Балки мостов служат для восприятия вертикальных, продольных и поперечных усилий, действующих на колес».
Балки ведущих мостов пустотелые, внутри их устанавливаются главные передачи, дифференциалы и полуоси. У автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 балки состоят из двух штампованных-половин, сваренных между собой электросваркой. У автомобиля «Урал-375Д» каждая балка состоит из литого картера и двух кожухов полуосей, запрессованных в картер. Балки задних мостов автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 штампованно-сварные.
В средней части балка моста имеет кольцевой поясок для крепления картера главной передачи, а с противоположной стороны у сварной балки приварена глухая крышка. На балках средних и задних мостов автомобилей ЗИЛ-131 и «Урал-375Д» имеются кронштейны для установки концов рессор и крепления реактивных штанг подвески.
Торцы балок заднего моста автомобиля ГАЗ-66, а также торцы балок среднего и заднего мостов ЗИЛ-131 заканчиваются фланцами, к которым крепятся шпильками цапфы или и опорные диски тормозных механизмов. У среднего и заднего мостов автомобиля «Урал-375Д», а также у задних мостов TA3-53A и ЗИЛ-130 цапфами колес являются непосредственно концы балок мостов, а для крепления опорных дисков тормозных механизмов на балку напрессовываются фланцы.
Балки передних мостов автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и «Урал-375Д» заканчиваются фланцами, к которым крепятся шаровые опоры поворотных кулако.
Поворотные кулаки обеспечивают возможность поворота передних управляемых колес. Поворотные кулаки автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и «Урал-375Д» по устройству одинаковы, отличаются лишь размерами деталей. Каждый поворотный кулак состоит из шаровой опоры с двумя шкворнями и подшипниками, корпуса с крышками, поворотной цапфы и уплотнения. Шаровая опора крепится шпильками к балке моста. В нее запрессованы и обварены два шкворня, на которых установлены конические подшипники; наружные кольца подшипников расположены в расточках корпуса кулака. Подшипники закрываются крышками, под которые подложены металлические прокладки. В верхнюю крышку ввернута пресс-масленка для смазки верхнего подшипника шкворня. В шаровой опоре автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 имеется контрольная пробка, а на автомобиле «Урал-375Д» — контрольно-заливное отверстие, закрываемое пробкой, которое находится на корпусе поворотного кулака. С внутренней стороны к корпусу крепится цапфа, а со стороны шаровой опоры — уплотнение.
Рис. 1. Балка моста автомобиля ГАЗ-66
Рис. 2. Углы установки передних колес и шкворней поворотных цапф: а — углы развала колес и наклона шкворня в поперечной плоскости; б — схождение колес; в — угол наклона шкворня в продольной плоскости
Шкворни установлены в шаровой опоре с наклоном в поперечной и продольной плоскостях.
Рис. 3. Проверка затяжки подшипников шкворней поворотного кулака
Установка шкворней с наклоном повышает устойчивость и облегчает управление автомобилем.
Конструкция поворотных кулаков обеспечивает также развал передних колес на угол до 1°. Развал достигается тем, что оси поворотных цапф наружными концами наклонены вниз. Развал колес уменьшает усилие, необходимое для поворота автомобиля, разгружает наружный подшипник ступицы колеса, способствует равномерному износу шиц. Углы развала колес и наклона шкворней на грузовых автомобилях не регулируются.
Передние колеса, установленные с развалом, стремятся катиться по расходящимся окружностям, что привело бы к их проскальзыванию относительно дороги и быстрому износу шин. Чтобы не допустить этого, передние колеса устанавливаются со схождением.
Схождение колес — это разность расстояний между ободами левого и правого колес сзади и впереди балки моста.
Конические подшипники шкворней устанавливаются с предварительным натягом. По мере износа трущихся поверхностей натяг исчезает, появляется зазор, что может привести к неустойчивому движению передних колес и разрушению подшипников.
Регулировку подшипников осуществляют удалением одинакового количества прокладок из-под крышек подшипников. При большом износе нижнего подшипника рекомендуется поменять подшипники местами; в этом случае прокладки удаляются из-под верхней крышки. Правильность регулировки проверяется по величине усилия, приложенного к поворотному рычагу, отлитому заодно с корпусом поворотного кулака. Показания динамометра, закрепленного за отверстие рычага, должно быть: для автомобиля ГАЗ-66 — 2,35—3,7 кгс, для ЗИЛ-131—2,0—2,4 кгс, для «Урал-375Д» — 2—3 кгс. Проверка производится при отсоединенных рулевых тягах и приподнятом мосте.
У автомобилей ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 балка переднего моста штампованная, двутаврового сечения. На балке имеются две опорные площадки с отверстиями для крепления рессор, а на концах балки — бобышки с отверстиями для установки шкворней.
Поворотный кулак у этих автомобилей изготовляется заодно с цапфой колеса и устанавливается в балке на шкворне. В отверстия поворотного кулака запрессованы бронзовые втулки, в балке моста шкворень фиксируется стопором. Между балкой моста и кулаком размещается упорный подшипник скольжения. Сверху и снизу шкворень закрывается крышками. Трущиеся поверхности кулака смазываются через две пресс-масленки.
Неисправности чаще всего могут быть у балок передних мостов автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130.Эти балки могут прогибаться или скручиваться, а в поворотных кулаках изнашиваются шкворни и их втулки, что ухудшает устойчивость движения автомобиля. Неисправности устраняются заменой изношенных деталей, проведением текущего ремонта автомобиля.
В поворотных кулаках передних мостов автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375Д» изнашиваются подшипники шкворней и уплотнения, которые заменяются новыми.
Техническое обслуживание балок мостов. При ЕТО производится очистка балок от грязи или снега.
При ТО-1 проверяется осмотром состояние балок и поворотных кулаков. У автомобилей ГАЗ-БЗА и ЗИЛ-130 производится смазка подшипников шкворней (смазкой «Литол-24» или солидолом). Подшипники шкворней поворотных кулаков автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375Д» смазываются вместе с шарниром равных угловых скоростей.
При ТО-2 у автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375Д» проверяется затяжка подшипников шкворней и при необходимости производится их регулировка.
При каждом снятии тормозных барабанов, но не реже чем через одно ТО-2, производится проверка и подтяжка креплений поворотных цапф.
Рис. 4. Передний мост автомобиля ГАЗ-63А
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Балки мостов автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы