Машины предназначены для очистки от снега городских улиц, площадей, автомагистралей, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов и подъездных путей аэродромов с отбросом снега в сторону или погрузкой его в транспортные средства. Могут быть также использованы для отбрасывания снежных валов, образованных плужными снегоочистителями. Машины монтируются на автомобильных шасси высокой проходимости (с тремя ведущими мостами) с приводом рабочих органов и ведущих мостов от специального двигателя.
Снегоочистители состоят из следующих основных узлов: шасси, двигателя, рабочего органа, его подвески, карданной передачи, демультипликатора, гидропривода, рычагов управления, капота и тормозной системы. Привод рабочего органа и ведущих колес осуществляется от двигателя системой карданных валов. Двигатель установлен на дополнительную раму позади кабины водителя. Опускание и подъем рабочего органа, а также поворот кожуха ротора в правую и левую стороны осуществляется гидравлически.
Рабочий орган снегоочистителя состоит из корпуса, двух шнеков, ведущей звездочки, цепной передачи с натяжной и отклоняющей звездочками, редуктора, ротора, его кожуха, гидроцилиндра поворота кожуха, двух лыж и карданного вала.
Рис. 9.5. Шнекороториый тракторный снегоочиститель ДЭ-220:
1 — рабочий орган; 2 — рама; 3 — кронштейн гидроцилиндров подъема; 4 — гидросистема; 5 — трактор ДТ-75Х; 6 — поперечная балка; 7 — карданная передача; 8 — установка противовеса; 9 — цепной редуктор
Корпус рабочего органа, представляющий собой цельносварную конструкцию, состоит из лобового листа, боковин (правой и левой), соединенных задним угольником, и нижнего уголка с двумя раскосами (правым и левым). Жесткость корпуса обеспечивается приваркой угольников и раскоса. Для подрезания снега с поверхности снегоочиститель имеет сменный нож, закрепленный болтами с потайными головками. В верхней части корпуса над обеими боковинами укреплены два верхних ножа (левый и правый) для подрезания и обрушения слоев снега, к боковинам крепятся сменные боковые ножи (левый и правый). Левая боковина выполнена совместно с картером цепной передачи привода шнеков.
Боковины и лобовой лист образуют в передней части коробку, открытую спереди, в которой размещены один над другим два горизонтальных винтовых шнека, расположенных перпендикулярно продольной оси снегоочистителя. В центре лобового листа корпуса рабочего органа имеется отверстие для прохода снега, подаваемого шнеками к ротору. Направление спиралей шнеков обеспечивает перемещение снега к центру рабочего органа. Для прочности концевые витки приварены к стальным литым кронштейнам. Шнеки установлены на сферических самоустанавливающихся подшипниках, корпуса которых крепятся болтами к боковинам рабочего органа. Для предохранения подшипников от попадания снега и от вытекания из них смазки в цапфах установлены пружинные уплотнительные кольца. На шлицевом конце каждого шнека расположена приводная звездочка.
Ротор представляет собой стальную литую звездообразную ступицу с шестью лапами, к которым болтами крепятся лопасти. Ступица соединяется двумя предохракительными болтами с фланцем, посаженным на хвостовик вала редуктора. При попадании крупных предметов в ротор предохранительные болты срезаются и ротор отсоединяется от привода. Кожух ротора имеет патрубок для выброса снега. В задней стенке кожуха вварена втулка для установки его на корпусе редуктора. Для отбрасывания снега вправо и влево по ходу снегоочистителя и изменения угла отбрасывания кожух ротора может поворачиваться относительно своей оси при помощи гидроцилиндра двустороннего действия. На конце штока закреплено ухо, которое соединяется с осью кожуха ротора, а ухо цилиндра крепится пальцем к корпусу рабочего органа.
Скольжение рабочего органа по покрытию в процессе снегоочистки происходит при помощи двух лыж. В зависимости от характера очищаемой поверхности и требований к ее чистоте лыжи можно устанавливать на 15— 75 мм ниже уровня нижнего ножа рабочего органа. Регулировка их установки производится винтом.
Рис. 9.6. Шнекороторный автомобильный снегоочиститель Д-470:
1 — двигатель; 2 — тормозная система; 3 — рычаги управления; 4 — карданная пере-дача; 5 — гидропривод; 6 — рабочий орган; 7 — подвеска рабочего органа; 8 — капот
Редуктор рабочего органа состоит из двух взаимно перпендикулярных горизонтальных валов; он расположен непосредственно за кожухом ротора и крепится болтами к угольникам рабочего органа. Ведущий вал редуктора приводится во вращение от двигателя через демультипликатор и систему карданных валов (рис. 9.7).
Ведомый вал, расположенный перпендикулярно к оси снегоочистителя, передает крутящий момент через карданный вал на ведущую звездочку цепной передачи, сообщая вращение шнекам. На ведущем валу, который вращается на двух конических подшипниках, насажена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней, сидящей на шлицах ведомого вала. Ведущая звездочка соединена с муфтой предельного момента. Левый фланец муфты посажен на шлицах вала звездочки, правый — на двух шарикоподшипниках и соединен с фланцем карданного вала двумя срезными пальцами.
Рабочий орган при помощи подвески соединяется с шасси автомобиля. Подвеска состоит из двух вертикальных направляющих стоек таврового сечения, уравнительного устройства, гидроцилиндров подъема и опускания рабочего органа и толкающей рамы.
Направляющие стойки крепятся болтами к концам лонжеронов, верхние концы стоек связаны между собой стяжкой, а с лонжеронами — расчалками. К стойкам крепятся болтами кронштейны гндроцилиндров подъема и уравнительного вала.
Толкающее усилие, обеспечивающее врезание рабочего органа в слой снега, передается от шасси автомобиля толкающей рамой, которая при помощи двух щек и двух вертикальных тяг крепится к лонжеронам шасси автомобиля.
Карданная передача имеется у автомобиля и у навесного оборудования. У последнего она служит для передачи крутящего момента от двигателя рабочему органу и состоит из четырех карданных валов и промежуточной опоры.
При работе снегоочистителя на снежном покррве глубиной более 0,4 м и плотностью более 0,35 т/м3 существующие скорости коробки передач не обеспечивают замедленного движения машины, необходимого для переработки всей массы снега, захватываемого рабочим органом. Для понижения скорости на машине установлен демультипликатор с передаточными числами 1 : 1 на прямой и 1 : 6 на понижающей передаче. Механизм демультипликатора собран в литом корпусе, валы установлены на шарикоподшипниках. Карданный вал от двигателя соединен с полумуфтой, сидящей на шлицах вала-шестерни демультипликатора. Конец вала-шестерни при помощи сухаря соединен с насосом гидравлической системы.
Рис. 9.7. Кинематическая схема снегоочистителя Д-470:
1 — шнек; 2 ротор; 3 — редуктор рабочего органа; 4 — цепная передача; 5 — демультипликатор; 6 — промежуточная опора; 7 — двигатель; 8, 9 и 12 — мосты; 10 — раздаточная коробка; 11 — коробка передач; 13 — предохранительная муфта шнеков; 14 — предохранительная муфта ротора
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобильные снегоочистители"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы