Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Статьи

Публикация:
   Стандартизация строительно-дорожных машин

Читать далее:




Стандартизация строительно-дорожных машин

Важнейшей организационно-методической и технической основой интенсификации производства, повышения эффективности экономики и качества продукции, инструментом проведения единой государственной технической политики является стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (исполы зования) и требований безопасности. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.

Особое значение приобретают работы по стандартизации и унификации изделий строительно-дорожного машиностроения. Значимость этой проблемы определяется массовостью и разнообразием рабочих процессов, которые выполняют самоходные строительно-дорожные машины (колесные — на базе тягачей, тракторов и автомобилей и гусеничные — на базе тракторов). Эти машины представляют собой одну из самых многочисленных групп орудий труда. В то же время, несмотря на разнообразие выполняемых функций и условий применения, все эти машины отличает то, что номенклатура основных узлов, обеспечивающих их перемещение или рабочие движения, немногочисленна, а их конструкции принципиально одинаковы, что делает их унификацию особенно эффективной.

В пределах одной отрасли, в частности строительно-дорожном машиностроении, проблемы унификации решаются более или менее удовлетворительно. Например, создан комплекс машин для дорожного строительства ДС-110, разработан и внедрен в производство агрегати-рованный комплект аппаратуры для дорожных машин «АКАДормаш» второго поколения. Основное достоинство последнего наряду с высокой надежностью состоит в том, что из одних и тех же элементов и узлов (датчиков, пультов управления, гидроагрегатов и т. п.) может быть смонтирована аппаратура, устанавливаемая на машинах различного назначения (бульдозеры, автогрейдеры, скреперы и т. д.).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Однако изготовление самоходных машин-орудий распределено между соответствующими машиностроительными министерствами, обслуживающими различные от* расли промышленности. В результате распространенный пока взгляд на проектирование машин как на создание индивидуальных конструкций приводит к тому, что конструкции всех Зтих машин-орудий и большинства массовых средств автотранспорта, несмотря на все возрастающую общность технологии производства базовых машин и их узлов, унифицированы явно недостаточно.

Проводимая традиционными способами модернизация машин для поддержания их технического уровня вызывает вследствие обычно моноблочной конструкции ее значительные изменения и дальнейшее увеличение номенклатуры запасных частей, трудоемкости, стоимости и продолжительности ремонта и технического обслуживания, что в конечном итоге сдерживает повышение производительности труда.

Проведенные под руководством профессора Н. Г, Домбровского исследования, связанные с анализом конструкций таких строительно-дорожных машин, как бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы, тракторы и тягачи, позволили установить полную общность номенклатуры их основных базовых узлов и агрегатов, исключая рабочее оборудование (удельный вес которого колеблется для различных типов машин в пределах 10—40%). При этом выяснилось, что конструктивны^ схемы и исполнения основных базовых узлов обычно весьма близки.

В то же время практика передовых заводов автомобильной промышленности показала, что указанные вы« ше недостатки традиционной схемы создания матиц индивидуальных конструкций устраняются почти полностью путем агрегатирования межотраслевых системе

И семейств машин из унифицированных узлов многоцелевого назначения и специализированного производства, образующих рациональные конструктивно-унифицированные типоразмерные ряды.

В чем лее особенность этого метода? До сих пор считалось, что наиболее целесообразно создавать оптимальный типоразмерный ряд базовых машин с возможной на перспективу более широкой номенклатурой ее кодификаций при довольно высоком уровне их унификации (порядка 82—96% для машин одного технологического процесса).

При новом методе основной технологической и конструктивной единицей, серийность изготовления которой определяет качество и стоимость машины, является не машина, а размерный ряд входящих в нее узлов. Выбор ряда узлов, если исходить из основного для их качества и надежности условия — рационального изменения нагрузочных режимов, — дает возможность создавать на их основе различные типоразмерные ряды машин, иногда даже предназначенные для различных технологических операций, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Анализ показал, что примерно 60% объемов работ может быть выполнено наиболее эффективно колесными и гусеничными машинами, созданными методом агрегатирования сменного универсального рабочего оборудования с базовыми колесными машинами и гусеничными тракторами при уровне унификации 70—90%. Около 25% объемов работ может выполняться на основе агрегатирования рабочего сменного оборудования с отдельными узлами колесных машин и тракторов при уровне унификации с базовыми машинами от 25 до 60%. Классификация процессов позволяет объединить их в группы, имеющие настолько много общего, что они могут осуществляться единой для каждой группы кинематической схемой рабочего оборудования.

Сегодня происходит стирание граней между автомобильной и тракторной промышленностью и их технологиями и строительно-дорожным машиностроением. Стираются и различия в требованиях, предъявляемых к аналогичной продукции в различных отраслях. Более совершенные конструкции, появившиеся в одной отрасли, неудержимо распространяются в других. Так, колесо на пневматической шине, сначала использовавшееся только для передвижения по дорогам, сейчас уже успешно конкурирует с гусеничным приводом. Все это ведет к унификации приемов создания новых машин, методов конструирования, конструктивных и технологических решений, унификации в сфере эксплуатации и ремонта.

Начав с унификации изделия в целом, машиностроители пришли к поузловой, подетальной и в конце концов к технологической специализации. Приспосабливая дизель для различных по режиму машин, конструкторы пришли к универсальному двигателю, пригодному для работы в различных режимах и условиях. Унифицированные двигатели Ярославского моторного завода в 6-и 8-цилиндровом исполнении устанавливаются на автомобилях различной грузоподъемности Минского и Кременчугского заводов, на скреперах емкостью 10 м3, на колесных тракторах Кировского завода, экскаваторах, кранах, самосвалах и тягачах Белорусского автомобильного завода и т. д. Незначительно измененная трансмиссия трактора оказалась пригодной для тягача и многих типов автомобилей и т. д.
Благодаря унификации общность технологических процессов, выполняемых различными машинами, приводит к общности кинематических и конструктивных решений. Так, работы Минского тракторного завода показали, что из узлов сельскохозяйственного трактора традиционной конструкции можно создать тягач межотраслевого применения с уровнем унификации примерно 52%.

Для современного машиностроения вместо традиционного стремления ограничить номенклатуру изделий во имя повышения серийности производства характерна тенденция из малого числа унифицированных узлов и деталей создавать почти любые конструкции чрезвычайно широкой номенклатуры. Это к тому же существенно повышает показатели, надежности’машин.’Для отдельных видов изделий повышение коэффициента унификации с 20 до 60% .привело к снижению отказов в 2 раза. При этом практика устранения отказов показала, что из общего числа отказавших узлов на долю унифицированных приходится не более 5%.
Менее зависящим от других отраслей промышленности, а потому и получившим большее распространение является путь широкого оснащения строительных и дорожных машин сменным рабочим оборудованием, что значительно расширяет их возможности.

Партийные директивы указывают на стандартизацию, как на важный фактор повышения эффективности производства, использующий интенсивные направления развития хозяйства. За последние 10—15 лет были сделаны существенные шаги по совершенствованию научной базы стандартизации, что привело к ускоренному развитию научной методологии. Это позволило ЦК КПСС и Совету Министров СССР в постановлении от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» поставить перед Государственным комитетом СССР по стандартам совместно с министерствами и ведомствами задачу разработать комплексные программы стандартизации, «обеспечив в них согласованные требования кЛ сырью, материалам, комплектующим изделиям и готовой продукции, имея в виду значительно повысить требования к качеству продукции».

Программы комплексной стандартизации представляют собой документы, содержащие систематизированные перечни взаимоувязанных стандартов и технических условий, подлежащих разработке или пересмотру.

В число решаемых в программах задач входит: – выбор наиболее целесообразных направлений стандартизации; – разработка опережающих стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы; – стандартизация технологических процессов, оборудования и оснастки, методов организации и подготовки производства, требований к испытаниям и контролю – продукции, методов ее эксплуатации, обслуживания и ремонта; – определение состава научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме, на решение которой направлена программа, а также состава исполнителей и сроков выполнения работ.

При разработке программы комплексной стандартизации соблюдается принцип системности, в соответствии с которым пересматриваются все ранее разработанные стандарты и технические условия на всех этапах жизненного цикла продукции.

Суть и принципы системного подхода продемонстрируем на примере программы комплексной стандартизации «Универсальный гидравлический экскаватор 5-й размерной группы с ковшами емкостью 1,25—2,5 м3». Целью разработки программы была координация работ по выполнению решений партии и правительства по соз-данию и освоению выпуска систем машин для комплексной механизации работ в промышленном, сельскохозяй ственном, мелиоративном, жилищном и дорожном строи-* тельстве, машин повышенной единичной мощности е широким применением гидравлики и автоматики, повышение качества и технического уровня отечественных одноковшовых гидравлических экскаваторов до уровня лучших зарубежных образцов.

Для реализации поставленной задачи был проведен анализ прогрессивных зарубежных стандартов, рекомендаций по стандартизации международных организаций СЭВ и ИСО (междзшародная организация по стандартизации), а также нормативно-технической документации ведущих фирм капиталистических стран. На основании анализа был составлен перечень намеченных к разработке нормативно-технических документов, обеспечивающий взаимоувязанные требования к конечной продукции, ее составным частям, комплектующим изделиям, материалам, полуфабрикатам, средствам метрологического обеспечения и технологической подготовки производства, направленных на повышение технического уровня и качества гидравлических экскаваторов с учетом научно-технических достижений отечественного и зарубежного экскаваторостроения и перспективы до 1990 г.

Эта программа наиболее полно связана с экскаваторами 5-й размерной группы — ЭО 5122 как одной из наиболее производительных и сложных и в то же Бремя одной из самых массовых машин из всего параметрического ряда полноповоротных одноковшовых универсальных гидравлических экскаваторов. Ее реализация будет способствовать тому,- что одновременно повысится качество экскаваторов 3, 4 и 6-й размерных групп, поскольку значительная часть узлов этих экскаваторов унифицирована и является для них общей.

Программа содержит задания на разработку и внедрение 32 нормативно-технических документов 8 отраслевых министерств и ведомств (Минстройдормаш, Мин-чермет СССР, Минхимпром, Минавтопром, Минстанкопром и др.). Разработке и внедрению подлежат 11 государственных и 14 отраслевых стандартов и 7 технических условий на основные параметры, размеры, технические требования, типовые технологические, операции обработки деталей, требования к надежности и даже термины.

Так, например, будет пересмотрен и увязан с принятой в международной практике терминологией ГОСТ 15134—69 «Экскаваторы одноковшовые универсальные. Термины». К настоящему времени в рамках реализации ©той программы разработан ГОСТ 22894—77 «Экскаваторы одноковшовые универсальные гидравлические. Технические условия». В соответствии с этим и документами наработка до первого капитального ремонта повысилась на 10%, уровень унификации (по коэффициенту применяемости стандартных деталей) — на 5%, а удельная металлоемкость снизилась на 2,5%.

Для достижения этих показателей были пересмотрены отраслевые стандарты с целью повышения рабочего давления жидкости с 15,7—24,5 МПа до 31,4 МПа, увеличения температурного интервала работоспособности до параметров от —60 до +100° С.

В соответствии с вновь разработанным ГОСТ 8732—78 «Трубы етальные бесшовные горячекатаные. Сортамент» допускаемые отклонения ужесточены на 10%. По техническим условиям на уплотнения из полиуретана для гидроцилиндров их ресурс по сумма р-ному пути скольжения возрастет в 12,5—25 раз, В программе также предусматривается переработка технических условий на гидроаппаратуру, рукава высокого давления для гидрокоммуникаций, поворотные роликовые опоры и т. д.

Одновременно разрабатываются государственные стандарты на правила эксплуатации и ремонта и правила сдачи в ремонт и выдачи из ремонта с целью доведения наработки экскаватора после первого капитального ремонта до 80% от наработки новой машины и т. д.

Экономический эффект от внедрения в народное хозяйство программы составит около 2,5 млн. руб. в год.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Статьи

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Стандартизация строительно-дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства