Автопогрузчики общего назначения с боковым выдвижным грузоподъемником
Автопогрузчики моделей 4063К, 4065 и 4070 (изготовитель Львовский завод автопогрузчиков) предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных, внутрицеховых и складских работ с длинномерными грузами, хранящимися в штабелях и на стеллажах (лесоматериалы, рельсы, сортовой и листовой прокат, трубы, железобетонные колонны и т. п.), и крупногабаритными грузами, перемещаемыми отдельными единицами (станки, котлы, металлоконструкции и др.). Рабочими грузозахватными приспособлениями служат вилы и консольная стрела с крюком.
Автопогрузчики с боковым выдвижным грузоподъемником совмещают функции фронтальных погрузчиков (или самоходных кранов) и грузовых автомобилей. Площадки и проезды должны иметь твердое покрытие.
Рассматриваемые автопогрузчики являются неподрессоренны- ми машинами и выполнены по одинаковой конструктивной схеме. Основанием служит коробчатая сварная рама из стальных листов, содержащая с левой стороны мощную продольную балку. С правой стороны в раме имеется проем (в плане), в котором перемещается в поперечном направлении грузоподъемник, телескопический двухрамный, имеющий гидравлический привод. На поперечных вертикальных стенках рамы, образующих проем, приварены горизонтальные направляющие, обеспечивающие устойчивость грузоподъемника при его передвижении, захвате груза и укладке его на складской площадке. Одноместная кабина водителя с рулем, органами управления и контрольными приборами расположена неподвижно впереди слева. С правой стороны расположен грузовой настил, разделенный проемом на две площадки, на который укладывается при перевозках груз. На раме позади грузоподъемника слева установлены двигатель внутреннего сгорания, сцепление и коробка передач. Ходовая часть содержит задний ведущий мост и передний мост с управляемыми колесами.
Для разгрузки колес правой стороны, когда груз укладывается на грузовой настил- или снимается с него, особенно когда центр массы перемещаемого грузоподъемником груза находится вне опорного контура автопогрузчика, на раме установлены две дополнительные выдвижные опоры, которые опускают до упора в покрытие складской площадки. В транспортном положении грузоподъемник размещается между кабиной и двигателем, выдвижные опоры подняты.
Применение этих автопогрузчиков позволяет значительно уменьшить площадь складов, занимаемую проходами, и дает большие удобства при работе с длинномерными грузами.
Автопогрузчики моделей 4063К и 4065 близки по конструкции (рис. 5.1). Они имеют по два передних и задних колеса. В правом заднем углу под грузовым настилом установлен маслобак гидросистемы грузоподъемника, у задней стенки проема — стартерная аккумуляторная батарея. Топливный бак расположен под капотом над коробкой передач. Грузоподъемник установлен вертикально и не имеет механизма наклона вперед-назад. Поперечное перемещение грузоподъемника осуществляется двумя наклонными поршневыми гидроцилиндрами двустороннего действия. Выдвижные опоры опускаются в рабочее положение и поднимаются в транспортное положение двумя автономными поршневыми гидроцилиндрами (также двустороннего действия).
Верхнее расположение двигателя, закрываемого капотом, обеспечивает легкий доступ при обслуживании и ремонте. Органы управления двигателем выведены в кабину. Она имеет круговой обзор и защищена с правой стороны решеткой.
Передний мост представляет собой сварную балку из стальных листов. На нем закреплены управляемые колеса при помощи поворотных кулаков, связанных фасонными рычагами с тягой рулевой трапеции. Передний мост имеет балансирную подвеску к раме погрузчика, что улучшает его проходимость по неровной дороге и снижает нагрузки на раму. Это позволяет левому и правому колесам выравнивать нагрузки, перемещаться при разности уровней площадки до 200 мм. Углы поворота колес от среднего положения составляют: наружного — 46°, внутреннего *— 65°. Угол развала колес 2°, угол схождения 0°. Угол наклона шкворня: бокового 7°, переднего 0°.
Передние и задние колеса одинаковые: съемные, дисковые с бортовыми и замочными кольцами.
Рис. 5.1. Автопогрузчик модели 4065
Трансмиссия механизма передвижения имеет сцепление, коробку передач, карданный вал, промежуточный редуктор (рис. 5.2), второй карданный вал, понижающий редуктор, главную передачу, дифференциал и полуоси заднего моста. Крутящий момент от коробки передач сообщается тремя карданными валами промежуточному редуктору, далее понижающему редуктору и главной передаче. Основные детали обоих редукторов взаимозаменяемы (кроме корпусов). Передаточное число каждого редуктора 1,36.
Задний ведущий мост, сцепление, коробка передач и карданные валы применены от автомобиля ГАЗ-51. Задний мост прикреплен к раме погрузчика жестко с помощью стремянок.
Автопогрузчики оборудованы автономными ножным и ручным тормозами от автомобиля ГАЗ-51. Ножной тормоз колодочный, с гидравлическим приводом, действует одновременно на все ходовые колеса. Ручной тормоз центральный барабанного типа, смонтирован на конце вторичного вала коробки передач.
Рулевое управление содержит гидроусилитель. Колонка с рулевым колесом и валом взяты от автомобиля ЗИЛ-164, рулевой механизм— от автомобиля ЗИЛ-130. Передаточное отношение рулевого механизма 20:1. Передача от вала рулевой колонки к гидроусилителю осуществляется пластинчатой цепью.
Гидросистема усилителя руля является автономной, кроме маслобака, являющегося общим и для гидроагрегатов грузоподъемника.
Рис. 5.2. Промежуточный редуктор:
1 — корпус; 2 — фланец входного вала; 3 — входной вал; 4 — ведущее зубчатое колесо; 5 — ведомое колесо; 6 — выходной вал; 7 — пробка сливного отверстия
Грузоподъемники автопогрузчиков моделей 4063К и 4065 двухрам- ные, унифицированы с грузоподъемниками фронтальных автопогрузчиков. Наружная рама в нижней части с правой и левой сторон имеет по два катка. Грузоподъемник, опираясь на них, перемещается в поперечном направлении. При выдвинутом в крайнее положение грузоподъемнике вилы (стрела) полностью выходят за боковое очертание машины. В транспортном положении грузоподъемник с вилами (стрелой) не выступает за габарит автопогрузчика. На автопогрузчике моделей 4063К и 4065 установлено по два шестереночных гидронасоса: НШ-46 — системы грузоподъемника и цривода выносных опор производительностью 0,046 л/об и НШ-10 — системы гидроусилителя рулевого управления производительностью 0,01 л/об. Рабочее давление в системе грузоподъемника 104 кПа (100 кг/см2). Насосы установлены на кронштейне под двигателем, приводятся во вращение клиноременной передачей от шкива коленчатого вала.
Цилиндры поперечного перемещения грузоподъемника поршневые двустороннего действия. Масло в цилиндры поступает через отверстие в головке цилиндра в поршневую полость при выдвижении грузоподъемника наружу или в штуцере — в штоковую полость при возвращении грузоподъемника назад.
Внешними опорами служат два одинаковых вертикальных поршневых гидроцилиндра двустороннего действия, жестко закрепленных на шасси, на концах штоков которых на шаровой пяте установлены опорные тарелки. Каждый цилиндр содержит: корпус, поршень с уплотнительными кольцами, шток, головку цилиндра, крышку, защитную муфту, опору, соединенную с шаровой пятой штока при помощи фланца. В днище корпуса установлен гидрозамок, образуемый маленьким цилиндром двустороннего действия с поршеньком, шариковым клапаном и пружиной. Наружная полость поршенька сообщается каналом с полостью бобышки цилиндра и далее через трубку с его штоковой полостью. Гидрозамок обеспечивает безопасность работы при поперечном перемещении грузоподъемника, захватывании груза и установке его на площадку. Когда опоры опущены до соприкосновения с дорожным покрытием, гидрозамок запирает масло в верхней полости цилиндра и исключает возможность его перетекания на слив, проседание опор и наклон погрузчика в правую сторону. Этим предотвращается вероятность опрокидывания погрузчика и в случае разрыва трубопроводов, подводящих рабочую жидкость к цилиндрам.
Гидрораспределитель имеет три положения: нейтральное (рис. 5.3) и два рабочих (например, на подъем каретки и ее опускание). В нейтральном положении пояски золотников закрывают проход масла к отверстиям Е и Е’. Сливной канал В остается открытым и масло, нагнетаемое насосом все время при работе двигателя, подается в полость Н и далее по сливному каналу поступает в маслобак. Предохранительный 6 и перепускной 7 клапаны остаются закрытыми. Гидрораспределитель трехзолотниковый, выполненный в одном литом корпусе, заимствован у автопогрузчика модели 4045Р.
Для работы гидроцилиндров поперечного перемещения грузоподъемника требуется давление 0,8-104кПа (80кгс/см2), для остальных цилиндров — до 1,25-104 кПа (125 кгс/см2). Поэтому в гидравлической системе грузоподъемника предусмотрены два предохранительных клапана срабатывающих соответственно при давлении 0,75- 104-н0,8-104 кПа (754-80 кгс/см2) и 1,2- 104-И,25-104 кПа (1204-125 кгс/см2). Последний установлен непосредственно на гидрораспределителе.
В маслобак введены снизу два всасывающих и сливной трубопроводы, внутренние концы их изогнуты на 180°. Сливной трубопровод имеет вверху на перегибе отверстия, которыми он сообщается с атмосферой. На перегибе всасывающих трубопроводов установлен патрубок, нормально закрытый винтовой заглушкой, которую вывинчивают, заглушив двигатель, в случае обрыва или отсоединения всасывающего или нагнетательного шланга. При обрыве шланга на линии слива автоматически разрывается струя масла у отверстий трубопровода и вытекания его из бака не будет.
Рис. 5.3. Схема гидравлической системы:
1 — цилиндр поперечного перемещения грузоподъемника; 2, 7 и 10 — перепускные клапаны; 3, 6 и 9 — предохранительные клапаны; 4 — насос НШ-46; 5— насос HLLI-10; 8 — масляный бак; 11 — гидрораспределитель; 12 — гидроусилитель руля; 13 — цилиндр подъема; 14 — дросселирующий клапан; 15 — обратный клапан; 16 — цилиндр выдвижной опоры; 17 — гидрозамок
Рис. 5.4. Принципиальная схема электрооборудования автопогрузчиков моделей 4063К и 4065:
1 — переносная лампа; 2 — звуковой сигнал; 3 — стеклоочиститель; 4 и 10 — лампы сигнализаторов поворота; 5, 7 а 8 — датчики температуры воды, давления масла и уровня бензина; 6 — щиток приборов; 9 — лампы освещения щитка приборов; 11 — сигнализатор выдвинутого положения грузоподъемника; 12 — реле-регулятор; 13 — генератор; 14 — реле включения стартера; 15 — стартер; 16 — катушка зажигания; 17 — задние сигнальные фонари поворота; 18 — подавительное сопротивление; 19 — свеча зажигания; 20 — распределитель зажигания; 21 — батарея; 22— сигнальные фонари грузоподъемника; 23 — замок зажигания; 24 — центральный переключатель света; 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — ножной переключатель света; 27 — подфарник; 28 — фара; 29 — переключатель указателя поворота; 30 — прерыватель мигающего света сигнализаторов поворота
Электрооборудование автопогрузчиков моделей 4063К и 4065 выполнено по однопроводиой схеме, близкой к принятой на автомобилях (рис. 5.4).
Источником энергии служит аккумуляторная батарея с номинальным напряжением 12 В, подзаряжаемая при работе двигателя от генератора. Клемма (—) батареи и двигатель соединены «на массу». Кроме обычных для автомобилей фар (ближнего и дальнего света), подфарников и задних сигнальных фонарей, на верху наружной рамы грузоподъемника установлены задний и передний сигнальные фонари. Они автоматически зажигаются при поперечном перемещении грузоподъемника и гаснут при возвращении его в транспортное, т. е. крайнее вдвинутое, положение вследствие срабатывания концевого выключателя.’ Одновременно с сигнальными фонарями грузоподъемника включается сигнальная лампа на приборном щитке в кабине водителя.
Катушки зажигания, контрольные приборы, стеклоочиститель, переключатель указателя поворота с мигающим светом подфарников и задних сигнальных фонарей, концевой выключатель с сигнальной лампой и сигнальными фонарями грузоподъемника включаются и выключаются поворотом ключа в замке зажигания. Фары, подфарники, основные лампы задних сигнальных фонарей, контрольная лампа дальнего света, лампы кабины, звуковой сигнал, стартер включаются соответствующими включателями. Центральный переключатель имеет три положения: нейтральное, включение подфарников и включение фар.
Для защиты электрических проводов от перегрева установлены два автоматических выключателя с биметаллическими пластинами. Нормальное замкнутое состояние их контактов восстанавливают спустя несколько минут после срабатывания нажатием на головки выключателей на приборном щитке.
Автопогрузчик модели 4070 по конструктивной схеме и компоновке близок к рассмотренным выше машинам 4063К и 4065 (рис. 5.5). Задний мост содержит четыре ведущих колеса. Подвеска передней оси балансирная. Данная подвеска и грузоподъемник унифицированы с автопогрузчиками 4008, но с уменьшенной на 250 мм строительной высотой, что позволяет вписать машину в установленный МПС погрузочный габарит при перевозке на железнодорожной платформе.
Рама грузоподъемника телескопически раздвижная. Каждая стойка наружной рамы выполнена из двух обращенных друг к другу полками швеллеров. Стойки выдвижной внутренней рамы состоят из двух двутавровых балок. На внутренних сторонах полок стоек приварены сегментные направляющие, по которым катятся катки выдвижной рамы и каретки. Чтобы предотвратить боковые смещения выдвижной рамы и каретки, установлены направляющие ролики. Плоскости качения их расположены параллельно продольной оси машины. Каретка подвешена на двух пластинчатых цепях.
Для приведения в действие гидроприводов сменных рабочих органов на внешних сторонах стоек выдвижной рамы закреплены на консольных осях два поддерживающихся блока, которые огибают гибкие шланги, присоединенные к гидрораспределителю.
Автопогрузчики модели 7806 созданы и изготовлены Головным специальным конструкторским бюро по автопогрузчикам (ГСКБ) во Львове (рис. 5.6). Они позволяют штабелировать контейнеры типа УУК-20 (1С ИСО) в два яруса на складской площадке, производить их погрузку на железнодорожные платформы и автополуприцепы, а также выгрузку с них. Компоновка машины близка к рассмотренной выше у автопогрузчиков моделей 4063К, 4065 и 4070. Конструкция же имеет значительные отличия, связанные с существенно большей мощностью и назначением погрузчика.
Рис. 5.5. Автопогрузчик модели 4070
Силовым агрегатом является двигатель — дизель ЯМЭ-238 мощностью 240 л. с. Максимальный крутящий момент двигателя 90 кгм. В качестве коробки передач применена унифицированная автоматическая гидромеханическая передача БелАЗ с кинематической схемой 5+2, что позволило исключить характерный для автопогрузчиков с обычной механической коробкой передач механизм обратного хода. Машина имеет пять ступеней скорости при движении передним и две ступени задним ходом.
На картере маховика двигателя установлена коробка отбора мощности, собранная в одном блоке с демпферным устройством. Подвеска двигателя и система его охлаждения заимствованы от автомобиля КоАЗ-6401. Ведущий задний мост автопогрузчика разрезной.
Главная передача и колесные редукторы заимствованы от автомобиля БелАЗ-540. В качестве полуосей применены укороченные карданы этого же автомобиля. Крутящий момент от двигателя к гидромеханической передаче сообщается укороченным карданным валом автомобиля МАЗ-500А и далее — к главной передаче — карданным валом автомобиля КрАЗ-256.
Ходовая часть содержит две пары передних управляемых и две пары задних ведущих колес (всего 8). Управляемый мост выполнен в виде двух колонн, закрепленных на плите, балансирно подвешенной к раме. На горизонтальной оси колонн установлено по два колеса. Управление ими состоит из механизма руля Урал-375 и двух гидроцилиндров, действующих непосредственно на рычаги каждой пары передних колес. В примененной на автопогрузчике 7£06 системе усиления руля следящее золотниковое устройство и упомянутые выше силовые гидроцилиндры разделены (в отличпе от автопогрузчиков меньшей мощности).
Ручной, стояночный и ножной тормоза независимого действия применены от автомобиля MA3-537. Они имеют пневмогидравличе- ский привод и воздействуют: первый — на промежуточный вал главной передачи, второй — на все колеса автопогрузчика.
Рис. 5.6. Автопогрузчик модели 7806 119
Для обеспечения устойчивости при выполнении погрузочно-раз- грузочных операций на правой стороне машины смонтированы четыре выносные домкратные опоры с автономными гидравлическими приводами их подъема-опускания. Включение различных ступеней гидромеханической передачи и ми производятся с помощью электрогидравлических приводов.
Перед кабиной для безопасности водителя со стороны груза установлены две предохранительные стойки.
Основным рабочим оборудованием погрузчика является контейнерный захват. Конструкция его позволяет работать с контейнерами нормальной (2438 мм) и уменьшенной высоты, которые получают распространение.
Для предотвращения повреждения контейнерного захвата либо самого погрузчика при случайном включении механизма перемещения грузоподъемника назад, когда захват находится на уровне грузовой платформы.
Рис. 5.7. Портальный автопогрузчик
Грузоподъемник вместе с кареткой во вдвинутом положении находится заподлицо с ограничительными стойками. Наружная и внутренняя рамы его не выступают одна относительно другой по ширине погрузчика.
Специальные автопогрузчики
К специальным машинам относится портальный контейнеровоз модели 7801, предназначенный для работы с крупнотоннажными контейнерами массой брутто 20 т (рис. 5.7). Шасси погрузчика представляет собой объемный портал, опнрайщийся на восемь ходовых бездисковых колес, по четыре с каждой стороны, расположенных последовательно друг с другом, из них четыре передних колеса управляемые, четыре задних ведущие. Силовым агрегатом погрузчика служит дизельный двигатель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с. и максимальным крутящим моментом 68 кгм с двухдисковым сцеплением и механической коробкой передач. За ней установлен механизм обратного хода, что позволяет использовать все ступени коробки передач при движении как передним, так и задним ходом. Крутящий момент к главным редукторам сообщается карданными валами и к полуосевым головкам цепными передачами.
Силовой агрегат и грузоподъемный механизм установлены на верху портала. Кабина водителя цельнометаллическая, одноместная, расположена также наверху с левой стороны и несколько вынесена вперед.
Рулевое управление содержит гидроусилитель.
Грузоподъемный механизм оригинальной конструкции состоит из двух горизонтальных гидроцилиндров, соединенных канатами через систему блоков с контейнерным захватом. Застропка контейнера производится за верхние угловые фитинги дистанционно управляемыми кулачками, которые, поворачиваясь на 90° во внутренней полости фитингов, заходят под их заплечики своими выступами. После фиксации захватных кулачков в рабочем положении контейнер можно перемещать.
Цилиндры грузоподъемного механизма питают два шестереночных насоса НШ-50/160, гидроусилитель руля шестереночный насос НШ-32.
Погрузчик ЛТ-28 предназначен для механизации погрузки на железнодорожный открытый подвижной состав, автомобили и прицепы (полуприцепы) к ним, а также выгрузки с них тарно- штучных грузов, сформированных пакетами и перемещаемых отдельными единицами, и длинномерных грузов, преимущественно лесоматериалов (рис. 5.8). Погрузка на указанные выше средства транспорта и выгрузка с них грузов могут производиться при расположении погрузчика с одной стороны. Погрузчик должен применяться на открытых складах с твердым ровным покрытием.
Рама погрузчика коробчатая из листового и сортового проката. Передние колеса ведущие, задние управляемые. Машина неподрессоренная.
Источник энергии — карбюраторный двигатель автомобиля ГАЗ-53А мощностью 115 л. с. Трансмиссия механизма передвижения механическая, содержит: агрегат сцепления, реверсивный редуктор, четырехскоростную коробку передач, карданную передачу, главную передачу и бортовые открытые цепные передачи к передним ведущим колесам. Тормоза автономного действия: ножной — с тормозным барабаном и двумя колодками на ходовых колесах, с гидроприводом и вакуумным усилителем, ручной — центральный с механическим приводом. Рулевое управление с гидроусилителем.
Грузоподъемник выполнен в виде шарнирно-рычажной сочлененной стрелы с механизмом сохранения постоянного положения вил. Подъем-опускание стрелы производятся плунжерным гидроцилиндром. На стреле установлены два поршневых гидроцилиндра двустороннего действия: изменения наклона захвата (вил) 6 в продольном направлении и поперечного перемещения. Для повышения продольной устойчивости погрузчика имеются две передние выдвижные опоры (аутригеры) и противовес может выдвигаться назад за очертание машины в транспортном положении. Механизмы перемещения выдвижных опор и противовеса оборудованы автономными гидроприводами. На рис. 5.8 противовес показан в выдвинутом положении.
Сменным рабочим оборудованием погрузчика являются вилы, грейфер и челюстной (клещевой) захват.
Рис. 5.8. Погрузчик ЛТ-28 с шарнирно-сочлененной стрелой и челюстным захватом для круглого леса
Основные параметры погрузчика приведены в табл. 5.5.
Портальные погрузчики моделей А-210, Т-110, Т-130, Т-140 и Т-150 служат для перемещения на открытых складах преимущественно пиломатериалов и других длинномерных грузов, сформированных пакетами или уложенных пачками на .подкладках, а также тарно-штучных грузов и контейнеров. Погрузчики могут работать на спланированных площадках с твердым ровным покрытием.
Характерным для этих погрузчиков является размещение транспортируемого груза под шасси между левыми и правыми ходовыми колесами. Шасси неподрессоренное, выполнено в виде коробчатой сварной рамы из стальных листов и сортового проката. Ходовая часть содержит четыре колеса с пневмошинами, являющихся управляемыми. Задние колеса ведущие. Колея передних и задних колес одинаковая. Рулевое управление с гидроусилителем. Ножные 124 рабочие тормоза — колесные двухколодочные, ручные стояночные — центральные, воздействующие на трансмиссию, с механическим приводом. На погрузчиках моделей А-210, Т-130 и Т-140 ножной тормоз имеет гидравлический привод, на модели Т-110 — пневматический и на модели Т-150 — гидравлический с вакуумным усилителем.
Источник энергии карбюраторные автомобильные двигатели. На погрузчиках первых четырех моделей двигатель установлен впереди, на модели Т-150 — в средней части шасси справа от кабины, которая смещена влево. Механизм передвижения содержит: агрегат сцепления однодисковый, реверсивный редуктор, четырехскоро- стную коробку передач (на модели Т-110 пятискоростную), продольную и полуосевые карданные передачи, главную передачу с дифференциалом.
Грузоподъемное устройство погрузчиков моделей А-210, Т-110, Т-140 и Т-150 имеет механизмы с гидравлическим приводом: зажима груза с двумя полочными подхватами и подъема-опускания.
Погрузчик Т-130 оборудован четырьмя поворачивающимися на 90° в горизонтальной плоскости вилочными подхватами, расположенными попарно с левой и правой сторон. После захватывания цзуза вилы поднимаются в транспортное положение.
Портальный погрузчик модели А-210 оборудован грузоподъемником, позволяющим опускать грузозахватное устройство на 2 м ниже своей опорной поверхности. Это дает возможность укладывать груз в люки складов, магазинов, производственных помещений либо поднимать груз из углубленных хранилищ (рис. 5.9).
Рис. 5.9. Портальный погрузчик модели А-210
На погрузчиках моделей Т-140 и Т-150 в передней и задней частях шасси установлены съемные подпружиненные рамки для под- жатия при перевозке неплотно уложенных пиломатериалов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автопогрузчики с боковым грузоподъемником и специальные"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы