В решениях XXVI съезда КПСС поставлена задача: «Предусмотреть ускоренное развитие опорной сети магистральных автомобильных дорог. Расширять строительство автомобильных дорог в сельской местности, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов с автомобильными дорогами общего пользования. Улучшить качество строительства, ремонта и содержания дорог...».
Решение этих задач требует максимальной механизации дорожных работ, сокращения еще значительной доли ручного труда. Основными факторами, определяющими эффективность механизации строительства дорог, являются совершенство средств механизации и их соответствие конкретным условиям строительства, а также степень использования машин.
Для реализации программы строительства современных автомобильных дорог нашей промышленностью были разработаны специальные комплекты машин. Первоначально (60—70-х гг.) это были комплекты машин рельсового типа. Однако они довольно скоро перестали удовлетворять строителей: недостаточная производительность, невыполнение современных требований к качеству покрытий. Кроме того, применение рельс-форм требует большого количества ручного труда, ведет к значительному расходу металла. Так, например, металлоемкость рельсформ около 2/з всей массы комплекта, а их стоимость— около 7з- При этом стоимость и трудоемкость работ по установке и снятию рельсформ доходили до 20% общей стоимости и трудоемкости работ, причем на этих работах постоянно было занято в смену 10—15 рабочих и 2—4 автомашины.
Все это было учтено при создании комплекта машин для скоростного строительства автомобильных дорог и аэродромов ДС-100, а затем и ДС-110, выпуск которых был налажен в десятой пятилетке. К концу 1980 г. на строительстве автомобильных дорог уже работало 16 комплектов машин ДС-110, созданных целиком из отечественных комплектующих изделий. Производительность этих комплектов в 10 раз выше, чем у ранее выпускавшихся рельсовых и составляет 1,5—2 км дороги высшего класса в смену. С помощью этого комплекта машин в десятой пятилетке была сооружена примерно половина всех построенных магистральных автомобильных дорог. Опыт эксплуатации работающих комплектов показал их высокую надежность: простои агрегатов для ремонта составили около 3% всего рабочего времени.
Внедрение комплектов безрельсовых бетоноукладоч-ных машин привело к повышению качества дорожных одежд и аэродромных покрытий, что нашло отражение в нормативной документации. Кроме того, с внедрением комплектов машин ДС-110 резко возросли масштабы работ, связанных с использованием местных грунтов при устройстве оснований, что позволило сократить расход щебня п объемы перевозок каменных строительных материалов по железной дороге; представилась возможность механизировать устройство цементобетоиных покрытий на кривых малых радиусов (например, на съездах транспортных развязок). Помимо повышения темпов и качества работ, сокращения трудозатрат, это позволило заменить асфальтобетонные покрытия на це-ментобетонные, что сократило расход более дорогого нефтебитума.
Все сказанное убеждает, что применение комплекта машин ДС-110 — подлинная революция в строительстве дорог, а сам комплект — прообраз будущих роботизированных комплектов строительной техники.
Десять специализированных машин, входящих в комплект ДС-110, выполняют операции производственного процесса в такой последовательности: устанавливают копирные струны на участке длиной около 800 м; планируют верх земляного полотна; устраивают основания; планируют основание после его уплотнения; раслять чистовую профилировку основания и планировать щебень или песчаный грунт.
Автоматизированное управление профилировщика осуществляется с помощью шести узлов датчиковз двух — для рулевого управления и четырех — для ста* билизации положения рамы с навесными рабочими органами. Точность датчиков управления курсом ±5 см, датчиков уклона ±1,6 мм.
Особенность профилировщика оснований — его оснащенность системой самопогрузки на трейлер, что позволяет ускорить перебазирование машины на новое место без дополнительных погрузочно-разгрузочных средств.
Распределитель цементобетона ДС-109 служит для приема бетонной смеси с обочины и распределения ее на предварительно подготовленное полотно дороги с первоначальной дозировкой. Он может применяться для укладки и распределения обработанных грунтов и других смесей, а также для выполнения некоторых технологических операций, осуществляемых профилировщиком, но с меньшей производительностью. Распределитель рассчитан на укладку полосы цементобетона шириной 7,3 м и толщиной укладываемого слоя 180— 280 мм при рабочей скорости движения 1—18 м/мин.
ДС-109 предусматривает возможность установки на нем дополнительного навесного оборудования для распределения и уплотнения дорожно-строительных материалов в виде бункера и виброплиты с обогревом от выхлопных газов двигателя. Вибраторы виброплиты имеют гидравлический привод, обеспечивающий также ее подъем и опускание. Кроме того, распределитель может служить буксиром для арматурной тележки ДС-103А.
Преимущества распределителя ДС-Л 09 перед ранее выпускавшимся Д-375Б в гораздо большей производительности (760 м3/ч против 55 м3/ч) при почти вдвое меньшей удельной энергоемкости (0,29 кВт/м3/ч против 0,54 кВт/м3/ч) и более чем втрое меньшей удельной металлоемкости (50 кг/м3/ч против 165 кг/м3/ч). Созданием этой машины успешно решается поставленная партией задача снижения энерго- и металлоемкости новойтехники.
По технологической схеме строительства дороги бе-тоноукладчик ДО-111 идет за распределителем бетона ДС-109 на расстоянии 25—30 м. В зависимости от климатических условий и степени подвижности цоментобо-тонной смеси это расстояние может увеличиваться до предельного — 50 м. ДС-111 предназначен для глубинной проработки и отделки бетонного покрытия и боковых кромок строящейся дороги. Он рассчитан на обработку покрытия шириной до 7,5 м при толщине укладываемого слоя до 340 мм, рабочая скорость движения 1 —18 м/мин.
После отладки на небольшом участке строящейся дороги управление бетоноукладчиком ведется в автоматическом режиме, обеспечивающем выдерживание заданного курса движения, стабилизацию положения рамы машины с навесным оборудованием, выдерживание заданного поперечного уклона рамы.
Применение ДС-Ш позволило по сравнению с ранее используемой машиной ДС-513 вдвое увеличить производительность и вдвое снизить удельную металлоемкость при снижении себестоимости укладки 100 м полотна на 20% и трудоемкости — более чем втрое. Как и другие основные агг регаты комплекса, бетоноукладчик ДС-111 снабжен, системой самопогрузки на трайлер.
К вспомогательным машинам комплекта относятся бетоиоотделочиая машина (трубчатый финишер) ДС-104А для окончательной чистовой отделки цементобе-тониых покрытий и машины для нанесения пленкообразующей жидкости ДС-105А. Обе машины выполнены на самоходном пневмоколесном шасси в отличие от основных машин комплекса, имеющих самоходное гусеничное шасси, и снабжены автоматической следящей системой управления по курсу.
Основной рабочий орган бетоноотделочной машины — выглаживающая диагональная труба длиной б м-и шириной 220 мм, разделенная на две секции для отделки одно- и двухскатных покрытий, общая ширина которых не превышает 7,5 м. Финишер может работать без специальной машины для розлива пленкообразующих материалов. Для нанесения этих покрытий над передними колесами машины устанавливается рамка с приводом от гидромотора, на который наматывается защитная пленка, а к задней балке рамы закрепляется выглаживающее полотно, которое гидроцилиндрамя опускается на поверхность покрытия при последнем челночном проходе над поверхностью дороги, Рабочая скорость бетоиоотд елочной машины ДС-104Л не превышает 25 м/мин.
Машина для нанесения пленкообразующей жидкости ДС-105А не только наносит эту жидкость на свежеуложенный бетон, но и обеспечивает необходимую шерохо-ватость поверхности полотна при ширине обрабатываемой полосы до 7,5 м. Она может перемещаться со скоростью до 20 м/мин, нанося ровным слоем на поверхность покрытия влагозащитную пленку из помороля или лака этиноля и укрывая вновь созданную и окончательно отделанную полосу дороги хлорвиниловой пленкой.
В комплект машин входит следующее дополнительное навесное и прицепное оборудование:
навесной на профилировщик ДС-108 двухсекционный конвейер-перегружатель ДС-98А на гусеничном ходу, предназначенный для отсыпки излишних материалов на обочину или в транспортные средства;
арматурная тележка на пневмоколесном ходу ДС-103А, прицепляющаяся к распределителю цементобетона ДС-109 и обеспечивающая транспортировку арматурой сетки весом до 16 т и габаритом 9240X9340X X1310 мм, оснащенная датчиками курса;
полуприцепной к бетоноукладчику ДС-Ш погружа-тель арматуры на пневмоколесном ходу ДС-102А, предназначенный для вибропогружения предварительно уложенной на поверхность бетонного покрытия арматурной сетки;
асфальтоукладочиое оборудование ДС-106А, навешиваемое на профилировщик оснований ДС-108 или распределитель цементобетона ДС-109. Оно предназначено для приема, распределения по ширине укладываемой полосы и предварительного уплотнения дорожно-строи-тельных материалов. Ширина укладываемого слоя бункера — до 5,5 м, а захвата вибраторами — до 8,5 м.
В состав дополнительного оборудования входит также трайлер ДС-107 полуприцепного типа грузоподъем-ностью 44 т (на шасси МАЗ-5247Б) или 49 т (на шасси МАЗ-5247Г), поставляемый с колесным седельным тягачом МАЗ-547, предназначенный для транспортирования машин комплекта ДС-110.
Универсальность машин, входящих в комплект ДС-110, позволяет применять их в различных технологических вариантах. Это объясняется, с одной стороны, назначением строящегося объекта и конструкцией одежды дороги, с Другой — наличием машин комплекта в распоряжении строительной организации.
В общем случае при полном использовании машин комплекта при строительстве армированного цементо-бетонного покрытия на цементо-грунтовом основании при смешении его на дороге, технологический процесс строительства будет выглядеть следующим образом.
После установки копирных струн профилировщиком ДС-108 профилируют верхний слой основания. При этом конвейер-перегружатель ДС-98А используется для удаления излишков грунта на обочину или в транспортное средство. Этот грунт может быть использован также для подсыпки на других участках дороги.
После завершения этой операции завозится песчаный грунт с целью его последующего укрепления цементом. Происходит грубая профилировка его автогрейдерами и уплотнение.
Чистовая профилировка уплотненного песчаного слоя также производится профилировщиком ДС-108, который, как и в первой операции, может быть состыкован с конвейером-перегружателем ДС-98А.
Затем происходит укрепление грунта цементом, для чего профилировщиком ДС-108 производится распределение цемента с одновременным увлажнением поливо-моечной машиной, затем уплотнение основания катками на пневмоколесных шинах и чистовая профилировка цементно-грунтового основания с помощью того же профилировщика с прицепным конвеейром-перегружателем ДС-98А. Создание цементно-грунтового основания завершается образованием на поверхности предохранительной пленки пленкообразующей машиной ДС-105.
После сооружения цементно-грунтового основания приступают к постройке собственно цементобетонного покрытия. В этот процесс входит: распределение цемен-тобетонной смеси распределителем ДС-109; укладка с прицепной тележки ДС-103А и погружение арматурной сетки навесным вибропогружателем ДС-Д02А; укладка и многоступенчатая обработка бетонной смеси с предварительной отделкой ее укладчиком смеси ДС-111; окончательная отделка покрытия бетоноотделочной машиной ДС-104А; создания шероховатости и нанесение пленкообразующего материала машиной ДС-105А. Завершается строительство покрытия нарезкой деформационных швов и их герметизацией.
Исследования, t проводимые специализированными: организациями, показали, что оптимальной является скорость бетоноукладчика 2—2,5 м/мин. При скорости менее 2 м/мин, кроме очевидного снижения производительности, уменьшается количество вовлеченного в смесь воздуха и снижается морозостойкость бетона. При скорости более 2 м/мин смесь имеет недостаточную плотность.
Опыт использования комплектов машин ДС-110 показал, что их использование целесообразно при годовом объеме работ не менее 50—65 км на один комплект.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для скоростного строительства дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы