Автомобильный транспорт является самым распространенным в строительстве. Строительные грузы составляют почти треть автомобильных перевозок в стране. Около 80% автомобильного парка, выполняющего эти перевозки, находятся в непосредственном ведении строительных организаций.
Транспортными машинами называются: самоходная машина, состоящая из тягача, прицепа или полуприцепа; грузовой автомобиль с различными видами кузовов (платформа с бортами или без бортов, цистерна, самосвальный кузов и т. п.); самоходное шасси; трактор и др. Автомобили, оборудованные кузовами типа бортовая платформа, и тракторы отнесены к машинам общего пользования; автомобили и тракторы, оборудованные кузовами или устройствами специального назначения, например цистернами (рис. 2.7), самосвальными кузовами, седельными устройствами и т. п., — к специальным машинам; машины, предназначенные для транспортирования одного или нескольких видов материалов или изделий одного назначения, например только грунта, ферм, труб, леса и т. п., — к специализированному транспорту. Машины, которые состоят из тягача и более чем одного прицепа или полуприцепа, называются автопоездами или тракторными поездами в зависимости от применяемого тягача (автомобиля или трактора). Прицепы и полуприцепы, как правило, рассматриваются в составе машины специального, специализированного или общего назначения. Их классификация аналогична автомобилям и тракторам, т. е. в зависимости от вида применяемого на них кузова (например, бортовая платформа характеризует прицепы и полуприцепы общего назначения). Прицепы и полуприцепы, предназначенные для установки на них специальных кузовов и оборудования, отнесены к прицепам и полуприцепам шасси.
Автомобили-самосвалы. Для массовых перевозок строительных материалов (грунт, щебень, камень, растворы, бетоны и другие сыпучие и штучные), неповрежда-ющихся при разгрузке сбрасыванием, в строительстве широко применяются специальные автомобили. Они изготавливаются на базе автомобилей-самосвалов общего назначения и отличаются от них кузовами, которые имеют механизм опрокидывания, управляемый из кабины водителя.
Рис. 2.7. Автоцементовоз С-652
1 — цистерна; 2 — пневмооборудовакие для загрузки;3 — рукава; 4 — компрессор; 5 — тягач; 6 — седельно-сцепное устройство;7 — опорные стойки;;
8 — тележка полуприцепа; 9 — разгрузочноеустройство
Автобетоновозы представляют собой транспортные машины, оборудованные открытыми или закрытыми самосвальными кузовами. Они предназначены для перевозки грузов от бетонно-растворных узлов на строительные объекты. Недостатком этих машин является то, что при транспортировании наблюдается расслоение бетонных смесей и растворов и вследствие этого теряются их первоначальные качества. Поэтому автобетоновозы такого типа применяют для внутриобъектных перевозок. На большие расстояния бетонную смесь перевозят в автомобилях-самосвалах с опрокидными открытыми кузовами, а также в автобетоновозах, оборудованных специальным закрытым кузовом-емкостью, например автобетоновоз ЗИЛ-ММЗ-553.
Автобетоносмесители составляют группу технологических специальных машин, предназначенных для транспортирования сухих бетонных смесей на строительные объекты, приготовления готовой смеси по пути следования или на месте потребления и выдачи готовой бетонной смеси на рабочие места. Температура окружающего воздуха при этом должна быть не ниже 0°С. Загружаются автобетоносмесители из специальных установок для сухих смесей (С-984 и др.) или на бетонных заводах, производящих эти смеси.
Заводами строительных машин освоен выпуск автобетоносмесителей на шасси автомобилей КрАЗ-258 и МАЗ-503Б с выдачей готовой бетонной смеси от 2,5 до 3,5 м3, со скоростью транспортирования до 60 км/ч.
Авторастворовозы предназначены для транспортирования приготовленных строительных растворов различных марок и консистенций, побуждения их в пути следования и порционной выдачи на месте потребления. Нормальная работа авторастворовоза обеспечивается при температуре окружающего воздуха от —5°С и выше.
Авторастворовоз СБ-89 состоит из емкости цилиндрической формы с днищами, внутри которой по центральной оси установлен вращающийся побудитель с двумя винтовыми лопастями. Передний конец вала побудителя установлен в подшипнике качения переднего днища, а задний —в подшипнике редуктора, расположенном на заднем днище. На заднем конце вала побудителя насажена шестерня, входящая в зацепление с ведущей шестерней редуктора.
В верхней средней части емкости расположено загрузочное отверстие горловины размером 800X1400 мм, а в нижней — разгрузочное с затвором-отсекателем с гидроцилиндром привода. Под затвором расположен транспортер выдачи раствора с механизмами привода и выдвижения (на 1200 мм за пределы габарита авторастворовоза).
Привод побудителя и механизмов выдвижения и привод транспортера осуществляется лопастными гидромоторами типа МГ-16-15А, приводимыми в движение от гидросистемы, состоящей из гидронасоса НЩ-32, гидрораспределителя Р75-ВЗ, с рабочей жидкостью и гидропроводов.
Автопоезд-керамзитовоз АП-14К предназначен для транспортирования легковесных сыпучих материалов. Он представляет собой автомобильный седельный тягач с двумя полуприцепами самосвального типа. Один из них навешивается на седельно-сцепное устройство тягача, а второй (аналогичный по конструкции) — на подкатную тележку ПТ-1. Кузова полуприцепов выполняются самосвальными на обе боковые стороны, прямоугольной формы и высокими бортами. Передний и задний борта полуприцепов изготавливаются глухими, а боковые —с тремя люками вдоль каждого из них. с верхним шарнирным закреплением их крышек, которые при наклоне кузова образуют разгрузочные щели. Каждый полуприцеп оборудуется двумя гидроподъемниками типа МАЗ-503, а тягач — гидросистемой.
Кирпичевоз КВ-З-У предназначен для транспортирования кирпича в контейнерах типа МК-3 с кирпичных заводов на строительные объекты. Он состоит из автомо-оильного седельного тягача и полуприцепа-платформы с верхним расположением погрузочной площадки. На платформу устанавливаются три контейнера с кирпичом массой до 1 т. Кроме того, кирпичевоз может использоваться для перевозки длинномерных грузов.
Машины для транспортирования строительных конструкций. Специальные транспортные машины для перевозки строительных конструкций составляют особую группу технологических машин. Различные конструкции машин создаются в зависимости от назначения, габаритов, массы и расположения центра тяжести, материала и формы, способов установки и крепления и восприимчивости к динамическим воздействиям изделий, для транспортирования которых они предназначены. Машины для транспортирования конструкций обеспечивают экономичную доставку их в сохранном виде от заводов-изготовителей и разгрузочных площадок железнодорожных станций на строительные объекты.
Особенностью их является и то, что они спроектированы и изготовлены проектными и производственными организациями строительных и транспортных министерств и ведомств.
Машины для транспортирования конструкций состоят из тяговой машины, прицепа, полуприцепа или прицепа-роспуска. В качестве тяговых машин используются грузовые автомобили, тракторы, автомобильные седельные тягачи и автомобильные шасси, оборудованные специальными опорно-поворотными устройствами и оснасткой. Наибольшее распространение получили машины, состоящие из автомобильного седельного тягача и навешиваемых на его седельно-сцепное устройство специализированных полуприцепов.
Специализированные полуприцепы в зависимости от их приспособленности для перевозки строительных конструкций делятся на полуприцепы-платформы, панелевозы, фермовозы, опоровозы и полуприцепы для перевозки объемных элементов и оборудования — блоковозы (рис. 2.8, 9, 10).
По конструктивному исполнению полуприцепы отличаются друг от друга высотой расположения погрузочной площадки по отношению к опорно-сцепному устройству тягача — ниже или выше его или на разных уровнях. Поэтому различают полуприцепы, а следовательно, и машины, с нижним, верхним и смешанным расположением погрузочной площадки.
Рис. 2.8. Автополуприцеп ПС-12 для транспортирования стеновых панелей
1 — тягач; 2 — опорно-сцепное устройство; 3 — переходной мостик; 4 — одноосная рессорная тележка; h — высота погрузочной площадки
Рис. 2.9. Автополуприцеп для транспортирования ферм
1 — тягач; 2 — опорно сцепное устройство; 3 — каркас полуприцепа; 4 — двухосная поворотная тележка; h — высота погрузочной площадки
Рис. 2.10. Автополуприцеп для транспортирования санкабин
1 — тягач; 2 — опорно-сцепное устройство; 3 — платформа полуприцепа; 4 — несущая платформа; 5 —пружинные амортизаторы
В зависимости от того, сколько видов конструкций можно перевести на одной и той же машине, они делятся на универсальные и специализированные.
К универсальным относятся автополуприцепы-платформы, некоторые типы панелевозов. На них возможно транспортирование разнообразных строительных конструкций и изделий с помощью сменной, съемной или стационарной универсальной оснастки, соответствующей требованиям установки и крепления перевозимых изделий.
К специализированным относятся панеле-, фермо-, колонно-, балко-, опоро-, блоковозы и др. Ими транспортируются только изделия определенного вида, массы, формы и т. п.
Автополуприцеп-платформа ПП-12 предназначена для транспортирования различных строительных конструкций: балок БОС-12, БД-12, плит ПКЖ длиной до 12 000 и шириной до 2500—3000 мм и др.
Автополуприцеп-платформа ПР-12 состоит из раздвижной рамы коробчатого сечения балочного типа с передней и задней опорами для сцепки с тягачом и установки на одноосную (с рессорной подвеской и со сдвоенными колесами) тележку, дощатого настила и восьми ограничителей для удержания изделий на платформе. Раздвигается рама за счет выдвижения передней ее части из балок задней части и фиксации внутренней выдвигаемой балки в наружной. На полуприцепе ПР-12 можно перевозить длинномерные грузы длиной до 9—14 м. В качестве тягача применяется седельный автомобильный тягач МАЗ-200М или МАЗ-504.
Автополуприцеп-платформа конструкции треста Приднепровскоргтехстрой в отличие от автополуприцепа-платформы ПП-12 выдерживает большую полезную нагрузку и двухосную заднюю тележку со сдвоенными колесами. Одна из осей тележки в ненагруженном состоянии поднимается и фиксируется в таком положении, при котором достигается уменьшение износа шин, маневренность и скорость при холостых пробегах.
Автополуприцеп-платформа ПР-20 выполнена по конструктивной схеме, подобной ПП-12, но выдерживает большую полезную нагрузку.
Определение количества транспортных средств.
Списочный состав автопарка определяется с учетом машин, которые находятся в ремонте.
При расчете количества транспортных средств железнодорожного транспорта учитывается время нахождения состава в пути, а также время, затрачиваемое на маневровую работу и ремонт подвижного состава.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобильный безрельсовый транспорт"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы