Поливомоечные машины предназначены для поливки и мойки улиц, площадей, дорог, аэродромов с асфальтовым или цементобетонным покрытием. В зимнее время поливомоечные машины оснащают дополнительным снегоочистительным оборудованием и используют для очистки от свежевыпавшего снега улиц, площадей и дорог. Машины применяют также для поливки зеленых насаждений и могут быть использованы как вспомогательное средство при тушении пожаров с подачей воды из водопроводной сети или водоемов. Для увеличения площади поливки и мойки дорожных покрытий машины могут работать с прицепной цистерной.
Поливомоечные машины для летнего и зимнего содержания (рис. 9.2) состоят из автошасси, на котором монтируется цистерна с коммуникациями для поливомоечных работ; снегоочистительного оборудования, состоящего из плуга, смонтированного впереди машины, и цилиндрической щетки, расположенной между передним и задним мостами автомашин; трансмиссии, состоящей из коробки отбора мощности, конического редуктора и цепной передачи; гидравлического и водяного насосов.
Цистерна сварена из двух днищ и обечайки овальной формы, изготовленных из листового проката. Сверху в передней части имеется люк для доступа внутрь цистерны; с обеих сторон люка расположены поручни для обеспечения безопасности при обслуживании. Внутри цистерны имеются фильтр, контрольная труба и обечайка с приваренным к ней внизу, под цистерной, фланцем, к которой крепится болтами центральный клапан. Рядом с ним расположен отстойник. В обечайке клапана имеются два отверстия для визуального определения момента израсходования воды в цистерне и обеспечения определенного его остатка, необходимого для заполнения всасывающей системы трубопроводов и водяного насоса при заборе воды из водоема. Контрольная труба заканчивается сверху фланцем, к которому крепится с уплотнитель-ной прокладкой надставок для обеспечения полезной вместимости цистерны — 6000 л. Для предупреждения раскачки воды в цистерне имеются два волнореза.
Рис. 9.2. Поливомоечная машина ПЛЫЗОБ
Наполнение цистерны производится из водонапорной сети, для чего к цистерне с правой стороны крепится заливная труба с пробковым краном, в который вмонтирована соединительная головка для подсоединения рукава.
Центральный клапан предназначен для соединения и рассоединения полости цистерны и всасывающей линии трубопроводов. К корпусу клапана с помощью фланца крепится гидроцилиндр двустороннего действия, штон которого двуплечим рычагом связан с крышкой клапана, обеспечивающей перекрытие его сечения. Для более плавного закрытия клапана в нагнетательном штуцере гидроцилиндра установлена замедлительная шайба.
Фильтр представляет собой металлический каркас, обтянутый двумя слоями сетки, и служит для очистки воды, поступающей в водяной насос, от механических примесей. Крепится фильтр к центральному клапану с помощью захвата и клина.
Система трубопроводов включает в себя всасывающую линию, водяной насос и нагнетательную линию. Всасывающая линия представляет собой заборную трубу, которая крепится фланцем к всасывающему патрубку насоса и соединяется с горловиной центрального клапана при помощи резинового патрубка. Заборная труба имеет вывод, заканчивающийся штуцером с соединительной всасывающей головкой, к которой при заборе воды из водоема присоединяется рукав. По окончании забора воды рукав отсоединяется, а на всасывающую головку присоединяется головка-заглушка. После штуцера в трубу ввернута пробка для выпуска воздуха из трубы при заполнении ее водой.
Водяной насос крепится к правому лонжерону в двух точках стремянками. К выходному патрубку насоса прикреплена с помощью фланца поперечная труба с вентилями на конце, в которые ввернуты гайки РОТ для подсоединения пожарных рукавов. От поперечной трубы с правой стороны цистерны ответвляется труба с вентилями, соединенная резиновым патрубком с цистерной и предназначенная для ее наполнения насосом при заборе воды из водоема. Поперечная труба крепится стремянками через резиновые прокладки к кронштейнам, привернутым болтами к лонжеронам автомобиля.
Для распределения воды, подаваемой к передним соплам, служит головка пожарной колонки, вмонтированная в переднюю и продольную трубы. Передняя труба крепится стремянками к буферу машины. Продольная труба соединяется с поперечной через трубу-колено, имеющую в нижней своей части пробку для слива воды из нагнетательной части трубопровода. На продольной трубе установлен штуцер, соединяющий через трубопровод полость нагнетания с манометром. Сопла соединяются с трубопроводом при помощи двух переходников, шарнирное соединение которых с трубами обеспечивает две степени свободы поворота сопл.
Одноотвальный снежный плуг состоит из толкающей рамы, лемеха и механизма подъема и опускания. Толкающая рама крепится к лонжеронам автомобиля и через штанги передает усилия на плуг. Каждая из трубчатых штанг является телескопическим соединением двух труб, между которыми помещена амортизирующая пружина. Подвеска толкающих штанг к передней балке автомобиля выполнена скользящей. Штанги со сцепной рамой соединяются шарнирно. Отвал плуга представляет собой каркас из профилей и уголков с приваренным к нему согнутым стальным листом толщиной 4 мм, к которому крепится резиновый лемех. Плуг поворачивается в обе стороны на 35—40° и фиксируется специальным фиксатором на сцепной раме.
Щетка состоит из рамы прямоугольной формы, конического редуктора, собственно щетки цилиндрической формы и цепной передачи с натяжным устройством цепи.
Конический редуктор вмонтирован в раму. Ведущий вал-шестерня через фланец и карданный вал соединен с нижним валом раздаточной коробки; ведомый вал, на котором установлена на шпонке шестерня, через звездочки и цепь соединен со щеткой. Цилиндрическая щетка имеет трубу, на которой при помощи троса закреплен проволочный ворс. Щетка присоединяется болтами к наконечникам, установленным на двухрядных самоустанавливающихся подшипниках.
Гидросистема поливомоечных машин служит для установки плуга и щетки в рабочее и транспортное положения, а также для управления центральным клапаном. Гидросистема состоит из масляного бака, трубопроводов, насоса типа НШ-10Е, гидрораспределителя Р75-В2 и гидроцилиндров.
Масляный бак вместимостью 14 л установлен за сиденьем водителя и крепится к полу и задней стенке кабины, В горловине бака установлен сетчатый фильтр для очистки заливаемого масла, а на пробке горловины — щуп для контроля уровня масла в баке. Снизу бак имеет сливное отверстие, закрываемое пробкой.
Трубопроводы гидросистемы изготовлены из трубок диаметром 10Х Х0,7 мм (нагнетательные) и 15Х Х0,9 мм (всасывающие и сливные). Шестеренный насос монтируется на корпусе коробки отбора мощности и приводится во вращение верхним валом коробки. Гидрораспределитель установлен между сиденьями в кабине и крепится с помощью кронштейна к полу.
Гидроцилиндры обеспечивают подъем и фиксацию в транспортном положении плуга и щетки, цилиндр подъема плуга крепится к кронштейну на бампере машины, цилиндр подъема щетки — к кронштейну на правом лонжероне. Фиксация осуществляется при помощи гидравлического (шарикового) замка. Он состоит из плунжера, пружины, шарика и корпуса, которым является донышко гидроцилиндра. В положении штока гидроцилиндра, соответствующем поднятию рабочего органа, шарик под действием пружины закрывает сливное отверстие в донышке гидроцилиндра. При опускании плуга или щетки плунжер под давлением со стороны штуцера отжимает шарик, сжимая пружину, и открывает сливное отверстие.
Опускание штока гидроцилиндра происходит под действием веса плуга -или щетки. Для предохранения последних от резкого опускания между плунжером и сливным отверстием в корпусе гидроцилиндра имеется перепускное кольцевое отверстие, выполняющее роль замедлителя.
Прицепная цистерна устанавливается на шасси прицепа ИАПЗ-754В. Ее габаритные размеры соответствуют основной цистерне. Как и последняя, она имеет пробковый кран и отстойник. В передней части прицепной цистерны смонтирован клапан для закрытия горловины соединительного трубопровода при отсоединении цистерны, наполненной водой, от основной цистерны. К правому швеллеру рамы прицепа крепится запасное колесо.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Поливомоечные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы