Горизонтальный транспорт. Необходимость перемещения большого количества грузов на различные расстояния является важнейшей особенностью строительного производства.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в большой степени влияют на стоимость, трудоемкость и продолжительность возведения объектов и составляют в среднем около 25% стоимости и свыше 40% трудоемкости строительства.
В строительстве могут использоваться все виды современного транспорта: рельсовый, безрельсовый (автомобильный и тракторный), водный, воздушный, специальный.
Наиболее широко в строительстве, особенно в городском, используется автомобильный транспорт. Основными достоинствами его являются большая скорость, высокая маневренность, способность передвигаться по кривым участкам пути с малым радиусом закругления и преодолевать крутые подъемы дорог и возможность доставки разнообразных грунтов непосредственно к объекту строительства.
Тракторный транспорт используют для перевозки грузов по плохим дорогам и даже в условиях полного бездорожья. При значительных расстояниях перевозки использование этого вида транспорта становится экономически нецелесообразным вследствие малых скоростей передвижения. Трактор как транспортное средство в условиях городского строительства почти не используют.
Железнодорожный и водный транспорт применяют главным образом как внешний транспорт для перевозки строительных грузов на большие расстояния. Железнодорожный транспорт на строительной площадке требует больших первоначальных затрат, однако при больших объемах строительных работ и при поступлении основных грузов по ж.-д. путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются.
Водный транспорт является наиболее дешевым видом транспорта, особенно при перевозке массовых грузов на большие расстояния. При использовании этого вида транспорта необходимо учитывать сезонный характер его работы.
Воздушный транспорт применяют для доставки строительных грузов в труднодоступные места.
Специальные виды транспорта — подвесные канатные дороги, рельсовые дороги с канатной тягой и монорельсовые навесные дороги — применяют для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград.
Вертикальный транспорт. Объем строительно-монтажных работ, выполняемый при помощи кранов, составляет от 80 до 95% общего объема работ; на погрузочно-разгрузочных работах этот процент несколько снижается за счет применения специализированных машин и механизмов (погрузчиков, разгрузчиков сыпучих материалов, экскаваторов, саморазгружающихся средств).
В настоящее время строительные организации располагают передвижными кранами и подъемниками различных типов. Из всего парка около 70% составляют стреловые самоходные краны, среди которых почти 90% автомобильные. Стреловые самоходные краны применяются в основном на монтажных и погрузочных работах. При выполнении монтажных работ и вертикальном транспортировании материалов ведущими являются башенные передвижные краны.
При создании новых моделей кранов и подъемников, а также модернизации серийных образцов основное внимание уделяется повышению эксплуатационных качеств машин.
Основными направлениями в совершенствовании конструкций кранов являются: – улучшение грузовых характеристик (в первую очередь у пневмоколесных кранов при работе без выносных опор) и удельных показателей стоимости и трудоемкости, единицы продукции металлоемкости; – повышение мобильности, маневренности и транспортабельности; – универсализация за счет расширения номенклатуры рабочего оборудования и унификации поворотных частей кранов с различными ходовыми устройствами; – интенсификация рабочего цикла путем выбора рациональных рабочих скоростей, усовершенствования привода, автоматизации управления.
Для возведения гражданских и многоэтажных промышленных зданий серийно выпускаются башенные краны серии КБ—грузоподъемностью 5 и 8 т типа КБ-302 (КБ-100.1) и КБ-401 (КБ-160.2), КБ-160.4 (рис. II. 1, табл. П.1), а также их модификации КС-100 для монтажа подземной части зданий и краны КБ-403 (КБк-160.2) с балочными стрелами. Для строительства зданий повышенной этажности освоены приставные краны КБ-180, КБ-573 и КП-100 грузоподъемностью модернизированные приставные и рельсовые краны с высотой подъема крюка до 100—150 м, созданные на базе существующих кранов БКСМ-7-5, УБК-5-50 и БК-300.
Рис. 2.1. Башенный кран КБ-160.4
Наряду с башенными кранами отечественной промышленностью выпускаются стреловые самоходные краны пневмоколесные: КС-4361 (К-161), КС-5361 (К-255), МКП-25, КС-4362 (К-166), КС-5363 (К-255А), КС-6362 (К-406), МКП-40; автомобильные: КС-2561Д (рис. II.2),
КС-4561 (К-162), КС-3561 (К 1014) и др.; гусеничные: МКГ-10А, МКГ-16М, МКГ-25БР, СКГ-40 (рис. II.3), СКГ-бЗА, СКГ-100, МКГ-100, СКГ-160.
В промышленном строительстве для выполнения по-грузочно-разгрузочных и складских работ применяются козловые краны серии К, козловые краны с увеличенной высотой подъема крюка, а также краны УК и УПК новой конструкции с предварительно напряженным ригелем.
В последнее время отечественной промышленностью выпущено несколько типов кранов, обладающих высокими эксплуатационными качествами: – башенный приставной кран-накопитель грузоподъемностью 10 т для монтажа крупнопанельных зданий высотой до 100 м, разработанный ВНИИстройдормашем и Главмосстроем; – мобильный козловой кран КМК-15 для монтажа зданий из объемных блоков, созданный ЦНИИОМТП и ВНИИстройдормашем; – пневмоколесыый козловый кран КПП-10 грузоподъемностыо 10 т для механизации погрузочно-разгрузоч-ных операций на производственных предприятиях, складах, полигонах, сконструированных ПКК Проектстрой-механизации.
Все большее применение для вертикального транспортирования строительных материалов, особенно при сооружении зданий повышенной этажности, получают строительные подъемники, обеспечивающие подачу грузов на перекрытия и внутрь здания через оконные ил_и дверные проемы. Грузопассажирские подъемники ПГС-800-16 и МГП-1000-110 грузоподъемностью 800 и 1000 кг обеспечивают подъем людей и грузов на высоту соответственно 60 и 110 м. Серийно выпускаются подъемники марок: ТП-3(С-598); ТП-4(С-867); ТП-9; ТП-5(С-953А); ТП-2(С-447);ТП-7(С-447М).
Рис. 2.2. Автомобильный кран КС-2561Д
а — общий вид; б — грузовая характеристика: 1 — со стрелой 8 м без выносных опор: 2 — то же, на выносных опорах; 3 — cо стрелой 12 м; 4 — то же, с гуськом 1,5 м
Классификация грузов. При выборе вида транспорта для перемещения строительных грузов необходимо руководствоваться их физическими характеристиками. Строительные грузы могут быть подразделены на следующие виды: сыпучие—гравий, песок, щебень и грунт; порошкообразные—цемент, гипс,алебастр, сухие пигменты; тестообразные—растворы, бетонная смесь, известковое тесто, грунтовочные материалы для малярных работ; штучные—дверные и оконные блоки, железобетонные конструкции мелкоштучные железобетонные плиты и панели, рулоны кровельных материалов и рулоны ковровых покрытий для полов, рулонный отделочный материал; мелкоштучные — кирпич, камень, мелкие блоки, отделочные материалы в пакетах (разновидности облицовочных плиток), лакокрасочные материалы в бидонах и других мелких тарах; длинномерные —железобетонные и стальные конструкции, металлические трубы, деревянные и клеёные конструкции; тяжеловесные — тяжелое оборудование, стальные и железобетонные тяжеловесные конструкции; крупнообъемные — блок-комнаты, санитарные кабины, резервуары, крупногабаритные контейнеры; жидкие — различные эмульсии, нефтепродукты.
Рис. 2.З. Гусеничный кран СКГ-40 с основной стрелой
1 — противовес; 2 — кабина машинного отделения; 3 —надставка стойки; 4 — стреловой полиспаст; 5 —канатная оттяжка гуська; б — основная стрела; 7— полиспаст вспомогательного подъема; 8 — неуправляемый гусек; 9, 11 — ограничитель высоты подъема крюка? 10 — крюк вспомогательного подъема; 12 — крюк основного подъема;: 13 — упор стрелы; 14 — кабина управления; 15 — гусеничная тележка
Рис. 2.4. Инвентарное звено пути для пневмоколесных кранов
1 — швеллер; 2 — стальной канат диаметром 19,5 мм; 3 — шпалы; 4 — сжим
Рис. 2.5. Схемы устройства рельсовых путей для башенных кранов «-БК-300; 6-БК-406А (БК-1425); 1 – щебень; 2 – песок;
Рис. 2.6. Схемы устройства рельсовых путей для козловых кранов
а — нрв расположении одного железнодорожного пути внутри пролета крана:
1 — рельс под жесткую ногу крана; 2 — железнодорожный путь; 3 — рельс под шарнирную ногу крана; б —при расположении двух железнодорожных
путей внутри пролета крана
Основные положения и схемы устройства путей. При возведении объектов строительные краны и самоходные строительные подъемники перемещаются по специально подготовленному основанию, тип которого определяется конструкцией самого крана (подъемника) и его ходового устройства (рис. 11,4, 5, 6).
Стреловые гусеничные краны передвигаются в зоне строительно-монтажных работ площадки по предварительно спланированной грунтовой площадке (при необходимости с подсыпкой) без специальных устройств и покрытий. В зависимости от грузоподъемности кранов, категории грунта, времени года необходима различная степень подготовки площадки, включая укладку железобетонных плит. Для передвижных башенных кранов, строительных подъемников и козловых кранов укладывают рельсовые пути. Устройство рельсовых путей для строительных башенных кранов с давлением на ходовое колесо до 280 кН выполняют в соответствии с «Инструкцией по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов» (СН 78-73). При специфических условиях эксплуатации кранов с давлением на ходовое колесо до 280 кН (слабые переувлажненные грунты, укладка путей на конструкциях сооружаемых зданий, криволинейная траектория движения крана), а также для кранов с давлением на ходовое колесо свыше 280 кН рельсовые пути сооружаются п0 специальным проектам. Необходимо учитывать требования, предъявляемые к устройству рельсовых путей для башенных кранов на проеадочных грунтах; на грунтах, не дренирующих воду, на площадках с выходами родников, в местностях с карстовыми явлениями, на косогорах с поперечным уклоном более 1 : 10, в районах вечной мерзлоты и сильных ветров, на территории горных выработок и в других специфических условиях. При этом руководствуются СНиП.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы