Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Статьи

Публикация:
   Подъемно-транспортные машины

Читать далее:




Подъемно-транспортные машины

Эта группа чрезвычайно обширна. Сюда относятся и обще-строительные краны, и погрузочно-разгрузочные машины, и устройства для подъема и перемещения на небольшую высоту и расстояние сравнительно небольших грузов — тали, домкраты, лебедки и т. д., а также машины и устройства непрерывного транспорта. Все эти машины и устройства имеют свои специфические особенности и отпимальную область применения в зависимости от условий работы. Наибольшее распространение в строительно-дорожных работах и наибольший интерес из всех перечисленных механизмов и машин представляют краны и погрузчики. Они и будут рассмотрены.

Погрузочно-разгрузочные машины. Широко распространены в народном хозяйстве, в том числе жилищном и дорожном строительстве, поскольку позволяют существенно уменьшить долю неквалифицированного ручного труда в строительстве и машиностроении, на погрузочно-разгрузочных работах и т. д. «Повышение уровня механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, — говорится в решениях XXVI съезда КПСС, — позволит в 1985 году сберечь на этих работах труд 1,5—2 миллионов человек.

В строительстве погрузка сыпучих, мелкокускозых и штучных грузов в транспортные средства на складах и комплектовочных базах — удел погрузчиков непрерывного (многоковшовых) или периодического (одноковшовых) действия. Такие погрузчики имеют гусеничный или пневмоколесный ход и зачастую создаются на базе автомобилей, тракторов или тягачей. Для работы в закрытых помещениях обычно используются электропогрузчики с аккумуляторными двигателями.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Каждый погрузчик имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от вида груза, условий и технологии его обработки. В частности, у погрузчиков на гусеничном ходу высокая проходимость и они способны развивать большое напорное усилие, необходимое для загрузки ковша. Пневмоколесные нагрузчики более маневренны, с более высокими скоростями, могут не только погружать материал в транспортные средства, но и самостоятельно перемещать его. При этом считается, что оптимальное расстояние для перемещения груза — не более 100 м. На большие расстояния сыпучие материалы целесообразно перемещать бульдозером, а штучные — вилочными автопогрузчиками или бортовыми средствами.

Одноковшовые погрузчики. Навесное оборудование устанавливается на гусеничном или колесном тракторе или специальном колесном шасси. Как правило, в погрузке реализован способ передней (фронтальной) разгрузки. Рабочий процесс погрузчика — с фронтальной разгрузкой: опускание ковша, движение машины вперед для его загрузки, подъем ковша, отъезд е разворотом, подъезд (поворот) к месту разгрузки и разгрузки ковша. Отличие рабочего процесса погрузчика с задней разгрузкой в том, что после подъема ковша погрузчик движется к месту разгрузки задним ходом.

Конструкция колесных и гусеничных погрузчиков — ато стрела с рычагами, ковш и гидроцилиндры подъема стрелы и поворота ковша.

На выставке «Стройдормаш-81» Советский Союз представил семейство колесных одноковшовых фронтальных погрузчиков: самый мощный из отечественных погрузчиков — ТО-21 грузоподъемностью 15 т и вместимостью ковша 7,5 м3, высота разгрузки 4,5 м; ТО-II, смонтированный на базе трактора «Кировец-702», грузоподъемностью 4 т и ковшом 2 м3, позволяющий разгружать ковш на высоте 3,2 м с вылетом 1,225 м; ТО-18 и ТО-25 грузоподъемностью 3 т и ковшом 1,5 м3. Различие состоит в том, что первый, помимо прочего, может использоваться на земляных грунтах и монтажных и такелажных работах.

Одноковшовые фронтальные погрузчики оснащаются сменным рабочим оборудованием: ковши различной емкости, захваты, крюки, вилы, а также приспособления для погрузки длинномерных грузов.

В некоторых случаях погрузочно-разгрузочные работы, особенно со штучными грузами, производятся вилочными автопогрузчиками. Вилочный автопогрузчик имеет раздвижную раму с перемещающейся по ней кареткой. Рама с помощью гидроцилиндров может наклоняться вперед на 3—5° для лучшей погрузки и назад на 10—15° — для лучшего удержания груза при транспортировке.

В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС в Армянской ССР (г. Чаренцаван) в нынешней пятилетке должен быть построен и сдан в эксплуатацию завод до выпуску 30 тыс. автопогрузчиков в год. Семейство этих малогабаритных погрузчиков, новая конструкция которых разработана Львовским ОКБ, грузоподъемностью.

В Японии и Великобритании зародилось новое направление строительно-дорожного машиностроения — создание мини-машин (мини-экскаваторов, мини-погрузчиков и др.). Например, объем ковша мини-экскаваторов колеблется в пределах 0,04—0,20 м3. Шагающий экскаватор «Паурфаб-125», предназначенный для копания траншей шириной до 45 см и глубиной до 2 м. Экскаватор монтируется на одной двухколесной оси, снабжен передней и задней гидравлическими опорами и передвигается с помощью этих опор, которые отталкиваются.от земли. В рабочем положении задние опоры заглубляются в землю и повышают устойчивость экскаватора. Привод — двигатель внутреннего сгорания мощностью 3,7 кВт и гидрообъемная трансмиссия. Максимальный вылет стрелы 1,5 м, угол поворота 120°. Собственная масса эскаватора 300 кг, поэтому во время работы машинист, стоя на специальной площадке, «догружает» машину своей массой. Габариты экскаватора 23SX135X XI00 см. Экскаватор оснащен дополнительным оборудованием, в том числе удлиненной рукоятью.

В гидросистемах строительно-дорожных машин намечается в последние годы тенденция повышения давления с 17,2 до 40— 55 МПа.

Японские компании «Комацу» и «Хитачи» устанавливают на выпускаемых экскаваторах с ковшом емкостью 5, 9 и 12 м3 мини-ЭВМ для управления работой двигателя и гидропривода.

В капиталистических странах усиливается тенденция к специализации производства строительно-дорожных машин. Так, с семидесятых годов Франция полностью прекратила выпуск автогрейдеров и скреперов, переориентировав свои заводы на выпуск другой продукции, Собственные потребности в этих строительных машинах удовлетворяются их импортом из других стран. Япония также удовлетворяет до 30—35% своих потребностей в специальных строительно-дорожных машинах (скреперы, бульдозеры, погрузчики) за счет импорта.
По материалам выставки строительных и дорожных машин «Экспомат-82».

Крупнейшие западноевропейские фирмы, производящие краны с большими грузовыми моментами (особенно малыми партиями), стремясь ограничить номенклатуру кранов, разрабатывают параметрические ряды типоразмеров, нормирующие вылет, высоту и грузоподъемность кранов. При этом для обеспечения конкретных, условий работы производятся различные модификации кранов с использованием стандартных модулей. Так, например, комбинируя 61 модуль (в том числе четыре опорные конструкции, пять секций башен, два типоразмера электромеханических и шесть типоразмеров электрических лебедок и т. д.), фирма «Линден—Адимак» получает 41 272 стандартных исполнений крана с грузовым моментом от 100 до 600 тм, грузоподъемностью до 18 т, вылетом стрелы до 80 м и высотой свободно стоящего крана до 93,5 м.

В развитых капиталистических странах на гидравлические экскаваторы падает 96—98% производства одноковшовых полноповоротных строительных экскаваторов, причем сейчас насчитывается до трехсот различных моделей таких машин.

Фирмы ряда капиталистических стран («ФАУН» ФРГ, «Като» Япония, «Лоррейн» США) создали специальные шасси для автомобильных кранов большой грузоподъемности (до 500 т). Несмотря на значительную массу автокран на таком ходу не создает чрезмерных нагрузок на полотно дороги, так как шасси имеет до восьми пар колес. Часто все колеса делаются управляемыми, что позволяет сохранить высокую маневренность шасси при значительной длине перевозимого груза, и снабжаются независимой подяескоп

Фирма «КатерпиЛлер» (США) выпустила бульдозер in rvecvr-цах треугольного профиля, взяв патент на их конструкцию. Расположенная сверху ведущая звездочка привода не контактирует с грязью, камнями и другими источниками повышенного износа. Двухступенчатая балансирная подвеска дает увеличенное тяговое усилие, Плавность хода и возможность повысить усилия на отвал. Новый бульдозер хорошо показал себя в сложных услшчшх горных рт-работок. Интересно, что один из первых американских танков 20 х годов был оборудован гусеницами треугольного профиля и обладал неплохими ходовыми характеристиками, по уязвимость танка заставила забыть об оригинальном изобретении,

Строительная фирма «Кавасаки дзюкого» считает возможным в ряде случаев отказаться от традиционных подъемных крапов при монтаже домов.

Важная особенность этих машин — их «всеядность»: они способны работать не только на бензине, но и на дизельном топливе и сжиженном газе. Устройство нейтрал лизации отработанных газов позволяет длительно работать в закрытых помещениях. Машина очень маневрен-на, а разнообразные сменные захватные приспособления — для рулонных, бочковых, длинномерных грузов — и приспособление, сталкивающее груз с вил, чрезвычайно расширяют возможности ее использования во всех отраслях народного хозяйства. Например, применение на погрузочных работах одноковшовых фронтальных погрузчиков грузоподъемностью Ют на базе трактора Т-330 взамен одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью 2,5 м3 повышает производительность труда в 1.8 раза, снижает стоимость проводимых работ на 30—-40%, экономит труд двух человек на каждую машину.

За рубежом, на международной выставке строительных и дорожных машин во Франции в 1982 г. («Экс-помат-82»), также наибольшее внимание уделено созданию фронтальных погрузчиков с «передней» разгрузкой на базе универсальных тракторов, а также универсальных машин, совмещающих несколько операций. Так, например, в Англии 85% всех экскаваторов составляют экскаваторы-погрузчики.

Краны. Для подъема и перемещения разнообразных грузов внутри строительной площадки в дорожном строительстве широко применяются различного рода подъемные краны. Наиболее распространены в строительстве стреловые самоходные и башенные краны, находят применение краны козловые, мостовые и кабельные.

Основные параметры крана: грузоподъемность, т. е. наибольшая допустимая масса груза, поднимаемая краном на крюке; вылет стрелы; скорость подъема груза? передвижение и поворот крана; мощность двигателей; наибольшая высота подъема; масса и габариты крана. Грузоподъемность, высота подъема и вылет для стреловых кранов— величины переменные и зависящие друг от друга.

Самоходные стреловые краны — это поворотные краны, установленные на самоходных шасси. В настоящее время выпускаются самоходные краны на рельсовом, гусеничном, пневмоколесном, короткобазовом, специальном и автомобильном шасси. Основные параметры стреловых самоходных кранов стандартизованы. Для лучшего использования они оборудуются сменным рабочим оборудованием — стрелами различной длины, вставками в стрелы, крюками, грейферами и др. Для монтажа в труднодоступных (стесненных) местах используются краны с телескопическими стрелами. Такая конструкция позволяет быстро изменять ее длину (а соответственно вылет и высоту подъема). Это значительно расширяет поле их деятельности. Кроме того, телескопическая стрела и ее жесткая подвеска уменьшают транспортные габариты кранов, что позволяет увеличить транспортные скорости машин (для автомобильных кранов).

Устойчивость стреловых самоходных краноз при работе часто недостаточна. Поэтому пневмоколесные, автомобильные и железнодорожные краны оборудуются специальными выносными опорами (аутригерами).

В условиях дорожного строительства, для обслуживания складского хозяйства, а также при монтаже других грузоподъемных средств часто применяются железнодорожные краны (краны на рельсовом ходу), способные самостоятельно передвигаться по обычной железнодорожной колее. Они не требуют строительства специальных дорог и более или менее ровных площадок, достаточно мобильны и имеют значительную длину стрелы (до 30 м). Грузоподъемность этих кранов 10 — 30 т, но есть краны грузоподъемностью 50 т и более. Однако необходимость в железнодорожном пути — их существенный недостаток.

Гусеничные крапы — полноповоротные стреловые краны, установленные па гусеничном ходу. Их можно использовать на площадках со слабыми грунтами, а также там, где требуется повышенная проходимость и устойчивость. В строительстве широко применяются гусеничные краны грузоподъемностью 25—100 т.

В советском разделе выставки «Стройдормаш-81» демонстрировался стреловой кран КС-8184 грузоподъемностью 100 т на гусеничном ходу. Он снабжен решетчатой стрелой длиной 15 м, удлиняемой вставками до 40 м. Наибольшая высота подъема крюка 72,5 м. Мощность приводного двигателя 162 кВт.

Высокие темпы выполнения строительных и погрузочно-разгрузочных работ требуют применения высоко производительных мобильных подъемно-транспортных машин. Эти машины должны иметь рабочее оборудование, позволяющее использовать их на различных видах работ, сравнительно быстро меняя грузовые и высотные характеристики. Конструкция машины должна быть такой, чтобы трудоемкость работ по ее монтажу, демонтажу и подготовке площадок была минимальной. От машин также требуется быстрое перебазирование с объекта на объект. Всем этим требованиям отвечают автомобильные и пневмоколесные краны, а также краны на специальном шасси. Демонстрировавшиеся на выставке «Стройдормаш-81» краны монтируются на автомобилях ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗР1Л-133 П, МАЗ-500А (МАЗ-5334), КрАЗ-257, КамАЗ-53213.

Механизмы крана приводятся в действие либо от двигателя автомобиля, либо от отдельного двигателя, который размещается на грузоподъемном устройстве. Применяется также дизель-электрический многомоторный привод механизмов.

С начала 1970 г. в короткий срок была проделана большая работа по созданию и совершенствованию гидравлического объемного привода для кранов. Схема привода обеспечивает совмещение рабочих операций, независимое регулирование скоростей, позволяет уменьшить габариты размеров и массу машины. Ивановский завод автомобильных кранов серийно производит автомобильные гидравлические краны КС-3562А грузоподъемностью Ют — первые отечественные гидравлические краны. В 1980 г. на долю автомобильных гидравлических кранов приходилось 28% о!щего выпуска автомобильных кранов.

Чтобы обеспечить народное хозяйство автомобильными кранами различных модификаций и грузоподъемности, для унификаций деталей и узлов, облегчения организации технического обслуживания й ремонта, разработан унифицированный ряд автомобильных кранов грузоподъемностью от 6,3 до 16 т.

Пневмоколесные краны выпускаются грузоподъемностью 10—100 т. Их поворотная платформа монтируется на шасси с широкой колеей. Это увеличивает устойчивость крана по сравнению с автомобильным и позволяет во многих случаях работать без выносных опор. Своим ходом эти краны могут передвигаться только на тажные устройства циклического действия, применяемые на различных видах строительства и на погрузоч-но-разгрузочных работах. Иногда башенные краны применяются на строительстве мостов и путепроводов с монолитными опорами значительной высоты.

Башенный кран может быть стационарным, т. е. установленным на фундаменте, тогда он обслуживает всю площадку с одной стоянки. При большой высоте подъема кран дополнительно крепится к возводимому сооружению и в таком случае называется приставным. Самоподъемные краны устанавливаются на конструкциях возводимого сооружения и перемещаются вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения здания. Стационарные и самоподъемные краны применяют в основном при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

Передвижные башенные краны оборудованы ходовым устройством и могут перемещаться по строительной площадке в рабочем положении. Такие краны выпускаются на рельсовом, гусеничном, автомобильном и пневмоколесном ходу. Наиболее распространены рельсовые краны, так как установка кранов на рельсы упрощает эксплуатацию и повышает безопасность работы.

В зависимости от того, где расположено поворотное устройство, башенные краны бывают с верхним поворотом, т. е. с поворотной стрелой и неповоротной башней, и с нижним поворотом, т. е. с башней, которая вращается вместе со стрелой. Поворотные краны монтировать значительно проще. Кроме того, в большинстве случаев их перевозят с одного объекта на другой, не разбирая на узлы.

По способу изменения вылета крюка (типу стрелы) различаются башенные краны, грузовая тележка которых перемещается по горизонтальной стреле (краны с балочной стрелой), и краны, изменяющие вылет наклоном стрелы (краны с подъемной стрелой).

Достигнутый уровень совершенства выпускаемых в СССР кранов можно проиллюстрировать на моделях, демонстрировавшихся на выставке «Стройдормаш-81». Все они рассчитаны на работу в районах с температурой окружающей среды ±40°С. В экспозиции были представлены краны КБ-403А для строительства многоэтажных жилых и гражданских сооружений из элементов массой до 8 т; КБ-504 — для строительства крупнопанельных зданий высотой до 22 этажей. Последний оборудован лифтом грузоподъемностью 160 кг. Связь между машинистом крана, находящимся в кабине, монтажником и стропальщиком осуществляется с помощью переносной радиостанции «Ласточка».

Особый интерес представляет кран КБ-676-0 с балочной стрелой и поворотной башней; максимальная грузоподъемность его 12,5 т, высота подъема до 83 м, вылет стрелы до 50 м. Кран универсален: он может работать как приставной (с креплением настенными опорами к сооружению) и как передвижной. Для подъема в кабину внутри башни установлен подъемник. Кран имеет исполнение КБ-676-1 с максимальной грузоподъемностью 3920 кН’М, высотой подъема до 82 м и вылетом стрелы до 35 м. Управление краном — телерадио-программное.

В последние годы универсальные краны приобретают все большее признание и за рубежом. Такие крупные фирмы, как «Пейнер» и «Либхерц» (ФРГ), которые в 60-х гг. выпускали только краны с поворотной башней, в 70-х гг. приступили к выпуску кранов с неповоротной башней, в том числе универсальных. В связи с тем что за рубежом краны используются в основном в строительстве малоэтажных частных домов небольших размеров, большая часть выпуска кранов приходится на модели малой грузоподъемности с малым грузовым моментом. На одном объекте они работают непродолжительно, поэтому выполняются, как правило, быстромон-тирующимися и легко транспортируемыми.

Строительную индустрию за рубежом отличает разнообразие возводимых сооружений и их малая повторяемость. Это обусловило большое разнообразие типоразмеров кранов, находящихся в эксплуатации, что, в свою очередь, создало трудности в обслуживании, их дальнейшем производстве и стимулировало развитие модульной (агрегатной) системы комподовки. Модульная система распространена на различные исполнения передвижных кранов с поворотной и неповоротной башней, приставных и самоподъемных. Если нужно изменить модель, можно приобрести дополнительно отдельные узлы или взять их напрокат. Как отмечалось выше, в отечественном краностроении также используется модульная система.
Широкое применение монолитного железобетона при

строительстве сооружений за рубежом способствовало распространению самоподъемных кранов. Они могут ра* ботать с короткой башней, с меньшими вылетом и грузовым моментом, отличаются небольшой массой, меньшей трудоемкостью и металлоемкостью при меньшей же стоимости эксплуатации по сравнению с передвижными приставными кранами.

Для конкретного объекта строительства за рубежом краны выбирают на основе тщательных технико-экономических расчетов, учитывающих его тип (стационарный или передвижной, с балочной или подъемной стрелой), величину грузового момента, длину подкрановых путей и сроки нахождения его на объекте.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Статьи

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Подъемно-транспортные машины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства