольшие отклонения в пределах голубого в зависимости от общего колорита. Здесь не следует бояться штампа. Наоборот, необходимо стремиться к типизации окраски аналогичного вспомогательного оборудования. Цвет в этом случае помимо своих прочих функций будет иметь кодовое, опознавательное значение, поможет быстрее освоиться в обстановке цеха, определить главное в нем — технологическое оборудование.

Задача архитектора или художника-конструктора, работающего над цветовой схемой цеха, состоит, таким образом, в том, чтобы сделать предельно ясным технологический процесс и управление им. А это невозможно без учета некоторых его характерных признаков. Вот некоторые из них.

Цветовая схема цеха может зависеть от умственного или физического характера происходящего в нем труда, от интенсивности труда. Например, для наблюдения за приборами и индикаторами необходимо контрастное выделение приборов и символов мнемосхемы при спокойном тоновом окружении. Здесь яркая многоцветная окраска была бы излишней. Но она вполне уместна при интенсивной физической работе, не требующей умственного напряжения.

Размер обрабатываемой детали или изделия также существенно влияет на характер и размеры производственного интерьера и, следовательно, на принципы его окраски. Если для цехов сборки часов или точных приборов характерны ряды монтажных столов, за которыми сосредоточенно трудятся работницы, то цех, в котором происходит сборка большого по габаритам изделия, выглядит иначе. В цехах сборки самолетов, поездов, ракет, морских лайнеров знакомый и характерный силуэт изделия определяет общую картину и образ интерьера. Соответственно меняется и объем помещения. Отсюда разная задача художника. В первом случае создать настроение спокойной и сосредоточенной работы на индивидуальном рабочем месте, во втором — подчеркивается монументальность и пафос коллективного созидания гигантской машины.

В какой-то мере цветовая схема цеха зависит от назначения выпускаемого изделия, его формы и окраски. Цех по производству детских игрушек или бытовых светильников должен отличаться от цеха сборки военной техники.

Цветовая схема промышленного интерьера зависит также от характера и сида обрабатываемого материала. В этом плане столярный цех резко отличается от цеха прокатки медной проволоки, где бухты медной катанки служат мощным цветовым акцентом. В текстильных красильно-отделочных цехах приходится учитывать при окраске интерьера цвет выпускаемых тканей и т. п. На выбор цвета может по-повлиять температура воздуха в цехе или на отдельных его технологических участках. Решая оборудование и архитектурные плоскости «горячих» технологических участков в «холодных» тонах, художник может дополнительно создать иллюзию охлаждения. Возможность применения тонких колористических отношений цветовых плоскостей или контрастной интенсивной окраски во многом зависит от необходимой степени чистоты или неизбежной (технологической) загрязненности производственного помещения. От этого же зависит применение тех или иных отделочных материалов, выбор фактуры поверхностей.

На характер цветового решения промышленного интерьера влияет также необходимая степень точности обработки изделия. Например, замена ручной ковки прессованием, а земляного литья точным кокельным приводит к резкому изменению условий труда и характера интерьера, к замене примитивных мастерских современным производством.

В какой-то мере нужно учитывать факт преимущественного использования мужского или женского труда. Первые, как известно, предпочитают холодные тона, вторые — теплые.

Существенные коррективы в проект цветового решения интерьера вносит фактор, связанный с какими-либо профессиональными вредностями или опасностью травматизма, против которых направлены требования техники безопасности.

В работе над формой машин и окраской цеха учет этих требований занимает далеко не последнее место. Непродуманная с этой точки зрения окраска может еще больше увеличить опасность работы.

При проектировании цзетовой среды цеха не меньшее значение имеет уровень механизации и автоматизации производства. Подход к окраске маленькой слесарной мастерской и цеха-автомата должен быть различным. При окраске автоматического цеха появляется необходимость разделить огромную массу оборудования, транспортировочных устройств, накопителей и т. п. на четкие системы в соответствии с их делением на технологические участки. Очевидно, что яркость и насыщенность цвета в этом случае может быть большей. Характерным примером, как уже отмечалось, могут служить цеха-автоматы 1-го ГПЗ. В проекте окраски этого цеха-завода применена следующая схема: вся масса станков разделена цветом на пять участков в соответствии с технологическим процессом — заготовительный, токарный, термический, шлифовальный, контрольно-сборочный. Системы вентиляции, транспортировки и накопителей выделены каждая одним определенным цветом по всей длине автоматической линии.

Автоматизация, сокращение тяжелого и однообразного ручного труда на конвейере— прямой путь технического прогресса. Автоматизация заготовительных цехов (литейных, кузнечных, сварочных) приведет к коренному изменению характера работы и, соответственно, характера интерьера, комплексного цветового решения оборудования и архитектурной оболочки. Возможность поддерживать постоянную чистоту в производственных помещениях послужит первым и главным условием для разработки благоприятной цветовой среды заготовительных цехов. Автоматическая штамповка и удаление отходов создадут совершенно новый образ кузнечно-прессового производства, далекий от своего прототипа — кузницы. Аналогично, механизация и автоматизация механосборочных цехов приведет к изменению форм оборудования и характера цветового решения автоматических линий. Появление станков с цифровым программным управлением позволило компоновать их в лаконичные объемы, оставляя снаружи лишь рабочие органы, необходимые для контроля и управления машиной. Автоматизация ведет к значительному повышению квалификации производственного персонала, к повышению его технического и интеллектуального уровня, к изменению функций рабочего, к переходу от непосредственного управления одной машиной, к наладке и поддержанию работоспособности станков и различных конструкций, входящих в автоматическую линию, а также их механических, электрических, гидравлических, пневматических и электронных устройств. На многих стадиях производственного процесса в ближайшем будущем это будет труд инженера и техника. Этот фактор также нельзя не учитывать при проектировании цветовой среды производственного интерьера.

Переход к комплексной автоматизации технологических процессов приведет к упразднению ручной работы не только внутри цехов, но и на всей территории завода. Резкое повышение производительности труда потребует особо четкой организации доставки материалов, сырья, полуфабрикатов, инструментов и т. п., а это позволит освободить цеха и заводскую территорию от завалов сырьем, складов продукции, отходов.

Наряду с характером технологического процесса и степенью механизации и автоматизации производства на характер цветовой схемы промышленного интерьера оказывают влияние архитектурно-конструктивные особенности здания. По-разному будут восприниматься цеха, перекрытые плоской крышей или куполом с верхним дневным освещением. Условия освещения цеха — важный и непременный спутник цветового решения интерьера. От направления и интенсивности освещения во многом зависит восприятие цвета в интерьере. При искусственном освещении различными светильниками возможно значительное изменение цвета окрашенных поверхностей. Цветом можно в какой-то мере «исправить» пропорции помещения. Например, интенсивно окрашенные торцовые стенки протяженного цеха позволяют зрительно сократить его длину.

Сейчас в связи с тенденцией типизации промышленных предприятий, создания унифицированных производственных помещений для сходных по характеру и размерам оборудования производств еще больше возрастет роль цветового решения интерьера и наружного вида завода для выявления характера технологического процесса, образа того или иного производства. Учет особенностей производства и особенностей архитектурной конструкции при решении цветовой схемы промышленного интерьера не должен, однако, осуществляться без учета воздействия оказываемого цветовой архитектурно-машинной средой на работающих, на их зрение (освещенность, блики, контраст между объектом и фоном, психологическое воздействие цвета), удобство (эргономичность) рабочей позы и т. п. Во всех этих проблемах призвана тщательно разобраться новая наука эргономика и ее раздел — инженерная психология.

Но не следует преуменьшать и эстетического, эмоционального влияния гармоничной цветовой среды промышленного интерьера и форм оборудования на рабочих, которые проводят большую часть дня среди машин. Эффективное решение задач, связанных с проектированием производственной среды, учитывающей все особенности производства, ведет в конечном счете к облегчению работы, повышению производительности труда и, следовательно, к получению экономического эффекта, который, как правило, намного перекрывает затраты, связанные с оптимизацией производственной среды. Далеко не полный перечень функциональных факторов проектирования цветовой среды промышленного интерьера свидетельствует о тесной формообразующей, композиционной связи машин и архитектуры как элементов производственной среды и об определяющей роли оборудования в системе человек— машины — архитектурная среда. Проектирование цветовой схемы промышленного интерьера — наглядный пример комплексного подхода к архитектурным и дизайнерским компонентам на структурном уровне интерьера.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства